Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

Игра упущенных возможностей.

Первая мысль, что возникает по приезде в Окмонт — что-то тут не так. Всё выглядит нереальным. Это что — сон, и на самом деле главный герой игры, частный сыщик Чарльз Рид, просто бредит, да? Лежит на полу в «мягкой комнате» связанный и воображает, что приехал в наполовину затонувший город расследовать чертовски странное дело о коллективных галлюцинациях?

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

И дело даже не в том, что сам Рид испытывает галлюцинации. И не в том, что его встречает странный мужчина в жёлтом костюме — как будто старый знакомый.

Дело в самом Окмонте. Город будто создан больным разумом, для которого грани нормальности просто стёрты. По улицам слоняются как респектабельно выглядящие люди, так и разукрашенные культисты с посохами и бездомные с куклами за спинами. Тут же рядом мужчина продаёт газеты, выкрикивая одно и то же каждый раз, и торговец предлагает купить «лучшие товары в Окмонте». Люди слоняются без какой-либо цели, упираются в стены или просто надсадно рыдают в сторонке, прикрыв лицо руками.

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

При этом тут же — районы с монстрами, что вылазят прямо из под земли. Эти места зачастую огорожены одними лишь ящиками, за которые твари не смеют переступить. Откуда они там взялись, и почему остальным жителям, что уныло слоняются по улицам, нет до этого никакого дела? Почему почти в каждом доме, в который Рид может зайти, эти же самые монстры обязательно вылезут прямо из пола?

Однако чем дольше гуляешь по Окмонту, тем явственнее понимаешь: никакая это не логика сна и не галлюцинации. Просто нарратив и геймплейные механики в The Sinking City существуют отдельно друг от друга, одно не дополняет и не объясняет другое.

С одной стороны, странные люди на улицах — нарративный элемент. Они нужны, чтобы создать ощущение безумия, охватившего Окмонт. Вот только пообщаться с ними нельзя, это просто болванчики, которые заполняют собой город. Точно такой же бесполезный элемент — лодка, на которой нужно плавать по затопленным районам города. Никакой геймплейной сути в ней нет, авторам, видимо, просто нужно было как-то показать последствия потопа.

Районы с монстрами же — исключительно геймплейный элемент. Туда можно зайти, чтобы прокачаться и найти ресурсы для крафтинга патронов, аптечек и гранат. Сюжетом их никто и не пытался объяснить: ну, выползли какие-то твари после того, как город затопило — вот и всё. Никому нет до них дела.

Город создавали через особый редактор автоматически — им авторы кичатся и даже собираются опубликовать отдельно. Вот только The Sinking City — это скорее антиреклама этого редактора
Город создавали через особый редактор автоматически — им авторы кичатся и даже собираются опубликовать отдельно. Вот только The Sinking City — это скорее антиреклама этого редактора

Лучше всего бессвязность нарратива и геймплея видна в одном из действительно интересных сайдквестов, коих мало. Расследование приводит Рида в дом, где кто-то однажды вызвал ведьму. Этому предшествует цепь из диалогов и интригующих, жутких записок. Атмосфера накаляется, предвкушаешь встречу с жутким иррациональным существом духе рассказа Лавкрафта «Сны в ведьмином доме».

И вот Рид устанавливает два зеркала напротив друг друга и призывает злобную старуху. Но что дальше? Может быть, бой в духе того, что был в The Evil Within при встрече с Лаурой, когда нужно сжигать трупы и заманивать её под огонь?

Нет. Я просто закидал ведьму гранатами и она умерла. Где креатив? Это творческий тупик.

Зато авторы не забыли добавить в игру смешные костюмы вроде чумного доктора и Шерлока Холмса. Надо ли говорить о том, в какую сюрреалистичную комедию превращается The Sinking City, когда Рид приходит к главе мафии в вышиванке?
Зато авторы не забыли добавить в игру смешные костюмы вроде чумного доктора и Шерлока Холмса. Надо ли говорить о том, в какую сюрреалистичную комедию превращается The Sinking City, когда Рид приходит к главе мафии в вышиванке?

И таких вещей в The Sinking City много. Взять хотя бы даже редкие погружения под воду, про которые разработчики рассказывали отдельно.

Как и плаванье на лодке, никакой ценности они в себе не несут — тебе просто нужно пройти из точки А в точку Б, следуя за огоньками. В процессе нужно избегать вырывающегося из дна пара и стрелять в каких-то кальмарообразных существ. Зачем погружение вообще добавили в игру? Уж лучше кат-сцены, ей богу.

Только единожды за игру под водой случается что-то интересное
Только единожды за игру под водой случается что-то интересное

И от всего этого становится чертовски грустно, ведь написана игра талантливо. Сюжетно The Sinking City — бодрый детектив, хоть авторы и явно тяготеют скорее не к Лавкрафту, а к своим личным выдумкам. Очень много внимания здесь уделяется расовой дискриминации рыболюдей, что прибыли в Окмонт из Иннсмута, и личным трагедиям ключевых персонажей — культы и древние боги порой отходят на второй план.

Особенно выделяется механика расследования — главное, ради чего всё-таки стоит поиграть в The Sinking City. Рид регулярно наведывается в местные архивы, ищет улики, в том числе с помощью своих мистических способностей, сопоставляет их в чертогах разума и делает выводы. Этот процесс никогда не надоедает и не превращается в рутину, как всё остальное в игре.

Порой в чертогах разума приходится делать выбор. На общее повествование он влияет не сильно, но всё-таки добавляет интереса
Порой в чертогах разума приходится делать выбор. На общее повествование он влияет не сильно, но всё-таки добавляет интереса

Однако всё идёт прахом из-за геймплейной неизобретательности и оторванного от игры нарратива.

Так, например, игра почти сразу вываливает на тебя тонну сайдквестов — записок бывших жильцов гостиницы, где останавливается Рид. Каждая записка по своему жуткая: за кем-то следил некий худой и длинный человек, кто-то видел мужчину, что кормил кусками своей кожи сливы в ванне. Сюжеты вполне в духе творчества Лавкрафта.

Но увы, почти все сайдквесты не представляют из себя никакого интереса — вы приходите в дом, убиваете монстров и находите записку. Благодаря талантливо написанным запискам эти мини-истории кажутся весьма страшными, но вот чудовища — никак с ними не связаны. Они просто есть, чтобы напасть на вас сразу как вы зайдёте в дом или после того, как подберёте ключевой предмет.

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

Прошлогодняя Call of Cthulhu и The Sinking City — это две крайности. Соединить их, взяв всё лучшее, убрав худшее и добавив геймдизайнерского творчества, — быть может, тогда получится действительно хорошая игра по Лавкрафту.

Call of Cthulhu страдала от своей камерности, ей явно не хватало размаха. История — будто самая заурядная партия в одноимённой ролевой настолке, геймплей — максимально примитивный. The Sinking City же, напротив, неоправданно огромна, а интересная история захлёбывается в рутине вроде постоянных однообразных стычек с монстрами.

Я все игры в первый раз всегда прохожу на нормальном уровне сложности, так как полагаю, что именно этот режим разработчики сделали наиболее сбалансированным. Но ближе к концу The Sinking City я переключился на «лёгкий» — кажется, впервые за всю карьеру. Настолько сильно мне надоели однообразные бои с монстрами — хотелось убивать их как можно быстрее.

В каждом, дрох его побери, доме! Одни и те же монстры, сражения по одному и тому же сценарию. Все 25 часов геймплея.

Казалось бы, монстры должны нагонять страх — это всё-таки игра по Лавкрафту. Но авторы их даже никак не презентуют — они просто выскакивают из пола и всё.

Вспомните тот же Silent Hill 2 — сначала Джеймс долго брёл под странные звуки, что доносились из кустов, затем бродил по пустынном городу. И лишь затем встречал первого монстра, в кат-сцене — с перепугу Джеймс отодрал от забора доску с гвоздём и начал колошматить его что есть силы. В The Sinking City же первый монстр выпрыгивает на Рида без предупреждения, и он никак на него не реагирует. Да, он видел этих тварей во снах, но игрок-то нет!

Так просто нельзя делать сурвайвл-хорроры. Нельзя просто взять и закидать игрока монстрами в надежде, что ему станет страшно. Их нужно красиво презентовать, каждого по отдельности, и сталкивать с игроком аккуратно, в меру. Иначе это просто рутина, которая совсем не помогает атмосфере игры.

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

В игре просто нет запоминающихся событий, как, например, в Dark Corners of the Earth — вспомните, как в панике захлопывали на щеколды двери, спасаясь от рыболюдов, или как палили из пушки по Дагону, что атаковал корабль. Ничего подобного здесь нет: сражения с монстрами — это рутина, режиссура отсутствует, интересные боссы тоже.

Даже система прокачки выдаёт в The Sinking City игру упущенных возможностей. Например, можно вложить очки опыта в то, чтобы при падении с высоты вам доставалось меньше урона. Вот только вряд ли вам хоть раз за прохождение понадобится падать с высоты. Что насчёт ближнего боя? То же самое — я использовал его лишь пару раз. Зачем нужны капканы я вообще не не понял, ни разу не пригодились. Равно как и возможность снизить влияние паранормального на психику — нет абсолютно никакого смысла качать эту ветку.

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

Впрочем, даже с хвалёным нарративом возникают проблемы.

Например, если вы и без чертогов разума разберётесь, куда вам нужно идти и что сделать, то у вас это может не получиться — квест не активируется. Сначала нужно всегда просматривать журнал, сопоставлять сведения в чертогах и лишь затем идти за уликами. Такое случается редко, но случается — и это делает The Sinking City чуть менее хорошим детективом, чем хотелось бы. Ведь главное преимущество этого жанра в том, что игрок сам может догадаться, что нужно сделать и куда идти.

К тому же, ближе к концу начинаются странные вещи: в сюжет внезапно вводятся новые переменные, а старые отходят на второй план. А персонажи, с которыми вы были бок о бок всю игру, не сыграют никакой роли в финале.

Но самое страшное в том, что если вы не читали Лавкрафта, то запросто можете не понять, с какими космическими существами вообще имели дело по сюжету. Для вас нечто с щупальцами так и останется нечто с щупальцами. А человек в жёлтом — просто человеком в жёлтом.

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

Есть старая статистика, что длинные игры проходят до конца лишь самые стойкие 10-20% игроков — не думаю, что к 2019 году что-то изменилось. С одной стороны, этот факт развязывает разработчикам руки и заставляет креативить, но с другой — зачем стараться, если столько малое количество доберётся до конца? В случае с The Sinking City я соглашусь: не все продерутся через ужасную боёвку с однообразными битвами, бесполезные сайдквесты и бессмысленную беготню по городу.

Затонувшая мечта: обзор The Sinking City по мотивам Лавкрафта

Но вот проблема: если даже кто-то доберётся до конца — его ждёт «эффект Mass Effect 3» в худшем его проявлении. Непонятные новые персонажи перед самым концом, о которых до этого и речи не было. Три концовки, в каждой из которых — короткий пережатый и куцый ролик.

Так просто нельзя заканчивать игры, на которые ты тратишь 25 часов жизни и при этом страдаешь. Это никакая не сатисфакция и не награда. Стоило ли ради этого мириться со всеми неурядицами? Я не уверен. Скорее всего — нет.

200200
104 комментария

По улицам слоняются как респектабельно выглядящие люди, так и разукрашенные культисты с посохами и бездомные с куклами за спинами

Сан-Франциско?

52

Как хохол, игравший в шерлоков скажу.
Фрогварес умеют делать неплохие детективы, но в опенворлд им явно не стоило лезть. Ребята укусили больше, чем могли, а в итоге получилась какая-то альфа-версия прямиком из низов Стима. Лучше бы и дальше шерлоков делали, имхо.

44

Комментарий недоступен

9

Да, ощущение, что нужен ре-релиз. Вообще странное нежелание СНГ разрабов, делать приятные игры для игроков. Они любят все усложнять, зачем-то, мудрить.

6
Раскрывать всегда
Отличный способ от игровой импотенции

Попробуйте играть так, как вы играли в детстве. Что это означает?
Вывел такую формулу.

Отличный способ от игровой импотенции
428428
2121
1010
77
44
44
33
22
11
11
Когда я чувствую, что начинается игровая импотенция, то сразу включаю TLOU или Horizon и сразу отпускает.
Assassin's Creed Shadows стартовала в британской рознице лучше Monster Hunter Wilds

Больше копий за неделю, чем у Star Wars Outlaws за три месяца.

Assassin's Creed Shadows стартовала в британской рознице лучше Monster Hunter Wilds
143143
3636
3131
33
11
11
11
11
11
Заслуженно)
Assassin's Creed Shadows побила рекорд игр франшизы по максимальному онлайну в Steam

В экшен-RPG одновременно находилось почти 65 тысяч человек.

Assassin's Creed Shadows побила рекорд игр франшизы по максимальному онлайну в Steam
304304
190190
99
55
55
44
22
22
11
11
11
11
11
Лицо хейтеров серии представили?
Ремейк «Белоснежки» собрал по миру 87 миллионов долларов в дебютный уикенд — это ниже ожиданий

Но у фильма ещё есть шанс выйти в прибыль.

Ремейк «Белоснежки» собрал по миру 87 миллионов долларов в дебютный уикенд — это ниже ожиданий
156156
1717
44
44
33
33
11
11
11
Возьмем на роль Белоснежки .. Латиноамериканску , гномов и окружение сделаем в 3 д Залетит безусловно
Как же скучно я живу!
266266
4242
1616
1313
55
44
33
Что в голове у людей, которые туда лезут?
Ультимативный гайд-закладка по сериалам

Эта подборка включает 120 сериалов, которые мне очень понравились, были просмотрены от первой до последней серии (на данный момент) и остались в памяти. Около 70 отличных проектов, которые наверняка будут здесь в рекомендациях в комментариях, не вошли в подборку из-за:

Ультимативный гайд-закладка по сериалам
4444
2424
44
22
11
11
спасибооченьинтересноинаверноенужножальчтосписокнеразбиттакчтобыодноназваниебылонаоднойстрокетакудобнеечитатьтакжеудобнокакиточтонаписаля
Вы будете смеяться, но ИИ дипсик меня консультирует лучше чем платный врач, которому до меня нет дела, на самом деле.

При этом ИИ принимает от меня анализы (прям файлы можно цеплять), принимает все мои замечания по здоровью и дает четкие выводы и рекомендации.

5858
99
88
22
22
Вот бы еще были роботы которые делают анализы. Типо пришел, сдал баночку в автомат, подождал 20 минут и он тебе распечатал анализы
😭😭😭
😭😭😭
9090
44
22
22
11
11
11
Надеюсь тебя забанят
Исполнил мечту детства. Побывал на концерте Славы КПСС
Спасибо за детство, легенда
700700
239239
8484
1010
88
88
66
44
33
22
11
11
Лучше дочь фанатка BG 3, чем сын фанат Славы КПСС
Adolescence/Подростковый возраст, что я посмотрел. Откуда такие оценки

13 летний инцел убил подружку которая его забулила. И это собрало 7.5 на КП и 8.4 на imdb

Adolescence/Подростковый возраст, что я посмотрел. Откуда такие оценки
3535
44
11
11
Хорошо набросил. Молодец! Надеюсь на это мало кто поведётся
[]