Джентльмены, добро пожаловать в сердце тьмы
Краткий (и никому ненужный) анализ одного из важнейших видеоигровых произведений.
Spec Ops: The Line одна из тех игр, от которой не просто не ждали какого-либо откровения, её вообще не ждали. Никто и представить не мог, что эта Call of Duty от третьего лица станет культовой игрой, о которой будут говорить, и которую будут обсуждать много лет спустя. В конце концов не так уж много игр, не стесняющихся поднимать серьезные темы и рассказывать об ужасах войны с самого высокого небоскреба в мире.
Несмотря на отличную историю, о подпесочных камнях которой спорят и по сей день, продалась игра очень плохо, а студия-разработчик, чуть не обанкротившись, решила больше не делать умные игры и ушла в онлайн. Поспособствовал этому, не в последнюю очередь, безынтересный геймплей с абсолютно деревянной стрельбой и линейными уровнями. Но закаленного игромана такой стандартный набор никогда не останавливал, да и интригует сюжет практически сразу.
После разрушительного катаклизма, один из cамых красивых и богатейших городов мира – Дубай – превратился в утонувшие в песках руины. Примерно в это время из Афганистана со своим батальоном возвращался полковник Джон Конрад, вызвавшийся помочь выжившим и эвакуировать охваченный хаосом город. Вскоре после этого Конрад перестал выходить на связь, и правительство США отправило спецотряд Дельта выяснить, что же все-таки там произошло.
К сожалению, многие игроки запомнили игру преимущественно за ее сюжетный поворот в конце, и он, безусловно, заслуживает упоминания, но без него игра не становится менее глубоким высказыванием о всей бессмысленности войны, и о том насколько это подлое изобретение человека страшная штука. Роль финального твиста же – лишь жирно подчеркнуть эту неутешительную правду.
Уже с первой главы в голову закрадывается мысль, что это едва ли игра про трёх бравых "Капитанов-Америка" – доблестных рыцарей в светло-коричневых доспехах, и уйдет немало времени и умрет много невинных, когда Дельта наконец осознает это. Вряд ли я могу вспомнить хотя бы одну игру где уже в первые полчаса мне было не все равно от скольких компьютерных болванчиков я освободил оперативную память – болванчиков которые перли на меня десятками, и которые умирали, скрывая простую истину, своими всё еще горячими телами, которые, возможно, никогда не остынут под палящим солнцем безумия.
Истину, которую до нас хотят донести заключается в том, что в войне нет плохих или хороших, так же, как и нет победителей. Есть лишь стороны, каждая из которых верит в то, что ее действия направленны лишь на благо. И порой самообман или самый обычный слепой патриотизм необходим, чтобы обеспечить наш рассудок уверенностью в правильности наших поступков... главное случайно не открыть глаза, чтобы не узреть истину.
Убеждение вещь опасная и в армии его закручивают так глубоко в голову, что безболезненно изъять его будет уже невозможно. Отличный пример такой слепой, практически механизированной веры можно наблюдать в знаменитой сцене из культовой "Цельнометаллической Оболочки", когда какой-то полковник говорит, что в каждом гуке заточен американец пытающийся выбраться на волю, а они здесь что бы помочь им в этом.
Однако Мартин Уокер – командир спецотряда Дельта совсем другого поля ягода, да и само поле позволяет ему все-таки вытащить шуруп убеждения из затылка, но лишь под самый финал, когда можно наконец взвесить все свои поступки и спокойно проанализировать каникулы в Дубае, потому что все, кто мог этому помешать уже похоронены под песком. Подобно Нео из "Матрицы" Мартин открывает глаза ослепляющей правде и наконец прозревает, только для первого это было началом истории, а для последнего – ее печальная кульминация.
За все свое путешествие до Бурдж Халифы им было убито немало людей, среди которых как солдаты 33-го батальона под командованием Джона Конрада, так и совершенно невинные и безоружные люди, которых он сжег заживо белым фосфором.
Поле войны словно радар, а все люди вне зависимости от пола, нации, профессии и возраста – обычные точки на нем. И все они умирают. Преследуя вроде как совершенно благую цель – эвакуировать выживших, Уокер лишь глубже ныряет в багровый бассейн с кипящей кровью. Хаос охвативший город не дает разобраться в происходящем, усугубляют ситуацию и ЦРУ, цель которых, казалось бы, самая прозрачная – зачистить регион, однако и об этом изначально не известно протагонисту. Не упрощает понимание всего этого спектакля и его постановщик – безумный журналист, примкнувший к 33-му батальону еще в Афганистане, который натравливает на Дельта своих людей.
Журналист, которого в игре кличут "Радиомэном", довольно интересный персонаж, который, к сожалению, является таким же заложником безумия и всего ужаса войны. Как сказал полковник Куртц из "Апокалипсис Сегодня" – фильма, которым, не в последнюю очередь, вдохновлялись авторы Spec Ops: The Line: "Хоррор и моральный террор должны стать твоими друзьями, если же нет, то они самые настоящие враги, которых следует бояться", и "Радиомэн" отлично подружился со своими новыми "коллегами", сидя у себя на радио-вышке, став самым настоящим шоуменом всего дубайского сумасшествия.
Времени присесть, поразмышлять и спокойно разобраться в происходящем просто нет, принимать решение необходимо прямо на ходу, плюс навязчивая идея Уокера, что во всем виноват Конрад, не позволяет трезво оценить обстановку. Он точно одержимый находит себе личного козла отпущения. Он убежден в своей правоте, ни разу не сомневаясь, в своих действиях. В конце концов он военный, который выполнит то, за чем был отправлен несмотря ни на что, даже если с выбором виноватого он серьезно промахнулся.
Только сильный человек, может отрицать то, что находится прямо перед ним.
Авторы Spec Ops: The Line не только цитируют критику войны "Апокалипсиса Сегодня", но и заимствуют некоторые черты характера главного героя для своего протагониста. У Бенджамина Уилларда много общего с Уокером. Для обоих реальный мир ужасная мука – длинный утомительный перерыв между заданиями. Возможно, именно поэтому последний не выполняет свой первоначальный приказ – прибыть, разузнать обстановку, отправить сигнал своим и покинуть Дубай. Вместо этого он идет все дальше, погружаясь в самое сердце тьмы, при этом строя из себя героя, на деле являясь убийцей, но в то же время жертвой с огромным "шурупом" в голове.
Эпилог
Очевидно, что в игре нет ни одной хорошей концовки, в любом из исходов Уокер так или иначе должен примириться с содеянным. Несмотря на сотни отнятых им жизней, его все еще можно оправдать, ведь он лишь невинная шестеренка войны, запрограммированная действовать подстать ситуации, не задавая лишних вопросов.
Spec Ops: The Line отлично показывает, как визуально, так и через диалоги и персонажей, что с хаосом войны совладать невозможно. Зачастую бесполезно спорить с безумцем, потому что в его аргументах и действиях нет никакой логики. Точно так же с войной: она на столько же беспощадна на сколько и бессмысленна.
Не то что бы игра лучше справляется с демонстрацией ужаса, чем тот же "Апокалипсис Сегодня", но порой просто необходимо показать настоящий геноцид, а в конце узнать, что роль главного гада в этом кровавом спектакле играл именно ты, сам того не желая. Вот такой хоррор хорошенько отложится в голове. Надолго.