Маньяк, у которого лапки, или самая абсурдная игра уходящего года

Cat Named Mojave – инди-игра в жанре сюрреалистичного психологического хоррора. С ней меня познакомил комментатор на DTF, за что ему большое спасибо! Игрушка зацепила меня одними лишь кадрами из стима, поэтому я скачала демо-версию (полностью игра выйдет 8 декабря) и получила невероятное удовольствие от 40 минут прохождения. Приступим же скорее к ее обзору. Присутствуют спойлеры.

Маньяк, у которого лапки, или самая абсурдная игра уходящего года

Бескрайняя пустыня, кругом – ни души. Рядом – машина со сдохшим аккумулятором. Нужно найти помощь. Недолгое путешествие приводят нас в дом… маньяка? Который выглядит как кот? Антропоморфный? С первых минут прохождения игра погружает в сюрреалистичный мир, где мы вынуждены подчиниться правилам – убить для кота-маньяка (у него же лапки) трех прямоходящих оленей, и тогда наш усатый друг отдаст запасной аккумулятор для машины. Принимая сделку с антагонистом, задаем себе вопрос – готовы ли мы совершить убийство, если пути назад уже нет? Мы оказываемся в мире, лишенном норм и справедливости. Смотрим в лицо абсурду. Чувствуются кафкианские мотивы, не правда ли? В этом, определенно, есть свой стиль и очарование.

Итак, получив указания от кота-маньяка, мы оказываемся у милого домика, с засаженным огородом. Действуя по проверенной схеме, заходим в незнакомый дом без стука и приглашения, просто распахивая дверь. Перед нами семейство оленей – муж, жена и их сын. Странности начинаются сразу. Если муж встречает нас агрессивно, не понимая, какого черта мы забыли в их доме, то жена подозрительно любезна и гостеприимна несмотря на то, что мы держим за спиной ружье. Правда вскрывается моментально – перед нами маргинальная семья. Муж – алкоголик и каблук, жена – опустившаяся на дно и несчастная в браке женщина. Олень, под давлением сильного и решающего голоса оленихи, соглашается нам помочь с машиной. Вот он, хэппи энд практически близок, но… Пока вся мужская половина отвлеклась на дела, олениха упрашивает нас помочь ей и увести с собой. То ли в отчаянии, то ли будучи «общительной» натурой, она клянется, что влюблена в нас и сделает счастливыми. Однако дифирамбы быстро заканчиваются, когда нас подслушивает муж. Неадекватный олень, выпив уже с излишком, набрасывается на нас. Мы стреляем ему в лицо, а дальше – как в тумане. Вот уже разделываем три трупа в сарае антропоморфного кота-маньяка.

Маньяк, у которого лапки, или самая абсурдная игра уходящего года

К концу демо-версии Мохаве, антагонист игры, ставит нас перед выбором – были бы мы довольны совершенным убийством или нет, получили ли мы от этого удовольствие. Лично я выбрала положительный вариант ответа, потому что это было… весело? Мы ввалились без приглашения в чужой дом, стали частью семейной драмы, а потом завалили всех. И не было жалко никого, ведь вся троица – маргиналы. Один пьяница, другая – потаскуха, третий – обалдуй, из которого едва ли выросла бы здоровая ячейка общества. А олениха вообще просила избавить ее от страданий и нищеты. Что ж… бойся своих желаний. Куда интереснее звучат речи Мохаве о «безжизненной грации», «гармонии жертвы и убийцы в момент, когда дыхание обоих замедляется».

Концепция игры нетривиальна: мы не бегаем от монстра, а помогаем ему. Это дает огромный простор для художественных решений в будущем. Например, игроку могут раскрыть мотивы кота-маньяка и его внутренний мир, показать больную логику в совершенных убийствах. Вероятно, в дальнейшем игра будет предлагать два варианта развития события: мы либо станем сообщником антропоморфного кота, либо не поддадимся его влиянию и сбежим.

Маньяк, у которого лапки, или самая абсурдная игра уходящего года

Впрочем, сказать больше о сюжете пока нельзя, поэтому пройдемся по интересным пасхалкам. Начну с того, что лежит прямо на поверхности. Оленя и олениху зовут Джон Доу и Джейн Доу, соответственно. Таким термином обозначают лицо, которое не удалось опознать. Подобные имена часто могут использоваться для обозначения неопознанного трупа. Выбор этих имен героев обезличивает их: на месте маргинальной семьи мог быть кто угодно, это лишь воля случайности. Но возможно и более приземленное объяснение: это лишь черновой вариант для демо, ведь в настоящее время такими именами могут обозначать гипотетического персонажа (как у нас Вася Пупкин, например).

Куда интереснее имя антагониста – Мохаве. Оно может отсылать к индейскому народу, проживающему в настоящее время в двух резервациях на реке Колорадо. В честь этого племени также названа река и пустыня (а все действие игры как раз происходит в бескрайней пустынной местности). Интересно то, что мохаве уделяли большое внимание своим сновидениям, а тема сновидений мелькала в демо-версии. Так, в одной из комнат дома семейства Доу лежала книга по 1125 быстрым советам «вернуть страсть в отношения». Один из пунктов – внимательно слушать пересказы жены о ее снах, что поможет раскрыть энергию в «постели».

В завершении хочу отметить перевод. Игра доступна на русском, но он там машинный и, соответственно, кривой. Однако в этом, не могу не заметить, есть свой шарм. Такой несуразный, местами нелогичный перевод отлично дополняет сюрреалистичную атмосферу. Пожалуй, будет хорошо, если он останется таким к релизу игры.

10
1
1
10 комментариев