Тарковский каминг аут

Всем привет. Я наиграл в Тарков 4000 часов за 5 лет. И мне есть, что сказать об этом шедевре. Кидайте в меня яйца, гоните ссаными тряпками, насаживайте на пики (оу май). В общем, я готов. Уточню, тут будет много клипов из игры, созданными лично мной, дабы, так сказать, разнообразить повествование. И речь будет идти не только о Таркове, как таковом, но и о спиннофе - Тарков: Арена.

В полёте

Чисто для истории и для кеков я тогда записывал все катки, в которые мы играли. Даже сейчас, пересматривая их снова, ору. Стороннему человеку непонятны будут некоторые шутки и эмоции. Сорри за некоторые вертикальные видосы, фулл можно по прикреплённым видосам посмотреть, почему-то ссылки на клипы нормальные на dtf не прокидываются (просто не работают). Некоторые клипы только с одной из платформ, некоторые не совсем по теме, что нарыл, то и скинул.

Вроде, нормально отстрелялся

Вначале кратенькая предыстория, как я вообще дошёл до такой жизни. Дело было в 2020 году, когда мой товарищ залетел в сию игру. Восторгов особых не было, но мы частенько залетали в какие-нибудь сессионки толпой с друзьями, чтобы покекать в них, поиграть, задержаться или пойти дальше искать что-то свежее.

Мы взяли самое дешёвое издание на тот момент за 1200 рублей. И с первых же моментов игра зацепила. Да так, что мы только в Тарков и играли, вдвоём, втроём, потом впятером. Детский восторг сменялся ненавистью, а потом обратно. Сколько бы у игры ни было недостатков, она всегда давала уникальный игровой опыт, каждая катка была неповторимой.

Это из Тарков: Арена. Просто прикольный прострел

Да, в игре полно недостатков — неткод, баги, оптимизация, куча странных механик, постоянные перебалансировки и, до недавнего времени, полугодовые вайпы, обнуляющие полностью прогресс игрока (не говоря уже об игроках). Но, на мой взгляд, эти недостатки компенсируются полностью самой игрой и теми эмоциями, которые она даёт. Особенно новичкам. Особенно тем, кто вообще незнаком с жанром.

Сразу оговорюсь, я вообще не задрот, то, что у меня 4000 часов — по факту, я так и не научился играть в Тарков так, как играют крутые игроки, прошники или стримеры. Я обычный рядовой игрок, который умирает от кустов, подрывается на минах, падает от голода в рейдах. За все пять лет я ни разу не взял элитную награду — Каппу, который подсумок. Не брал ни одного престижа. Единственный раз я прокачал пять навыков до элитного состояния, и то, по большей части, играл в Арену в том вайпе.

Последним патроном

Играю только по вечерам, в 11-12 залетал в Тарков на пару-тройку часиков и не каждый день. В общем, среднестатистический сессионный игрок. И для такого игрока, как я, большинство тарковских проблем, которые красочно описывают игроки — просто не имеют значения.

Об игре

О чём вообще игра? Я думаю, многие и так знают о жанре экстракшн шутера. Для остальных же краткое описание — цель игрока зайти в катку, налутать всякого добра и выйти живым. Если умираешь, то теряешь всё, если выживаешь, то получаешь плюшки и моральное удовлетворение. Собственно, всё.

Но дьявол кроется в деталях.

Шутерные механики

Начну с того, что в таркове отличный ганплей, пушки ощущаются и работают по-разному. Калаш на пятёрках (калибр 5.45) совершенно отличается от калаша на семёрках (калибр 7.62) по поведению, также, как разительно отличается от пистолетов-пулемётов (пепег), эмок и т.п.

В игре есть баллистика, которая на каждом патроне, каждой пушке, каждом стволе пушки отличается. Зависит от множества факторов — калибр, длина ствола, начальная скорость полёта пули и т.п.

За штурм-горой

В игре логично простреливаются поверхности некоторые, причём пуля может фрагментироваться (разбиваться на осколки), ты можешь случайно, рикошетом пули от каски противника или от стены убить другого противника. Такое тоже случается. Также, можно убить заброневой травмой, когда пуля пробивает бронежилет, она также фрагментируется и уже осколками может убить врага.

Прострел стены в арене, 7.62x51 снайперский калибр

Система урона достаточно детальна, несомненно с условностями, но такой подробной и детальной системы урона нет вообще ни в одной другой игре. (может в арме только, тут хз, в скваде точно всё гораздо проще).

Импакт от пушек ощущается отлично, попадания по врагам анимируются, чпоньки, штуньки, выстрелы, всё — просто загляденье. Ну и ты реально ощущаешь отличие пушки с компенсатором от пушки с пламегасителем или глушителем. Разница в звуке выстрела, вспышке, форме вспышки и т.п. Эти все мелочи и создают общий образ добротного шутера.

Минус 3, с АК-12

Ганпорно

Разработчики прямо упоролись и реализовали очень реалистичные модели всех пушек, причём не только внешне, но и внутренне. Каждую пушку можно разобрать до ресивера, снять приклад, крышку ствольной коробки, поменять газ.блок и т.п. Ты, буквально можешь взять, снять всё с пушки, кроме основных функциональных частей и пойти с этим в бой. Другое дело, что от этого нет смысла, проще собрать нормальную пушку и пойти стрелять, чем разбирать, но некоторые энтузиасты играют просто с упоротыми сборками ради фана.

Отобрал такую фановую пушку у какого-то китайца. 5 прицелов (коллиматоров), 5 лцу, 2 фонарика. И всё это на автоматической Сайге. Ещё и глушитель...
Отобрал такую фановую пушку у какого-то китайца. 5 прицелов (коллиматоров), 5 лцу, 2 фонарика. И всё это на автоматической Сайге. Ещё и глушитель...

О том, сколько пушек и сколько вариаций оных в игре можно рассказывать бесконечно. Как и о том, что каждый модуль может повлиять на поведение пушки, отдачу, эргономичность (которая эргономикой в игре зовётся), скорость прицеливания, скорость полёта пули, MOA (точность пушки) и т.п. Какие-то модули влияют более явно, какие-то менее. И всё это довольно достоверно и интересно реализовано. Копаться в сборке пушки — отдельное удовольствие.

Само собой, в игре с каждым обновлением появляются какие-то метовые сборки. Но, в целом, играть на них вообще необязательно. Как бы, да, у тебя будет отдача гораздо меньше, эргономика, но таких задротов ты встречаешь не так часто, да и перестрелять их можно без проблем с обычной пукалки, которую ты сам скрупулёзно собирал в гараже на своих коленках.

Локации, лор, пасхалки

Локации в игре — тоже отдельная тема для разговора. Они интересные, каждый уголок каждой локации обладает своей историей, проработаны супер подробно. К сожалению, интерактивностью окружения они не блещут, но о минусах будет ниже. Сейчас же речь именно о проработке. Деталей в локациях просто овердохрена. И в каждой детали есть какая-то история. Кроме того, на локациях и, в игре в общем, запрятано просто беспредельное количество пасхалок, встречая которые ты кекаешь от их присутствия.

Я не буду подробно на этом останавливаться, в сети есть тонны видосов на эту тему. Просто потому что, по каждой локации Таркова можно запилить отдельную статью/видос с её нарративом, пасхалками и т.п. Приведу несколько примеров только. Таких пасхалок в игре сотни, если не тысячи (хз, сколько на самом деле).

Взято с тарков вики, отсылка к миядзаковскому "Мой сосед Тоторо"
Взято с тарков вики, отсылка к миядзаковскому "Мой сосед Тоторо"

Есть как прямые отсылки, вроде плакатов, логотипов и т.п., так и более тонкие.

Крафт одних сигарет из других с использованием чая, обмен шила на мыло и т.п.
Крафт одних сигарет из других с использованием чая, обмен шила на мыло и т.п.

И это не говоря уже о том, что предметов в игре с отсылками просто тонны. Это прикольно, каждый раз кекаешь, когда встречаешь что-нибудь типа Dan Jackiels. Да, порой тупо, да, потом перестаёшь это замечать, но мне, как новичку, только пришедшему в игру это всё изучать было прикольно.

Скрин тоже дёрнут с вики. Лень свой искать, мемас про девочку в окружении пяти горячих мужчин
Скрин тоже дёрнут с вики. Лень свой искать, мемас про девочку в окружении пяти горячих мужчин

Есть в некоторых локациях геймплейные проблемы (маяк, к примеру), есть проблемы производительности (улицы Таркова, привет), есть киберкотлетные (лаба), но в целом, все локации — абсолютно уникальные по геймплею, проработке, нарративу. Но, при этом, все локации в игре связаны общей историей, из одной локации можно перейти в другую и мир ощущается довольно целостным.

Командная игра

Отдельная тема для разговора — кеки от тимкиллов, с которых поначалу горишь, а потом орёшь. К сожалению, примеры могу только клипами накидать.

За что меня?!

Тимкиллы в игре — дело постоянное, но от этого игра только приобретает свой шарм.

Ну, а поскольку в игре нет нормальных средств игровой коммуникации, то и объяснение того, где находится противник тоже превращается в цирк.

Тыр-тыр-тыр

Для кого-то это будет минусом, но для меня — огромный плюс игры. Именно этим она и уникальна, вот такими ржачными игровыми ситуациями.

Не стреляйте ((

В общем-то, для меня игра больше раскрывается при игре с друзьями, нежели в одиночку. Тут уж кому как.

Тарков: Арена

Эта игра — отдельно распространяемый проект на базе движка Таркова. У тебя тот же перс, те же навыки, что и на основном аккаунте, ты можешь перекидывать игровую валюту из одной игры в другую, качать перса в одной, перекидывать из Арены кейсы в Тарков и открывать в Таркове при помощи верстака. Такого я вообще раньше нигде не видел. В игре тоже проблем хватает, но она довольно весёлая, есть интересные геймплейные механики. Локации прикольно построены, есть что поискать, прострелы, топ. позиции и т.п.

Парочка видосов с нарезками оттуда. Делал просто по приколу, с друзьями гоняем, чтобы потом поржать с моментов.

Тут вперемешку, в основном, кекные моменты
На века

Мной она не воспринимается, как отдельная игра

Звуки

Звуки в игре чисто технически реализованы очень круто. Звуки отражаются от гор, от стен, за стеклом одни, за окном без стекла — другие, в разных тактических наушниках разные по частоте. Местами есть проблемы с ревером или затыканием звука, но, в целом, разрабы оперативно такие косяки правят.

Разные сэмплы для одного и того же оружия на разных дистанциях, в общем, сделано очень скрупулёзно и добротно.

Каждое действие озвучено, что в бою, что в интерфейсе, герой жрёт, пьёт, хрустит, щёлкает затвором, надевает шлем, снимает шлем, устаёт, пыхтит, кряхтит, стонет. В общем, озвучка — топ. Потом уже начинаешь какие-то недоработки, спустя годик игры, но в целом, всё хорошо.

В релизной версии ещё и спартиализацию какую-то модную прикрутили, так что ориентироваться стало попроще.

Минусы

Пробегусь и по минусам, распишу, с чем сталкивался сам, что сильно влияет на игровой процесс, что косвенно.

Читеры

Честно, вот прямо субъективно. Читеров наверное в игре много. Ключевое — наверное. Потому что в процессе игры, тебя и так часто убивает непонятно кто, непонятно откуда. Зачастую, ты и сам так делаешь. И про тебя могут подумать, что ты читак или кэмпер, но, банально, в этом и заключается вся игра, а потому, для неопытных игроков и любителей тема читеров не является такой уж краеугольной. За все 5 лет и 4 тыщи часов именно явных читеров я встретил с пару-тройку десятков, которые внаглую стреляют сквозь стены (воллхак, прошивают двери) или носятся, как угарелые (спидхак), в остальное, умирать непонятно от чего в таркове — норма.

Вот банальный пример, выстрела на шару. Просто забежал в гору, заспотал пацана, убил.

Вижу его! Убил. 

Если ты сам не играешь с читами, как делают некоторые ютуберы, чтобы продемонстрировать, сколько в игре читеров, то ты о них и не узнаешь. Многие, дабы не получить бан за читы — избегают боёв (судя по видосам), просто лутают локацию и выходят. А особо наглых банят (из 3 жалоб в позапрошлом вайпе, мне пришло 2 уведомления спустя неделю о бане читера).

Но если уж совсем не хочется попадаться с такими личностями, но хочется, так сказать, прощупать Тарков — можно побегать с друзьями в PvE. Там у всех игроков отдельный аккаунт, ты воюешь только ботов, реальных игроков нет, кроме твоих соратников. Кооп на минималках.

Производительность

Тут сказать нечего. Реально игра тормозная. Даже у меня на 9800x и 7900xtx больше 100-120 фепесов в том же лесу банально в игре нет. На улицах таркова - 60-70, иногда 100. В прицеле производительность сильно режется, хз, почему. Я понимаю, что там рендер текстура в прицеле включается, вторая камера, все дела, но в классической реализации подобных прицелов такого падения производительности нет. С данным минусом полностью согласен.

Хардкор

Порог вхождения в Тарков довольно высок. Но взамен он предлагает просто тонны контента, которого нет ни в одном другом шутере. Освоив на базовом уровне механики, можно "расти" дальше и пробовать убивать боссов, охотиться за отступниками, ходить целенаправленно на сложные локации (Маяк, Улицы).

Ну а потом, спустя полгодика, можно пойти и в ночные рейды с теплаками или ПНВ. Можно и раньше. Помимо обычных боёв, боссов, ночных рейдов, есть и ночные боссы — сектанты.

Скрин не мой. На скрине — сектант, ночная фракция в Таркове
Скрин не мой. На скрине — сектант, ночная фракция в Таркове

А потом можно и на Лабу побегать. Это довольно сложная локация за счёт того, что страховать снаряжение своё нельзя, доступ за довольно дорогую карту туда, а на самой локации — сложные боты + периодические появляющиеся боссы. Хай Левл контент, так сказать. Но по-честному, за все пять лет игры так и не нашлось у меня в сердечке для неё места. Бегал туда только по квестам. Кстати, жалобы на читеров, в основном идут оттуда. Возможно, так и есть.

Баги

Тут тоже сказать нечего. Баги есть, всегда были, всегда будут. Но прямо критичные редко встречаются. Пару раз квест не завершался новый, добавленный в очередном вайпе — чинили через денёк, пару раз анимация зависала при перезарядке и т.п. Но именно блокирующих багов, которые мешают игре мало. Тем не менее, баги встречаются, как локальные, так и серверные (например, когда лутать чувака не можешь, потому что он на сервере уже разлутан, но до тебя инфа не долетела).

Итог

По итогу, вначале я купил базовое издание. Пять лет назад. Через месяц купил максимальное на тот момент — EoD. Несмотря на все свои минусы, игра полностью отбила ценник в 4.5 т.р. (по скидке брал). За пять лет игры, она ни разу не попросила меня задонатить, ни за скины, ни за баттлпассы, ни за игровую валюту. И ценник лично для меня целиком и полностью отбился. Я получил огромное количество контента, тонны удовольствия, кучу кеков при игре с друзьями. И я даже квесты не все прошёл в игре, потому что времени в вайпе обычно не хватало (напоминаю, что играл по 2-3 часа, не каждый день, вечерком). Полгода назад решил ещё раз поддержать разрабов и взял максимальное издание.

ВАЛ, на одиночных затыкал

Да, в игре есть проблемы, да она косячная, местами вымораживает, местами поджигает пердак. Но она такая — одна. Я играл и в Арену (которая брикаут), играл и в Дельта Форс. В арк разве что не играл пока (поиграю попозже, вероятно). Ощущения абсолютно не те. Они тоже доставили некоторую долю удовольствия, но Тарков всё равно притягивает, как и раньше. При этом я бы не сказал, что я в него прямо задрю, как в ту же линейку или вов, в молодости. Вечерком, после работы и семьи, пару каток в Арену, потом пару квестиков в таркове и спать.

Просто если послушать стримеров и игроков, которые играют в неё годами создаётся впечатление, что игра — полный шлак. Это не так. Не претентую на объективность, но аудитория у игры есть и зацепиться в ней можно любому.

При этом, игру можно и нужно ругать, таким образом, разработчики получают фидбек. Но игнорировать её плюсы тоже не стоит. А плюсов достаточно. За полторы тысячи рублей ты получаешь просто тонны контента и всё, что даётся в более дорогих изданиях ты можешь приобрести сам, просто играя в игру (почти всё, пару шмоток только уникальные, типа плаща сектантов).

Ссаные болтики

Ребят, мнение моё субъективное. Просто поток мыслей спустя 5 лет игры. Я никого не призываю идти прямо сейчас и играть в Тарков, у каждого своя голова на плечах, посмотрите видосы, понаблюдайте за стримерами, там уже решайте. Всем спасибо, за то, что вытерпели )

26
10
5
2
1
1
1
68 комментариев