Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Заставляя нас не только спуститься в бассейны с водой, но и занырнуть в глубины собственного подсознания.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Приглашаю всех желающих ознакомиться с ламповой видео-версией данного эссе. А мы, тем временем, будем начинать.

Время прочтения: ~ 30 минут.

Как часто вас пугают абсолютно обыденные и безобидные вещи?

Многим из нас хорошо знакомы стандартные способы напугать игрока, которые используются практически в каждой хоррор-игре: громкие и внезапные скримеры, что заставляют подпрыгнуть от резкого испуга; враждебные люди или монстры, что кратно превосходят нас по силе, и выступают эдакими «хищниками», заставляя нас прятаться, подобно их «жертве»; и, конечно же, вид изуродованной плоти, крови, и прочей малоприятной органики — неизбежно вызывает чувство отвращения, тревоги, и какого-то первобытного ужаса от осознания уязвимости и смертности нашего тела.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Эти приемы потому и стали «клише» в жанре игр-хорроров, что они просто слишком эффективны, поскольку давят на общечеловеческие страхи, которые мы все, в той или иной степени, разделяем.

И пусть мы можем объяснить такую бескомпромиссную популярность одних и тех же приемов в ужастиках, — нам, как игрокам, это не сильно помогает смириться с фактом сильнейшего застоя в жанре, а лишь напротив — в очередной раз подчеркивает всю ту вторичность и неоригинальность, которой наполнены большинство представителей жанра «хоррор».

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

К счастью, мы видим все больше новых изобретательных игр, которые искренне стараются сломать старую застоявшуюся формулу, и предоставить своему игроку новый опыт, наполненный оригинальными идеями. И предмет нашего сегодняшнего обсуждения — один из таких, но за исключением того, что это никакая не игра.

Добро пожаловать в POOLS. И в этом месте мы испытаем ужас, пребывая в абсолютной безопасности.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Знакомство

Все начинается с того, что мы запускаем и проигрываем некую кассетную пленку.

Из темноты, мы приходим в себя, лежа на белой кафельной плитке, что сверкает отражениями множественных ламп. Поднявшись, мы осматриваем место, в котором оказались, и видим лишь люк с лестницей в потолке, однако больше ничего — пустота: ни людей, ни предметов интерьера, никаких следов жизни, ни единого звука, кроме жужжания ламп над головой.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Повертевшись во все стороны, мы направляемся в ближайший проход сквозь арку, что выводит нас в новое помещение: просторный зал с мелким бассейном, что наполняет воздух нежным плеском воды, и кажется даже по странному приветливым, по сравнению с предыдущей пустой комнатой. Однако проходы между колонн, что ведут в тусклое помещение — создают ощущение дискомфорта и тревоги от мыслей о предстоящем пути туда.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Пусть освещение и выглядит зловеще, но мы проходим между колонн, и осматриваем большой зал. В таком просторном помещении, пустота этого места ощущается еще сильнее. Но в куда большей степени, наше внимание привлекает большой бассейн с темной водой. И вроде бы и дно видно, если присмотреться, — но от чего-то, совершенно не хочется спускаться туда; и более того — хочется убраться подальше от этой темной воды.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Не прекращая тревожно оглядываться, мы покидаем зал с темными бассейнами, и находим лестницу вниз, что ведет в небольшую комнату с нарисованной, судя по всему, картой этого комплекса. Если это и правда карта, то единственное, что она нам дает — это осознание довольно тесной и запутанной структуры этого места — что не помогает, но только повышает уровень дискомфорта.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Продвигаясь по тусклым тесным коридорам, густую тишину внезапно нарушает какой-то шум. Мы тут же понимаем, что это просто вентиляция. Но почему тогда возникает это желание тут же осмотреться и убедиться, что опасности нет? Абсолютно безобидный, нестрашный звук заставляет насторожиться, и уйти от темноты — на свет.

Поднявшись по лестнице, мы видим что-то странное в конце коридора, что заставляет на секунду впасть в ступор, и оценить ситуацию. Также, с балкона мы видим эту бетонную коробку с водной горкой, что, судя по всему, выплевывает своих пассажиров прямо в эту темную воду. Неприязнь от увиденного толкает нас вперед, и дойдя до конца коридора, мы, теперь уже вблизи, видим стул, направленный на странный рисунок на стене. Тяжело разобрать, что именно на нем изображено, но пустая трапеция в центре напоминает бассейн, и от этого становится как-то не по себе.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Мы продолжаем настороженно продвигаться по незнакомым коридорам, и попадаем в темный туннель, звуки собственных шагов в котором слышны непривычно близко, а не с размашистым эхо, как в большинстве здешних пространств.

Туннель выводит нас в еще один зал с бассейном, и множеством проходов в разные стороны. Этот бассейн кажется куда глубже предыдущих, и к тому же, полностью окружен перилами, не имея лестницы для спуска и подъема. Это пугает: противоестественность и бессмысленность этого резервуара отталкивает и вызывает немедленное желание дистанцироваться. Но, куда не поверни голову — везде лишь темные коридоры.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Выбора нет. Нужно продолжать куда-то идти, и мы пробираемся через ближайший проход, в котором есть хоть какой-то свет. Однако, то, куда он приведет нас, заставляет тут же пожалеть о выбранном пути, — ведь это не просто еще один бассейн, но, судя по полузатопленным аркам, и уходящим вглубь ступенькам — это помещение предназначено для того, чтобы через него ходили прямо спустившись в воду, и ступая по дну этого темного бассейна.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

От одной мысли о спуске в эту воду, хочется тут же убежать куда-то подальше, и поискать какую-угодно альтернативу, лишь бы только на суше. Вернувшись в разветвленное помещение с бассейном, мы пробуем другой проход, и он выводит нас не в очередной зал, но в помещение по-настоящему экстраординарное. Не только лишь необъятный простор и высота потолка, но и сама архитектура заставляет замереть, и с любопытством вперемешку с тревогой, начать изучать глазами странные дыры в стенах; темные щели между высоких колонн; и назойливый звук жужжания, что не дает игнорировать огромную лампу на потолке, яркий свет которой, тем не менее, не в силах пронзить всепоглощающую тьму бездонной дыры в полу, что уходит глубоко вниз, и кажется, будто медленно засасывает тебя, по мере того, как ты с ужасом всматриваешься в ее темноту.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Мы отрываем взгляд от ямы, и принимаемся исследовать только что открывшиеся нам проходы. Вот этот, например, помечен изображением горки. Пройдя сквозь туннель, мы действительно оказываемся в помещении с водной горкой. Все выглядит вполне безобидно, но один только вид этой пустой, затопленной водой бетонной коробки, что не содержит в себе ничего и никого — не очень-то вызывает азарт и желание прокатиться на горке, а скорее наоборот — представляя, как ты скатываешься вниз по темной узкой пластиковой трубе, и падаешь в воду, что своим плеском нарушает тишину, но лишь на мгновение; а после — снова ничего: тишина и пустота. В этом, может и есть что-то умиротворяющее, но в куда большей степени — неуместное и чужеродное.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Протискиваясь в темные проходы между огромных колонн, мы находим новые арки, ведущие куда-то вглубь комплекса. Но, что куда более важно: каждый новый путь, что открывается нам из этой комнаты, ведет либо в затопленное помещение, либо в бассейн — тем самым оставляя нам все меньше вариантов ходьбы по суше; и как бы намекая, что мы лишь оттягиваем неизбежное, и совсем скоро мы будем вынуждены погрузиться в тихие воды таинственных коридоров и комнат.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Проходим дальше и осматриваем новую область, как вдруг натыкаемся на наш первый скример. Вызывает смешок? Возможно легкое недоумение, но никак не страх? Может и так. Но, когда ты на самом деле внутри этого мира, и в полном одиночестве и тишине аккуратно ступаешь по странным коридорам, такое внезапное появление существа (пусть и неживого), заставляет сердце на секунду замереть, а дыхание — участиться.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

И эта безобидная резиновая уточка, словно проводник, указывает нам на путь дальше в такой же безобидный проход вон там. «Проход» — это сильное преувеличение. Скорее, темная затопленная дыра, сжатая с двух сторон стенами.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Даже не обсуждается — поищем другой путь. Но за очередным поворотом, нас снова поджидает затопленная комната. Пусть и хорошо освещенная, но от одной мысли, что нам придется пройти через эту арку в стене — хочется уйти как можно скорее.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Продолжаем движение вглубь комплекса, и слышим механический звук за углом. Настороженно повернув, мы натыкаемся на вот такую картину. Это не оказывает такого резкого испуга, как резиновая утка, но влияет на сознание иначе: мы не сразу понимаем, что тут происходит, и лишь спустя секунду картина складывается воедино; после чего, в голове возникают вопросы, которые пытаются заполнить логические пробелы: «Чего ждал этот человек?»; «Стоп, тут что, есть другие люди?». Разумеется, мы только и можем, что задаваться вопросами, и с постепенно нарастающим чувством тревоги заглядывать за каждый новый поворот.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Выйдя в просторный зал, мы наблюдаем весьма странное архитектурное решение: колонна с круговой лестницей, что ведет из темного коридора — прямиком вглубь бассейна, дна которого не видно. Но это не самое странное в этой комнате, ведь через мгновение мы вдруг слышим это. Нечеловеческий звук, что эхом донесся непойми с какой стороны, тут же заставляет нас повертеть головой в поисках опасности, а также — инстинктивно прижаться к стене, чтобы ощутить укрытие хотя бы с одной стороны. Пока новая порция вопросов возникает в голове, мы, недолго думая, как можно скорее покидаем эту область, и стремимся перебраться куда-то, где есть свет, и можно ощутить себя в чуть большей безопасности.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Дорога снова приводит нас в затопленный зал с горкой, и, раз уж на суше найти выход нам не удалось, то впервые спустимся в воду мы именно здесь, поскольку это одна из наименее страшных областей для погружения. Мы медленно и нехотя заходим в воду примерно по грудь, и начинаем неспешно шагать босиком по дну холодного и темного бассейна, преодолевая сопротивление тонн воды.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Приближаясь к узкому проходу, начинает даже казаться, что тут, в просторной части бассейна не так уж и плохо, — но выбора нет, и нужно узнать, что скрывается за поворотом, ведь только так мы сможем найти выход, если он вообще тут есть.

Трудно описать словами то облегчение, что испытываешь, вылезая из этой воды, и снова ступая ногами по сухой плитке.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Хочется верить, что это стоило того, и мы найдем новый путь, который приблизит нас к выходу. Но взамен, мы лишь обнаружили длинный обходной путь в одно из страшнейших помещений, где звучат необъяснимые крики. Стул все также стоит, часы продолжают тикать. Складывается впечатление, что это все какая-то злая шутка. Будто бы и этот стул пустует не потому, что здесь кто-то был раньше, а по причине того, что он ожидает, пока мы сядем в него: чтобы нам было комфортнее наблюдать идущие вспять часы, которые тем самым говорят нам, что даже время здесь не идет вперед, а значит — и нам не стоит.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Тем не менее, у нас нет альтернатив, так что мы продолжаем изучать пути, по которым еще не ходили. Оказывается, что многие из них, точно также, возвращают нас к уже знакомым локациям, но другими обходными путями. Это одновременно и запутывает, но и помогает лучше ориентироваться, ведь, со временем мы начинаем запоминать маршруты, где мы уже точно были.

Следуя такому методу перебора еще не пройденных путей, мы возвращаемся к затопленному туннелю возле утенка, и опускаемся в воду.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Мы не могли увидеть этого раньше, но с текущей позиции видно, что в конце темного туннеля есть свет, — что придает чуть больше надежды и сил. Выход из темноты оказывается дальше, чем могло показаться на первый взгляд, и наконец выбравшись, мы видим круговую лестницу вверх, и спешим поскорее выйти из воды на сушу. Поднявшись, мы попадаем в помещение, где впервые видим водную горку вблизи; и более того, кажется, мы сможем прокатиться на ней.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Видно, что мы могли бы и пешком дойти до следующего прохода, но было бы странно не воспользоваться возможностью спуститься туда на горке. Так что, мы находим вход, и, со смешанными чувствами начинаем спуск. Довольно странные ощущения: кажется, что должно быть весело, и вроде бы от части так и есть; но с другой стороны — частые темные участки этой трубы, создают чувство «падения в пустоту», от чего становится как-то не по себе. Как бы то ни было, в конце нас вышвыривает в бассейн, где мы уже можем вдохнуть полной грудью, и продолжить наш путь в неизвестность.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Пройдя по коридору, мы попадаем в еще одно помещение с бассейном, в конце которого видим зловещий темный участок с пятном освещенной арки. Мы уже проходили через подобное ранее, или так только кажется на первый взгляд, пока мы не дошли до конца? Есть только один способ узнать.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова
Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова
Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова
Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова
Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Эта конкретная локация стала самым тяжелым испытанием. Блуждая в потемках по тесным проходам между стенами, под низким потолком, и будучи по пояс в темной воде — натурально перехватывало дыхание, учащало сердцебиение, и вжимало в спинку кресла, заставляя все тело напрячься от волнения.

Спустя, просто бесконечно долгих, двух минут слепого скитания наугад, нам наконец попадается ориентир, и не абы какой, а табличка, указывающая на выход — что становится прямо-таки обещанием нашего спасения, и одним своим видом уже позволяет нам предвкусить столь желанную сушу где-то за ближайшим поворотом.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Однако, сильное желание покинуть гнетущую воду, совершенно внезапно отходит на второй план, и уступает место пробудившемуся любопытству, которое захотело узнать, что скрывается вот за этим поворотом. ,что скрывается за очередным поворотом. Давайте подойдем поближе и внимательно посмотрим.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Тяжело сказать, стоило ли оно того, но мы возвращаемся на нужный путь, и продолжаем следовать указателю на выход. За поворотом, мы наконец видим сушу, и спешим подняться по ступенькам, что ведут к новому проходу. Дорога выводит нас в громадный зал с множеством странных глубоких дыр в полу. Плеск воды сменился жужжанием ламп, а мягкое эхо от наших шагов, в очередной раз напоминает нам о том, что мы идем по суше. И какие бы двойственные эмоции не вызывало это помещение, — все-таки, в данной ситуации, резкая смена обстановки ощущается скорее приятно.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Мы больше не чувствуем острую нужду бежать и спасаться, так что осматриваем здешнюю любопытную установку.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Выглядит незамысловато, но интереснее становится, когда мы пытаемся поставить себя на место того, кто шел по доске — и представить, как ощущался этот опыт. В особенности, интересной частью выступают пустые стулья, что в ожидании стоят у башни для подъема, с которой явно что-то не так.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Как и всегда, это место полнится вещами, что своим существованием нарушают привычные законы нормальности. Мы не получим ответов, и можем лишь продолжать идти в недоумении. Спустившись по лестнице, коридор выводит нас к просторному выходу, где завывает ветер, и виднеются тонкие балки над пропастью.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Аккуратно подойдя поближе, мы видим, как пустое пространство этой гигантской шахты уходит вниз, скрывая свое дно далеко внизу в кромешной темноте. Неспеша переставляя ноги, мы с каждым шагом все более явно понимаем, чем закончится эта узкая дорожка. Наконец, настал наш черед прогуляться по доске, оставив все знакомое далеко позади, и нырнуть с головой в новую неизвестность.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Проходит немного времени, и наши глаза открываются. Мы видим свет — мы все еще живы. Встав на ноги, мы осматриваемся, и обнаруживаем себя в очередной бетонной коробке, где есть пару источников света, и одинокая арка, что приглашает нас пройти дальше.

Похоже, впереди нас ждет еще множество зловещих проходов; странных — вызывающих как любопытство, так и тревогу — помещений; и, конечно же, много, очень много, самых разных бассейнов. И, пока мы познакомились лишь с небольшой частью этого таинственного комплекса, наш путь, в стремлении узнать это место получше, и попытаться найти выход отсюда — лишь только начинается.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Основная часть

После прохождения первого уровня этого комплекса, мы можем подытожить общий геймплейный цикл, который состоит из: блуждания по незнакомому месту с довольно запутанной топографией; созерцания странных, причудливых, и пугающих вещей и пространств; попыток запоминать пройденные участки, и тем самым составлять примерную карту местности, — что позволит нам, с помощью такого нехитрого метода исключения, определять еще не пройденные пути, которые, рано или поздно, должны будут вывести нас к заветному концу уровня; где конец текущего — это всего лишь начало нового.

И, да, нужно сразу прояснить то, что называть вышеозначенную структуру «геймплейным» циклом — это в большей степени удобная категория для обозначения процессов, с которыми мы столкнемся. Но как такового «геймплея», то есть игрового процесса, здесь — нет. Ведь, как было сказано еще в самом начале видео, это и не игра вовсе.

Что же тогда такое POOLS? Все просто: это ничто иное, как то, через что мы прошли в ознакомительной части, а именно — комнаты с бассейнами, которые буквально вынесены в название этого проекта.

Но все не так просто, иначе зачем кто-то стал бы создавать программный продукт про комнаты с бассейнами? Самое интересное здесь, как это часто бывает, кроется в деталях, о которых мы сейчас и поговорим.

Возможно, к этому моменту, вы и сами успели заметить какие-то из этих деталей. Но, поскольку POOLS по-настоящему раскрывается, и работает должным образом только во время интимного диалога тет-а-тет со своим игроком — что невозможно в рамках такого формата, как «видео» — то я, в роли комментатора вперемешку с рассказчиком, старался обращать ваше внимание на важные участки сцен; а также делился собственными эмоциями от происходящего, дабы предоставить пример того, какой опыт дарит это произведение. Ведь POOLS — это не про какие комнаты с бассейнами, а именно про опыт. Именно про чувства — самые разные; такие, как: чувство потерянности в незнакомом месте; чувство одиночества от окружающей пустоты; чувство любопытства и жажда исследования нового; чувство страха и тревоги от неизвестности; чувство паранойи от напряжения; чувство того, что все как-то неправильно, не в том месте, и не в том виде, в каком должно быть. Все вокруг так странно, и от этого, противоречиво, так по-своему привлекательно.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

И это самое чувство «противоречивой странной привлекательности», обусловлено тем, что некоторые из вас, вероятно, опознали еще в первые минуты знакомства с игрой, а именно — лиминальностью пространства.

Этот феномен существует, наверное, также давно, как и сама человеческая цивилизация. Но по-настоящему популярным он стал в конце 2010-х. Сама суть лиминального пространства заключается в том, что это знакомое вам место, которое выглядит чужим, измененным, или неправильным. Хорошим и приземленным примером из реальной жизни, который сможет понять абсолютное большинство людей, будет школа во время каникул.

Сейчас мы посмотрим на изображение. Я не буду давать никаких комментариев, чтобы не направлять вашу мысль в конкретном направлении. Просто посмотрите и прислушайтесь к собственным чувствам.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Странно, правда? Возможно, даже слегка тревожно или страшно. Быть может все дело в темноте в конце коридора, которая, разумеется, создавала бы напряжение и в любом другом пространстве. Что ж, давайте попробуем взглянуть на другую картинку, где помещение хорошо освещено, и темноты нет.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Все еще, что-то не так в этом месте; что-то не дает покоя нашему мозгу, от чего смотреть на это с полным спокойствием, кажется, как минимум затруднительно, а как максимум — противоестественно.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Те, кто знаком с этим феноменом, хорошо знают ключ к разгадке этого странного чувства. Этих «ключей», на самом деле, несколько. Но тот, который подходит конкретно нашим изображениям — это отсутствие человека. Все эти пространства выступают лиминальными по той причине, что мы наблюдаем место, которое всегда привыкли видеть наполненное хотя бы несколькими людьми.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Но на этих картинках, знакомые места открываются нам своей обратной, измененной, чужой стороной: демонстрируя прямо противоположное от своего естественного состояния.

Резюмируя, лиминальные пространства могут быть разными, и по разным причинам. Отсутствие человека — лишь одна из них. Но именно она хорошо подходит помещениям комплекса в POOLS. Впрочем, было бы тяжело игнорировать и тот факт, что сами эти помещения имеют весьма странную, непрактичную, и даже несколько сюрреалистичную структуру — что тоже, вне всяких сомнений, работает на создание и усиление чувства лиминальности этих пространств.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

И в то время, как лиминальность вызывает букет сложных и противоречивых чувств, POOLS наполнена и множеством того, что вызывает вполне себе приземленные, и даже можно сказать первобытные, но не менее яркие эмоции, такие как: страх, тревога, и паника.

Для POOLS, лиминальные пространства — это всего лишь холст; всего лишь фундамент для надстройки дополнительных способов повлиять на наше психоэмоциональное состояние, и заставить нас пережить яркий опыт, который забудется нескоро. Правда, никто не обещает, что запомнится он, как приятный.

Видите ли, POOLS намеренно, и что самое главное, умело, давит на популярные страхи, которые присущи многим людям. И поскольку здесь мы будем иметь дело с целым коктейлем страхов, то высока вероятность, что хотя бы к одному из них вы окажетесь чувствительны.

Одним из наиболее часто встречающихся страхов в POOLS, выступит, пожалуй, достойный звания «короля всех фобий» — страх темноты, или же никтофобия, выражаясь языком терминологии. Обилие темных коридоров и туннелей; слабо освещенных помещений; и темных непроглядных вод — мало кого оставят равнодушным, стоит приблизиться, или тем более окунуться в эту пугающую темноту.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Не менее значимым представителем местной группы страхов, окажется, также, довольно популярный — клаустрофобия, или же боязнь тесных и замкнутых пространств. Подобных узких и прям-таки сжимающих игрока проходов, в POOLS — более, чем достаточно. Даже те, кто не имеет острой клаустрофобии, скорее всего согласятся, что пребывание в таких местах — это, как минимум, некомфортно. Тем же, кто обладает острой чувствительностью к такого рода тесноте — в POOLS, можно пожелать только удачи и терпения.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Также, нередко мы с вами будем оказываться — в том, или ином смысле — на краю пропасти. И в такие моменты, акрофобия непременно проявит себя, если у вас есть к ней предрасположенность. Боязнь высоты, и непосредственно падения с высоты — это еще одна фобия, к которой POOLS будет часто обращаться, помещая нас в такие ситуации, где мы: либо, можем просто пощекотать себе нервы, наблюдая безобидную, пусть и пугающую витрину акрофобии; либо же, натурально будем вынуждены совершить прыжок, сорвавшись с края, и полетев вниз навстречу неизвестности.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

И, некоторые из вас, вероятно, подумали об этой фобии, как о самой очевидной и первоочередной, — но я намеренно оставил самое интересное напоследок. Разумеется, что POOLS, почти что полностью состоящая из затопленных помещений, множественных бассейнов, и прочих разновидностей водных резервуаров, сильнейшим образом давит на боязнь водной глубины — также известную, как талассофобия.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Лично для меня, войти в воду — было самым сложным испытанием (что, как мне кажется, отчетливо видно из ознакомительной части). Тот неописуемый ужас, который ты испытываешь от пребывания в мокрой среде, обтекающей все твое тело; сковывающей каждое твое движение; и таящей не пойми что на своем дне, и там, куда не достает твой взгляд — это по истине страшно. Опыт, который получаешь от одной такой прогулки по бассейну, лично для меня стал страшнее многих других хорроров; и запомнился сильнее, чем эмоциональные моменты из других произведений последних лет, с которыми мне довелось иметь дело.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Безусловно, страх — это очень интимное и индивидуальное чувство, которое каждый переживает по-разному; а кто-то, блуждая по странным бассейнам, вероятно, и вовсе не почувствует ничего, кроме скуки. Это закономерное следствие того, что POOLS избрала для себя очень специфический путь хоррора, и не стремится следовать популярным трендам жанра (за исключением, пожалуй, жутких неподвижных манекенов и скульптур).

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Например, POOLS заверяет нас, что тут нет монстров и скримеров. Но, тем не менее, постоянно пребывая в практически абсолютной тишине, каждый мелкий и едва слышный звук — на контрасте, будет казаться нам целым событием, и мы непременно начнем вертеть головой по сторонам, пытаясь опознать источник звука, и понять, несет ли он опасность для нас. Однако, в то время как опознать резкий поток воздуха из вентиляции — не составит особого труда; порой, мы будем слышать какие-то совершенно странные звуки: немашинные, нечеловеческие, неживотные — необъяснимые звуки; такие, которых тут не должно быть, и которых не должно быть в принципе. Значит, тут все же есть чудовище? Игра обманывает нас? Отныне, полностью расслабиться не выйдет, и мы всегда будем настороже, не зная, кто или что издавало эти звуки, будучи взаперти тут вместе с нами.

В дополнение, это медленно развивающееся чувство нарастающей паранойи, будут усиливать мокрые следы на полу.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Конечно, здравый смысл сразу подсказывает нам, что это наши следы, ведь мы часто опускаемся в воду, и ходим по дну бассейна, прежде чем выйти на сушу. Но взять, например, вот это место. А мы вообще тут бывали? Это точно наши следы? Тяжело сказать с уверенностью, поскольку ориентироваться и опознавать уже пройденные места — тут, не так уж просто. Коридоры и комнаты этого комплекса — намеренно сделаны похожими друг на друга: что, во-первых, усложняет нам навигацию, ведь различать и рисовать в голове карту сложнее, когда все вокруг выглядит похоже, а выразительных ориентиров — мало; и во-вторых, как следствие, нам тяжелее запоминать пройденный нами путь, от чего и возникает параноидальное чувство при осмотре следов, когда мы пытаемся вспомнить, а мы уже проходили тут, или то похожее помещение все же было другим?

POOLS постоянно заигрывает с очень тонкой и очень хрупкой материей. Создавать напряжение без явной угрозы в лице: монстра, убийцы, или дефицита важных для выживания ресурсов — это задача повышенного уровня сложности, поскольку игре приходится не пугать игрока напрямую, но ей нужно заставить его поверить в то, что тут есть чего бояться; заставить игрока самого создать в своей голове то, что вызывает у него страх — чтобы тот настороженно оглядывался при каждом шорохе, и нервно заглядывал за каждый угол: одновременно и стремясь найти, но и опасаясь столкнуться с тем, чего так сильно боится.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

В мифах и легендах многих цивилизаций есть рассказы о местах, попадая в которые, герой сталкивается там с тем, чего сам боится больше всего. Якобы, это место считывает страхи, и воплощает их индивидуально для каждого, кто осмелится прийти сюда — и это буквально то, что делает POOLS. Вместо того, чтобы пугать каждого заплутавшего бедолагу одной и той же анимированной 3д-моделью страшного чудища, — POOLS, подобно кукловоду, будет аккуратно дергать за разные ниточки, стремясь очень неспеша, неявно, и откуда-то из-за кулис поселить в голову игрока тень сомнения, которое постепенно перерастет в постоянное напряжение, что вскоре превратиться в настоящую паранойю, со временем воплощающуюся в состоянии сильной тревоги, и наконец, достигнув кульминации — в голове игрока окончательно поселится страх.

Но самое важное — один лишь только игрок решает, хочет ли он испытывать эти чувства. Странный комплекс POOLS предложит довольно широкий ассортимент причудливых явлений и концепций в сочетании с пугающими аудиовизуальными экспонатами, что помогут вам разжечь искру собственного воображения: например, вы можете наткнуться на здешние немые скримеры, что не стремятся резко и с криком выпрыгнуть вам в лицо, но возникают неявно и на фоне, будто бы даже не стараясь напугать вас, но всего лишь предлагая вам возможность самим заметить их, и испугаться.

Также, блуждая по этому месту, мы будем часто наблюдать весьма странные архитектурные решения, которые, пусть и могут казаться интересными и даже красивыми, но в то же время, будут выглядеть чужеродными, противоестественными, и неправильными.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Большая часть из них, все еще, будет балансировать на грани нормального, лишь умеренно вызывая у нас удивление. Но когда мы начнем сталкиваться с откровенно нарушающими законы физики сооружениями, и изменяющими свойства гравитации проходами и помещениями — к нам начнет приходить понимание того, что в этом комплексе не просто орудовал какой-то авангардный архитектор, но сами принципы мироздания здесь нарушаются, и работают неправильно — как, впрочем, и многое в этом месте.

Помимо визуальных образов, POOLS таже богата и своим звуковым рядом, который будет создавать мало на что похожую атмосферу, и тем самым погружать нас в подходящее этой атмосфере состояние. Основой аудиальной части является абсолютная всепоглощающая тишина; и на эту основу тонкими редкими мазками нанесены такие звуки, как: жужжание ламп; плеск воды; влажные шаги босых ног нашего героя по холодной плитке; сквозняк из вентиляции; мелкие неразборчивые шумы, что доносятся, то из-за спины, то за очередным поворотом; напряженное дыхание нашего героя.

POOLS, в целом, постоянно играет с нашими сенсорными чувствами: вездесущая белая плитка на стенах и потоке — создает ощущение холодных поверхностей, которые по особенному отражают звук, и тем самым создают небольшое эхо при любом шорохе; освещение бывает ярким и белым, бывает тусклым и желтым, бывает вовсе отсутствует — и эти частые перемены освещения также создают чувство странности происходящего, ведь мы привыкли к последовательному цвету и яркости света в пределах помещения, но игра намеренно играет на этом контрасте, постоянно давая нам почувствовать себя в безопасности, и даже приятно — но тут же вырывая нас из этого комфортного состояния, и окуная в зловещую таинственность собственных коридоров и залов; и, пока свет будет создавать эти частые перемены настроения, кое-что будет оставаться неизменным — едва слышные звуки воды, что спокойно покачивается в бассейнах, и не выдает своим видом никакой очевидной угрозы, но от чего-то постоянно вызывает тревогу и чувство того, что "что-то здесь не так", — словно бы в условиях, где мы постоянно испытываем дискомфорт и паранойю — эти расслабляющие звуки воды, ни то просто неуместны, ни то намеренно внушают нам ложное чувство спокойствия: дабы расслабить нас, заставить потерять бдительность, и сделать уязвимыми, чтобы с еще большей силой вырвать нас из этого состояния при первой возможности.

Можно долго и с обилием деталей говорить о том, как изящно и старательно POOLS заставляет нас испытывать сильные эмоции. Но, в конце концов, это тот опыт, который куда лучше пережить самому, нежели слушать пересказ эмоций другого человека. И, пока мы лишь продолжаем блуждать по этому странному комплексу в поисках выхода, давайте попробуем подытожить, чем же в сущности своей является POOLS.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Заключение и итоги

POOLS — это очень любопытная и оригинальная неигра. Это интерактивный музей странностей. Это прогулка по просочившемуся в реальность сну. Это кошмар, заточенный в приятное, ускользающее из памяти далекое воспоминание.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

В этом месте все спокойно, умиротворенно, и расслабляюще приятно. Но, в то же время жутко, тревожно, и как-то неправильно.

Наша цель невероятно проста: найти выход — всё. Тут нет никаких препятствий; нет возможности ошибиться и потерять пройденный прогресс, например, в следствии смерти; нет дефицита ресурсов, которые нужно было бы пополнять; нет важных предметов, которые нужно найти и собрать. Ничего такого нет. Есть только ты; большой закрытый комплекс с множествами комнат и коридоров; и один единственный выход. Звучит не так уж сложно, правда? Но, что, если, пусть и без каких-либо препятствий, каждый метр игры наполнен твоим собственным страхом? Что если, перед тобой прямая дорога, абсолютно ничем не мешающая тебе пройти по ней — но ты сам не можешь заставить себя сделать шаг? Что если, ты уже, казалось бы, преодолел все трудности и стоишь у финишной линии, но не можешь вынудить себя сделать то, что необходимо для дальнейшего продвижения?

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Это очень изящно и не похоже не большинство хорроров, что пугают страшными монстрами, дефицитом ресурсов, и прочими популярными атрибутами жанра. Но, безусловно, внутренние страхи у всех разные, и в разной степени сильные. А значит, не на каждого игрока эти приемы, используемые игрой, сработают одинаково.

Однако, если тебе нравится неторопливая ходьба с внимательными изучением необычного окружения; погружение в медитативный процесс созидания без лишних отвлекающих факторов; и, конечно же, если тебе хочется пощекотать свои нервы и испытать силу воли на прочность — то тебе определенно стоит попробовать тот необыкновенный опыт расслабляющего ужаса, который дарит POOLS.

Расслабляющий ужас: или, как POOLS создает необыкновенное "погружение" — во всех смыслах этого слова

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилось, и хотелось бы видеть больше такого контента, – вы с лёгкостью сможете найти его в уютном видео формате по ссылке здесь.

16
9 комментариев