Expedition 33 игра года? Или просто хорошая игра?
Прошёл экспедицию.
Честно? Хотел обойти игру стороной, но когда вокруг только и слышно, что игра — шедевр, да ещё забирает всевозможные награды, решил таки посмотреть, что ж в ней такого, что ей чуть ли не поют дифирамбы.
Навигация:
Дисклеймер Мне похер + похер на то, какая игра какую награду получила, но, наличие такого их количества повышает внимание к игре, следовательно, рассматривая её ты волей-неволей оглядываешь на награды при вынесении вердикта.
Супер кратко: Стоит ли играть? Да, конечно.
Ну а теперь чуть подробнее. Расскажу вам своё мнение, которое никто не спрашивал.
Т-т-т-тайминги
У меня непереносимость игр, построенных на таймингах. Я считаю, что таймингами скрывается простота геймплея, т.е. убери их и больше нет никакого челенджа в игре, всё выстроено на задержках/ложных замахах и т.д..
К чему это я? Здесь есть тайминги и всё бы ничего, но бои происходят буквально каждые три шага. Первые 20-25 часов я добросовестно пылесосил всю карту и в итоге я невероятно устал от боёв, которые становятся всё более однообразными. Потому что ты окончательно разбираешься в механиках, подбираешь рабочий билд и... всё. Ты с ним до конца игры, с одной тактикой, которая работает как часы, единственный твой челлендж — тайминги.
Пишу я это всё ради двух вещей:
- Если у вас такая же непереносимость таймингов, ставьте себе этот мод. С ним игра, как мне кажется, становится сбалансированной, т.к. челендж становится более честным
- Если вы почувствуете, что уже задыхаетесь от этих душных боёв, ставьте режим "истории", чтобы просто пробегать противников. Я последнюю треть игры прошёл в режиме "истории", потому что я уже не мог вытянуть миллион схваток за 30 минут.
Музыка
В экспедиции есть отличные музыкальные темы. Главные мелодии звучат приятно, местами даже сильно.
Но проблема в том, что её слишком много. Авторы используют музыку как костыль для драмы: кат-сцены не работают через диалоги, анимацию или экспозицию — всё вытягивается звуком. Вам буквально навязывают эмоцию только через мелодию. В итоге даже хорошая музыка начинает раздражать, потому что звучит всегда, везде и в лоб.
Графика
С графикой тоже без откровений. Это обычный Unreal Engine. За всё прохождение не припомню ни одного кадра, который бы по-настоящему впечатлил. Это, опять же, не претензия к игре. Я считаю визуальную часть важной, но ругать её можно лишь в одном случае — если видна халтура. Экспедиция к халтуре не относится.
Вообще, я не могу вспомнить игр на пятом Unreal Engine, где визуал сам по себе держит внимание — не за счёт постановки, а именно за счёт красоты сцены, деталей, атмосферы. Может если только Mafia: The Old Country.
Сюжет
У меня была очень большая ставка на сюжет, т.к. я не очень люблю геймплей построенный на таймингах (если вы ещё не поняли). История — вот что, как мне казалось, и поставило Экспедицию на тот самый олимп.
И к моему глубочайшему сожалению, сюжет для меня — это самая слабая часть игры.
Спойлеры!!!
Здесь будут спойлеры. Если вы ещё не играли, то переходите в блок с итогами
Первая половина игры — это полное недоумение.
Лор подаётся будто между делом: все персонажи бросаются словами вроде «жестрали», «невроны», «люмина» и так далее, но тебе ничего не объясняют. Кто это? Что это? Почему они существуют?
Вместо внятной подачи сюжета — медленный поход к монолиту. Почти два акта игры просто тянутся: без событий, без развития, с капельной подачей информации и кучей клише.
Один из примеров: Версо уже в команде, экспедиция встречает Моноко и они идут в старый Люмьер. Моноко стучит посохом и экспедиция разделяется на два отряда. В одном Маэль, в другом Версо, Люнэ и Сиэль. Люнэ находит дневник, читает его, но игроку не показывают, что там написано и происходит буквально:
- Версо, это правда? Как ты мог?
\резкая склейка\
...и вот ты начинаешь играть за Маэль. Без объяснения причин.
Ну что это за дешёвый приём? И так строится бОльшая половина сюжетных твистов, за счёт банальной недосказанности, т.е. тебе герой даёт понять, что что-то знает, но не говорит, что именно.
И наконец — главный твист года: все вы — краска.
Я, вроде бы, обладаю эмпатией, но как я должен переживать героям, которых не существует? Я шёл непонятно куда, в неизвестном мне мире, который не стремится быть понятным и вдруг оказывается, что это просто ожившая картина.
После этого мне дают ещё 10 часов геймплея, чтобы я спасал этих «нарисованных человечков», но, серьёзно: какая у меня мотивация? Это всё — нереально, и потому эмоционально не работает.
Единственный герой, чья арка хорошо выстроена и корректно завершается — это Версо. Причём, при концовке за Версо. В нём, единственном, я могу понять трагедию, т.к. его персонаж когда-то был живым. Ты чувствуешь эту усталость от выдуманного мира. Он находится в чистилище, навечно, без возможности принять смерть. И да, его история — сильная. Но он один такой. И, к сожалению, одного Версо для меня оказалось мало, чтобы спасти весь сюжет.
Причём здесь кино?
Не знаю, насколько это популярный сюжет, но я сразу вспомнил одно произведение, где тема утраты через эскапизм раскрыта куда сильнее — это "Начало" Нолана.
Там тоже есть игра с реальностью и вымыслом. Но ключевое отличие — в том, что герои, за которых зритель должен переживать — реальны.
Те, кто существуют только в голове героя, остаются на втором плане. А значит, когда наступает драма — она ощущается. Потому что поставлено что-то настоящее.
В Экспедиции всё наоборот: ты тратишь десятки часов, чтобы привязаться к людям, которые, как выясняется, даже не существуют в контексте игры. И это обнуляет всё.
Единственный, за кого можно переживать — Версо. Маэль ничто не угрожает в реальности, а концовка только подчёркивает это. С Версо — другое дело.
Итог
И вот я возвращаюсь к тому, с чего начал.
Переживаю ли я, что Экспедиция собрала кучу наград, включая «игру года»? Нет. Считаю ли я, что она заслужила их? Тоже нет.
Если совсем грубо, то для меня «игра года» должна цеплять хотя бы чем-то: либо сильным сюжетом, либо выдающимся геймплеем. Экспедиция, к сожалению, ни в одном из этих направлений не выстреливает. Это просто хорошая игра. Не великая. Не провальная. Просто хорошая.
У неё есть амбиции, есть потенциал, есть интересные находки — но всё это тонет в рутине, однообразии и эмоциональной отстранённости. Сюжет хочет быть глубоким, но не даёт инструмента для сопереживания. Геймплей вроде бы есть, но довольно быстро перестаёт удивлять.
Я не жалею, что прошёл Экспедицию. Но назвать её игрой года? Нет. Были проекты сильнее, ярче и, главное, честнее.
Спасибо, что дочитали. Всем добра, играйте в игры, играйте в Экспедицию