Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

«Лучшее РПГ десятилетия», «Шедевр от мира RPG» и тому подобные эпитеты сопровождают Ведьмака, но достоин ли он их? Давайте узнаем.

Стоит сразу сделать оговорку — я люблю Ведьмака. Люблю — это даже очень мягко сказано. Боготворю и обожаю. Огромный открытый мир, живые персонажи, прекрасная постановка, увлекательный геймплей, шедевральная музыка - вот все аспекты, которые сделали из Ведьмака чуть ли не лучшую игру уходящего десятилетия. Но не лучшее RPG.

Что это за буквы, Мэйсон?

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

Изначально нужно разобраться, что это вообще за зверь то такой - RPG. В неокрепших умах юных неофитов RPG — это эфемерный жанр, основными атрибутами которого выступают:

  • Прокачка персонажа (в том числе и создание внешности оного, но не всегда)
  • Цепочка побочных квестовых линий
  • Открытый мир
  • Наличия окна диалога.
  • Нелинейность сюжета

Звучит логично и правдоподобно, не так ли? Но являются ли эти факторы — определяющими в жанре RPG? Посмотрим на определение этих 3 загадочных букв:

«RPG (Role-Playing Game) — представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий» Википедия.

Как мы видим, ключевым понятием в данном определении является «отыгрыш» или «отыгрывание роли» . Что это значит? Всё, на самом деле, предельно просто. Игрок обязан "сыграть роль" своего персонажа в каком-либо заданном Гейм Мастером (а в нашем случае - разработчиком) мире, что бы это хоть как-то оказывало влияние на сам мир. Последняя часть предложения очень важна — поскольку именно изменения в мире, геймплее, сюжете, в следствии многочисленных выборов и отличает хорошую RPG от плохой, и вообще от любого другого жанра.

Так, с определением проблему решили. А теперь наложим его на всеми любимую игру, и конструктивненько по порядку разберёмся почему «Ведьмак 3: Дикая охота» — не RPG.

Влияние на мир

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

Как мы уже выяснили ранее — влияние персонажа на мир, и адаптация оного под действия игрока — важнейшая часть любой RPG. Есть ли это влияние в Ведьмаке? Определённо да. Но достаточно ли его для классической, расово чистой ролевой игры? К сожалению - нет. Все наше влияние на мир - это пара изменений в декорациях, смена отношения нескольких персонажей к вам, а так же самый огромный минус — конец игры. Безусловно, Геральт очень сильно повлиял на мир, по итогу аж 3 частей игр, но все изменения нам показываются в виде мультиков, которые, по сути, никак не сказываются на геймплее.

Возьмём одну из любимых квестовых линеек всего комьюнити - линейка с Кровавым Бароном. Вся линейка пропитана выбором через диалоговое окно, но как бы не разрешили ситуацию, по итогу, все равно по приезду Мясника из Блавикена на Баронском кресле будет сидеть другой персонаж.

Прекрасный пример влияния на мир — Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura от мастеров жанра Troika Games (ждите про них статью в скором времени). Даже в начальной локации доступно столько вариаций изменения мира, в зависимости от действий игрока, что бросает в дрожь. Помогли разбойникам? По следующему приезду город превратится в маленьких Детройт. Помогли шериффу и наладили производство серебра? Город процветает и в него стекаются люди со всей планеты. А может вы хотите помочь начинающему гному, уничтожив двигатель, что питает весь город? Он станет величайшим алхимиком и изобретёт подобие философского камня. И вот это вот все в первой, обучающей локации. На фоне этого изменения мира в Ведьмаке уже не кажутся такими глобальными. Но это не единственная проблема.

Правило "НО"

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

Прокачка персонажа - неотъемлемая часть любого RPG, поскольку именно она позволяет персонализировать вашего персонажа и подстроить его под вас. Правда, к сожалению, большинство нынешних «AAA-RPG» делают из вашего персонажа под конец игры настоящего супергероя, если уж не Бога (этим грешит и всеми любимая серия TES). В прокачке не существует ограничений игрока, а так же каких-либо негативных сторон, которые могут повлиять на игрока. Ведьмак не оказался исключением. Что бы вы не вкачивали своему Геральту, по истечению некоторого времени он превратится в машину для всеубийства, который орудует клинком, знаками, арбалетами, и всем чем только можно на уровне мастера.

Хороший альтернативный пример - это старые игры от Black Isle Studios или же относительно недавний Fallout: New Vegas. В Fallout каждый перк урезал возможности игрока, что заставляло продумывать персонажа ещё глубже, чем обычно. «Прокачать ли мне одноручное оружие, если это понесет вред уровню дипломатии, что является основным атрибутом для моего персонажа? Может тогда он не совсем обычный дипломат? Хм, может мне отыграть некого Мизинца из «Игры Престолов?»» — и так далее. Ограничение в прокачке позволяют сделать своего персонажа уникальным для каждого прохождения. Да и вообще, в Ведьмаке с прокачкой что-то не так.

Ведьмак: Квеном и мечом

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

Пошли бы вы на каторжную работу, если бы вас обеспечили вечным запасом денег? А начали бы вы петь в переходах, имея возможность выступать перед тысячной толпой? Мы думаем, что ваш ответ Пошли бы вы на каторжную работу, если бы вас обеспечили вечным запасом денег? А начали бы вы петь в переходах, имея возможность выступать перед тысячной толпой?Мы думаем, что ваш ответ - нет. Но к чему это всё? Сейчас разберемся.

Один из поджанров RPG — это ARPG. Action Role-Play Game, т.е. ролевая игра с упором в боевую систему и геймплей, нежели в сюжет. Мир в этом жанре меняется от выбора снаряжения, стиля прохождения, класса и так далее. Все это, вроде как, есть в Ведьмаке. Так может Ведьмак — ARPG?

К сожалению, нет. Боевая система Ведьмака зрелищна,полна эффектов и акробатики, разнообразных врагов, но не вариативности. Стоит лишь немного разобраться в игре, как вы поймёте, что единственная выигрышная стратегия прокачки для боя - это через знак "квен" и фехтование. Всё. Вы непобедимы. Остальные знаки абсолютно теряют смысл, про алхимию вообще можно забыть. Нет, конечно, и в других играх есть более удачные варианты прокачки, но это не значит, что остальные варианты уж слишком проигрывают в эффективности.

Один из лучших примеров — Neverwinter Nights. В этой игре такое огромное количество классов, что можно просто погрузиться в их изучения на недели, если не на месяцы. И каждый - эффективен и сбалансирован. С каждым можно пройти игру даже на самом высоком уровне сложности. Каждый - уникален и дарует уникальный геймплей. У вас не получится за одно прохождение стать сразу всем и сразу. Специализируйтесь, учитесь на ошибках, изучайте слабости врагов. Вот то, что делает из игры качественное ARPG.

Геральт - самостоятельная личность

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

Этот пункт итак должен быть предельно понятен. Геральт из Ривии — это полностью состоятельный персонаж, с собственными взглядами на мир и убеждениями. Настоящее RPG — это игра с чистого листа. Лишь абсолютно неперсонализированного персонажа можно отыграть по своему. Да, в Ведьмаке вы иногда можете сделать из Геральта немного более агрессивным, или наоборот жадным до добычи, но это не даёт той свободы, что дают те самые истинные RPG.

Ветви решений

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему

Тут все ещё более плачевно, чем в предыдущем аспекте. Дело в том, что в Ведьмаке нас ведут буквально за ручку по всем квестам: будь то указатель, или чутьё Геральта. Для примера можно вспомнить тот же квест с расследованием на Скеллиге, где гостей покромсала пара медведей. Можно хоть пролистать все диалоги, и в итоге пройти весь квест так, будто вы ничего важного и не упустили. И таких примеров - масса.

Да, иллюзорный выбор есть всегда. Помочь тому или другому, убить или не убить, но все это упирается в прошлый пункт. Эти иллюзорные выборы лишь дают на мгновение почувствовать себя вершителем судеб, но почти никак не влияют на мир.

Так что же такое - «Ведьмак 3: Дикая охота»

Шедевр. Да, все так просто - шедевр с точки зрения видеоигровой индустрии. А с точки зрения жанра - некое подобие Mass Effect. Не космическая, а фэнтези опера. Настоящая сказка, книга с историями. Плохо ли это? Решать вам.

Ведьмак 3 - не RPG. Разбираемся почему
А что думаете вы? RPG ли «Ведьмак 3: Дикая охота»
Да, и самое лучшее!
50/50
Конечно же, нет!
88
11 комментариев

Ведьмак 3 - не RPG«RPG (Role-Playing Game) — представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают персонажей...В ведьмаке мы отыгрываем Геральта - миф развенчан

4
Ответить

В "Super Mario Bros" мы отыгрываем Марио. "Super Mario Bros" - RPG.

4
Ответить

Эта игра - не РПГ. Понятно любому, понимающему значение этого сокращения. Максимум - адвенчур с элементами РПГ (типа Ассасина).
Вопрос: Почему тогда шедевр? Вроде описаны очень очевидные недостатки. Линейность сюжета, отсутствие выбора, несамостоятельность квестов (когда тебе зачем-то дают 100500 листов каких-то писем, чтобы ты до маркера дошел просто), отсутствие прокачки, но игра - шедевр. Конформизм?

2
Ответить

боже, как же я солидарен с тобой. В этой игре нечего делать и ролевая система там дно

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Боготворение.

Кстати, вычитай её. Есть повтор в одном месте. Наверняка найдётся ещё что-нибудь.

1
Ответить

Автор болен? Надеюсь это к 1 апреля писалось) в посте автор косвенно не раз подтверждает что "ведьмак 3" рпг, но не видет этого) никаких подтверждений обратного в посте нет, тем более разработчики на офф сайте еще 1 часть отнесли к РПГ, автору виднее чем разработчикам?) рассмешил

Ответить