Про серию Metroid Prime

Про серию Metroid Prime

Перепрошёл Metroid Prime 3 и захотелось ещё разок высказаться на тему серии — ведь до четвёртой части осталась буквально одна неделя.

Первая Metroid 1986 года была игрой слабенькой, но демонстрирующей, что можно обычный двумерный шутер превратить в приключенческую игру, дав игроку возможность идти не только в одну сторону. Вместо уровней там был целостный мир, который можно было исследовать, искать в нём секреты, прокачивать героиню. Вторая часть с Game Boy была шагом не туда, поскольку там целью было полное истребление метроидов, а игра была поделена на уровни довольно жёстко. А вот Super Metroid полностью утвердил каноны жанра, который сейчас называют «метроидвания», хотя Symphony of the Night добавила в формулу разве что лишние циферки характеристик.

Удивительно то, что по стопам Super Metroid никто не пошёл, кроме Кодзи Игараси, и в итоге за полтора десятка лет на домашних платформах кроме неё и «Симфонии» ничего и не выходило из двумерных метроидваний — они были немногочисленными и переехали тогда на портативные платформы. К счастью, с ростом популярности инди-игр метроидвании стали очень популярны, и теперь от них отбоя нет. Но только от двумерных.

Про серию Metroid Prime

Переход в 3D для многих серий оказался смертельным, и Metroid крайне повезло, что она так и не заглянула на Nintendo 64. Повезло, что начинающая техасская студия Retro оказалась талантливой и повезло, что разработку курировал Сигеру Миямото. И в итоге вышедшая в 2002 году Metroid Prime оказалась настоящим шедевром, образцовым переложением двумерной схемы Super Metroid в 3D.

Ведь что в Metroid главное? Большой мир с красочными и «живыми» локациями, связанными между собой; интересный маршрут по этому миру, позволяющий героине собирать разные новые умения; обилие секретов и опциональных мест, куда благодаря новым умениям можно заглянуть и получить прокачку. Не стрельба; она тут глубоко второстепенная. Да, на локациях есть враги, но они респаунятся постоянно, и их почти всегда можно игнорировать.

Элементы этого подхода с тех пор можно найти в разных играх, но все они, как правило, делают упор на бои, а не на исследование мира. Поэтому я и называю Metroid Prime непревзойдённой.

Что она добавила в эту формулу? Да, трёхмерность и классную графику, но не менее важно — сканер, который любопытным образом превращает environmental storytelling в прямолинейный текст. Видишь что-то в окружении — можешь не гадать, что тут произошло, тебе расскажут текстом. Видишь флору или фауну — то же самое, энциклопедия раскроется на нужной странице. Этот подход делает путешествие по пещерам, руинам и ущельям интереснее.

Про серию Metroid Prime

Не менее важно, на мой взгляд, то, что почти все апгрейды в Metroid Prime выстроены на физическом взаимодействии с миром. Новые пушки, которые получает Самус, стреляют молнией, льдом и огнём, позволяя ей применять эти стихии для того, чтобы прокладывать себе новый путь. Лёд тает, вода замерзает, шарик разгоняется по полукруглым поверхностям — всё это настолько естественно, что заставляет мир игры казаться ещё более живым. А ещё у каждого объекта, растения, животного есть своя тепловая сигнатура — тепловизор позволяет взглянуть на мир иначе, и это тоже добавляет сеттингу глубины.

И, соответственно, более слабыми были те элементы игры, которые не работали на это. Много стрельбы в конце. «Разноцветные» пираты — это вопиющая условность. Рентген-визор — тоже, он фактически дублирует суть тепловизора, просто заставляя включать себя в единичных местах, где условность требует именно его (в целом невидимые платформы — очень плохая идея во всех играх). Ну и, пожалуй, самое очевидное, но при этом неизбежное — это деление игры на небольшие комнатки с коридорами между ними. Чтобы локации были детализированными, а путешествие не прерывалось загрузками, приходилось поступать так.

Про серию Metroid Prime

И если с техническими ограничениями сиквелы Metroid Prime ничего не могли сделать (вторая часть вышла на том же GameCube, третья — на всего лишь вдвое более мощной Wii), то в остальном верно выбранный вектор развития позволил бы им превзойти первоисточник. Но они обе свернули не туда.

В Metroid Prime 2 вместо красночного живого мира мы исследуем серые мёртвые пустоши, серые мёртвые болота и серую мёртвую крепость, постоянно прыгая в их ещё более тёмные версии. Серый и чёрный — это вся цветовая палитра игры, насквозь условные свет и тьма — основные элементы сюжета и геймплея. Мы тут также не перевооткрыватели диковинной планеты, а исполнители одинаковых квестов по перекачке энергии из тёмных генераторов в светлые генераторы.

Два параллельных мира — ключевая особенность Metroid Prime 2, но она делает игру хуже, а не лучше. Если в Metroid Prime игроку надо было активировать рычаг, чтобы открыть путь дальше, то во второй части в аналогичной ситуации игрок видел прозрачный рычаг, шёл через несколько комнат к ближайшему порталу, ждал загрузку, шёл через эти же комнаты в тёмном мире, активировал рычаг, шёл через эти комнаты обратно к порталу, ждал загрузку, шёл через эти же комнаты назад в комнату с рычагом — и только тогда получал свой путь дальше. Простые действия превратились в тягомотную рутину. Более того, исследование мира из-за этого жутко буксует: мы не открываем для себя одну комнату за другой, а постоянно прыгаем в тёмный мир, чтобы там «насладиться» видом всё той же комнаты, только более загаженной или с переставленными объектами. В общем, Metroid Prime 2 – это огромный шаг назад.

Про серию Metroid Prime

А Metroid Prime 3 – вообще ни рыба ни мясо. Wii позволила разработчикам реализовать точное прицеливание в любую часть экрана, и они, конечно же, увлеклись этим, превратив игру наполовину в шутер. Но лишь наполовину. Вот и выходит, что для любителей насыщенных перестрелок тут огромное количество даунтайма и пустого бэктрекинга, а для фанатов Metroid Prime — куча пустых диалогов, сковывающих скриптов и прочей белиберды, сильно напоминающей какой-нибудь Halo. В Metroid Prime, напомню, было ноль диалогов. Это была одна из важных особенностей игры. В третьей же части вся эта болтовня даже никак не помогает нарративу толком, не рисует каких-то заслуживающих внимания персонажей. Она лишь меняет суть игры. Первая часть, как и Super Metroid, была про полное одиночество на таинственной планете. Третья — это практически милитари-шутер. С отдающим приказы генералом, союзниками-краснорубашечниками, которых иногда даже надо прикрывать в бою, скриптами и постоянными приказами.

Да, приказами. Подсказки в первой части были в духе «хмм, в этом регионе сейсмоактивность, возможно, стоит проверить». Во второй появились большие квесты: «спаси свет, разломай тьме генератор». Третья вся состоит из чётких конкретных заданий. Лети на эту планету, иди в эту локацию, побей этого босса. А за ним генератор. Потом на следующей планете ещё генератор. Побей босса, получи паяльник, почини проводку. Рутина, да и только.

Про серию Metroid Prime

И я даже отдельно оговорюсь про сравнение с Metroid: Other M, которую фанаты дюже не любят. В Other M много диалогов и катсцен, но они раскрывают персонажей (включая Самус, которая там говорит) и даже пытаются создавать интригу о том, кто предатель. В Prime 3 нет никакой интриги, есть только злая субстанция, которая всех заражает. Самус молчит; её «коллеги», представленные в начале игры, моментально пропадают за кадром и возвращаются уже совсем другими: были добрые, стали злые, остаётся их убить. Other M – игра быстрая, динамичная. Самус там передвигается бегом, и исследованию локаций там не так много внимания уделяется: в Other M Самус бегает от сценки к сценке. Metroid Prime же — серия медленная, предлагающая изучить каждую комнату досконально. Поэтому в ней важно, что за мир вокруг, а кричащий в ухо приказы начальник-ноунейм для неё губителен.

А мир в Metroid Prime 3… никакой. Это больше не одна планета, а сразу несколько. Более того, локации на нескольких планетах даже не взаимосвязаны: в них приходится летать / ездить / телепортироваться. Вместо живого мира тут изолированные куски урвней в вакууме. Оружие и визоры лучше не стали; похвалить хочется разве что возможность нунчаком дергать рычаги и отрывать боссам щиты, потому что это естественное взаимодействие с окружением.

Про серию Metroid Prime

Как ни парадоксально, в третьей части бои стали более неудобными — именно потому что фокус сместился на них. Боссам нужно очень много стрелять в очень конкретные точки, на которые автоприцел не работает — надо целиться вручную и при этом постоянно долбить кнопку выстрела. В первой части обычно было выгодно заряжать выстрел и делать мощные атаки, но в третьей они обычно не успевают долететь до егозящих противников, а если и долетают, то наносят меньше урона, чем просто спам слабыми атаками. Из-за этого я на втором боссе забросил игру на несколько лет — это не просто было невесело, так у меня ещё и запястье отвалилось от такой пытки.

Пройти игру помог PrimeHack – отличный форк отличного эмулятора Dolphin, заточенный именно под трилогию Metroid Prime. Для первых двух частей он и не нужен, они позволяют играть с контроллера нормально. Но для третьей с её необходимостью точно целиться и долбить кнопку атаки спасением оказалась мышка с турбокнопкой. Без неё я бы, наверное, перепрохождение не осилил.

И это тоже минус Metroid Prime 3. Практически все боссы в первой части были небольшими головоломками, где нужны были конкретные действия, а не точность или реакция (и уж тем более физическая выносливость). К третьей же всё растерялось.

Про серию Metroid Prime

И от четвёртой части я после трейлеров уже не жду ничего хорошего. Там нам показали буквально всё то, что портило Metroid Prime 3: солдатов, которые постоянно болтают, скриптовые сценки, множество навязанных боёв. Значит ли это, что вся четвёртая часть будет плохой? Нет, в третьей тоже были приятные места. Но и слабых, неуместных мест в ней было очень много, и они сильно портили впечатление. Если трейлеры Metroid Prime 4 настолько выпячивают её слабые стороны, то какое ещё суждение об игре можно сделать?

И напоследок. Когда Metroid Prime 4 анонсировали восемь с половиной лет назад (и особенно после ремастера первой части в 2023-м), я надеялся на развитие лучших идей Metroid Prime. Switch – мощная консоль, способная выдавать большие бесшовные открытые миры с отличной графикой, крутой физикой и большой эмерджентностью (см. Breath of the Wild). Это был шанс избавиться от мелких комнат и узких коридоров между ними, позволить окружению реагировать на действия Самус, дать возможность игре шагнуть дальше, сделать такой же шаг в своей эволюции, как между Metroid и Super Metroid и Metroid Prime.

Но, судя по всему, этого не произошло. Metroid Prime исполнилось 23 года, и почти столько же лет я жду её достойного наследника. Может быть, когда-нибудь.

9
3
2
10 комментариев