«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Обзор с комментариями от разработчика.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Почти каждое произведение, затрагивающее девяностые, преисполнено мрачностью и прочей «балабановщиной». Бандитские разборки, бедность и разруха были неотъемлемыми атрибутами тех лет. Но время идёт и прошлое начинает казаться не таким уж депрессивным. В последние годы мы чаще стали вспоминать ушедшую эпоху с некой ностальгией, а современные медиа быстро подхватили эти настроения.

Так что сегодня у нас есть музыка в стиле девяностых, одежда, вдохновлённая модой тех лет и даже сериалы. Не обошла эта тема и геймдев. Пару лет назад Яков Бутузов, врач-эпидемиолог по образованию, вместе с такими же далёкими от индустрии товарищами принялись за разработку собственной хоррор-адвенчуры в стилистике девяностых. Она получила броское название «Дом Русалок», а в этом месяце наконец добралась до релиза.

Когда трава зеленее

Для команды игра стала первым опытом в геймдеве, так что в ней хватает и багов, и других проблем. Но вот передать дух детства в девяностых у них получилось без каких-либо оговорок. В фонах угадываются интерьеры и пейзажи, знакомые каждому, кто родился в СНГ: ковры на стенах, уродливые панельки, разваливающиеся песочницы во дворах и унылые ларьки, рядом с которыми квасят местные алкаши.

Причём всё это — лишь обработанные фотографии, а не полноценный арт. Но этого хватает, чтобы придать картинке самобытности
Причём всё это — лишь обработанные фотографии, а не полноценный арт. Но этого хватает, чтобы придать картинке самобытности

Где-то, конечно, видна неопытность разработчиков — им не всегда удаётся выдержать единый графический стиль. Например иногда декорации слишком неестественно выделяются на фоне пейзажей. А, например, на экранах телевизоров всё время разная по качеству картинка. В одном месте проигрывается заставка утреннего блока мультфильмов Disney (что немного анахронизм, но как же трогательно) в хорошем качестве, а на другом на телике среди пикселей едва узнаётся логотип ВИD.

И всё же внешний вид игры со своей задачей справляется. «Дом Русалок» своими фонами то погружает в ностальгию по эпохе, то напоминает о детских страхах, а иногда, в сочетании с музыкой, создаёт в нужной степени пугающую и жуткую атмосферу.

Рисовать я не умею вообще. Фоны я собирал из фотографий. А потом вырезал, добавлял там тени и всякое такое. А чёрные декорации оверлеем — это просто фотографии. […] Стиль получился у игры собственный. То есть, можно всегда сказать, что это скрин из нашей игры. Он, конечно, ужасный. Но по-своему кайфовый и даже в тему.

Яков Бутусов, руководитель разработки
«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Помогают погрузиться в эпоху и различные предметы, которые можно подобрать и изучить. Изредка они нужны для решения загадок, но чаще это только элемент декора, часть сеттинга. Это могут быть картриджи от денди, чайный гриб в банке, резиновый мяч, который при ударе об пол издаёт «тот самый» звук или стрёмная резиновая шапочка в бассейне, запах которой лично я запомнил на всю жизнь.

90-е особенно прикольные и интересные с эстетической точки зрения, потому что они как бы на стыке ещё не до конца развалившегося старого и недостроенного нового. Типа Человек-паук на чёрно-белом телевизоре у бабушки на даче. Жвачка «Дональд» в обмен на рубль с Лениным.

Яков Бутусов, руководитель разработки

Всё это и навевает приятные воспоминания, и почему-то пугает. Может быть из-за того, где мы обычно находим такие предметы, а может из-за общего настроя игры. Даже чёрно-белые фотографии с детских утренников на которых нет ничего жуткого, вызывают странные чувства.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Ну и особенную роль в формировании сеттинга играют, конечно, записки — куда в адвенчуре без них. Их здесь довольно много, но каждую тянет изучить. Это и письма от родственников, которые уехали в Америку, и тетрадь-анкета одноклассницы с вопросами в духе «кто твой лучший друг», а чуть позднее встречаются и более важные для сюжета вещи: переписки учёных и отчёты об экспериментах.

Всё это и вовсе не стоило бы упоминания, не будь все эти телеграммы и очерки в газетах так хорошо написаны и стилизованы. Читая репортаж о маняьке-убийце почти слышишь голос диктора старой закалки, а во всех записках из заброшенного НИИ с лёгкостью угадывается канцелярщина вместе с присущим советскому учёному слогом, который ни с чем не спутаешь.

У меня универ был — вот обычной советский разбитый НИИ, с плиточкой, пыльными плакатами. Доклады эти унылые, лозунги. И учились мы по учебникам старым. Я старался такой слог в них создать. Советский ученый — почти архетип.

Яков Бутузов, руководитель разработки
«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

«Я всегда говорил, что это мистическая история без особой претензии»

Пожалуй, именно то, как написана игра — её главное преимущество. Это отлично видно в диалогах главных героев. Авторам удалось живо передать их характеры и особенности. Сын предпринимателя, пацан из провинции, девка-гопница — каждый общается в собственной узнаваемой манере и их ни с кем не спутаешь. И каждый персонаж идеально вписывается в эпоху.

История сама по себе написана хорошо. Она интересна, где надо увлекает, где полагается — пугает. Хотя может показаться, что «Дом Русалок» слишком сильно пытается подражать западным произведениям Кинга или тому же Stranger things: первую половину игры мы вместе с героями проживаем счастливое (по мере возможностей) детство, а ближе к концу сталкиваемся с каким-то мистицизмом.

Только вместо штата Мэн ЗАТО где-то за Уралом, вместо Клуба Неудачников просто подростки, которым нравится вместе гулять по гаражным кооперативам, пустырям и заброшкам, а вместо Пеннивайза чуть более абстрактное и непонятное зло, природу которого ещё предстоит разгадать.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

И описывая события, которые происходят с персонажами, действительно может показаться, что это просто подражание Кингу. Но у каждого сценарного хода здесь есть свои особенности, которые делают историю довольно родной и близкой.

Даже когда максимально типичные беспризорники избивают главного героя, невозможно представить эту сцену где-либо за пределами СНГ. Исключительно из-за того, что весь конфликт начинается с такой знакомой фразы «Дай велик погонять, чё ты».

И дело не только в быте персонажей. Когда в повествовании он уступает место загадке и мистике, тот самый «родной дух» никуда не девается.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Подобно Stranger Things, особое место здесь занимает некое НИИ с его сотрудниками. И предмет их изучения с лёгкостью можно представить в любом другом хорроре. Но от того, что двигало советскими учёными, то, как они мыслили, и к чему это привело, настолько отдаёт исключительно советской фантастикой и какой-то общей, не опошлённой советской Идеей, что понимаешь: эта история могла родиться только конкретно в этой культурной среде.

Это ни в коем случае не калька с Кинга и не фанфик по мотивам. «Дом Русалок» — это грамотное переложение знакомых мотивов на наш уникальный манер. Не «"Оно" в России», а скорее «что если бы автор "Оно" был из России».

Проблемы первого проекта

Конечно, до Кинга разработчикам далеко, если говорить об умении рассказывать истории. «Дом Русалок» имеет ряд серьёзных недостатков, которые трудно не замечать.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Так, для игры, которая проходится за четыре часа, здесь слишком много героев, на раскрытие которых банально не хватает времени. А некоторые важные для понимания вещи спрятаны в записках и их легко можно пропустить. Не спасает ситуацию и темп повествования — слишком неровный и как будто случайный.

Эти и другие проблемы в итоге привели к основной теме обсуждений игры в Steam — её финалу. Слишком скоротечному, как будто не отвечающему на поставленные вопросы и словно никак не завершающим сюжетную линию. Кажется, что это просто одна из нескольких концовок, причём неудачная, а если перепройти игру, то всё изменится, но нет. Концовка здесь всего одна.

И это даже не проблема конкретно самого эпилога. Скорее это последствия не самой удачно спланированной истории. «Дом Русалок» воспринимался бы иначе даже с текущей концовкой, если бы разработчики, например, больше сосредоточились на личных переживаниях главного героя (сделав остальных персонажей второстепенными) или чуть более явно подсказывали, на какие диалоги и письма обратить особо пристальное внимание. Потому что в самой истории есть всё, чтобы сделать её более законченной. Подкачала только подача.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Хватает проблем и с геймплеем. О нём, вообще, не так уж и много можно рассказать. Это линейная point-n-click адвенчура, хотя больше хочется её назвать традиционным квестом. Вплоть до финала мы будем бродить из одной части экрана в другую, решать головоломки и крайне редко делать за персонажей выбор — например ударить бешенную собаку или отпугнуть.

Сами загадки несложные, почти элементарные. Лишь два или три момента могут поставить игрока в тупик. Скажем, не совсем очевидно, что жёванным гудроном нужно залепить пробитую трубу в подвале.

Но даже при такой простоте легко наткнуться на баги. Так, некоторые головоломки решаются только по тому пути, который задумал разработчик, а иначе можно столкнуться с проблемами в прохождении. Бывают и технические неполадки, особенно при сворачивании игры или смене разрешения.

А местами игра просто недостаточно грамотно спроектирована. Например в русской версии нет возможности при чтении записок вывести их текст в интерфейс — приходится разбираться с курсивом и плохой освещённостью локации. К тому же далеко не всем может понравиться передвижение персонажа на WASD — лично мне пришлось бы по душе полное управление мышью.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

В первые дни релиза были также жалобы на мерцающий в особенные моменты экран, от которого просто болели глаза, на эджевые моменты, вроде кадров оперирования странного существа по телевизору, но эти и некоторые другие вещи были исправлены в довольно короткие сроки. К тому же работа над игрой, насколько можно судить, и сейчас не закончена.

Если будет понятно, что есть смысл вносить значительные изменения, то может быть и продолжу работу над «Домом» — все-таки доработать готовую игру проще, чем начинать новую. Но обновление точно будет. Думаю, в конце месяца.

Яков Бутузов, руководитель разработки

У «Дома Русалок» действительно много недостатков, которые могут в конечном счёте составить негативное (и вполне обоснованное) мнение о проекте. И странно было ожидать иного от столь неопытной команды.

Однако у игры есть стиль и собственное лицо. Она отлично передаёт настроение детства в девяностых, а главное, она рассказывает хорошо написанную, хотя и не очень удачно законченную, историю и здорово погружает в неё.

«Дом Русалок»: когда беспризорники и пьяные дембеля пугают не меньше, чем хтонические ужасы

Понравилось

  • Хорошо переданный сеттинг 90-х
  • Выверенная сложность в головоломках
  • Увлекательная пугающая история
  • Интересный и необычный визуальный стиль

Не понравилось

  • Ничего не объясняющая, слишком рано наступающая концовка
  • Баги и другие технические проблемы
1717 показов
13K13K открытий
55 репостов
65 комментариев

Не хочу показаться токсичным хейтером, но читая статью, меня не покидала мысль, что ее написал либо один из разработчиков, либо родственник, ну или близкий друг. Вся статья строится на «ну тут корявенько, конечно, но в целом это только шарма добавляет. А вот тут кое что не работает, но это и не страшно, в целом. Вот это бы по другому сделать, но уж что имеем то имеем...» и так далее.

Ответить

перевелись нормальные комментаторы. Теперь сразу извиняются, прежде чем обосрать

Ответить

 Обзор с комментариями от разработчика.Кажись под присмотром разработчиков, после написания наверное отослал им на согласование :)

Ответить

Вспоминается обзор на тлоу2, где "вот тут хуево, но так даже лучше".

Ответить

фу токсичный хейтер

Ответить

уродливые панелькиНе согласен. Панельки прекрасны 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить