Six Days in Fallujah: история создания игры о самом кровавом сражении войны в Ираке

Как появилась и что случилась с игрой, сценарий для которой писал автор «Поколения убийц».

В закладки
Аудио

10 лет назад «Шесть дней в Фаллудже» оказалась в центре внимания не только игровой прессы, но и крупнейших телеканалов. Но не потому что демонстрировали современную войну; на неё игрок уже мог посмотреть в Call of Duty 4: Modern Warfare (2007). Разработчики из Atomic Games обратились к недавнему эпизоду войны в Ираке, за которым с самого начала тянулся шлейф военных преступлений.

Разработка началась всего через несколько месяцев после того, как в Фаллудже умолкли пушки, а к моменту анонса в 2009 году из Ирака в США по-прежнему поступали гробы. Сразу после анонса и разглашения деталей разработки разразилась буря, потянувшая на дно всю студию, а издатель немедленно открестился от неё. Давайте же разберёмся в история разработки этого без преувеличения уникального проекта.

От Close Combat до сотрудничества с Пентагоном

Six Days in Fallujah должна была выйти под брендом Atomic Games, компании с долгой и насыщенной историей. Однако команда, взявшаяся за свой последний проект, сильно изменилась с момента основания компании. Она была создана Кейтом Забалу в 1989 году и за следующие 10 лет выпустила несколько если не хитовых, то очень успешных стратегий. V for Victory: Utah Beach, вышедшая в 1992 году, стала одной из лучших игр года в своём жанре.

Следующие две стратегии назывались Operation Crusader (1994) и Close Combat (1996). Тираж каждой из них превысил 200 000 копий. В следующие два года вышли Close Combat: A Bridge Too Far и Close Combat III: The Russian Front. В общем, авторы закрепили за собой звание профессиональных разработчиков стратегий про Вторую Мировую.

Close Combat II: A Bridge Too Far (1997)

Ходили слухи, что компанию собирается купить Microsoft. Но Кейт Забалу их публично развеял, а в 2000 году из Atomic Games были уволены почти все сотрудники, кроме руководства. Это произошло из-за прекращения финансирования издателем их следующего проекта — Hammer’s Slammers.

Каких-то осязаемых перспектив не было, и руководство, собрав часть прежней команды, заключило несколько контрактов с Пентагоном на разработку военных симуляторов. В 2002 они получили задание переделать одну из частей Close Combat под современные реалии. В этом не было чего-то необычного. Военные в своё время заказывали даже отдельную версию DOOM.

В 2001 году бывший исполнительный вице-президент Bungie Питер Тамт учредил компанию Destineer, которая до 2003 года занималась портированием игр с Windows на Mac. А затем начала тесно сотрудничать с ЦРУ и ФБР, занимаясь наймом других компаний для создания разнообразных симуляторов.

Одной из таких компаний и была Atomic Games, и теперь они уже совместно с Destineer работали над шутером-симулятором. К ним в офис было прикомандировано несколько солдат и офицеров морской пехоты в качестве консультантов. Питер Тамт разговорился с одним сержантом о боях в Фаллудже, в которых участвовал его батальон.

Мы были хорошими знакомыми, и он рассказывал мне просто невероятные вещи о недавно завершившихся боях в Фаллудже. А как-то раз спросил, можем ли мы сделать игру, способную воссоздать эти события?

Питер Тамт
Питер Тамт

Это было начало 2005 года, шла разработка Judgmental Shooting Simulator, и параллельно, использую все эти наработки, команда взялась за создание сюжетно-ориентированного военного боевика. 6 мая 2005 году Destineer начала разработку шутера в серии Close Combat: First to Fight.

Следом Destineer выкупила Atomic Games вместе со всей интеллектуальной собственностью. В пресс-релизе было заявлено, что следующим проектом студии станет Close Combat: Red Phoenix, но он так и не увидел свет. В 2006 году лицензия на серию Close Combat была продана Matrix Games, а Atomic Games отделилась в самостоятельное подразделение. Вскоре команда полностью порвала контакты с прежним начальством и на собственные деньги начала разработку совершенно нового проекта.

«Six Days in Fallujah выйдет под брэндом Atomic Games, а не Destineer. Это очень мощный бренд, у нас есть репутация и это то, чего люди ждут. Мы возродим нашу студию с этой большой AAA игрой», — обратился к команде ведущий геймдизайнер Нэйтан Шивер. Atomic подошла к делу серьёзно, наняв на должность продюсера со-основателя Red Storm Хуана Бенито, под чьим руководством вышли Rainbow Six: Rogue Spear (1999), Ghost Recon (2002), Rainbow Six 3: Raven Shield (2003). «Главное, чего я хотел достичь — это показать важность нашей совместной работы с морскими пехотинцами», – Хуан Бенито.

В этом была вся суть игры — показать игрокам, с чем эти люди столкнулись. Ужас! Ужас и героизм — столпы на которых всё стояло. На фоне которых происходят реально жуткие вещи. Я видел документальные кадры, и мы хотели показать нечто такое, на что никто не отваживался. [...] Вещи, которые творились в Фаллудже — это был старый добрый бой в городе, а люди об этом даже не знают.

Джеймс Коугил
продюсер

Приоритетной платформой был ПК, так как в период междуцарствия только в его возможностях вытянуть амбициозный проект разработчики были уверенны. Порт на Xbox 360 и PS3 планировался, но когда-нибудь потом.

Как штурмовали Фаллуджу

Чтобы понять причины дальнейших событий и столь бурной реакции патриотически настроенной общественности, давайте разберёмся что же это такое было — штурм Фаллуджи в конце 2004 года.

Саддам Хуссейн и правящая партия Ирака БААС принадлежали к суннитскому меньшинству. После вторжения США в 2003 году, власть перешла к притесняемому ранее шиитскому большинству, а офицеры старой армии и партийные функционеры оказались выброшены на обочину. Но складывать оружие они не спешили.

Центром сопротивления оккупантам стал «суннитский треугольник» — район компактного проживания суннитов возле Евфрата в который входил и город Эль-Фаллуджа в 67 километрах от Багдада. Ещё в первые дни войны авиация США разбомбила местный рынок, так что местное население интервентов сразу «полюбило».

Образовывались крупные партизанские отряды при поддержке местного населения, духовенства и безразличии прежних властей. Американская оккупационная администрация стремительно теряла контроль над крупным регионом только что завоёванной страны. Поводом к первому штурму Фаллуджи в апреле 2004 года стало нападение 31 марта на конвой Blackwater. Были убиты четыре наёмника, чьи тела пронесли через город и повесили на городском мосту.

Операция, начавшаяся 5 апреля, задумывалась как скоротечная полицейская акция. Город был блокирован американскими войсками. Всего американцам противостояло 500 партизан, тогда как с их стороны в боях участвовало два батальона общей численностью в 1000 человек при поддержке танковой роты. Они пытались мобилизовать два батальона коллаборационистов, но толку от них не было.

В результате ожесточенных боев, к 9 апреля американцы потеряли убитыми не менее 30 своих солдат. К этому времени морская пехота контролировала не более 15–20% города, тогда как мирных жителей было убито около 300. 7 апреля во время бомбардировки города была уничтожена мечеть вместе с 40 прихожанами. Без воды, электричества и канализации город оказался на грани гуманитарной катастрофы. Подробности происходящего стали достоянием мировой общественности, и США решили приостановить штурм. 28 апреля было заключено перемирие, артобстрелы города прекратились.

Осенью 2004 года американские войска начали масштабную операцию против сил повстанцев в «суннитском треугольнике». В начале октября после трёхдневных боёв был взят город Самарра. После этого все силы были брошены на захват городов Фаллуджа и Рамади. Штурм Фаллуджи проводился в течение двух недель в середине ноября, который оказался гораздо более кровопролитным. Против 3000-4000 повстанцев было сосредоточено около 10 500 американских, 2000 иракских и 850 британских солдат, но основной силой была Морская пехота США.

После масштабных бомбардировок города 9 ноября, в этот же день наступающими в Фаллудже было отключено все электричество и канализация. Началось тяжёлое продвижение от дома к дому, проверки помещений, уличные бои.

Дома, машины, улицы — всё было заминировано, в домах сидели снайперы. После первых неудач армия США начала массированный обстрел Фаллуджи артиллерией, танками и авиацией. Был отдан приказ уничтожать все дома на пути следования войск. После двух недель тяжёлых городских боёв Пентагон признал 113 убитых и 600 раненных со своей стороны, тогда как боевики настаивали на 430 только убитых.

Знаменитые кадры, на которых сержант Райан Шейн вытаскивает морпеха из под обстрела, были сняты как раз в Фаллудже

Сразу после завершения основной части операции происходящее стало обрастать скандальными подробностями. Выяснилось, что против мирного населения применялся белый фосфор, запрещённый конвенцией ООН от 1980 года (которую США, правда, отказались подписывать). Во время штурма американцы бомбили кварталы с мирными жителями снарядами, используя напалм типа МК-77 и фосфорные бомбы.

На улицах города ещё долго лежали тела гражданских, включая женщин и детей, превратившихся в угли с огромными дырами на месте глаз, рта и носа, тогда как обувь и одежда погибших практически не пострадала. Это характерные действие белого фосфора, который распыляясь из боеголовки, формирует облако радиусом примерно 150 метров, которое сжигает кожу под одеждой. Потушить его невозможно.

Сначала применение белого фосфора военные называли «мифом», но после демонстрации многочисленных доказательств глава Пентагона Дональд Рамсфелд заявил, что «белый фосфор — законный военный инструмент», и армия США будет применять его по своему усмотрению. Кроме этого, в ходе американских артиллерийских обстрелов жилых кварталов города и обстрелов с тяжелых самолетов-штурмовиков АС-130 погибло не менее 700 мирных жителей.

Всего в ходе боев в городе погибло от 8 000 до 20 000 мирных жителей из, примерно, 300 000, а также неустановленное достоверно число повстанцев, так как американцы старались всех убитых записывать в боевики. А многих погибших родственники хоронили прямо во дворе, боясь выйти на улицу и попасть под обстрел. Было уничтожено около 50 000 зданий — около половины от их общего числа, а также 60 школ и больниц.

Как вспоминали морпехи в разговоре с разработчиками, бои в Фаллудже были самыми тяжёлыми за всю войну. Противник внезапно оказался намного сильнее, чем на всём пути от Кувейта до Багдада в 2003 году. Фаллуджа больше напоминала бои времён войны во Вьетнаме или даже Второй мировой.

Разработка и поиск издателя

Разработчики воссоздали два квадратных километра города с несколькими кварталами, в которых игроку и предлагалось действовать в условиях полной неуверенности, где враг, а где гражданские, и мгновенно принимать решения, кого и как атаковать.

Одним из важнейших элементом игры была полная разрушаемость. Идея разрушаемого окружения сталкивалась с очевидными трудностями — это сочетание физики, визуальной части и мощностей, которые потребуется для обработки всего этого. И чем дальше заходила разработка Six Days in Fallujah, тем сложнее было находить баланс.

Дома можно было уничтожить практически по кирпичам. Это тоже была дань реализму, так как у войск в Фаллудже была концепция боя, которая предполагала постоянное уничтожение стен для получения наиболее выгодных позиций. «Ещё никто не реализовывал в играх подобную систему разрушений… К сожалению, это решение вынудило нас первые три года заниматься скорее движком, чем игрой. Создание технологии полностью разрушаемого окружения создавало всё больше сложностей, которые сначала даже не заметны. Именно я настоял на создании полностью разрушаемого окружения и это, в общем, моя вина», — рассказывал Питер Тамт.

В те годы идея тотальной разрушаемости носилась в воздухе, и самые разные студии предлагали свои решения. Во-многом здесь преуспел знаменитый движок Havok, но и с ним разгром на поле боя, на практике, оставался косметическим, сколько штукатурки не сыпалось на землю.

Первой игрой, которая реализовала всё это, стала Battlefield: Bad Company, но и там DICE отказалась от корректного просчитывания физики и просто заскриптовали большинство разрушений. Только с выходом Red Faction: Guerilla можно было говорить об успешно взятом технологическом рубеже.

Тотальная разрушаемость создала и проблемы сюжетного плана. Можно ли будет взрывать мечети? И не будет ли это оскорблять чьи-то религиозные чувства, когда на YouTube начнут выкладывать подобные видео. А если сделать мечети не разрушаемыми, то не будет ли это выглядеть как религиозная декларация?

Авторы решили, что это всё же будет оскорбительным и мечети стали единственными нерушимыми зданиями в игре. Хотя уже была готова масштабная и дорогая сцена, воспроизведённая по документальным кадрам, где американские войска взрывают одну из мечетей (всего в ходе боёв было разрушено 65 мечетей). Но и её решили вырезать. Также был вырезан уже готовый эпизод с боями на кладбище среди могил, так как он тоже мог быть для кого-то оскорбительным.

Разработчики записали более 80 часов интервью с участниками штурма Фаллуджи для наиболее аутентичного воспроизведения боёв. С морпехами также записывали анимации профессионального передвижения на поле боя, обращения с оружием и прочего. Тогда же записывались и некоторые аутентичные диалоги по воспоминаниям солдат или воспроизводили по документальным съёмкам. Авторы даже хотели раздать героям настоящие имена, но отказались от этой идеи.

Но куда важнее геймплейные задачи, которые должны были ставиться перед игроком. Вот как об этом говорит Джеймс Коугил: «Игрок во главе отряда зачищает левую сторону улицы в Фаллудже. Вы видите гражданских на противоположной стороне дороги в своих домах. Вскоре вас начинают обстреливать из этого дома. Есть три варианта развития событий. Вы можете обойти дом с тыла и, вышибив двери, зачистить его. Возможно, нескольких морпехов и гражданских подстрелят, но противник будет подавлен. Второй вариант — оставить этот дом для другого отряда и пусть они рискуют. И третий вариант — вызвать авиаудар. Хорошего варианта здесь нет, но выбирать придётся».

По большому счёту, игра была уже готова. Однако разработчики столкнулись с проблемой: нужно было постоянно перебрасывать большую часть команды на создание демоверсии для потенциальных издателей. Четыре года разработка шла на внутренние средства студии, но деньги закончились, а издателя так и не появилось.

Авторы приходили с предложениями к EA, Bethesda, Microsoft и другим крупнейшим издателям. Но у них уже были свои шутеры в разработке. Они предлагали EA сделать Six Days in Fallujah альтернативой Medal of Honor, которая до перезапуска в 2010 году уже несколько лет находилась в коме. А некоторых как раз не устраивало содержание игры. Но в 2008 году Konami согласилась профинансировать разработку и выступить издателем. У компании штаб-квартира была в Японии, а основная прибыль поступала из Азии и Европы, так что они не сильно беспокоились о тематике игры.

«Всё это выглядело как одно большое недоразумение»

Когда игру презентовали в 2009 году, она оказалась в одном ряду с новым Silent Hill и Saw: The Game. Под гнетущую музыку демонстрировали смесь документальных кадров и геймплея, перед этим пригласив выступить ветерана Фаллуджи. В интервью Wall Street Journal Энтони Краутс из Konami на всякий случай заявил, что игра не является социальным комментарием; она не про-военная или антивоенная, и вообще они не хотят, чтобы игроки чувствовали дискомфорт. И вроде всё было спокойно, никто особо этим не обеспокоился.

К сожалению, этот трейлер мне найти не удалось, как и полноценный геймплей показанный прессе и о котором мы можем судить только по словесному описанию

Но подробностями начали делиться сами разработчиками. Выяснилось, что кроме десятков часов бесед с морпехами они пообщались ещё с жителями Фаллуджи и даже боевиками. Коугил рассказывал журналистам: «У нас было примерно 60 часов интервью с морпехами и примерно 20-25 часов со стороны иракцев… Это была настоящая проблема, так как для документального воспроизведения событий нам нужно было больше чем одна точка зрения, чтобы показать историю целиком и придерживаться журналистских стандартов».

Действительно, получить комментарии от противоположной стороны было не так-то просто и даже опасно. Авторы наняли человека в Ираке, но когда он начал общаться с местными, его приняли за агента ЦРУ — пришлось срочно уезжать из города и больше туда не возвращаться. Он уже сам подрядил нескольких местных журналистов, которые записали интервью с участниками событий, но и на них косо посматривали.

История с привлечением боевиков в качестве чуть ли не консультантов мгновенно взорвалась. Мейнстримная про-республиканская пресса разразилась материалами об аморальности разработчиков и оскорблении чувств ветеранов. Но, по сути, Atomic Games обвиняли в том, что они оспаривают героизм американской армии.

Некоторые отставные военные вроде экс-полковника Джона Антала (военного консультанта серии Brothers in Arms) обвинили Atomic Games в предательстве, вменяя им создание виртуального прибежища для террористов, которые вместе с примкнувшими к ним американскими подростками будут вершить безнаказанный компьютерный джихад против морских пехотинцев.

Fox News пригласили Питера Тамта в студию, где также была мать одного из убитых солдат и стали допытываться, что он себе возомнил, предварительно посадив в отдельной комнате и выдав микрофон. Он не понимал, что вообще происходит и слышал только вопросы ведущих, которые были явно не на его стороне.

Хуан Бенито позже вспоминал: «Я себя чувствовал словно в осаде. Я был убеждён, что мы с командой всё делаем верно, но у нас не было ни единой возможности донести наши взгляды до простых людей. Всё это выглядело как одно большое недоразумение».

К этому моменту студия договорилась с Эваном Райтом, автором книги «Поколение убийц» по которой HBO снял одноимённый сериал, о написании сценария. Разработка продолжалась до апреля 2009 года. Игра была поделена на 12 миссий, каждая из которых демонстрировала реальные этапы штурма города. Именно в рамках этих операций планировалось прописать сюжет, основанный на взаимодействии солдат внутри подразделения. Но и боевики должны были стать полноценными действующими лицами, а не просто мишенями.

Но во время обеда Питеру Тамту позвонили из Konami и сообщили, что они сворачивают финансирование. Официально об этом сообщат в ближайшем пресс-релизе. Шум, поднятый вокруг Six Days in Fallujah, слишком сильно напугал руководство Konami, и они решили соскочить всего через две недели после презентации, хотя ещё месяц назад не скрывали своего энтузиазма, и никаких разногласий с разработчиками не было.

Жизнь после смерти

Вся поддержка прекратилась вот так просто, после одного звонка. Konami выплатила студии все обусловленные контрактом деньги чтобы побыстрее его расторгнуть и вернула права на игру Atomic Games. А PR отделу издателя было запрещено обсуждать игру.

Я думаю, если бы мы немного подождали, нам бы дали возможность высказаться и донести свою позицию, то они бы достигли большого успеха с Six Days in Fallujah. Люди бы приняли наши идеи и поняли, что игры могут быть чем-то большим. Но руководство Konami, наверно, этого не поняло.

Питер Тамт

Но реакция не была столь однозначная. Некоторые военные из рядовых и младших офицеров поддержали разработчиков, отметив, что эта страница истории заслуживает обсуждения, а игра ничем не хуже любого другого художественного произведения. Не просто так более 50 ветеранов помогали разработчикам.

Один из ветеранов-консультантов Майк Эрго отметил особые интерактивные возможности видеоигр в подаче истории для нынешнего поколения: «Видеоигры могут продемонстрировать войну людям, которые не смотрят History Channel и не читают книг». Хотя разработчиков успели также обвинить в героизации американской армии и оправдании военных преступлений.

В статье The Guardian в 2011 году бывший морпех, воевавший в Фаллудже, Росс Капути высказался о своём участии в той войне: «Прошло уже 7 лет, и та ложь, которая оправдывала вторжение, по-прежнему подпитывает наши иллюзии о том, что мы там делали. Ветераны, которые сражались там, по-прежнему не понимают, с кем они воевали и ради чего».

Несмотря на массовые сокращения, после которых осталось всего 20% состава, разработка не прекратилась. Компания искала финансирование, и в 2010 году прошёл слух, что игра может выйти в ближайшее время. Судьба студии повисла в воздухе, и руководство вспомнило свой опыт сотрудничество со спецслужбами. Венчурный фонд In-Q-Tel, находящийся на балансе ЦРУ, выкупил часть Atomic Games. In-Q-Tel с 1999 года занимался приобретением компаний и технологий, которые могут быть полезны ЦРУ.

Breach (2011)

Вскоре был анонсирован мультиплеерный шутер Breach , явно собранный из наработок Six Days in Fallujah. Помимо общего движка, бросалась в глаза система разрушаемости. Выйдя в 2011 году, за первую неделю игра добралась до 50 000 проданных копий, но на этом и всё. Через год её поддержка была свёрнута.

В 2011 году Тамт открыл новую компанию Theory.io, которая занималась выпуском приложений для планшетов и смартфонов. Но он по-прежнему занимался разработкой Six Days in Fallujah, а в августе 2012 года заявил, что игра не отменена и Sony заинтересована в её издании. После этого прошло ещё 6 лет, и в 2018 году он пять заявил, что проект всё же будет завершён, но неизвестно когда.

Мы не чувствовали каких-либо ограничений в отображении событий в Фаллудже ни тогда, ни сейчас. Мы всегда смотрели на Six Days in Fallujah как на возможность дать людям лучшее понимание мира после 11 сентября и разные культуры, которые формировали отношение к нему.

Питер Тамт

Заключение

Возможно, в Atomic Games слишком поторопились с выпуском игры. Ведь события ещё были на слуху. Нужно было выждать несколько лет, чтобы не попасть под залпы орудий официальной пропаганды. Ведь самой игры никто из них даже не видел. С другой стороны, никто из них, отстаивающих свободу слова, не вышел защитить право разработчиков на самовыражение. Но Atomic разворошила осиное гнездо.

Medal of Honor (2010)

Правкам подверглась перед самым релизом Medal of Honor (2010) — про идущую на тот момент почти 10 лет войну в Афганистане. Жёсткой критике подверглась сама возможность играть за Талибан в мультиплеере, так что их заменили на абстрактных партизан. Хотя сюжет был строго ура-патриотический.

Тема эта крайне болезненная и поднимает слишком много неприятных вопросов не столько о самих боевых действиях, сколько о причинах и последствиях. Недавно официальный Твиттер армии США задал неосторожный вопрос: «Как служба в армии повлияла на вас?» Реакция превзошла самые смелые ожидания — более десяти тысяч «благодарных» граждан поделились своими личными и семейными трагедиями, среди которых наркомания, изнасилования, самоубийства и многое другое.

Тем не менее, в кино война в Ираке так или иначе освещена и в провоенном ключе, как в «Снайпере» (2014), и с неких общечеловеческих позиций, как в «Меган Ливи» (2017). Ещё из посвящённых военным действия нельзя не отметить мини-сериал «Поколение убийц» (2008). А вот у игровой индустрии нет ничего подобного. Причём это касается не только войны в Ираке, а вообще современных конфликтов.

Spec Ops: The Line (2011)

Глупо говорить в восторженных тонах о так и не вышедшей игре, от которой не осталось даже внятной демонстрации геймплея. Мы бы могли получить как комбинацию Battlefield: Bad Company (2008) и Spec Ops: The Line (2011), так и амбициозную пустышку.

Конечно успеха Call of Duty ждать не стоило, но, на фоне сюжетов взятых из вербовочных роликов Пентагона, игра имела все шансы остаться в истории, как это удалось Spec Ops: The Line. Она тоже со всех сторон не идеальная, и разработчики кормили журналистов историями об интерактивном окружении и продвинутом искусственном интеллекте, но на долгой дистанции именно сценарий выводил ей в высшую лигу. И аналогов ей нет до сих пор. Как мне кажется, шансов стать знаковой игрой у Six Days in Fallujah было не меньше.

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Козловский Дмитрий", "author_type": "self", "tags": ["\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","long"], "comments": 131, "likes": 191, "favorites": 150, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 63467, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 12 Aug 2019 19:34:25 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 63467, "author_id": 94756, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/63467\/get","add":"\/comments\/63467\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/63467"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
131 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
32

в игре стреляешь на кладбище во Франции

всем похуй

в игре стреляешь на кладбище в России

всем похуй

в игре можешь стрелять на кладбище в Ираке

лучше вырежем, а то мало ли

Ответить
25

в игре можешь стрелять на кладбище в Ираке

лучше вырежем

вырежем

Поосторожнее там складывай слова в предложения.

Ответить
1

Кажется логика простая - одно дело выдумки или дела давно минувшых дней, другое дело - ворошить грязно бело живущих ныне политиков и министров, принимающих сомнительные решения.

Ответить
35

Хороший пример того, что бывает в любой стране мира, если сделать художественный проект на актуальную, болезненную политизированную тему. Спецом материал для людей, утверждающих что цензуры нигде кроме их страны обитания нет.

Ответить
–12

Цензура может быть только со стороны государственного органа (привет Мединскому и Роскомнадзору). Если общественное мнение против - это другое.

Ответить
5

Ну то есть когда что-то запрещают Уральские родители и другие комитеты - то это цензура. А когда запрещают такие же гражданские организации в США - это общественное мнение. Спасибо, я всё понял.

Ответить
0

Но здесь никто ничего не запрещал. Здесь издатель сам дал заднюю под давлением СМИ. Это совсем другой механизм, и нет, это не цензура.

Цензура подразумевает непосредственный запрет и юридические последствия за его нарушение. Общественное давление юридических последствий не несет за собой, только репутационные издержки.

Разница как между говном и шоколадом - шо то коричневое и мягкое, шо это коричневое и мягкое, и издалека можно даже и спутать. Но это принципиально разные вещи.

Ответить
1

Не надо путать сорта говна?

Ответить
0

Нет, это не цензура, это д****бы. Не факт, что они не действуют по указке того же Мединского или связанных с государством фондов, но строго говоря это не совсем цензура.

Ответить
2

Если общественное мнение против - это другое.

Я могу ошибаться, но этим мнением руководили политизированные СМИ, просто там увмеют делать так, что бы цензура выглядела, как общественное мнение

Ответить
0

Можно еще копнуть и узнать кем эти политизированные СМИ финансируются, с какими политиками какой партии связаны, нет ли среди людей их спонсирующих те, кто запомоился в Фаллудже и окрестностях. И т.д., и т.п.

Ответить
0

Общественного мнения особо никто не спрашивал. Просочилась информация что собирали интервью у повстанцев, сразу же раздули из этого скандал СМИ, вот и результат.

Ответить
1

Причем дело явно шло к судебным искам и потенциально чуть ли не обвинениям в госизмене.

Ответить
–1

А еще не забудем про госдолг!
"Там" они хотябы маскируют все под общественное мнение и просто давят в публичном поле, а не тупо и топорно силами полиции ворошат офисы, фабрикуют дела и вот это вот всё. Цензуру в каком-либо виде найти можно везде, но ставить на один уровень методы разных стран - нет. Уж очень большие отличия.

Ответить
0

а не тупо (...) фабрикуют дела и вот это вот всё

Вспоминается насквозь фальшивое "дело Скрипалей", за которое США недавно России ещё и санкции впиндюрили)
А вы уверены, что там полиция не "ворошит офисы"? Помнится, видел целый сайт, посвящённый полицейскому произволу в США, материала там было хоть жопой жуй.

Ответить
0

насквозь фальшивое "дело Скрипалей"

Лол, ну да, там просто парочка геев на шпиль съездила посмотреть, а они их убийцами назвали, точно точно. Все так и было.
И как вы классно противопоставили политические разборки между странами и массовую фабрикацию дел против митингующих рандомов, журналистов и людей пытающихся встроится в реальную внутреннюю политику.
Кстати, на США свет клином не сошелся, лично я бы не хотел там жить.

Ответить
3

То, что туда с какой-то целью ездили спецслужбисты не делает историю с "самым опасным газом" правдоподобнее, хотя бы потому что британцы много раз противоречили своим же заявлениям.
Ну и вы не уточняли, против кого именно фабрикуют дела. Мне этого говна и на Украине хватило, так что за протестными движениями в Москве я слежу в основном на уровне заголовков. Ну а если хочется более близких примеров "оттуда", то советую почитать к примеру про протесты Occupy Wall Street, которые как раз и задавили массовыми разгонами и посадками.

Ответить
–2

Ну а если хочется более близких примеров "оттуда"

В том то и дело что не хочется.
У меня вызывает возмещение массовые факты отсутствия правосудия, коррупции и прочего пиздеца в родной стране безотносительно других стран. Единственное что подогревает возмущение - это то, что страна, обладающая значительными природными ресурсами и наследием в виде неплохой науки находится во многих областях на уровне развивающихся стран, этими ресурсами не обладающих. Ну и когда что-то начинают оправдывать бредом вроде "климат не тот", а ты пересекаешь границу Ленобласти и Финляднии и понимаешь что дело не в климате. (Еще ярче дорога Мурманск - Норвегия)

Ответить
1

и прочего пиздеца в родной стране безотносительно других стран.

а ты пересекаешь границу Ленобласти и Финляднии и понимаешь что дело не в климате. (Еще ярче дорога Мурманск - Норвегия)

Тут какой-то подвох.

Ответить
0

Когда судят невиновного и отправляют гнить в тюрягу, это плохо как России, так и в условном США. Не обязательно даже в пример ставить Норвегию, чтобы понять что определенная ситуация - это пиздец, когда нарушаются базовые принципы Римского права на котором основана современная юриспруденция - тот тут понятно безотносительно других стран. Это вообще подрыв основ цивилизации.
А сравнивать можно отдельные бытовые случаи, когда очередной чинуш тебе затирает про то что "климат не тот", тогда можно и за примерами соседей сходить.

Ответить
0

Римское право не действует в Великобритании и ее бывших колониях. Там прецедентное право.

Ответить
0

Опять ты какие-то другие страны решил приплести. Вот только в юридических университетах РФ и ранее СССР изучают римское право, оно и есть основа системы. А потом законодательная и испольнительная власть кладет болт на его базовые принципы.

Ответить
1

Я обсуждаю страну которой посвящен тред. Написал про цензуру в этой стране. Немедленно выпердились русофобы и начали мне объяснять что цензура это Мединский, а в США все хорошо. Теперь ты дальше гнешь про Россию и одновременно обвиняешь в постоянных сравнениях России с другими странами. Что вообще с вами всеми не так?

Ответить
–1

русофобы

Шапочку из фольги уже надел?

Ответить
0

А как ещё назвать шизиков прибегающих в тему про отмену игры в США покричать про ужасы российской цензуры?

Ответить
0

Старт ветки был про "страну обитания". Какая же это страна для рускоязычного сайта? Хмммм.. Наброс очевиден. Но признаю, повелся на троллинг.

Ответить
0

Пишешь максимально обобщенный пост - все равно видят Россию. В следующий раз напишу про Галактику Млечного Пути.

Ответить
0

В России в куче скандальных дел тоже не государство напрямую шкварится, а всякие общественные организации и активисты. Классический пример это Уральские родители и ЭКСМО, когда обосравшееся издательство сделало вид, что им манго запретили чуть ли не из Кремля издавать. Никто не стал разбираться в деталях дела - все сайты типа ДТФ тогда раздули происходящее как страшную цензуру и запреты строго сверху.

но ставить на один уровень методы разных стран - нет. Уж очень большие отличия.

Я сильно сомневаюсь что ты мониторишь аналогичные дела в США, чтобы делать выводы про те самые "уж очень большие отличия".

Ответить
0

Я сильно сомневаюсь что ты мониторишь аналогичные дела в США

И ты абсолютно прав. А в общем-то никогда не пишу что за западе хорошо, а в России плохо и пора на трактор, я если и пишу то про то что мне конкретно не нравится во внутренней политике и что нашими ресурсами можно было бы воспользоваться на благо страны и народа. Зато псевдопатриоты очень любят мониторить "загнивающий запад" и оправдывать трэш в своей стране тем что "везде так".

Ответить
0

Ну вообще-то это ты здесь в треде про США обсуждаешь Россию и сравниваешь методы цензуры. Так что видимо ты псевдопатриот США.

Ответить
0

Из начала ветки
Спецом материал для людей, утверждающих что цензуры нигде кроме их страны обитания нет.

Уж очень явный и провокативный наброс с посылом "везде так, не выпендривайтесь тут"

Ответить
34

Спасибо за пост.
Жаль, что из-за журнализдов проект так и не увидел свет. Потенциал был будь здоров, и было бы очень интересно посмотреть на интерпретацию событий.

Ответить
–3

"...глава Пентагона Дональд Рамсфелд заявил, что «белый фосфор — законный военный инструмент» и армия США будет применять его по своему усмотрению."
"Всего в ходе боев в городе погибло от 8000 до 20000 мирных жителей из, примерно, 300000"
Русские малолетние дебилы : Америка святая, американские солдаты это высшие эльфы борющиеся со злом во всем мире, вы все врете!!! Я точно знаю, я в кино смотрел, как американцы тысячу раз спасали мир!!! Голливуд не врет!!!!

Ответить
–7

Американцы, хотя бы, не ссут оставлять шевроны на вторгающихся войсках в отличии от всяких настамнетов, которых потом хоронят втихую.

Ответить
26

Не хочется разрушать ваш манямирок, но практику ихтамнетов придумали задолго до современной России, а наибольшего расцвета она приобрела именно в США с их Blackwater\Academi. Разнообразные ЧВК Вагнер и просто "добровольцы" в сравнении с этим - просто детский лепет.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

16

У тебя какие-то неправильные "русские американцы".
Правильно вот так:

"Благодаря применению белого фосфора войска Коалиции смогли при минимальных потерях мирного населения ликвидировать крупные группировки вооруженных сил противника, которые иначе наверняка обратили бы свою бессильную злобу против своих же соотечественников. Применив летальное вооружение на раннем этапе войны Пентагон дал понять, что не намерен идти на компромиссы, и сопротивление бесполезно. Этим мудрное командование НАТО предотвратило пресловутый "последний бой" с целью выгадать лучшие условия капитуляции, и спасло миллионы жизней. Своих и чужих. Даже страшно представить, что было бы, проводи операцию подобного масштаба менее подготовленная сторона, не обладающая высокоточным оружием, и политической волей, способной отличить тот самый исторический момент, когда применение смертельной силы оправдано".

Ответить
–11

Малолетние дебилы примерно так и думают, они с самого рождения и до самой смерти готовы лизать сапоги Дяде Сэму, наивно мечтая, что за это он однажды одобрительно похлопает их по спинке.
Рабы с рождения, несчастные создания... но что поделать, они сами выбрали свой путь.

Ответить
15

Ебать у тебя психотравма, в каждом втором сообщении про малолетних дебилов. Под кроватью уже поискал их?

Ответить
–6

Просто их тут слишком много. Тут куда ни плюнь, попадень в малдеба. А пишу я про них, поскольку интересных игровых новостей сейчас нет, обсуждать нечего.

Ответить
2

А может лучше на тупичок? Там тоже игры обсуждают и про этих ваших дебилов с мудрыми щами любят порассуждать.

Ответить
0

на тупичке то все умные-кого обзывать и чувствовать себя не по годам мудрым то? :D

Ответить
4

ого а вы очень хорошо разбираетесь в малолетних дебилах))может вы один из них? только лижите другие сапоги? :3

Ответить
0

Пост косвенно разделяющих всех людей на две группы лижущих чьи-то сапоги. Вот это полёт мысли.

Ответить
0

простите шо прервал разбор "малолетних дебилов" взрослыми умниками :3

Ответить
0

Не волнуйся, ты не прервал. Только акцентировал.

Ответить
–1

продолжайте вещать о чем думают малолетние дебилы :3

Ответить
1

Малолетние дебилы прекрасно озвучивают то, о чем думают самостоятельно.

Ответить
–1

да я и гляжу ага :3

Ответить
–3

Малолетние дебилы думают самостоятельно?
Спасибо за классный анекдот, давно так не ржал.

Ответить
0

только лижите другие сапоги? :3

"лижете"

Ответить
0

там еще предложения с маленьких букв начинаются или ничего? :3

Ответить
1

Ладно, ничего

Ответить
1

Малолетние дебилы примерно так и думают,

Ну, справедливости ради "так" они сами не думают (образ мышления там всё же проще), но старательно репостят именно такие преисполненные мудрости посты.

Ответить
0

Впервые вижу, чтобы кто-то так развёрнуто защищал военные преступления.

Ответить
0

Про бомбардировку Хиросимы не читал в западных источниках?

Ответить
12

Можно хотя бы один пример? В каждом отдаленно политическом треде всплывают какие-то мистические "малолетние дебилы", которые якобы оправдывают военные преступления США. Но где они? Можно хотя бы рандомный твит от нонейма с пятью лайками и одним ретвитом ну просто чтобы примерный ход мышления увидеть?

Все это называется "соломенный человек" (straw man) — опровергается выдуманная позиция. Конечно, наверняка есть 1-2 калеки, которые действительно так думают, вот только подразумевается экстраполяция их мнения на мнение всех, кто критикует геополитику РФ (а переход с США на РФ сам по себе логическая ошибка)

Ответить
1

Это ты камрадов мифических описал, которых тут все ждут.

Ответить
–2

У меня такой знакомый (не более). Не школьник, но ещё очень молодой. Всё рвётся за кардон, мол там жизнь сказка, а тут правительство врёт, гайки закручивает, жизни не даёт. При этом чувак, хоть и на джунской позиции, но уже работает в одном из известнейших холдингов РФ, на нехилой для начинающего Белой зарплате. Фактически без опыта, так как разработчиком он стал толь о тут, до этого два года книжки читал, а ещё раньше гарился по свету и занимался всем подряд. Такую зарплату не каждый мужик с опытом получает. А ему плохо. Играет в лоттерейку с Грин картой, открыто говорит, что сейчас вот тут опыта поднаберётся и свалит. При этом речь даже не о том, что его позовут работать и у него хоть как-то жопа прикрыта будет, а сам хочет валить - на пустое место. Искренне верит в то, что приедет в Майами и устроится там, заживёт припеваюче.

При этом парень дохрена читает, всякой философией увлекается, память отличная, но мыслит очень глупо и примитивно (в целом, а не про стремление свалить).
Если копнуть чуть глубже, то он учился раньше в какой-то академии с религиозным уклоном и все посты от него, в той же инстаграме, обязательно содержали призывы благодарить Бога за безмерно счастье и т. д. Яне против религии, просто религия религии рознь. Этим я хотел сказать, что неокрепшие умы - действительно подвержены влиянию. И тут, уж всё зависит под чью пропаганду такеой ум попадёт.

Ещё одно наблюдение, обычно недовольны больше всех те, у кого на самом-то деле дела в порядке. Просто им не нужно думать каждый день о том как бы выжить, вот башка всякими глупостями и забита. Надо мир менять, страну спасать. А то, что ты чувак, живёшь припеваюче, лучше чем 99% населения, это значения не имеет.
Справедливости ради скажу, что не только молодёжь такая. Знаю я парочку либералов, живущих в шоколадных условиях, несколько раз в год мотающихся с семьёй на не самые дешёвые курорты и тоже хаящих почём зря нашу страну.
Вот чего ему мало-то?

Ответить
2

Надо мир менять, страну спасать. А то, что ты чувак, живёшь припеваюче, лучше чем 99% населения, это значения не имеет.

Казалось бы это должно вызывать уважение, нет? Человек обеспечил себе условия, но хочет улучшить жизнь общества при этом. А то что заводо-мужикам без образования не до этих ваших политических игр и выборов - оно и понятно. Это кажется даже официальная политика властей - держать население на грани выживания, дабы те "разумением своим не смущали начальства". Ну и есть в этой борьбе кое-что эгоистическое и рациональное. Вот заработал ты лично денег. А толку от этого, если тебя завтра собьет машина, тебя увезут в реанимацию, а там из персонала полторы студента калеки на зарплате в 8к месяц на 70 пациентов, которым _одновременно_ капельницы менять? Вот эта картинка лучше всего дает понять смысл "богатой" жизни в России:

Ответить
2

Человек обеспечил себе условия, но хочет улучшить жизнь общества при этом. А то что заводо-мужикам без образования не до этих ваших политических игр и выборов - оно и понятно.

Эти "заводомужики" обычно оказываются значительно умнее мамкиных улучшителей, после улучшениий которых "заводомужики" теряют последнее, а неудавшиеся строители народного счастья просто уезжают в тот самый закордон.

Ответить
–1

Шаблонный бред из телека. "Страну развалили клятые либерасты, давайте поднимем союз с колен", ага.
неудавшиеся строители народного счастья просто уезжают в тот самый закордон

В следствие того что в результате передела власти она попала к определенному сорту бандосов из 90х. Время было печальное, но не стоит все сводит к этому эпизоду истории. Пока вы боитесь революции и засовыеваете язык в одном место с мыслью "как бы что не вышло" вы упускаете момент когда можно было сделать что-то эволюционно, а не революционно, когда все окончательно дойдет до кипения, гайки перестанут закручиваться и кипящий котел бабахнет.

Ответить
4

Шаблонный бред из телека.

Улучшитель народного блага из хорошей семьи, не имеющий об этом самом народе никакого представления и от всей души его ненавидящий - это старше и 90-х, и современной России, и телевидения в принципе.

Время было печальное, но не стоит все сводит к этому эпизоду истории.

Ну то есть гибель более 10 миллионов граждан по всему бывшему пространству СССР в результате гениальных (пост)перестроечных реформ это просто "эпизод истории". Окстись, никто даже в лице официальной российской власти не назвал это трагедией и геноцидом, сопоставимым со Второй Мировой. Путин один раз где-то брякнул про "распад СССР был трагедией", и всё. Более того, вона Ельцин центры возводят.

Пока вы боитесь революции и засовыеваете язык в одном место с мыслью "как бы что не вышло" вы упускаете момент когда можно было сделать что-то эволюционно, а не революционно

"Эволюционно" что-то делать мешают именно идиоты, которые своими призывами и действиями подталкивают народ в объятья диктатуры. Если так пойдет дальше, то следующие митинги ОМОНу придется защищать от тех самых "заводомужиков" охуевших от перспективы повторения 90-х.

Ответить
–1

"Эволюционно" что-то делать мешают именно идиоты, которые своими призывами и действиями подталкивают народ в объятья диктатуры. Если так пойдет дальше, то следующие митинги ОМОНу придется защищать от тех самых "заводомужиков" охуевших от перспективы повторения 90-х.

Ок

Ответить
1

Во всём виноваты патлатые выблядки в очках с роговой оправой и штанах с подворотами, которые создают в глазах заводомужиков вполне конкретный образ улучшителя народного блага. Образ, который кроме желания пробить с ноги по ебалу ничего у них не вызывает.

Ответить
0

Да, да, на митинги ходят исключительно 16-летние хипсторы с подворотами, никого больше там нет. И они конечно же подлежат уничтожению, это мы тоже знаем. Спасибо за мнение.

Ответить
0

Бояться революции и считать, что она не нужна - разные вещи. Вы сейчас своё мнение таким образом натягиваете на остальных. Впрочем, не настроен продолжать. Останемся при своём.

Ответить
0

Тоже так думаю. Что Руссо писал там себе? Родился в аристократической семье, жил припеваючи — а ведь что-то не нравилось. Робеспьер из знатной семьи — а ведь что писал! И Бакунин из благородной семьи, жил лучше 99% сограждан, а писал про какие-то соц. проблемы, политическое устройство ему видите ли не нравилось, тьфу. Казалось бы, сиди ровно да радуйся положению. Вот чего им всем мало то было?

Ответить
1

Что ж ты Маркса, Энгельса, Ленина и других в эту линейку не вписал? Ах, да. Там ведь не выйдет привести в положительный пример.

Ответить
0

Я честно не знаю к чему ты это. Энгельса можно было вспомнить, но это не такая знаковая фигура, а потому иронию уловить было бы тяжелее. К тому же комментарий и без того отдавал претенциозностью. Учитывая биографию Маркса, ну совсем не в тему будет — жизнь у него была крайне тяжелой, он на коллегу "Дона Алехандро" не похож. Если ты думал, что я считаю Маркса злодеем и предполагал, что я не привел его в пример потому что ожидал хейт к нему, ты не прав. Маркс сделал для современного общества больше, чем другие приведенные мной личности.

Короче, обычно ты вбрасываешь лучше, попытайся еще

Ответить
2

Я честно не знаю к чему ты это.

Да вот я тоже так и не понял к чему ты это. По сути написал тоже самое, что и человек которого сам же прокомментировал:
обычно недовольны больше всех те, у кого на самом-то деле дела в порядке. Просто им не нужно думать каждый день о том как бы выжить, вот башка всякими глупостями и забита.

Ответить
0

Кажется в ответе была жирная такая ирония.

Ответить
0

Вообще, да, тоже хочется увидеть, а то пишут вон вверху - стелятся под Америку, любят Америку.
Кстати, вот есть интересная запись.
http://www.lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/gazeta.txt

Ответить
6

Speaking of maloletnye debily.
Человек реально на страже интернетов. Каждую вторую тему со своим участием наблюдаю эту картину.

Ответить
4

Когда поцреоты любят пиндосов? Когда пиндосы делают какое-нибудь говно.
"Ура, американцы применили белый фосфор! Значит нам такое или подобное тоже можно!"
"Ура, американские мусора убили невиновного подозреваемого! Хватит обвинять наши органы!"
"Ура, пиндосовский политик попался на взятке! Вот видите, это нормальная практика, не возбухайте!"
Когда поцреоты не любят пиндосов? Когда пиндосы не делают говна, а еще и, не дай бог, делают что-нибудь правильное и прогрессивное. "Ну у нас-то другие ценности, скрепы.. Там, что ли, не воруют?! А вы госдолг США видели?" :)

Ответить
4

Когда поцреоты любят пиндосов?

Когда пиндосы делают какое-нибудь говно.

Когда русскоязычные фанаты пиндосов любят Россию в любых ее проявлениях?

Никогда.

А ведь хуёво наверное жить с осознанием того, что Боженька ошибся и ты родился в другой стране и другом культурном пространстве, от чего тебе никогда не отмыться.

Ответить
0

Россию удобно любить издалека, да?

Ответить
2

Это ты мне так предлагаешь подвинуться, пригласить меня сесть рядом и продолжить сидя на русскоязычном игровом форуме публично ненавидеть Россию и любить Украину?

Спасибо, я пас.

Ответить
–1

Нет, это я так мягко намекаю, что ты - лицемерный еблан.

Ответить
1

И в чем же сие лицемерие проявляется?

Ответить
0

С этим Вашим комментарием согласен полностью. За двумя уточнениями.
Первое - про "Боженьку", но предлагаю даже не обсуждать.
И второе - почему тебе нужно отмываться-то? Ну родился ты в другой стране и в другом культурном пространстве, ну и живи себе по своей совести. Или уезжай спокойно туда, где кайфово. А можешь и на это общество попытаться честно повлиять. Отмываться-то от чего?

Ответить
2

Или уезжай спокойно туда, где кайфово.

От себя не убежишь. Съехавшие за границу знакомые мои\родителей не вылазят из руссоязычных форумов и мессенджеров бывших друзей, чтобы там сутками срать о том, как им охуительно живется и как сраная рашка соснула. Здоровые и довольные жизнью люди себя так не ведут.

Ответить
0

Ну реально искренний патриотизм (лицемерные и фальшивые проявления не берем) бывает двух видов, как и любовь к своему ребенку:
1. Слепо любить, прощать недостатки, считать самым лучшим, защищать во что бы то ни стало и прикрывать любые проступки. Потому что "свой". Так мамы преступников плачут в судах...;
2. Не закрывать глаза на слабости и недостатки, честно обращать на них внимание, исправлять их, требовать становиться лучше, честнее, пахать и развиваться на собственное же благо.

Мне симпатичны искренние патриоты каждого из указанных типов.
И также понятны конфликты родителя, балующего ребенка (прощающих своей стране говно), с родителем, проявляющим строгость (требующим большей эффективности за свои налоги). Это разная и противоречащая друг друг любовь - если мы говорим про искреннее неравнодушие, а не про лицемерие.

Для меня очевидно, что как лучшими вырастают дети, так и лучше живут страны, где родители (граждане) любят по второму типу.
И если человек тратит свое время, эмоции, обращая внимание на недостатки в жизни своей Родины, то может это не потому, что ему на свою страну пох? Может это потому, что он желает ей стать лучше?

Ответить
1

Это как-то извиняет действия России, которая сейчас поступает ровно так же в Сирии (вместо белого фосфора кластерные бомбы)? Публично ху****сить США и действовать ровно так же, это по твоему честно?

Ответить
4

Я так и не понял как эта логика работает. Вот США белый фосфор используют. Это плохо, но им можно. Вот Россия кластерные бомбы использует. Это плохо, им нельзя, действия США это не оправдывают.

Публично ху****сить США и действовать ровно так же, это по твоему честно?

Что такое "честно"? Честно это соблюдая некие правила. Если правил нет, то само слово "честно" смысл теряет.

Ответить
1

Это плохо, но им можно

Они сами себе разрешили по праву сильной супердержавы. Кто сказал, что так делать хорошо?
Если правил нет

Они есть, есть международные соглашения, просто некоторые государства когда им это выгодно, игнорируют их. Это как с тупым владельцем внедорожника, который периодически игнорирует ПДД. Да, это сходит ему с рук, но кто сказал, что он не п****с?

Ответить
1

Смешной никнейм.

Ответить
0

Спасибо, мне пофиг, взял первый попавшийся на глаза.

Ответить
20

отказываешься от какого-либо посыла

не боишься показать армию США неприглядной

боишься позволить игрокам взрывать мечети

Каеф.

Ответить
11

Ветераны, которые сражались там, по-прежнему не понимают, с кем они воевали и ради чего».

Слово в слово как от ветеранов из Вьетнама, теперь про Ирак так говорят. Люди не меняются. Война не меняется.

Ответить
1

В 18 или когда там в армию уходят понятно что люди непонятно чем думают, а потом система их берет в оборот в духе "крутой ты или слабак.. если крутой то слушайся приказов итп"

Ответить
0

Мне кажется, что там не "крутой или слабак" (хотя я не служил), а либо ты подчиняешься приказам, либо сдохнешь и утянешь за собой всех окружающих тебя парней...

Ответить
9

Классная статья! Спасибо за экскурс в историю.

Ответить
6

Вроде в интервью разработчиков ред оркестры читал что они не делают современные войны именно по этим причинам.

Ответить
4

Коротко о "серой морали" в играх про войну

Ответить
4

Сами страны участвующие в подобном нагибании родили этот цикл; террористы, нужно бомбить, озлобленные люди стали против, это террористы, нужно бомбить, озлобленные люди стали против, это террористы и т.д..

Ответить
2

Глупо делать "реалистичную" и "правдивую" игру по мотивам только что отгремевшего военного конфликта. Все очень неоднозначно, данные засекречены, тема слишком горячая. Попытка показать "все не так" сродни журналистскому расследованию. Но это же игра, она должна... развлекать? И окупаться.

Ответить
1

Ну кино же постоянно снимают на актуальные политические темы и, вроде, никто от этого не умер. Хотя кино - это тоже развлечение. Тут главное как подать.

Ответить
0

Много фильмов про Фаллуджу сняли?

Ответить
1

Про Фаллуджу ни одного. Но вот недавно вышла "Власть", а чуть раньше "Шок и трепет" про фабрикацию повода для вторжения. Там, правда, больше про плохих Республиканцев, но тем не менее. В кино эта тема в любом случае лучше раскрыта.

Ответить
8

Ну то есть спустя 15+ лет можно снять какое-то кино на эту тему. Норм достижение.

Ответить
0

По Крыму какое-то говно сняли. Документалку почти сразу выпустили.

Ответить
3

По Ираку идеалогически правильные фильмы тоже сразу штамповать начали в США.

Ответить
0

Кроме среднего байопика про Криса Кайла ничего не могу вспомнить из значимых фильмов, которые идеологически оправдывали бы вторжение США. Как тебе этот фильм? Вышел задолго до пресловутого про американского Снайпера 2014 года. Видать, полит инструмент звездно полосатого осла "голливуд" не поддержал войну развязанную республиканцами, всячески показывая эту войну по другими углами. https://en.wikipedia.org/wiki/Redacted_(film)

Ответить
2

На войну в Ираке косвенно работала вся пропаганда, связанная с предыдущими войнами в Заливе. Имидж Хуссейну в сознании американцев 10+ лет создавался. Редактед не смотрел.

Ответить
0

Эффективность этой пропаганды оставляет желать лучшего, раз на один фильм спонсированный людьми из белого дома приходится десятки антивоенных фильмов разного степени поршивости. Редактед - слишком жирный антивоенный фильм, чисто направленный на очернение всей армии, обобщая один не удобный случай до полного абсурда. Благо, не всем понравилось такое и чернуху на стали показывать всем.

Ответить
1

Один спонсированный фильм типа Железного орла легко перекрывает эту сельскую самодеятельность.

Ответить
0

Все эти фильмы провалились, даже самый кассовый и клюквенный пропагандонский фильм Red Dawn разочаровал своих создателей по сборам и оценкам, Рембо 2 - 3 стали самыми худшими из за тупой антисоветчины, рожденный американцем вовсе запретили в некоторых дружественных америке странах.
сельскую самодеятельность

Взвод(138 530 565 долл.), рожденный 4 июля(161 001 698 долл), цельнометаллическая оболочка(46 357 676), горячие головы 1-2(400млн долл.), небо и земля, военные потери, апокалипсис сегодня, когда молчат фанфары, поколение убийц, высота гамбургер и т.д и т.д.

Ответить
1

Rambo 2 - 300 миллионов
Rambo 3 - 189 миллионов
Rocky 4 - 300 миллионов

Неплохо для провала.
"Орёл" действительно гроши собрал в кино и критики по нему оттоптались, но судя по двум сиквелам на видео он шёл хорошо и охотно закупался различными каналами для показа. Взрослый платежеспособный зритель конечно от этого фильма сблеванёт, но на школоту оно оказывает серьёзное впечатление на всю жизнь. Вон спустя столько лет из всех впечатлений детства я именно его помню.

даже самый кассовый и клюквенный пропагандонский фильм Red Dawn

Вот кстати по сравнению с Рэмбой "Красный Рассвет" реалистичное и брутальное кино про войну с умеренной пропагандой. Неудивительно, что провалился.

Взвод(138 530 565 долл.), рожденный 4 июля(161 001 698 долл), цельнометаллическая оболочка(46 357 676),

Да у всего меньше сборы, чем у Рэмбо-Рокки. А есть еще франшиза Джеймс Бонда и десятки фильмов про шпионов из 60-70-х годов.

Ответить
0

Как так? Почему тут всё нормально получилось?

Ответить
0

Самое интересное что читал про место действия black sea еще в 2012 году. Там походу ванги работают. У них и про Сирию есть. 2005 что ли года.

Ответить
2

Да ладно, в СУ-27 Фланкер еще бог знает в каком году нужно было Грузию отрабатывать. Книг в деталях предсказывающих конфликт 2014 года тоже наштамповано чуть меньше, чем про попаданцев. Всем людям с глазами и ушами грядущие события никакой неожиданностью не стали. Для них стало неожиданностью количество людей, которые не понимают, что происходит.

Ответить
0

Разве тут предлагают какую то "подрывную неоднозначную историю"?)

Ответить
0

"Сирия: русская буря" по сути позиция той стороны конфликта, которая считается в США и Западной Европе военными преступниками на уровне нацистов. В "Черном море" есть кампания за украинских сепаратистов и российских интервентов.

Ответить
0

Не знал. Видимо, стратегиям проще. Настролки например вообще ни у кого вопросов не вызывают.

Ответить
2

Хорошая и содержательная статья. По правде говоря в наше время действительно нехватает качественных и реалистичных проектов на данную тематику. С удовольствием бы поиграл во что-то на подобии, поскольку очень интересуют события времен иракской войны.

Ответить
0

Нафиг этот ближний восток. Раньше ещё были какие то претензии к американцам, на подобии: "Чего вы здесь забыли". Но чем больше узнаю о реальной обстановке там, тем больше хочется чтобы туда вообще все цивилизованные страны поехали нефть копать. С оружием.
Смотрел вот видео про парня, который путешествует с камерой. Только он, только камера и путешествия, так вот он поехал куда-то туда, в сторону ирака. Там у них просто жуть что - постоянно друг друга расстреливают, похищают людей с улицы и так далее, в общем "повелитель мух" в действии. И причём никаких американцев там не было. Эти люди изначально такие, они как грёбаные африканские племена, которые постоянно друг друга мочат и никогда ни о чём не могут договориться.
Так что американцы может быть и мудаки, но они цивилизованные мудаки, а значит предсказуемые и понятные, а те люди которые живут там - легко могут начать делать какую-нибудь странную херню, отрежут тебе голову, например и выбросят труп на площади.
Так что нафиг ближний восток, чем больше стран приедут туда за нефтью, тем лучше.

Ответить
3

Как-то ты всех под одну гребенку. Тут полезно знать, что был ряд стран где когда-то все было достаточно не плохо. Они были светскими государстами не поехавшими на почве ислама, там бы хороший экономический рост. Что Турция, что Сирия, что другие прибрежные страны. В потом начиналась политическая возня с явным подавлением интересов этих стран со стороны "цивилизации" и дальнейшим введением войск через N лет. Очень удобно сначала спонсировать радикалов и снабжать оружием, а потом показывать своему обществу какие там все дикие.

Ответить
0

Когда на вас из подворотни набрасывается агрессивный человек с недобрыми намерениями - вы в последнюю очередь думаете о причинах, его на это толкнувших. А так то да, может он примерный семьянин и у него было трудное детство.

Ответить
0

Корявое сравнение. На вас условные Сирийцы нападали? Тут можно с натяжкой притянуть террористическую угрозу игил, но тоже вопрос кто все это шоу спонсировал.

Ответить
0

"Они были светскими государстами не поехавшими на почве ислама, там бы хороший экономический рост. Что Турция, что Сирия, что другие прибрежные страны"

Ты походу историю на ходу из головы придумываешь, хотя бы в вики залезь не поленись.

Ответить
1

И причём никаких американцев там не было.

Ближний Восток находится под прямым влиянием сначала европейцев, а потом американцев начиная с конца 19-го века.

Эти люди изначально такие, они как грёбаные африканские племена, которые постоянно друг друга мочат и никогда ни о чём не могут договориться.

Центральная Африка находится под прямым влиянием сначала европейцев, а потом американцев начиная с 19-го века.

Так что нафиг ближний восток, чем больше стран приедут туда за нефтью, тем лучше.

Уже давно приехали. Собственно, как появились в этой части мира у американцев и европейцев интересы, так там этот треш и начался. Можешь сколько угодно изучать историю той же Центральной Африки - до прихода "цивилизованных людей" там кроме редких жертвоприношений по особо форсмажорным поводам типа стихийных бедствий и мелких стычек из-за дележа слонов\буйволов никакого треша не было. То что происходит сейчас - прямой результат осознанной политики белого человека. Любые попытки навести там порядок будут пресекаться жестко и мгновенно. Если интересно вкратце всю суть: почитай биографию Томаса Санкара.

Ответить
0

Прекрасно. То есть всё было везде хорошо, никто никого не убивал, но потом пришли американцы.
Это довольно ...альтернативный взгляд на вещи, но что это меняет? Проблемы нужно решать сегодняшние, а не пытаться философствовать о том чья вина.

как появились в этой части мира у американцев и европейцев интересы, так там этот треш и начался.

Очень интересно. А вы руководствуетесь какими источниками? Жили вот племена, записывали свою историю на бересте, а вы её потом почитали. Скорее тут обратная связь - вы начали получать информацию из этих мест ровно тогда, когда туда приехали европейцы и потом американцы.
А вообще наверное было бы гуманно произвести опрос среди населения - как они сами хотят жить. Если их всё устраивает, то ради бога. Однако островки спокойствия, ввиде защищённых точек - лучше оставить.

Ответить
0

Конечно, историки ведь только наративные источники знают и доверяют им слепо, ничего не проверяют. Дальше можно не читать.

Ответить
0

Не знаю, я человек не очень осведомлённый, может вы меня просветите? Расскажете как раз про эти источники и что конкретно там было сказано.

Ответить
0

я, конечно, человек слегка предвзятый - но глаз зацепился за фразу про полную разрушаемость.
В каком смысле - "...только с выходом Red Faction: Guerilla можно было говорить об успешно взятом технологическом рубеже"?

RF:G вышла в июне 2009. А вот эта игра (https://ru.wikipedia.org/wiki/Warfare) - в сентябре 2008. И разносить артиллерией вообще всё там можно было легко и просто. И сбалансировано было нормально - пока снаряды есть, долби сколько угодно.

Ответить
1

Видимо, речь шла именно о шутерах.

Ответить
0

ну, разве что так. В шутерах детализация повыше, конечно, чем в RTS.

Ответить
0

Идём в арму и бомбим Фаллуджу сколько угодно :)

Ответить
0

Отличный материал, спасибо! Сомневаюсь, что игра была хороша с геймплейной точки зрения, но как произведение искусства и социальный комментарий была бы очень интересна.
Мудро поступили авторы Spec Ops: The Line, когда решили взять более отстраненный взгляд на эту войну через призму как бы фантастического сюжета.
Ну и да: сейчас, когда прошло уже 15 лет после этих событий, успешно выпустить игру было бы намного больше шансов, а ее злободневность была бы ничуть не меньше.

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]