Дворфы-шахтёры из далёкого космоса: чем интересна Deep Rock Galactic
Или как превратить добычу руды в увлекательный кооперативный шутер.
Deep Rock Galactic — это кооперативный шутер на четверых, в котором космические дворфы-алкоголики добывают редкие минералы. Похоже на Left 4 Dead: тут важна командная работа, со всех сторон периодически набегают орды противников, а окружающая среда постоянно подкидывает сложности.
Но при этом есть одно важное отличие. Элементы кооперативного шутера с выживанием тут соседствуют с особенностями, свойственными песочницам на манер Minecraft: Deep Rock Galactic делает большой упор на исследование процедурно-сгенерированных пещер, которые можно подчистую разрушить с помощью кирок, буров и взрывчатки. И этот странный симбиоз двух очень разных жанров удивительным образом работает.
Тяжела работа рудокопа
Суть игры такова: горнодобывающая кампания Deep Rock Galactic занимается наймом дворфов для разработки полезных ископаемых на планетах в самых дальних краях галактики. Другие фирмы не рискуют работать в этих местах, оставляя горы богатств лишь самым безумным и беспринципным старателям. Это можно сказать и про Хоксес-4 (Hoxxes IV) — суровую планету с невероятно разнообразным климатом, заселённую миллионами плотоядных жуков-глифидов, на которой и ведёт добычу Deep Rock Galactic.
Игроки в роли дворфов-шахтёров отправляются в суицидальные вылазки на Хоксес-4 с одной-единственной целью: собрать побольше ценных минералов и вернуться на базу живыми за своей зарплатой. В основном задания сводятся к обычному сбору указанных руд, но иногда попадаются и более интересные миссии: спасение роботов-сборщиков предыдущей команды, которая не смогла выжить в пещерах Хоксеса-4, воровство яиц из кладки глифидов или убийство особо опасных жуков-боссов.
Звучит, как типичный сессионный командный шутер: есть основной хаб и пачка заданий, на которые выдвигается команда персонажей с разным снаряжением и способностями. Помимо выполнения поручения нужно ещё и добраться до базы живым с помощью эвакуационной капсулы-бура, на которую можно просто-напросто опоздать: перед взлётом машина ждёт лишь пару минут, поэтому к спасению приходится нестись со всех ног. В общем, бывалые игроки в Payday 2 сразу поймут, что и как делать, разве что ограбление банков заменено шахтёрскими работами.
Но не стоит путать горячее с синим. В Deep Rock Galactic есть один элемент, который отличает её от других кооперативных игр и придаёт важности командной работе: суровые условия труда.
Любой участок планеты принадлежит к отдельной биозоне со своим климатом. Ледяной биом замораживает дворфов холодными ветрами, сосульки обваливаются с потолка прямо на голову шахтёрам, а земля под ногами может треснуть и превратиться в убийственный каньон. В песчаных туннелях постоянно случаются бури, кругом ульи кровожадных ос и потоки песчаного ветра, способные перекинуть зазевавшегося дворфа на другой конец карты. Ну а в лавовой зоне «очень жарко»: горячая почва травмирует шахтёров, а тоннели заросли магматическими грибами, которые детонируют при малейшем чихе.
Кроме разнообразного окружения из восьми зон (на данный момент) опасность представляет и местное население — глифиды. Весьма умные плотоядные насекомые, подобно зергам, бродят по туннелям стаями, ведомые неумолимым голодом. Помимо рядовых жуков-воинов игрокам противостоят и более экзотические экземпляры: преторианцы в толстой броне, плюющиеся замедляющей слизью мухи, комары-охотники и висящие под потолком пиявки, навевающие ностальгические воспоминания о барнаклах из Half-life.
У каждого подвида свои особенности и тактика поведения: большие преторианцы и дредноуты просто давят весом и рассчитывают на толстую лобовую броню, мелкие грунты и детёныши предпочитают нападать стаями, а хитрые комары и пиявки высматривают одиночные цели и стараются отделить зевак от основной группы дворфов.
И не надейтесь перестрелять всех обидчиков: боезапас строго ограничен, а подобрать лишний магазин посереди безлюдных пещер невозможно. Если хочется лишних патронов для дробовика — придётся поработать на фирму: добыть особый красный минерал Nitra и послать его на базу, чтобы начальство по доброте душевной выслало капсулу с дополнительными боеприпасами.
И даже это ещё не всё: сами пещеры создаются случайно за счёт очень грамотной системы процедурной генерации и представляют из себя запутанные и тёмные лабиринты: под землёй темно до такой степени, что без сигнальных ракет и фонарей не видно совсем ничего. А чтобы дворфы лишний раз не расслаблялись, в Deep Rock Galactic присутствует система случайных событий: то за командой шахтёров погонится целый рой глифидов, то начнётся буря или землетрясение, то на их поиски выйдут опасные дредноуты.
В плане геймдизайна игра очень сильно напоминает Sea of Thieves или даже Left 4 Dead: вместо того, чтобы выкручивать сложность за счёт увеличения здоровья врагов, разработчики делают ставку на разнообразие механик, которые не сразу показываются игроку и отлично взаимодействуют друг с другом. Даже спустя 20 часов мне удавалось находить что-то новое и забавное: кактусы, которые плюются в незадачливых дворфов иглами, светящиеся от ударов растения и глазастые стены, которые... просто смотрят на вас. Очень жутко смотрят, попрошу заметить!
Важность выбора профессии
В игре есть четыре класса: Инженер, Скаут, Бурильщик и Оружейник. У каждого есть кирка, гранаты, уникальный арсенал из четырёх орудий (два из которых можно взять на задание) и вспомогательные предметы, которые облегчают работу в глубоких пещерах Хоксеса-4.
Инженер помогает команде с помощью автоматических турелей (которые время от времени надо дозаряжать вручную — их боезапас ограничен) и гипсовой пушки, выстрелы которой создают удобные платформы.
Скаут обладает мощным оружием дальнего боя и может быстро перемещаться по карте за счёт крюка-кошки, чем очень напоминает Патфайндера из Apex: Legends — по крайней мере геймплейная динамика у этих двух персонажей одинаковая. Ещё Скаут может освещать тёмные туннели с помощью арбалета с болтами-фонарями — они работают куда лучше и дольше обычных сигнальных ракет, доступных всем персонажам. Гранаты Скаута не взрываются, а создают электрополе, замедляющее врагов.
Бурильщик — обязательный персонаж для любой команды, так как обладает специальными рукавицами-бурами. Они позволяют моментально прокапывать огромные туннели и без всяких проблем добираться до цели: там, где дворф с киркой полчаса будет прорубать себе лестницу к богатствам, Бурильщик пройдёт за пару минут. К тому же у него на вооружении пакеты с C4, способные одним взрывом отправить на тот свет даже самых крупных глифидов.
Оружейник — основная ударная сила дворфов. Его можно не брать на миссию, заменив лишним Инженером или Бурильщиком, однако на сложных боевых вылазках без него придётся туго: большой пулемёт с огромным боезапасом станет отличным подспорьем в серьёзной заварушке, равно как и мощный револьвер на четыре патрона. В качестве вспомогательных бонусов у Оружейника есть пушка с канатной дорогой, позволяющая пересекать каньоны и ущелья по удобному тросу, и генератор щита, укрывающий от опасностей силовым полем.
Персонажи хороши не только разнообразием: их способности отлично комбинируются друг с другом. К примеру, Инженер может выстрелить гипсовой пушкой под минерал, висящий около потолка, чтобы Скаут прилетел туда с помощью крюка-кошки и добыл сокровища. Да и бесполезных вещей в их инвентаре просто нет — каждый предмет важен, каждый дворф пригодится.
Во всём этом, конечно, есть минус — одному играть в Deep Rock Galactic нет смысла. Да, при отсутствии союзников вам выдадут специального робота помощника, который летает, добывает руду по команде, отстреливает врагов и поднимет вас в случае смерти. Да и со случайными игроками можно играть: в Deep Rock Galactic есть удобный поиск группы и система целеуказателей. Но вряд ли со случайными незнакомцами получится осилить контент высшего уровня — равно как и маленький робот вам в этом деле не помощник. Для самых серьёзных операций стоит обзавестись друзьями. В конце-концов, зачем идти в кооперативную игру одному?
Как глубока эта нора?
Пещеры в Deep Rock Galactic генерируются процедурно. Система генерации по уровню исполнения напоминает улучшенную версию Minecraft: окружение не квадратное и полностью разрушаемое — перекопать можно буквально всё, что вы видите на карте. Желанное золото находится в 50 метрах над вами? Вы можете найти какой-нибудь проход и развилку, которые ведут наверх. А можете просто пробурить лестницу, построить её гипсовой пушкой или подняться наверх на канате — способ достижения цели ограничен лишь вашей фантазией.
При этом разрушаемость никак не влияет на дизайн: несмотря на малополигональную стилистику, пещеры завораживают своим дизайном. Разветвлённые, тёмные, загадочные, подземелья Хоксеса-4 постоянно удивляют своим размахом и масштабами. И у каждой биозоны свой дизайн, музыка и атмосфера: никогда не спутаешь кристаллические тоннели с заросшим травой подземельем.
С потолков свисают сталактиты, в дальнем и тёмном углу светятся флуоресцентные грибы, а где-то за стенкой бурчит голодный жук или пищит оставленная другими дворфами сломанная аппаратура. Работа с освещением и звуком тут очень хороша, и благодаря ним создаётся необходимое ощущение объёма пещер и страха неизвестности.
Надёжная техника дворфов
Так как игра всё ещё находится в раннем доступе, у любого потенциального игрока сразу же должны возникнуть два вопроса: что у Deep Rock Galactic с контентом и технической частью? С первым мы уже разобрались: заданий, врагов, локаций, лута и геймплейных возможностей в игре уже хватает на добрых 40-50 часов кооперативной игры с друзьями, чего более чем достаточно для релизной версии — а игра всё ещё в альфа-версии.
Но в таком состоянии Deep Rock Galactic задерживаться не собирается: разработчики составили чёткий план развития игры и вводят нововведения практически каждый месяц. Если у них всё будет хорошо, полноценный релиз планируется уже через год — бесконечного Early Access можно не бояться.
Но что удивляет ещё больше — это техническая часть. Несмотря на ранний доступ, у Deep Rock Galactic вообще нет никаких проблем — это уже полноценная и полностью рабочая игра. Иногда она может припугнуть лёгкими багами вроде секундного провала модельки дворфа под землю или висящего в воздухе камня, но случается это редко — большую часть времени игра работает, как часы. Даже оптимизирована Deep Rock Galactic более чем отлично: шутер занимает совсем немного места на диске и выдаёт стабильную кадровую частоту как на хорошем железе, так и на очень бюджетных машинах.
Deep Rock Galactic появилась в Steam год назад: буквально на этой неделе у игры состоялся первый день рождения, в честь чего разработчики устроили праздничное событие с бонусами и шапками. И хоть она и привлекла моё внимание ещё на Е3, где её показали в первый раз, я познакомился с ней только сейчас — и остался в полном восторге.
Если для того, чтобы найти себе напарников для Vermintide, Sea of Thieves или Hunt: Showdown, приходится убеждать людей в том, что игры и правда достойны внимания, то Deep Rock Galactic продаёт сама себя. Хорошо сделанный проект с уникальной задумкой и юморными дворфами, где необычный сеттинг смешан с невероятно затягивающим геймплеем. Да и коммьюнити у игры что надо: игроки с удовольствием помогают новичкам, дают советы и берут в команду, а разработчики регулярно общаются с аудиторией на стримах и в соцсетях.
Конечно, хоть игра и не ММО-шутер, гринд в ней есть: добыча ресурсов для улучшения персонажей и открытие высших уровней сложностей ради испытания своих умений — единственная цель играть в Deep Rock Galactic. Очевидно, когда-нибудь копать руду надоест, да и простенькая стрельба не заставит вас провести тысячи часов за игрой просто ради очередной конфронтации с жуками. Здесь бои хоть и приятные, но «бюджетные» — ощущение и отдача у оружия на среднем уровне, а враги после смерти просто включают ragdoll, комично отлетая под потолок от очередного выстрела из дробовика.
И всё же Deep Rock Galactic — отличная игра со своим особым стилем и подходом. Пока ещё о ней мало кто знает, и она немного теряется на фоне блокбастеров 2019 года (серьёзно, когда успеть во всё поиграть), однако я почти на 100% уверен, что упрямые дворфы ещё прокопают себе дорогу к славе: достойных кооперативных шутеров сейчас не очень много.