Игры Семён Костин
33 298

Родные просторы: модификации с русским колоритом

От Морровинда с гопниками до поездок в московском метро.

В закладки
Аудио
The Elder Scrolls III: Morrowind — «Эмба-5»

Постсоветское наследие окружает нас повсюду. В любом регионе России есть старые деревни, потрёпанные временем многоэтажки, НИИ, памятники вождей и улицы, названные в честь известных академиков или партизан Великой Отечественной войны. Хотим мы того или нет, но это привычное окружение будет с нами ещё долгие годы.

Постапокалиптическую эстетику бывшего СССР мы уже видели в играх серии S.T.A.L.K.E.R. и Metro, а тему «российской безысходности» — в инди-проектах ШХД: ЗИМА и 35MM. Но кому-то этого мало. Многие игроки мечтали бы увидеть ААА-проект с открытом миром, побывать в виртуальной Москве или Санкт-Петербурге. И те, кто не хочет ждать — делают модификации на базе известных игр.

Большая часть модов в духе «мой подъезд» или «мой город» либо не дожили до релиза, либо получились очень спорными, так как у создателей просто не хватило опыта и времени довести их до ума. Но даже такой труд заслуживает внимательного изучения. Мы вспомнили самые качественные модификации и опробовали большую часть из их.

В материале есть видеоролики и скриншоты с ненормативной лексикой.

The Elder Scrolls III: Morrowind — «Эмба-5»

Модификация «Эмба-5» отправляет Нереварина в закрытый советский городок, некогда расположенный на территории бывшей Казахской ССР. В 1999 году Эмбу-5 покинули последние российские военные, после чего он был переименован в Жем и отошёл Казахстану. По сюжету мода, остров с городом перенёсся в провинцию Морровинд и расположился к востоку от деревни Тель Мора.

Мод почти в одиночку разработан бывшим жителем Эмбы-5 Михаилом Ozon Морозовым. В середине нулевых он решил воссоздать город своего детства в любимой игре. С моделями Морозову помогли Майк и Акавир — участники русскоязычного портала FullRest, посвящённого серии The Elder Scrolls.

Виртуальная Эмба-5 — это огромная территория со множеством секретных локаций, интерактивностью (можно взаимодействовать с предметами быта), уникальными моделями, анимациями и текстурами.

По словам Морозова, бывший советский город воссоздан хоть и не с картографической точностью, но многие дома и улицы соответствуют реальным. Это также подтвердили бывшие жители Эмбы, которые до сих благодарят моддера за проделанную работу.

Главное достоинство модификации — её атмосфера. Постсоветская эстетика здесь повсюду (с поправкой на сеттинг, разумеется). По пустынным улочкам города бродят гопники-данмеры, вооружённые лопатами, огнестрельным оружием или гитарами. Всё это можно отнять и экипировать для полного погружения в мир Эмбы. В некоторых «хрущёвках» можно посетить скрупулезно детализированные квартиры с типичным советским интерьером. Трудно поверить, что подобное удалось создать на устаревшим движке Morrowind.

Морозов создал для модификации более двух сотен различных предметов и моделей. Одного только алкоголя и еды наберётся почти 30 видов. Но самое удивительное — это полноценный транспорт в виде работающего поезда, корабля и самолета.

Кроме этого в «Эмбе-5» есть сюжетная кампания, которую можно активировать в местном баре. Вероятно, мне попалась не самая стабильная версия модификации, так как из-за неработающих скриптов часть квестов пришлось переигрывать. Также от прохождения мода могут оттолкнуть не самые интуитивные задания и чрезмерная масштабность (в подземных локациях легко заблудиться).

Второй недостаток — это странный баланс. Низкоуровневому персонажу здесь придётся нелегко, ведь местные гопники могут убить героя с двух-трёх ударов. Для комфортного изучения Эмбы желательно прокачаться до 60 или 70 уровня.

Морозов так и не доделал модификацию, но и не забросил. На момент публикации материала «Эмба-5» находится в разработке больше 14 лет. После обкатки на Morrowind, моддер продолжил работу над Эмбой-5 в Fallout 3.

Автор время от времени выпускает обновления, рассказывает о разработке и делится видеороликами. Например, в прошлом году версия «Эмбы-5» для Morrowind получила обновление, а на канале автора появилось видео с функционирующей электричкой.

Модификации для серии Grand Theft Auto

Перенести действие Grand Theft Auto в Россию — притягательная, но труднореализуемая задача. С 2004 года было начато и впоследствии заброшено более 15 проектов на эту тему. Работая в одиночку, вполне реально создать российский город на базе GTA, но вот смоделировать весь транспорт (а не взять чужие модели), придумать сюжет, интересные миссии и полностью озвучить все реплики персонажей в одиночку вряд ли возможно.

Корни проекта «Криминальная Россия» уходят в 2004 год, однако полноценная разработка модификации началась только в 2006-м. Над переносом San Andreas в российский сеттинг в общей сложности трудилось больше 60 человек из четырёх моддерских команд. Появилось сообщество под названием «Объединённый русский мод», которое создало для игры новые города, радиостанции, автомобили и скрипты.

Разработку «Криминальной России» освещали в российской игровой прессе. Про неё неоднократно писали журналы «Игромания», «Навигатор игрового мира» и «PC Игры». Ранние версии мода даже распространились на дисковых приложениях к журналам.

Работа с моделями и картой, по меркам середины нулевых, проделана феноменальная. Разработчики добавили секретные локации и множество собственных пасхалок. В общей сложности, было создано около 150 транспортных средств, почти две сотни объектов на карте и десять поселений.

Каждая команда добавила в проект собственный населённый пункт. Над «Криминальной Россией» трудились люди из разных регионов страны, что можно заметить по разнообразию реальных локаций. Например, в модификации есть город Лыткарино (Московская область), село Батырево из республики Чувашия, небольшой кусочек реального города Арзамас и вымышленный город Нижегорск, вдохновлённый Нижним Новгородом.

К сожалению, все начинания в итоге оказались заброшены. В 2011 году мод довели до более менее играбельной бета-версии, которая сразу же распространилась по сети и в ларьках с пиратскими дисками. На тот момент карта «Криминальной России» была готова наполовину (осталось много пустых пространств), к тому же модификация периодически вылетала из-за сломанных скриптов и плохой оптимизации.

Позже фанаты создали зимнюю версию «Криминальной России» и зачем-то портировали её в Vice City. Пускай в моде нет увлекательных миссий, сюжета или вменяемого геймплея, но подробное изучение карты займёт у игрока не один вечер. Получилось очень атмосферно.

С 2011 по 2014 год часть разработчиков «Криминальной России» трудились над одноимённым модом для GTA IV. В этот раз масштаб был куда скромнее — всего несколько маленьких островов, небольшой город и парочка деревень. Тем не менее, детализация и продуманность некоторых локаций впечатляют. Особенно удалось метро, планировка улиц и фотореалистичные текстуры. Созданная карта выглядит более продуманной и реалистичной, чем прошлая. Увы, кроме неё тут не на что смотреть.

Без объяснения причин разработку свернули в феврале 2014 года. После закрытия двух проектов авторы разрешили использовать свои карты и модели всем желающим. Сегодня над доработкой «Криминальной Россией» для San Andreas трудится команда CRime Team. На своём сайте они регулярно публикуют новости о статусе проекта. Команда планирует довести модификацию как минимум до третьей версии беты.

На базе мультиплеерного мода Multi Theft Auto был создан любительский roleplay-сервер GTA Province. Изначально модификацию разрабатывали как симулятор общественного транспорта на основе San Andreas, но со временем она эволюционировала в крупный roleplay-сервер (одновременно до четырёх тысяч игроков онлайн).

После регистрации игрок попадает в виртуальный российский город, где, согласно правилам сервера, нужно устроиться на работу, найти свою профессию и заработать на жизнь. Выбор профессий огромен — от грузчика до инкассатора.

В Province есть три больших русских города — Мирный, Приволжск и Невский. Архитектура построек и отдельные улицы взяты из реальных мест Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Екатеринбурга и многих других городов России. Каждый населённый пункт имеет плотную транспортную сетку, которой управляют игроки.

Как и в реальной жизни, тут можно вызвать такси или сесть на автобус дальнего следования. Поездка будет долгой, так как игроки строго соблюдают все правила дорожного движения. Конечно, движок San Andreas уже устарел, но даже с такой простой картинкой возникает чувство погружения.

Команду разработчиков Province можно похвалить за усердие и смелость — они создали MTA-сервер на базе собственной карты. Другие похожие проекты часто эксплуатируют контент из оригинальной San Andreas или «Криминальной России» (как серверы Radmir и Criminal Russia).

Впрочем, у подобных модов есть и «тёмная сторона». Почти все они не требуют лицензионную копию San Andreas: их клиенты скачивают нелегальную версию San Andreas с уже интегрированным модом MTA и новой картой. Rockstar Games и издатель Take-Two Interactive не получают отчисления за использование своих ассетов, артов (в оформлении сайтов), звуков и прочего игрового контента. А это уже прямое нарушение авторских прав.

Другой момент — во всех крупных roleplay-модах для San Andreas очень агрессивная монетизация. Платить нужно за всё: за бензин, одежду, сдачу прав (нельзя просто взять машину и поехать), еду, налоги и поездки в общественном транспорте. Угонять машины тоже нельзя — их нужно купить в автосалоне или у другого игрока. Разработчики подобных модов будто умышленно подталкивают игроков к донату.

Большие суммы заработать сложно, поэтому нетерпеливые игроки вкладывают валюту в своего персонажа. Реальные деньги можно конвертировать в виртуальные рубли на официальном сайте почти любого MTA-проекта. В Province не самый дорогой Mercedes и квартира в «хрущёвке» обойдутся в почти что полторы тысячи рублей. И это в 2019 году, в модификации к San Andreas

В GTA Province есть своё внутриигровое казино

В остальном, roleplay-сервера — это отыгрыш ради отыгрыша. Ни больше, ни меньше. На них играют чтобы почувствовать себя машинистом электропоезда, водителем автобуса или полицейским. Также есть ощутимая часть игроков, которые погружаются в roleplay ради того, чтобы покрасоваться — купить лучшую квартиру или самый дорогой автомобиль.

В Province можно провести пару вечеров, прокатиться на всех видах общественного транспорта и оценить качество адекватного русского моддинга. Возможно, модификация затянет вас на несколько недель. Но если вы противник roleplay, рутины и агрессивной монетизации, то лучше поискать что-то ещё.

GTA Province

Сегодня в разработке находятся ещё два долгостроя. Команда Black Stallion’s Mods около пяти лет работает над сюжетной модификацией Russian Theft Auto: Ibutsk City Stories. Сюжет мода повествует о вымышленном российском городе Ибутск и его криминальном мире. Главный герой — молодой парень Артём Носков, который хочет заработать деньги на дорогостоящую операцию отцу. Для этого он устроился вышибалой к местному авторитету.

Главное достоинство RTA — это миссии с полноценной озвучкой, катсценами и постановкой. Конечно, в плане диалогов и зрелищности моду далеко до уровня Rockstar Games, но для российского GTA-моддинга — это маленький прорыв.

На данный момент вышла третья версия беты. Следить за обновлениями модификации можно в официальном сообществе группе Black Stallion’s Mods ВКонтакте. Помимо RTA, команда трудится над проектами GTA Wasteland (постапокалиптический мод), GTA Tiki Islands (модификация в духе Vice City) и GTA Motor City (карта в 8-битном стиле).

Напоследок стоит упомянуть главный долгострой GTA-моддинга — GTA Кыштым. Модер Егор Былтаков больше 12 лет трудится над переносом родного города в Vice City. Автор ещё не выложил модификацию в сеть, но он регулярно делится новыми скриншотами и рассказывает о прогрессе.

Карты для Counter-Strike

В пик популярности Counter-Strike (2000-2006) начинающие мапперы мечтали воссоздать в игре свой подъезд, школу, институт или двор. Типичная советская застройка идеально подходила для игры. Однако большие амбиции часто сталкивались с нехваткой опыта или нежеланием создавать собственные модели и текстуры. В итоге, большинство подобных карт делали из готовых ассетов Half-Life и Counter-Strike.

Самыми известными картами с «русской» эстетикой можно считать работы двух мапперов — Михаила BuZZer Кадикова и Ивана ~Smith~ Сорокина. Только они создали лучшие и самые аутентичные карты для CS 1.6, Source и Global Offensive. Сегодня их работы можно увидеть на неофициальных российских серверах, к тому же они давно портированы в Counter-Strike: Global Offensive.

Михаил Кадиков известен как автор блога Level Design, модификации Paranoia и книги «Проектирование виртуальных миров». С начала 2015 года он работает левел-дизайнером в Crytek. Но в период с 2003 по 2006 годы Кадиков увлекался маппингом и создал 10 карт для Counter-Strike 1.6. К теме материала больше всего подходят cs_BbICOTKA, cs_altay и cs_teatp.

Все карты основаны на реальных достопримечательностях города Бийск (Алтайский край), где моддер родился и вырос. На небольшой карте cs_altay расположился бийский кинотеатр «Алтай» (сегодня это культурно-развлекательный центр). Спецназ должен вывести заложников из зрительного зала кинотеатра или ликвидировать всех террористов.

cs_altay

В cs_teatp воссоздан «Бийский городской драматический театр» и прилегающие к нему улицы.

Больше всего выделяется карта cs_BbICOTKA. Её часто выкладывали на дисковых приложениях к журналам «Игромания» и «Навигатор игрового мира». На этой карте Кадиков воспроизвел большой двор, окружённый кольцом из нескольких панельных девятиэтажек. База террористов расположилась в квартирах на седьмом этаже, а респаун спецназа происходит во дворе.

Интерьер виртуальных подъездов ничем не отличается от убранства в реальных знакомых нам всем домов. На карте множество мелочей: мусоропроводы, почтовые ящики, функционирующие лифты (можно доехать до любого этажа), подвалы и три квартиры. Внутри помещений можно услышать тему из первой экранизации «Обители зла», гимн России и знаменитый отрывок из комедии «Самолётом, поездом, автомобилем».

Маппер из Санкт-Петербурга Иван ~Smith~ Сорокин доработал и портировал все карты Кадикова в Global Offensive. У него также есть собственные работы — это de_x36 (заброшенная больница в Ховрино), de_ostankino (смотровая Останкинской телебашни), de_bublik, de_bombar (улицы Санкт-Петербурга и заброшенная фабрика).

Особняком среди карт Сорокина стоит cs_KVARTAL. Она переносит игрока на улицы Петергофа (относится к внутригородской территории Санкт-Петербурга). Маппер детально воспроизвёл весь район вокруг многоэтажки, расположенный по адресу улица Шахматова дом 6, корпус 1.

Сорокин не только повторил формулу cs_BbICOTKA (спецназ штурмует подъезд, террористы держат заложников в квартире), но и доработал эту идею. Теперь игроку позволено выйти на крышу или занять удобную позицию на лестничной клетке, откуда будет удобно расстреливать спецназ.

Модификации на базе Half-Life

Paranoia — один из самых масштабных и известных модов для Half-Life. Команда из десяти человек делала его почти четыре года, а возглавлял разработку уже упомянутый Михаил Кадиков. За созданием Paranoia пристально следили в журнале «Навигатор игрового мира» — в 2006 году у Кадикова даже взяли интервью. В 2008-м редакторы портала Moddb поставили Paranoia на пятое место в списке лучших модификаций года.

Главный герой мода — майор Калашников, боец спецподразделения «Альфа». Сюжет начинается в детально проработанной воинской части, откуда игрока отправляют в захваченный террористами промышленный комплекс «Ударник». Нужно ликвидировать всех боевиков и выяснить истинную причину нападения на комплекс.

Условно Paranoia можно разделить на три части — воинскую часть, территорию «Ударника» и заброшенную секретную лабораторию «КРОТ-1». Первую половину игры мы сражаемся с боевиками, вторую — с мутантами и иностранными спецслужбами.

Обе части получились неровными. Если в начале создатели постепенно нагнетали атмосферу и показывали будни обычных оперативников, то во второй Paranoia превратилась в скучный шутер с «боссом-вертолётом» в конце и клишированной историей про секретные лаборатории и суперсолдат.

Но надо отдать должное — здесь проделана потрясающая работа по маппингу и созданию текстур. Воинская часть и помещения завода выглядят очень убедительно, большинство текстур и моделей созданы с нуля. В Paranoia есть качественная озвучка, саундтрек от известной рок-группы «Слот» и оригинальный сюжет (а не очередная история о приключениях Фримена).

В 2014 года модификацию портировали на open source движок Xash3D. Он полностью совместим с GoldSource от Valve и основан на исходном коде id Tech (id Tech, id Tech 2, id Tech 3). Сегодня для игры в Paranoia не требуется наличие оригинальной Half-Life — модификацию можно бесплатно скачать с официальной странички.

В 2015 году украинская команда моддеров Kunst Produkt выпустила сиквел мода под названием Paranoia 2: Savior. В нём нужно вновь вернуться в лабораторию «КРОТ-1» и уничтожить всех выживших мутантов. К сожалению, продолжение растеряло большую часть постсоветской эстетики оригинала. От неё остались только лаборатории, подвалы и производственные помещения. Paranoia 2: Savior аналогично вышла на движке Xash3D и доступна для бесплатного скачивания.

Meanwhile in Russia (MIR) — юмористическая standalone-игра на Xash3D, которая находится в разработке с 2014 года. Она рассказывает о буднях Жоры Свободина — учёного из города Омск-12, который работает в сверхсекретном научном комплексе Сколково.

MIR высмеивает современную российскую действительность: в сатирической манере разработчики шутят про РПЦ, Путина, Сталина, Ельцина, СССР, мигрантов, пропаганду на ТВ, известные российские компании и бренды. NPC в MIR — это надменные гопники, недалёкие девушки, грубая полиция и алчные представители местной православной церкви.

В геймплейном плане MIR пока что близка к обычным симуляторам ходьбы. В игре есть подобие открытого мира с общественным транспортом (автобусы, метро) и нелинейным прохождением заданий. Например, секретную красную кнопку можно отвести либо в Сколково, либо с помощью неё запустить ракету с космодрома РПЦ. В начале игры дают простой квест — купить пиво и вернуться домой.

В разговорах персонажи отборно матерятся, используют уличный и тюремный сленг. Помимо искрометного русского колорита, в игре есть отсылки к известным интернет-мемам, культуре отечественных имиджборд и аниме.

Огромное влияние на разработчиков оказал аниме-сериал «Евангелион». Весь дизайн комплекса Сколково — это одна большая отсылка к Геофронту из «Евы». На космодроме РПЦ также можно увидеть рекламу энергетического напитка с героиней сериала Аянами Рей.

MIR был в активной разработке с 2013 по 2019 год. С осени прошлого года работа над игрой приостановилась на неопределённый срок. К счастью, в октябре 2018-го вышла большая демоверсия, которую можно скачать на официальной страничке.

Моды для Serious Sam Fusion

Serious Sam Fusion — это официальный сборник-переиздание от Croteam, который включает Serious Sam HD: The First Encounter, Serious Sam HD: The Second Encounter, Serious Sam 3: BFE и все DLC. Если вы уже купили все части серии, то переиздание добавится в вашу библиотеку Steam. Его также можно приобрести отдельно. Все игры перенесены на обновлённый движок Serious Engine и имеют множество графических улучшений — от переработанного рендера до улучшенной анимации.

Расширенные возможности движка и поддержка Steam Workshop привлекли многих моддеров, в том числе и российских. В 2018 году модер под ником Death_Kadath выпустил сюжетную кампанию Red Day: Episode One.

Сюжет мода начинается с того, что армия Ментала подбила вертолёт Сэма над Россией, недалеко от провинциального города Мухоградск. Теперь герой должен прорваться через орды монстров и уничтожить коммуникационный центр Ментала.

В Red Day: Episode One игрока ждёт путешествие по промзоне города, улицам с «хрущёвками», заброшенному советскому бункеру и универсаму «Магнит». В кампании всего три уровня общей продолжительностью около часа.

Атмосфера постсоветского города выдержана отлично, а отстрел монстров разбавлен диалогами и катсценами на движке. В это трудно поверить, но по качеству мод можно сравнить с Serious Sam 3: BFE. Порой даже забываешь, что запустил любительскую модификацию.

Эпичный трейлер мода

Помимо кампании, Death_Kadath выпустил небольшую карту «Мухосранск» для режима «Выживание». Основные достопримечательности карты — магазин «Пятёрочка», гаражи, «хрущёвки», граффити с лягушонком-гопником Пепе, шутками про Барака Обаму и «Можем повторить». Во время сражения на карте играет композиция дуэта XS Project — «Бочка, Бас, Колбасёр».

Маппер Александр «Neo_minigun» Черников создал для Serious Sam Fusion карту 16th Street Fight. В ней он воспроизвёл кусочек московского района Северное Измайлово. Если точнее, то квартал, который охватывает 16-ю Парковую улицу, Сиреневый бульвар и Первомайский проезд.

По словам маппера, разработка карты началась ещё летом 2015 года. За это время он сделал около тысячи фотографий, расставил больше трёх тысяч объектов и создал 189 моделей. Получилось правдоподобно. Карта поддерживает как кооперативный, так и одиночный режим.

Официальная демонстрация карты

Также заслуживают упоминания

В этот раздел мы добавили спорные модификации или работы, о которых много не расскажешь из-за их жанра, недостатков или каких-то специфических ограничений.

Например, есть много вопросов и нареканий к модификациям для S.T.A.L.K.E.R. Конечно, действие трилогии и большинства модов происходят в украинской Припяти, но несколько модификаций переносят игрока в Россию.

«Обречённый город» для «Теней Чернобыля» вышел в 2009 году и стал одним из первых крупных сюжетных модов для «Сталкера». Действие переносится из Припяти в российский город Кисловодск, в котором учёные изучали артефакты из Зоны. Очевидно, что-то пошло не так, а город превратился в местную Припять. Теперь главному герою нужно разобраться в причинах катастрофы и сбежать из Кисловодска. Получился уникальный эксперимент, с новым сеттингом, моделями построек и атмосферой. В остальном — почти тот же S.T.A.L.K.E.R.

«Оставшийся умирать» — мод-парадокс. С одной стороны, в нём проделана титаническая работа, с другой — некоторые вещи не слишком удачно.

Модификация рассказывает про зомби-апокалипсис на просторах России. Никакой Зоны, мутантов и Чернобыля — только глубинка и сюжет в духе вселенной The Walking Dead. От S.T.A.L.K.E.R. тут — механики, часть ассетов и игровой движок.

Цель игры — проехать через сельскую глубинку, объединиться с выжившими и спастись из заражённого города. В моде великолепно смоделированы природные локации, маленькие деревеньки и большой город. Однако все красоты увидят лишь самые стойкие игроки.

Первые полчаса герой не выживает, а зачем-то собирает грибы и занимается рыбалкой. При беге он выдыхается через несколько секунд и может сломать ногу, упав с высоты в пару метров. Вменяемого баланса здесь тоже нет: зомби сносят всю линейку жизни с пары ударов и выживают после четырёх выстрелов из дробовика в голову.

С NPC тоже не всё в порядке. Диалоги с ними получились не слишком интересные, а их модельки героев невозможно воспринимать всерьёз. Они взяты из различных известных игр — от The Last of Us и Far Cry 3 до Left 4 Dead и GTA V. Когда возле упавшего самолёта игрок встречает Элли из The Last of Us с русским именем и фамилией, а до этого общается с Джоэлом, то это сильно бьёт по атмосфере и восприятию мода.

Из других оригинальных модов для S.T.A.L.K.E.R. стоит ждать «Край изумрудной зари». Он рассказывает о новой Зоне возле российского города Белоозёрск, куда в начале 90-х упал внеземной объект. После этого в радиусе 15 километров образовалась аномальная территория со своими причудами и артефактами.

Фанатов серии ждёт десять больших карт, новый герой (Семён Смыслов), город Белоозёрск и необъятные просторы Южно-Уральской области. Модификация находится в разработке уже третий год. За обновлениями и свежими скриншотами можно следить в официальном сообществе мода.

«Рашкинск» — roleplay-сервер для Garry’s Mod. Проект обыгрывает русскую действительность и отечественные мемы. Действие происходит в небольшом городе, где каждый волен выбрать любую роль или профессию. Можно работать в полиции и ловить преступников, дежурить в скорой, заниматься гоп-стопом или просто дурачиться. Описать это сложно, проще увидеть.

Тур по основной карте (в видео много ненормативной лексики)
Тур по второй карте (в видео много ненормативной лексики)

Карты с российскими населёнными пунктами часто добавляют в различные симуляторы. Для серии Farming Simulator моддеры создали аутентичные деревни, сёла и совхозы: Балдейкино, Простоквашино, Орлово, Максимовка, Владимировка, Курай и многие другие карты.

В симулятор автобуса OMSI 2 от немецкой студии M-R Software моддеры добавили множество реальных маршрутов и огромный автобусный парк (также есть маршрутки и троллейбусы). Все модификации можно скачать с портала OMSI2MOD. Из игровых карт стоит отметить: Щёлково, Монино, Солнечногорск, Москва (север) и Москва (северо-запад).

Демонстрация карты Щёлково

В мастерской градостроительного симулятора Cities: Skylines есть огромный комплект транспорта, а также российских и советских построек. Теперь с нуля можно построить свой «панельный» городок.

В симуляторе дальнобойщика Euro Truck Simulator 2 кусочек России официально добавили только с дополнением Beyond the Baltic Sea. Да и то лишь Санкт-Петербург, Калининград и их окрестности. Но фанаты уже давно создали несколько обширных карт. Самые известные из них — Восточный экспресс, Русская карта и Российские просторы.

Euro Truck Simulator 2 — Восточный экспресс

И напоследок — железнодорожные симуляторы. Тут сложно выделить что-то конкретное — хороших модов очень много. На базе Garry's Mod вышел фанатский аддон Metrostroi. Огромное количество русских карт и маршрутов создано для ZD Simulator, Microsoft Train Simulator и Trainz Simulator 12. В последнем, например, есть точные копии Калининской, Замоскворецкой, Сокольнической и Кольцевой линий московского метрополитена.

Калининская линия московского метрополитена

Если вы знакомы с другими интересными модами на тему русской эстетики или занимаетесь их разработкой — расскажите об этом в комментариях.

#моды #топы #лонг

{ "author_name": "Семён Костин", "author_type": "editor", "tags": ["long","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043c\u043e\u0434\u044b","\u0442\u043e\u043f\u044b"], "comments": 100, "likes": 511, "favorites": 406, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 46442, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 19 Apr 2019 16:31:16 +0300" }
{ "id": 46442, "author_id": 10527, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/46442\/get","add":"\/comments\/46442\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/46442"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }

100 комментариев 100 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
91

странный баланс. Низкоуровневому персонажу здесь придётся нелегко, ведь местные гопники могут убить героя с двух-трёх ударов.

Это называется не "странный баланс", а "излишняя реалистичность".

Ответить
9

Можно и так сказать :) Я полностью прошёл весь Morrowind, Bloodmoon и Tribunal (в том числе и сайды), а в Эмбе-5 меня убили с одного тычка. Поразился.

Ответить
3

ЧИМ в замкадье не работает.
Да и скорее всего это фича.

Ответить
47

Хотим мы того или нет, но это привычное окружение будет с нами ещё долгие годы.

Ох-ное, б-ь, начало.

Ответить
42

Офигенный пост 💖

Ответить
4

*интенсивно смотрит*

Ответить
31

Ради такого в принципе и стоило делать мороовинд. Тут идеально всё.

Ответить
–68

Русских нельзя допускать до модов. Просто нельзя и все. Моддеры всегда несут частичку себя через моды. А что в русском человеке? Пятиэтажка, пивко на трубе отопления, баба зина и мариванна. Ну и зачем это нам в играх?

Ответить
41

Достоевский нахуячил это в литературу и стал мировым классиком) Почему нет?

Ответить
8

"О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще."

Ответить
–15

Он уже с высоты лет написал. А моды школотроны делают.

Ответить
10

А себя ты за пределы этого расистского определения русских, конечно, выносишь - или у тебя как раз такой внутренний мир?

Ответить
–8

Исключения бывают, но среди русских моддеров найти тяжко.

Ответить
8

Ваше представление о русскоязычных афторах модификаций очень сильно ограничено. Возможно вы не поверите, но есть множество модификаций, которые не имеют отношения к "российским реалиям". В данной статье специально собраны именно те модификации, которые переносят действие на постсоветское пространство, наполнены "клюквой" и специфичным юмором/сатирой/постиронией, но не стоит по этой подборке делать выводы про все русскоязычное моддинг-сообщество. Ну и да, высказывание про "русского человека" вообще больше на расизм смахивает, грустно это все.

Ответить
3

Разве плохо, что народ наш творческий рефлексирует на тему русского унылого быта, причем с юмором и иронией.

Ответить
1

Держи в курсе пожалуйста

Ответить
1

Пятиэтажка, пивко на трубе отопления, баба зина и мариванна.

Ух, #ля!

Ну и зачем это нам в играх?

Мы будет видеть в играх частичку себя?

Ответить
10

Лонгрид хороший а ситуация грустная.

Ответить
12

Уровень васянства в таких модах запредельный. Редко когда все смотрится органично. Нет-нет, да всплывет аниме или ЯРКО-КРАСНЫЕ ТЕКСТУРЫ. В большинстве состоит как раз их этого.

Ответить
7

я знаком) я его делаю периодически)

Ответить
13

Чего-то слишком слишком просторно.

Ответить
0

ну это не финальная версия же)

Ответить
4

Семен, вас не в ту сторону понесло, астанавитесь.

Ответить
16

От ретро и аниме тоже нужно отдыхать!

Ответить
0

Но ведь тут есть кое что лучше - референсы к еве и моделки анямечных тянов.

Ответить
18

Я не удержался и побаловался чуток :)

Ответить
1

Мио уехала в Иркутск и прихватила с собой Юи?

Ответить
6

Как и Рицу с Адзусой.

Ответить
12

K-On это теперь название опг.

Ответить
0

Простите, я не фанат евы...(роет себе могилу)

Ответить
4

Ну всё, няша, ты огребаешь... *достаёт копьё Лонгиния*

Ответить
0

Ну Еву упомянули - программа минимум выполнена)

Ответить
0

А есть пост по модам на еву, как здешний геофронт?

Ответить
0

Вполне в ту. Аниме и массовую японскую культуру не люблю до презрения, но посты автора на игровую тематику читать люблю

Ответить
7

Если уж вспоминать карты для сетевых шутеров, то наш соотечественник Дмитрий Грибанов aka Tygra делал регулярно Russian Bonus Pack для анрилов. Там был и треш в виде играбельного Ельцина, и интересные карты, например горящая Останкинская телебашня и что-то еще, забыл. Играть в это во времена первого UT было весьма забавно, Игромания регулярно выкладывала на диск и даже нашлось описание:

https://www.igromania.ru/article/7795/Deathmatch_Unreal_Tournament_2003.html

С ужасом обнаружил сайт автора до сих пор живым (народ.ру наше все!), открывать на свой страх и риск:

http://gribanoff.narod.ru/MeRus.htm

Чуть не забыл, бонус пак доступен на моддб:

https://www.moddb.com/mods/unreality-episode-one/addons/russian-bonus-pack

Ответить
6

А как же мод Бандитский Петербург к первой мафии?

Ответить
2

Там от русского колорита только машины, к сожалению. Они ещё дико смотрятся в городе 30-х годов.

Ответить
5

О, внезапно Эмба.

Мод в одиночку разработан бывшим жителем Эмбы-5 Михаилом Морозовым.

Ну как сказать "в одиночку". Модели и текстуры, например, Озону точно помогали делать на Фуллресте.

Ответить
0

Читал тему на форуме и не увидел такую информацию. Интересно узнать, что конкретно сделал Озон, а что другие моддеры. Я тогда внесу информацию. Просто автор отвергал критику по поводу заимствованных текстур из того же S.T.A.L.K.E.R. Плюс я не раз видел заявления о том, что мод создан в одиночку.
Разрабатываю в полном одиночестве с топографической точностью реально существовавший военный городок Эмба-5, в котором я прожил всё детство

Ответить
1

Непонятно, за что меня минуснули.

Вот, например, его же сообщение из темы про Фолл 3:

Мне теперь помогает еще человек ROCKEL

С моделями помогали ему Майк и Акавир. Ещё для версии на ТЕС3.

Что конкретно делал кто из них - сорян, я за давностью лет уже не вспомню. Но, помимо них, точно был взаимовыгодный обмен моделями и с другими моделлерами.

Ответить
1

Спасибо, добавлю информацию.

Ответить
5

Воу, за ссылочку на советско-российский комплект для Ситис:Скайланс отдельное спасибо. Всегда мечтал построить свой панельный Эдем.

Ответить
3

Подождите, неужели на GTA 5 или даже 4 никто не делает такие моды? Всё остановилось на Сан-Андреас? Или моддеры стали взрослыми и им некогда, или Рокстар просто огородили игру от вторжения любых модов?

Ответить
7

Моды для GTA IV и V делать сложнее, а сообщество меньше. Это краткая причина, а помимо этого еще и пиратство, ибо сообщество моддеров GTA V предпочитает последние версии, которых нету на торрентах.

Ответить
0

Ну камон, моды делают школотроны. А у школотронов всё еще 2гб 2ядра. Там гта 4 по-прежнему не идет.

Ответить
3

Скорей всего модить под Renderware намного проще, чем под Rage.

Ответить
1

Ты то сам из какого класса будешь?

Ответить
2

из яслей видимо

Ответить
0

Как минимум 1 мод там для Gta 4.

Ответить
0

Что-то прям расслабились.

Ответить
4

Как можно было пропустить такую золотую классику как Испытатель 4?

Ответить
0

Мод смешной и оригинальный, но российскую эстетику в нём тяжело разглядеть. Тут речь не о сюжете, а о локациях и дизайне. Большинство ассетов взяли из оригинального HL и аддонов. Да, есть смешные и уникальные локации, но их мало.

Ответить
1

Испытатель 4 это фактически Atomic Heart! Как сложно разглядеть Российскую эстетику? Посещение консервного завода на Уазике, продавец дисков в Якутии, бубен в конце концов, а открывающая сцена? Практически все модели свои, есть некоторые ретекстуры, как например вагонетки, не более.

Ответить
1

Переиграю на выходных и добавлю в текст. Очень уж давно запускал.

Ответить
4

MIR высмеивает современную российскую действительность [...] это надменные гопники, недалёкие девушки, грубая полиция и алчные представители местной православной церкви [...] Огромное влияние на разработчиков оказал аниме-сериал «Евангелион».

Совпадение? Не думаю.

Ответить
4

Это не мод, но, по-моему, вполне заслуживает упоминания под статьей о "русском колорите" в играх. Ну и в целом хотелось бы, чтобы о ребятах знало больше людей.
http://www.twinsoulgame.com/

Ответить
3

Пару раз хохотнул. Реклама боярки "нам кризис, как ветер в паруса", конечно, топчик. Как и весь раздел Meanwhile in Russia :))

Ответить
3

Были в Гаррис Моде и не нашли такую прелесть)

Ответить
2

Без "Странник. В тылу врага" статья не может считаться полной

Ответить

Комментарий удален

2

"От Морровинда с гопниками..." Проорал уже на этом XD

Ответить
2

Я бы ещё добавил Sharpshooter 3D -да, он продаётся как целая игра на Стиме, но по сути это просто модификация дума и оооочень атмосферная, особенно если ты хоть немного в контексте

Ответить
2

Рекомендую автору статьи поиграть в модификацию на первый Deus Ex, называется Project 2027 (или просто 2027). Она сделана нашими соотечественниками и в ней очень интересный и даже нелинейный сюжет. И там есть Москва образца 2027 года даже, и Сибирь.

Он есть на Moddb - https://www.moddb.com/mods/2027

Ответить
1

Я так и не понял, а где Postal 2 штопор жжёт

Ответить
3

Это музей рунетовского сленга середины 00-х. А вот остальное в нём — очень сомнительно. Уйма ассетов из оригинального Postal 2. Нет ощущения, что бегаешь в России. Ещё его продвигали не как мод, а как платный аддон, что тоже очень сомнительно. Побегаю, так как не притрагивался к нему года эдак с 2007. Если там будет что-то значимое, то добавлю в упоминания.

Ответить
1

СТАТЬЯ ДОПОЛНЯЕТСЯ

Ответить
1

Мапперы всё ещё работают с первой халфой, выдержка временем.

Ответить
1

Интересная тема. Пиши ещё.

Ответить
1

В начале игры дают простой квест — купить пиво и вернуться домой.

Больше всего подкупило.

Ответить
1

Добавил бы ещё транспортные тайкуны Cities in Motion (от авторов Cities Skylines), для которой сделана куча модов с отечественными картами, транспортом и мелкими деталями, некотооые карты почти полностью построены из собственных ассетов, кроме того, есть дилогия тайкунов Train Fever/Transport Fever, для первой российские мододелы выпустили отдельное DLC "1520" (по ширине ж/д колеи в СНГ), которое было потом добавлено в список "официальных" (игра не считала его модом и позволяла получать достижения).

Ответить
1

Локации со скриншотов Serious Sam Fusion выглядят поразительно натуралистично. Я аж пару раз пролистал их туда сюда прежде чем увидел изъяны движка. Ну и монстры не очень вписываются.

Ответить
1

на left 4 dead 2 есть кампания. Dniepr с русским антуражем. Правда самому не довелось сыграть но работа там колоссальная была проделана

Ответить
1

Так уж вышло, что довелось попробовать почти всё тут описаное, кроме трейн/фармингсимуляторов и каэсика.
А добавить могу только откровенное васянство:
SharpShooter 3D - то ли wad для дума то ли grp для дюка, говорят, продавать в стиме будут, лол.
Streets of Vatnik для OpenBor
Raising Dead для Подземелий Кремля (лол)
Ликвидатор для DN3D.
Испытатель к HL.

Ответить
1

Почему не был упомянут такой шедевр, как ГТА Купянск?

Ответить
0

Самая первая пикча у меня чего-то вызвала ассоциацию не с ТЕС 3, а внезапно с Резидентом 1 или может 2 и 3 :)
Я уже было хотел офигеть, мол неужели на их движке сделали что-то такое, но увы и ах :))

Ответить
0

Занятно.
P.S.Устанавливать я, конечно, это не буду :)

Ответить
0

А главное, какой великолепный юмор! (сарказмище!)

Ответить
0

Ееее, зимне-осенний вид из окна теперь и в твоём мониторе!

(шо моды, шо игры - везде развалины совка да панельки с гопотой. Ээээх)

Ответить
0

офигенно, ушел ставить Эмбу-5

Ответить
0

Интересно, что у Миши Кадикова если русская карта типа Высотки то играть мультиплеер невозможно, а абстрактные Фабрика и Свалка отличные

Ответить
0

Ого сколько модов, интересно было почитать

Ответить
0

я здесь только из за рашкинска

Ответить
0

Это, конечно, хорошо, весело и понятно, что была проделана определенная работа, но я бы с большим удовольствием посмотрел на подборку действительно хороших модов. Хотя бы для того же оригинального HL. Чтобы прямо конверсии как Echoes или тот же Afraid of Monsters
А воссоздавать свою мухосрань (что является основной темой большинства модов в статье) - ну такой себе интерес, кроме чистого любопытства посмотреть разве.

Ответить
0

Блин. Возможно оффтоп. Но...

20 лет прожил в Магадане. Выезжал в Сусуман, Палатку. В отпуск летал, в силу обстоятельств, в Липецк, Находку, Лучегорск, Керчь (треть пути, и как следствие - треть страны, на машине - АЗЛКшный "Москвич"), Хабаровск, Владивосток, Тверь, Кашин. Где-то в центральную Россию, где-то на Дальний Восток, где-то в область. Где-то с родителями, где-то, будучи взрослым - сам. И те года вспоминаю с теплом. Ну не помню я такой жизни, как показана на скриншотах, даже будучи в сознательных годах и при работе.

Да, была семья бюджетников (потому и летали/ездили - оплачивалось хоть что-то, но потому же и 90е просидели на грядках), да, было тяжело, да, было необходимо подрабатывать, да, много чего было. Никаких иллюзий про определенные времена не строю. Но не было ощущения такой жопы, которой теперь веет с каждого второго скриншота.

Такой красоты, как вид на бухту Гертнера в тумане в 5-6 утра на фоне стланикового леса с сопки РПС я наверное уже не увижу никогда. Вряд ли пойду по-ягоды, собирать шикшу (хотя, говорят в Карелии есть, а значит есть шанс) или за маслятами в сезон. Вряд ли я когда-то снова окажусь в ведомственном гараже, где так тепло пахнет соляркой и солидолом, а водители кроют матерком вверенные им УАЗики. Или в районной поликлинике, где врач всегда была "тётя". Тётя Женя, тётя Валя, тётя Надя. Или в автобусе, на колымской трассе с водителем "дядей". Сначала, первые лет 5 - дядя Миша, потом уже просто Миша.

Все то, что намалевано на современных картинках - сильно опошлено. Гитара, абибасы, калаши, многоэтажки, "лады", серость, какие-то орки в ушанках. Такого я не помню. Каждый дом, как бы это смешно не звучало про советскую-постсоветскую застройку, отличался от других. "Я видел некоторое дерьмо" - это правда. Приходилось сталкиваться и с отребьем в абибасах - о гитарах и тем-более битах-калашах эти господа могли только мечтать. Много всякого было. Но хорошего было намного больше.

И стал я так рассуждать совсем недавно, когда появилась возможность поездить по миру. Схожие с описанными выше впечатления испытывал лишь когда брал в прокат машину и был сам себе был хозяин. Например, на Родосе, в Греции, когда ездил к "даче Муссолини" через весь остров, по периметру: заброшенный бар сёрферов на песчаном пляже, старая пожарная станция в хвойном бору, холмы ветряков, оливковые поля, разрушенные казармы, церковь на вылете серпантина. Т.е. катил, избегая маршрутов которыми ездят туристы (насколько это получалось в условиях миниатюрного острова).

Сейчас, правда на Родосе дела намного хуже. Уже в мою там бытность мигранты по-большей части владели крупной долей розничных сервисов, типа лавок и такси. Нынче мои знакомые мне туда ехать отдыхать не рекомендуют. Ничего страшного - просто миллион мест стали лучше в рамках того же бюджета.

Короче, оффтоп, конечно. Но мне кажется, каждый видет то, что видеть хочет. Но исколесив Россию, я мало где видел трущобы похожие на тот же Пайн Ридж, Бризи Пойнт или Линьфэнь. Справедливости ради - о них я лишь читал.

Удач.

Ответить
0

Я просто не могу не запостить это .

Ответить
0

я обомлел когда увидел упоминание села Батырево из Чувашии! Ну т.е., я сам из Чувашии, для меня это название звучит смешно, БАТТЫРЕВО - хз. А тут! в такой статье! шок. Зауважал теперь:))

Ответить
0

Red Day: Episode One. Надо будет заценить))

Ответить
0

Что нужно для создания пост-советского пространства в играх?
Пятиэтажки, пиво Жигулёвское, дворы-парковки, рос. автопром; перенести ужасную планировку в которой трудно ходить, функционировать в игровое пространство, чтобы точно так же мучиться..
Думаю всё это делается для узнавания-удивления, а вот что после того как ты узнал, удивился? Ну ок, оказывается в игру можно перенести не только нью-йорк, средневековье или космические базы, но и нищие хаты типовой застройки.

Ответить
0

Про мод на Морру не знала даже) Там вот наверное легко ощутить себя самым настоящим н'вахом )

Ответить
0

Очень странно, что автор статьи указал о "тёмной стороне" пиратства именно под Провинцией. Как-раз модификация Провинция требует официальную версию игры, хотя бы Steam-версию. Иначе мод не поставить. Не поставить официально. Я уверен, что найдутся те, кто будет обходить такие вещи. Но всё-же некоторые создатели модификаций строго против пиратства.

Ответить
0

Тут я имел в виду общую картину. Radmir, CRMP, CCDPlanet и ещё несколько десятков серверов не требовали наличия оригинальной игры.

Ответить
0

Смотришь такие статьи, и видишь что русскому человеку приятно увидеть частицу своей культуры в играх. А спрашиваешь разработчиков сделать так - говорят "не окупится". И мы видем что белоруссы делают игры про американскую полицию, украинцы про американские 80-ые, а русские про готику смешанную с эпохой возрождения. Потом же плюются от клюквы вроде Company of Heroes 2.

Ответить
0

а как же мод 2027 к первому Deus Ex?

Ответить
0

Я бы еще вспомнил мод Hellfire от Shadowman для Дума. Уже в двух частях. Весьма своеобразная штука с явным отечественным колоритом, причем внятным геймплеем и законченная. Что особенно примечательно, она сделана полностью в формате "под классику" (т.е. теоретически можно запустить даже с doom2.exe под DOS).

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления