Мне не понравился ARC Raiders. И вот почему

Бонус - контроверсия насчёт ИИ-озвучки от меня, как от человека, который работал с ИИ-озвучкой. Спойлер - обвинения беспочвенны.

Мне не понравился ARC Raiders. И вот почему

Честно, мне ОЧЕНЬ неловко ругать эту игру. Это Эмбарки, Эмбарки игры делают с душой и вниманием, это видно и чувствуется. И я был как раз одним из тех, кто ждал когда же выйдет Тарков для тех, у кого есть работа и кто не дрочит на особый тип капсуля в 9х39 и "те самые кевларовые вставки".

И важная преамбула: да, я за своё недолгое время игры разобрался не во всём и повидал не всё. Но дальше выдушивать и заставлять себя бегать я не хочу, увы. Не ругайтесь. И я не называю АРК говном. Просто субъективно для меня она получилась разочаровывающей.

Я пропустил ARC на бете, ждал релиза. Думал, что эта игра утащит меня из BF6. Запустил и, как и все, кайфанул от графики, от технологий, от сеттинга, от проработки деталей, от анимаций, буквально от всего. Но по итогу - спустя почти 4 часа от игры у меня остался главный вопрос, который ломает для меня вообще всю игру:

Зачем мне регать некст?

Буквально - в чем моя мотивация? Что для меня должно создавать поток? Ты выплёвываешься на локацию, лутаешь ближайшую жёлтую или красную зону и ломишься на выход. В Хабе добираешь расходников, докупаешь что нужно, строишь верстаки, бежишь дальше. НО ЗАЧЕМ?

Я так за 4 часа и не ухватил смысла в своих пробежках. Я собираю какие-то абстрактные железяки и мусор, расхожусь мирно с каждым встречным, убиваю 3-5 дронов и чаще всего без проблем просто выхожу с локации. Гибель меня настигает в 10% забегов - обычно просто по моей тупости.

Как эту проблему решил Escape From Tarkov и Arena: Breakout.

Мне не понравился ARC Raiders. И вот почему

Сразу скажу, что я очень недолюбливаю Tarkov и мне даже жалко потраченных на него денег. А вот в Арену я набегал часов 30, пока не нашёл способ, как сломать экономику и бесплатно добывать Т4-лут. У этих двух игр есть общий принцип создания потока - осязаемая ценность лута.

Лут условно делится на две категории: дорогостоящие штуки и гир для сражений. Со вторым всё вообще понятно - в этой игре убивают постоянно, беспощадно, нечестно и обидно - в каждой вылазке у тебя адреналин буквально на пределе, так что любая шмотка - это небольшой способ облегчить себе дальнейшие забеги - броники, стволы, патроны, прицелы, навески и т.д.

Существуя в мире этих игр ты без слов и пояснений понимаешь ценность этих вещей. И очень быстро, буквально за 2-3 забега уже понимаешь, чего тебе не хватает для счастья, чтобы чаще убивать и реже умирать.

Первая же категория - дорогостоящие штуки. Ты находишь золотую статуэтку льва за 300.000 денег. Даже если бы тебе этого не написали - всё и так ясно - это большая ценность, она стоит дорого, у тебя захотят её отобрать. Адреналин подскакивает, напряжение запредельное. Ты быстро хватаешь найденный артефакт и уже мчишься на экстракшн, молясь о том, чтобы выйти безболезненно. И даже если сам факт большой золотой статуэтки тебе ни о чем не говорит - там подписана цена. Понятный эквивалент силы - закупленных хороших патронов, плотных броников и хороших ганов.

Ну и мусор. Который как мусор считывается без лишних слов - очередная стопка салфеток, мятая тетрадка или пачка авторучек - это мусор, мне не требуются пояснения.

А в ARC что?

Открываешь очередную помойку, а там (абстрактно):

"Стальной генератор спектроволн ARC 9000"

ЧТО ЭТО? ЭТО ЦЕННО? ОНО МНЕ НАДО? ОНО ПОМОЖЕТ МНЕ УБИВАТЬ? ЗА НЕГО ХОРОШО ЗАПЛАТЯТ?

Ты не знаешь. Нет ни цены, ни внятных пояснений, сам найденный предмет похож на что-то среднее между мусором и вундервафлей. А самое главное - нет необходимости в вундервафлях. Вот забрал ты эту штуковину, вернулся с ней в Хаб. Читаешь (снова - абстрактно): "Используется для изготовления средств лечения". Аэээ, а зачем? Я вроде и так не умираю. И сражаться особо не с кем. Бинтами вроде норм лечусь. Трещотка стандартная вроде и так норм воюет, я даже на неё не напрягаясь обвесы сделал. Больших дронов нетрудно обходить. 9 из 10 игроков в бой вступать не желают, как и я.

Вот что это?
Вот что это?

А я бегал только в желтые и красные зоны, успевал облутать их часто раньше, чем приходили очередные "ДОНТШУТ"-еры.

Я за 4 часа нашёл один фиолетовый предмет. Продал его за 10к. Удовлетворения не ощутил. Проблем с его добычей и вывозом с локации - тоже.

Мне не нравится беспощадный и нечестный PvP в играх-анцесторах ARCа. Но увы, без него игра как будто совсем не работает на создание потока, интереса и напряжения.

Как поток можно было бы организовать, сохранив нынешний принцип игры?

Например, добавить играбельный хаб с необязательным для ведения хозяйством. Где у тебя могли бы быть станки, здания, подчинённые, фермы. И этому всему постоянно бы требовались расходники - питьевая вода, металлолом, запчасти, зерно, удобрения и так далее и тому подобное.

Допустим, Плюшкин бы добывал не всякий мусор, а особые, нужные для хозяйства ресурсы - и только если он накормлен семенами. А ресурсы, добытые Плюшкиным, тратились бы на хорошие патроны вместо стандартных слабых присосок. Вот тебе и мотивация суетиться и бегать.

Да, очень простая реализация именно такого хозяйства в игре есть. Но опять же - я так и не понял, зачем мне всё это, какая в этом ценность, зачем мне для этого рвать жопу и ЗАЧЕМ МНЕ РЕГАТЬ НЕКСТ?

Вот и получилась игра. Очень красивая, технологичная, эпичная даже. Но геймплей в ней - борясь с зевотой собирать скучный невнятный мусор по помойкам и тумбочкам.

Что касается целого вороха эпичных ситуаций с другими игроками и дронами, которые все видели на видео в интернете - это не достоинство, а база для игр подобного жанра. Для тех, кто играл в Арену, Тарков, да хоть в DayZ или Майнкрафт на паблике - всё это не является чем-то таким уж невероятным или новым. Это здорово, но в других играх подобный элемент присутствует ВМЕСТЕ с интересным игровым потоком. Это как хвалить очередной сосалик за наличие в нём костров и перекатов, будто это что-то новое для жанра.

Грустно очень. Попробую ещё раз через годик.

БОНУС: отдельная заметка про критику Эмбарков и ARC Raiders в связи с ИИ-озвучкой.

Мне не понравился ARC Raiders. И вот почему

Это просто чушь. Да, заменять реальных людей на ИИ во имя экономии и с херовым результатом - плохо. Это мы осуждаем. Только вот люди, которые гундят на озвучку в ARC или The Finals, плохо понимают специфику производства именно озвучки при помощи ИИ.

Я какое-то время работал в студии звукозаписи, в том числе имел дело с ИИ. Я не буду называть имён и проекты, придётся поверить на слово, ибо я подписывал NDA. Но он не касается общего принципа производства таких озвучек.

Допустим, вы хотите честно записать реплики для игры - нанять актёра, арендовать студию, написать сценарий и всё сделать как положено. Скорее всего, актёру потребуется записать порядка 30-120 минут реплик. 120 минут это обычно объём для важного персонажа в большой игре.

По непроверенной информации из интернета, например, Даг Кокл записал 15-20 часов реплик для Геральта в Ведьмак 3. Это как пример огромной работы в огромном проекте на озвучке главного героя. Просто чтоб вы понимали масштаб работы.

Количество готового материала можете смело умножать на 1.6 - получится то, сколько часов работы потребуется для такого результата. Это всё часы работы не только актёра озвучки, но ещё и звукооператора, звукорежиссёра и аренда студии. Плюс, сверху идут ставки всех причастных менеджеров, агентов и так далее. Процесс, откровенно говоря, не самый дешёвый сам по себе, даже если сам час актёра стоит недорого.

А теперь представим, что вы хотите сделать ИИ-озвучку.

Для качественной ИИ-озвучки вам нужен "синтез материал". То есть дорожки, из которых потом нейронка должна сплетать новые выражения. Обычно, "синтез материал" это от 5 до 20 часов реплик. Реплики обычно абстрактные, но они должны охватить все возможные сочетания букв, слов, разные паузы, словесные конструкции и интонации. Это огромная работа, обычно очень тяжелая. Её ведут несколько месяцев.

Мне не понравился ARC Raiders. И вот почему

И тут важно понимать несколько моментов, если это вдруг не очевидно:

1. Вместо того, чтоб записать с актёром озвучки 2 или 3 часа, с ним записывают минимум 5. Для качественного синтеза речи нужно не меньше 12. Т.е. - тратят больше денег и сил, чем на традиционный войсовер.

2. Никто не может записать синтез материал без ведома самого актёра озвучки. Если надёргать из открытых источников того, что есть - синтез получится очень некачественным. То есть актёр добровольно должен согласиться на запись именно синтеза. И это всегда описывается в договоре.

3. Любой актёр озвучки возьмёт приличную наценку за то, что он записывает именно синтез, а не просто реплики. Обмануть актёра едва ли выйдет - суд в таком случае выигрывается на раз-два, а пункт про синтез и отчуждение прописывается в любом даже самом типовом договоре на озвучку.

4. Плюсом к тому, всегда идёт огромная наценка на отчуждение своего голоса для конкретного проекта. Обычно это х1.5 или х2 от стоимости часа работы актёра.

И вот теперь представьте, вы - актёр озвучки. Вас приглашают записать реплики для нового игрового проекта. И тут у вас есть два пути:

1. Приехать, получить деньги за 4 часа работы (а именно столько понадобится для записи реплик в АРКе - их там мало). И дальше, может быть, когда-нибудь, вас позовут дозаписать ещё минут 30. За ставку в 1 ваш рабочий час - порядка 30-40 долларов, если вы хороший актёр.

2. Упороться в проект, 2-3 месяца записывать реплики, получить не просто почасовую оплату, а почасовую оплату умноженную вдвое + особая огромная премия за отчуждение голоса, после чего больше никогда к этому проекту не возвращаться.

Что вы выберете? Вряд ли ARC Raiders неожиданно превратится в RDR2 с 2000 часов уникальных реплик?

И тут все должны понимать, что раз такая ИИ-озвучка в игре появилась - это не злые происки злых разрабов или китайского издателя. Это даже не экономия. Это процесс, на который добровольно согласился актёр озвучки. Которым Эмбарки занимаются потому что их основной принцип - бежать впереди всех по технологиям. И я уверен в этом, потому что по опыту знаю, что они на этой ИИ-озвучке даже ничего не сэкономили.

Такие дела, Еврогеймер кринж.

23
14
5
2
2
1
40 комментариев