{"id":3883,"url":"\/distributions\/3883\/click?bit=1&hash=210a1d94d529957f1d27c0e400035f840d67e707d953e72623e29dd6f59d78f7","title":"\u0417\u0432\u043e\u043d\u0438\u0442\u044c \u0438\u0437 \u041a\u0430\u043b\u0438\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430 \u0432 \u042f\u043a\u0443\u0442\u0438\u044e \u043f\u043e \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0431\u0435\u0437 \u0437\u0430\u0434\u0435\u0440\u0436\u0435\u043a","buttonText":"\u0410\u043b\u043b\u043e","imageUuid":"bc8e606b-9a50-5550-a16e-3fed09971ed5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Федор Андреев

Бывшие разработчики BioWare обсуждают противоречивый финал Mass Effect 3

У разработчиков Mass Effect 3 довольно смешанные впечатления от финала именитой серии — как собственно и у фанатов, которые в нее играли. [внутри спойлеры к трилогии Mass Effect]

Это перевод статьи Cian Maher.

Сказать, что финал Mass Effect 3 был спорным – это ничего не сказать. Хотя некоторым кажется, что финал трилогии вышел относительно нормальным, стоит только заглянуть на форумы 2012 года, чтобы понять что это не так. Огромное число фанатов были сильно разочарованы сюжетной развязкой, за которой некоторые из них следили уже пять лет.

Мне всегда было интересно, что сами разработчики Mass Effect 3 думают об этом финале. Было ли у них единое мнение на этот счет? Определенно нет, учитывая огромные размеры крупных игровых студий, таких как BioWare. И ещё у меня возник вопрос по расширенной версии концовки, которая была выпущена после многочисленных просьб со стороны игроков.

За последние несколько недель я поговорил со множеством разработчиков, которые работали над трилогией Mass Effect, в том числе с несколькими, которые работали именно над Mass Effect 3. Мне показалось, что стоит спросить их мнения касательно концовки трилогии и их мыслей насчет последовавшей на неё реакции от игроков. Результаты вышли почти идеально противоречивыми.

«Мне сейчас было бы легко сказать: «Я знал, что концовка отстой», но … у меня действительно были опасения на этот счет», — говорит мне сценарист Mass Effect 2 и 3 Джей Тернер. «К тому времени, как были приняты все окончательные решения по проекту, я уже работал в другой студии EA и слышал всё только со слов друга, который все еще работал над проектом, но то, что я услышал, казалось мне неправильным.»

«Когда я прошел игру, меня вполне устроил финал, так как я воспринимал Mass Effect 3 целиком как финал трилогии, но после моего последующего прохождения и осознания, что мои решения изменили только цвет взрывов, в финальной кат-сцене, я был очень расстроен».

Другие разработчики разделяют это мнение. Старший дизайнер геймплея Mass Effect 3 Патрик Моран также был разочарован, когда он узнал, чем закончится трилогия, и даже упомянул, что он сам и несколько других его коллег активно просили изменить ее.

«Многие из команды Mass Effect противились такому завершению», — объясняет Моран. «Я помню, как читал куски сценария и расстраивался, потому что мне казалось, что все решения, которые я принимал, уже не имеют значения. Я отправил письмо, где выразил свое несогласие с концовкой, но не получил на него ответа. Командой Mass Effect управляли как кораблем ВМФ США, со строгим подчинением, четкими сферами ответственности и руководителями команд, которые годами ждали своей очереди на повышение. Вы следовали приказам и старались не быть слишком писклявым или наглым. Команда Dragon Age определенно была скорее пиратским кораблем в то время».

Хотя очевидно, что некоторых разработчиков не впечатлило направление, в котором пошла BioWare, другие гораздо оптимистичнее смотрят на то, какой вышла концовка, особенно после выпуска Extended Cut.

«Концовка полагается на космическую магию, и ведущий сценарист, ведущий дизайнер геймплея и исполнительный продюсер — все принимали эту истину с самого начала», — говорит мне сценарист Mass Effect 2 и 3 Крис Хеплер. «Или любую достаточно продвинутую технологию» и всё в таком духе. Они хотели и получили действительно значимое решение, которое затрагивает всю галактику. Если задуматься, ни один из трех вариантов не является абсолютно верным или «правильным» ответом для всех. Уничтожение не может решить проблему ИИ и органики; Контроль выгоден Жнецам; даже синтез, которого труднее добиться, чем двух других концовок, и звучит так, будто это был бы вечный мир, который нарушает целостность всей природы галактик, без каких-либо реальных последствий. Так что я думаю, в этом плане всё получилось.

«Удовлетворило ли это фанатов? Поначалу нет, и я считаю, что большая часть критики была заслуженной. Расширенная версия дала нам второй шанс сделать концовку, которая бы учитывала выбор многих других игроков и была бы настолько хорошей, насколько это возможно, с учетом уже принятых нами ранее решений. После выхода Extended Cut мне стало спокойнее за себя и за всю команду.».

Директор по разработке Mass Effect 2 и 3 Дориан Кикен соглашается с Хеплером в отношении Extended Cut, но также считает, что Mass Effect 3 изначально задумывалась как один большой финал, а не только решения в конце игры, которые вы делаете, когда сталкиваетесь с Каталистом.

«Я думаю, люди не оценили того факта, что Mass Effect 3 сам по себе является финалом», — говорит Кикен. «И того, сколько историй, начатых в первой Mass Effect, развившихся в Mass Effect 2, получили свое завершение в Mass Effect 3». Добавьте к этому перенос сохранений из Mass Effect и Mass Effect 2, и я думаю, что Mass Effect 3 сама по себе вышла отличным финалом.»

«Но есть и уроки, которые нужно извлечь. Мы часто говорим, что первая и последняя минуты игры имеют решающее значение, и это послужило отличным напоминанием об этом.» «Выпустить бесплатное DLC, посвященное финалу, было также правильным решением. Когда франшиза достигает определенного уровня успеха, она начинает жить собственной жизнью, благодаря фанатам. Звездные войны и их расширенная вселенная — отличный тому пример. Когда это происходит, вам нужно сбалансировать создание оригинального и неожиданного контента с учетом отзывов игроков, которые иногда живут и дышат вселенной больше, чем вы сами».

Кикен также ссылается на реакцию фанатов, подтверждая давно распространенную теорию о том, что Гаррус был выбран в качестве романтического варианта только в Mass Effect 2 именно потому, что он так понравился фанатам в первой игре. Первоначальный план состоял в том, чтобы сделать его персонажем, с которым можно строить только дружеские отношения, как с Рексом например, но из-за большого количества отзывов, полученных BioWare, команда решила воплотить в жизнь культовую романтическую линию Гарруса.

В конце концов, смешанные отзывы, описанные выше, отражают общее восприятие игры в целом. Некоторые разработчики были разочарованы, в то время как другие активно хотели изменить концовку. С другой стороны, некоторые люди думали, что Extended Cut версия исправила некоторые предполагаемые ошибки, которые допустила BioWare. В конце концов, окончательное завершение горячо любимой трилогии, изначально основанной на причине и следствии, никогда не было лёгкой задачей.

«Я скажу так, когда вы даете человеку три огромных игры, в которых он может принимать сложные решения, формирующие свою версию истории / галактики / персонажа, то у вас никогда не получится правильно завершить столь разнящийся игровой опыт», — говорит мне старший сценарист Mass Effect 3 Нил Поллнер. «Невозможно подытожить всё то, что так долго накапливалось, ветвилось и росло». Когда на протяжении всего игрового опыта вы предоставляете людям осознанный выбор, я думаю, что любой финал, который не предполагает огромного количества его вариаций, будет разочаровывающим.

«Насколько мне известно, большая часть команды не знала, чем закончится Mass Effect 3. И, по моим сведениям, изначально не было определено видение этого финала.»

0
229 комментариев
Написать комментарий...
Федор Андреев
Автор

Пользуясь положением, напишу, что Mass Effect 3 - хорошая игра, до того момента пока дело не доходит до концовки :)

Ответить
Развернуть ветку
A3zazel

Пользуясь положением, заявлю, что нет.

Игра превосходит предшественников по боевой системе и всем, что с ней связанно, но сильно слабее по самому важному для РПГ — заданиях. Побочные задания свелись до подслушивания разговоров на Цитадели и разговорах без режиссуры, а лор почти не развивался, хотя в двух предшествующих играх мир игр активно развивался и расширялся.

Короче, мне было уже не по себе и даже как-то уныло задолго до финала.

И когда первая волна игроков, включая меня, таки допрошла игру и полезла бугуртить про финалы, я в своём паблике отстаивал позицию, что стоит брать в расчёт всю игру целиком, ведь проблем там хватает. Но даже мой статус не позволял достаточно обратить внимание людей на другие про*бы разработчиков и отвлечь от радуги в конце — бугурт был слишком большим, люди зациклились на финале...

-

P.S. Ну а ещё мы знаем, что замысел у Карпишена был с самого начала и куда именно он вёл историю сейчас так же более чем известно. Замалчивание этого, очевидно, выгодно. А жаль.

Ответить
Развернуть ветку
114 комментариев
Николай Чазов

Если бы только финал был их единственной бедой.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Nik Pies

Вся история третьей части от начала и до конца построена на соплях, поэтому и вызывает положительные эмоции, но за ними фактически ничего нет. А финальное (или лучше анальное) «откровение» неудачно бросает вызов к этим соплям и поэтому основную идею решили упростить - потому что среднего игрока держат за дурака, и всякие там взрывающиеся звёзды это слишком сложно для него якобы и лучше сделать ставку на сопли - более надежно. К сожалению они недооценили тупость Мака Уолтерса, и ещё больше недооценили фанатов (и совсем не тех у кого главный вопрос «Лиара или Тали»)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Dima Balanov

Мне концовка Mass Effect 3 чем-то неуловимо напоминает концовку саги книг Ведьмак. Что-то типо, думал Сапковский: "Бля, у меня идеи закончились, а надо как-то все завершить, да и серия подзадрала меня - просто всех поубиваю\пообрываю сюжетные линии вот и все". Вот как-то так, на отъебись и завершается Mass Effect как и Ведьмак.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Pavel Golyakevich

 Хорошая игра, и боссы интересные

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Максимкин

Главная проблема концовки МЕ3 это ее недоделанность. Все начиная с битвы за землю это какие то по быстрому слепленные на коленке куски запланированной финальной части игры. Сам бой за землю в кучке копипастнутых руин, трехцветный выбор, так же по быстрому слепленные слайды в расширенной. Там невооруженным глазом виден недостаток времени на ее доработку. 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Golyakevich

 Одно из самых говн - это то, что Цитадель, которую мы оберегали три игры (еще и апгрейдили в третьей части) перетащили на Землю и перемололи всех её обитателей в фарш (включая важных сюжетных персонажей, причем герои игры по этому поводу никак вообще не рефлексируют), ЗА КАДРОМ. Это так дешево, что слов не хватает. Какой-то вонючий сюжетный ход из дешевого B-movies, типа как вторжение на Землю Шао-Кана в богомерзкой второй части MK, которое посылает нахер весь сюжет первого фильма.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Федор Андреев
Автор

"Но есть и уроки, которые нужно извлечь. Мы часто говорим, что первая и последняя минуты игры имеют решающее значение, и это послужило отличным напоминанием об этом."
Будем надеется, что об этом вспомнил кто-то ещё, помимо Дориана Кикена в нынешней BioWare.

Ответить
Развернуть ветку
Darthgrey V

Легендарная атака тройки мако на жнеца размером с небоскрёб. Я вот заподозрил неладное как только на побитую Землю высадился, больно всё упрощенно-бюджетным там было.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Фёдор Шараборин

Хуй с ними с концовками, они не так плохи, если посмотреть в среднем по индустрии. Проблема МЕ 3 в том, что там нихуя нет. Мы на Земле видим 2 района 2 городов и всё. Мы сука про Марс и Луну знаем столько же сколько про Землю, которую нам нужно спасать. Про Тучанку и Иллум, которого вообще нет в игре, мы знаем раз в 10 больше чем про планету, которую так отчаянно должны хотеть вернуть. Мы не видели как горит Палавен, мы не видели, как погибает Тессия, мы вообще нихуя масштабного за пределами кат-сцены битвы на орбите Земли не видели. Вся эпичность либо на словах, либо за кадром. Показывайте, а не рассказывайте, как идёт война со Жнецами, я хочу видеть, как горят планеты и флоты, я хочу блядь видеть, что будет, если я проиграю.

В МЕ 1 был ахуенный момент, когда Властелин просто протаранил корабли Цитадели, был ахуенный момент, когда Нормандия "прошила" Властелина. Мне это показали, а не рассказали. Я видел, что колония на Иден Прайм на ноль помножилась в месте приземления Властелина, я видел, как геты людей в хасков превращают.

Ответить
Развернуть ветку
Философский ихтиандр

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Понятный кавалер
Mass Effect 3 изначально задумывалась как один большой финал

На самом деле она задумывалась как один большой распил на ДЛС и базу под кооп мультиплеер, и под который, судя по всему, и была сделана эта карта готовности галактики. )

По ним распихали все "сакральные тайны" серии, вроде происхождения жнецов и живого протеаниа, который рассказывал разные подробности о их империи. На эту тему можно еще вспомнить прибытие жнецов и серого посредника из второй части.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Андреев
Автор

Ой даладла, даже DAY-1 DLC  с протеаниным не особо что-то меняло. Кроме Цитадели, все остальные DLC были обычным доп. контентом.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Холодный череп

Фиг с этими концовкам. Меня реально убила вся миссия на Земле. Это было максимально уныло. Блин, да за всю трилогию нормально жнеца даже не дали завалить какого - нибудь. Вот суицидальная миссия в ME2 топ была.

Ответить
Развернуть ветку
саха сахович
Блин, да за всю трилогию нормально жнеца даже не дали завалить какого - нибудь

Чем Жнец на Раннохе не устраивает?)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Zloy
Вот суицидальная миссия в ME2 топ была.

Кроме финального босс-файта. Это просто какой то Б-муви трэш..
Вместо дорогого умного сай фая оказалось что я играю в Контру.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Пазынин

Я ветеран войны за Иден Прайм, требую объяснения дальнейшей судьбы галактики и сопартийцев! 
Будьте любезны!

Ответить
Развернуть ветку
Философский ихтиандр

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Щукин

Недавно переслушивал)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Zloy

Меня лично награждал адмирал Хакет!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
kagey bee
люди не оценили того факта, что Mass Effect 3 сам по себе является финалом

This.
И у меня не было никаких "светофоров". У моей истории не три, а одна финальная сцена - та, к которой я последовательно шел на протяжении трех глав этой истории. И это было настоящей, выстраданной кульминацией и точкой. Мне незачем было прокликивать сейвлоуд несколько раз и разводить нытье на пустом месте. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Sokolov

Всё же не пойму, почему столько хейта именно в сторону Mass Effect из-за того, что выборы на протяжении игры не влияют на финал. Взять тот же Life Is Strange, например. Абсолютно то же, но никому не мешает получать удовольствие от процесса игры.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
AstroSphynx

Как будто в сторону life is strange хейта не было лол

Ответить
Развернуть ветку
lesik

просто не надо было кричать на весь мир, что ваши выборы важны, ну и да, МЕ всё-таки позиционируется как РПГ, где вариативность не последнее дело.

Ответить
Развернуть ветку
Angry Cat.

Дело даже не в выборах, а в том что сюжеты всех трех частей между собой толком не связаны и перечеркивают события предыдущих игр.

Ответить
Развернуть ветку
Философский ихтиандр

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
lesik

да там вся третья часть с таким подходом

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly

я вот сижу сейчас в эру постандромеды и атхема
и как же тепло вспоминаю времена когда плохая концовка была шок контентом 

Ответить
Развернуть ветку
Боба Саморезов
Ответить
Развернуть ветку
Бакыт Кыдыралиев

После финала МЕ3 остаётся только плакать и смеяться

Ответить
Развернуть ветку
Антон Вонг

Я выбрал синтез. Мне норм. Все виды млечного пути вошли в Трансцендентность. 

Ответить
Развернуть ветку
Goodbye Moonmen
Как вызвать жжение в жопе за 2 секунды:
Ответить
Развернуть ветку
Рома Коев

Не знаю, что ещё надо-то) Контроль - лучшая концовка) Выгодная всем без исключения) Великая жертва великого героя)

Ответить
Развернуть ветку
Раух

Я смотрю у многих пунктик на счёт смерти Шепарда. Вот должен парень погибнуть в конце трилогии и все. А будет ли это логично и иметь смысл, почему-то мало кого волнует.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Luc Lortie

Кстати, советую ознакомиться с версией концовки главного сценариста. Если бы Дрю Карпишин не покинул проект на полпути, возможно финал был бы таким

Ответить
Развернуть ветку
lesik
то у вас никогда не получится правильно завершить столь разнящийся игровой опыт

идите нахуй.
Вы давно могли разрубить дамоклов узел просто введя теорию индоктринации, фанаты бы кипятком писали.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мирошниченко

Короче, мы знали с самого начала, что всем не угодишь, поэтому мы даже не старались и в итоге не угодили никому

Ответить
Развернуть ветку
Devilos

В третью часть никогда так и не играл. Первые две перепроходил, а до третьей так никогда и не добирался.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ситников

Аналогично, гонял в третью только по мультиплееру с брятюнями и честно говоря не хочется даже подходить к третей части зная какой обсёр меня ждет в конце. Это сильно демотивирует.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Ситников

Here we go again)

Ответить
Развернуть ветку
Бакыт Кыдыралиев

Нил Поллнер - так вот кому надо говорить "спасибо" теперь я знаю как назвать свой унитаз

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Производственный каякер

Мне понравилось, как при схожей сюжетной концепции закончилась Enderal. Все таки клево, когда не все вопросы получают прямой ответ, а предыстория Жнецов сделала их слишком.... обычными что ли? Обыденным неизбежным злом со спорной мотивацией. Было бы лучше, если бы игрок получил намеки, мелкие детали, которые давали бы только общее представление.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
realavt

На днях посмотрел "Изумрудный город", та же хрень. Хотя могли бы полностью закончить сюжетную арку за одну-две дополнительные серии...

Ответить
Развернуть ветку
IMPERATOR

Согласился бы с концовкой, если бы было продолжение, но концовка гамно полное.

Ответить
Развернуть ветку
arth

Им вообще можно было спокойно 2 и 3 часть в одну объединить.
А не выпускать два ошмётка на 8 часов мейнквеста и потом 50 длц выпускать.
Ну офк это же ЕА, им надо всё распилить и продать по кускам.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 229 комментариев
null