Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Какой год ни возьми, обязательно найдется издание (или издатель), рассказывающее нам замечательную историю об очередном “умирающем” или “убыточном” жанре. Но уж мы-то с вами знаем, что тепленькое место пусто не бывает, и даже если чувствуется стагнация, настоящая причина оказывается довольно банальной: либо проекты не были на слуху, либо готовится что-то большое, но просто не вписывается в текущий игровой год.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Возьмём к примеру жанр JRPG, крупных и громких релизов (за исключением FFVII remake) сравнительно давно уже не было. Но действительно ли в нем нет хороших игр, которые вышли хотя бы в последние лет 5? Разумеется проекты были и в достатке, начиная от пиксельной Virgo Versus The Zodiac, вечного Early Access’а Edge of Eternity и заканчивая зомби играми Dead Age 1-2. Более классические японские ролевые игры от “производителя” тоже встречались, и об одном представителе таких игровых серий слово сегодня и замолвится.

Когда пользователи жалуются, что автор запостил “бойан”, но он уже набрал достаточно рейтинга.

Не хлебом единым - Final Fantasy не монополист в жанре, хотя, пожалуй, самая громкая франшиза. Для большинства, JRPG, в первую очередь, с ней и ассоциируются. Но, не только лишь все! Еще в древние времена первой Playstation вышла игра Tales of Destiny, которая не очень-то отличалась от аналогов, кроме наличия довольно необычных 2D боёв в реальном времени. Но то был расцвет жанра. И оказывается, её наследие живо по сей день, и последняя игра серии называется, ни много ни мало - Tales of Berseria.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Tales of Berseria вышла в 2016 году на Playstation 3. Позже она появилась на PS4 и в Steam. Игра является сферической JRPG в вакууме со специфическим визуальным стилем, 50+ часами геймплея, пустоватыми локациями с монстрами и парой-тройкой сундуков, динамичными боями, секретными “боссами”, хорошим звуковым оформлением и линейной историей с минимумом побочных квестов. И в принципе, прямо тут можно было бы лизнуть верх письма, закрыть его, поставить восковую печать для надёжности, отправить в мир и забыть. Но есть кое-что, что выделяет эту игру среди аналогов по-настоящему...

Игра начинается с ролика в аниме стиле, в котором молодой парень и два маленьких ребенка убегают из охваченной огнем деревней, на которую напали демоны. Артур (Арториус) прячет детей, а сам убегает за помощью. Далее слышится крик и становится ясно, что жена молодого человека, и по совместительству старшая сестра детей, не смогла спастись…

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Спустя много лет нам показывают уже повзрослевших Велвет и Лафицета, живущих в относительно мирной деревне с Артуром, спасшим их. Велвет ухаживает за своим братом, которого охватила тяжелая болезнь. Из-за другой проблемы - мистической демоновой порчи, которая делает из человека - демона, не просто так достать лекарство. Поэтому девушке придется заняться охотой, чтобы успеть к приезду торговца. Сам же Арториус вечно где-то пропадает.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Проснувшись ночью девушка понимает, что её младший брат исчез, на деревню напали демоны, кошмар пережитый в детстве повторяется. Добежав до окраины, она видит еще более ужасающую картину. Арториус собирается принести в жертву её брата, чтобы, по его мнению, спасти мир от зла. Он толкает мальчика в бездну, но сестра успевает подхватить его и повиснуть на краю пропасти. Арториусу ничего не остается как взяться за меч и лишить юную девушку руки. Вот вам и аниме.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Девушка выживает, но попадает под влияние порчи. Теперь она - терион, демон, способный поглощать других существ с помощью своей новой демонической конечности. Выжившую, но обессиленную, её подхватывают члены ордена “Аббатство”, в котором состоял Артур, и отправляют в заключение на одинокий остров, где она проведет три долгих года, “питаясь” себе подобными. Ей удается сбежать, но движет ею лишь ненависть и отчаяние, и Велвет не остановится ни перед чем на пути к своей мести за брата и ту жизнь, что у неё украли… Но ей не придется делать всё одной, на протяжении путешествия, к ней присоединятся еще 5 человек и все как на подбор...

“Наставник и ученик гонятся за одной и той же мечтой… Я прямо прослезилась”.
“Наставник и ученик гонятся за одной и той же мечтой… Я прямо прослезилась”.

Главное и безоговорочное достоинство Берсерии - персонажи. Каждый - со своей историей, взглядом на мир и выразительным характером. Каждый - отлично вплетен в сюжет и является своего рода фундаментальной частью его развития. Вишенкой на торте возвышается то, что Велвет и её спутники являются скорее антигероями. Они не постесняются использовать любые средства в борьбе с Аббатством и желанием этой организации чуть ли не буквально построить коммунизм. Нужны ли такие “герои” этому, казалось бы, идеальному миру? И пусть повествование линейно, но качество диалогов заставляет забыть про необходимость выбора в них и влияния на историю.

“Что же, недолго нам пришлось ждать, чтобы здесь начались странности и неловкости”.
“Что же, недолго нам пришлось ждать, чтобы здесь начались странности и неловкости”.

Благодаря прекрасно выполненному переводу, игра радует искрометным и уместным юмором. Тут и шутки на тему половой принадлежности, и высмеивание стереотипов/клише, и самоирония. Даже NPC - болванчики в городах нередко предвосхищают события и имеют собственные забавные и не очень микроистории, за развитием которых можно проследить на протяжении прохождения. А откровенный внешний вид Велвет так вообще многократно упоминается в диалогах.

Выбор оригинальной, японской озвучки - настоятельно рекомендуется. Актерская игра - на высочайшем уровне.
Выбор оригинальной, японской озвучки - настоятельно рекомендуется. Актерская игра - на высочайшем уровне.

Главная героиня - отличный пример сильного протагониста женского пола. Измученная потерей брата, “трансформацией”, заключением, ею движет только желание отомстить и ценой успеха может быть и весь мир, будь он проклят. Или все же что-то человеческое в ней осталось?.. На протяжении игры сценаристы постоянно будут испытывать Велвет, во всех смыслах этого слова, и наблюдать за этим стороны до мурашек интересно.

OH, YOU ARE APPROACHING ME??? Айзен и Рокуро. Пират и Воин. “Ангел” и “Демон”. Не всегда легко понять, шутят ли они или говорят серьезно. У каждого - своя причина идти за Велвет.
OH, YOU ARE APPROACHING ME??? Айзен и Рокуро. Пират и Воин. “Ангел” и “Демон”. Не всегда легко понять, шутят ли они или говорят серьезно. У каждого - своя причина идти за Велвет.

Сюжет подается тремя способами. Первый - красивые рисованные аниме видеоролики, которых, разумеется, по пальцам пересчитать можно. Второй - заставки на движке с прекрасной работой камеры, отличными диалогами, зачастую с пафосом и показухой, присущими аниме в принципе. Через них нам рассказывают и показывают важные сюжетные повороты и события. Третий - вставки-скетчи в стиле визуальных новелл, которые используются для раскрытия характеров и мотивации Велвет и её отряда. Если вы помните и любите, к примеру, перепалки Алистера и Морриган из Dragon Age, то почувствуете себя как дома, если, конечно, у вас нет какой-то серьезной нетерпимости к аниме стилистике. Подобные скетчи отлично справляются со своей задачей и стоят дешевле, чем вставки с лицевыми анимациями в ААА проектах. Win-win!

“Ну знаешь… Когда понимаешь, что не стоит кушать поздно ночью, но ТАК хочется, и вдруг находишь какую-то еду и она на тебя ТАК смотрит…”. Кстати после превращения, Велвет перестала чувствовать вкус обычной еды. THEY KNEW!
“Ну знаешь… Когда понимаешь, что не стоит кушать поздно ночью, но ТАК хочется, и вдруг находишь какую-то еду и она на тебя ТАК смотрит…”. Кстати после превращения, Велвет перестала чувствовать вкус обычной еды. THEY KNEW!

Ролевые механики развития и улучшения максимально комплексные, хотя обучение рассказывает о них довольно подробно. Чтобы на протяжении сюжета персонаж рос не только морально, но и физически, придумана была следующая система. Пять параметров: атака и защита, атака приемами и защита от приемов, а также концентрация - шанс “дебафа”. Защитные параметры, как правило, менее важны, остальное же зависит от стиля игры. Прокачка осуществляется 2 способами.

Гифка длится 17 минут, и в конце неё покажут мультик!

Первый способ - на манер Final Fantasy IX персонаж “выучивает” пассивную способность с экипировки, однако сделано это куда скучнее, ибо ограничений никаких нет. Просто надеваете какую-то вещь и гриндите, пока персонаж её не изучит, потом следующую и так далее. Пассивные способности, полученные таким образом, останутся навсегда, в отличие от FFIX. В последней, в конечном итоге, нужно было выбирать, ибо каждая такая “пассивка” имела свою стоимость. Это придавало значимость всей механике.

Когда экипировка дает слишком хорошие параметры, чтобы от неё отказаться… Прости, Фиц! Настроить “стиль” персонажа можно в отдельном меню. Костюмы и атрибутика открываются за мини-игры, DLC и некоторые побочные квесты.
Когда экипировка дает слишком хорошие параметры, чтобы от неё отказаться… Прости, Фиц! Настроить “стиль” персонажа можно в отдельном меню. Костюмы и атрибутика открываются за мини-игры, DLC и некоторые побочные квесты.

Вторая особенность прокачки - улучшение экипировки, заточка в привычном смысле. Нашли, скажем, оружие и ресурсы, качайте до 3, 6, 9, 10, в зависимости от того насколько далеко вы прошли по сюжету. Здесь полно сомнительных решений. Один из ресурсов для прокачки добывается с помощью разбора снаряжения из похожего материала. И вроде все логично, но чтобы получить второй необходимый ресурс, нужно сначала предмет заточить на +1 или 2 и лишь потом - сломать. Максимально долго и контринтуитивно. Ну да и ладно.

Очаровательная в своей наивности Элеонор... Контраст юмора и конфликтов выполнен крайне убедительно, заставляя дальше двигаться по сюжету, чтобы узнать продолжение истории. А это встречается реже, чем хотелось бы...
Очаровательная в своей наивности Элеонор... Контраст юмора и конфликтов выполнен крайне убедительно, заставляя дальше двигаться по сюжету, чтобы узнать продолжение истории. А это встречается реже, чем хотелось бы...

Боевые механики в JRPG уже давно ушли от пошаговости в сторону слешеров, и Берсерия не стала исключением. С уровнем персонажа открываются “приёмы”, которые можно добавить в связки. Ударов больше 20-ти и каждый эффективен против определенного типа врагов и накладывает различные дебафы. Можно подстраиваться, а можно создать универсальные цепочки. Кому что нравится. Удары делятся на несколько типов - боевые, тайные, приемы малахимов и “магические”, что определяет их силу, эффективность, стоимость и условия использования.

Выбирать связки следует осторожно. Например “Мегазвуковой укол” отталкивает врагов, поэтому ставить его первым смысла немного.
Выбирать связки следует осторожно. Например “Мегазвуковой укол” отталкивает врагов, поэтому ставить его первым смысла немного.

В игре есть своя “альтернатива” привычной “стамине” - ШД, шкала души. Персонаж начинает бой с 3 “кристаллами-душами” (90 стамины), но максимально возможный уровень - 5 (больше с прокачкой и т.п). При успешном применении дебафа на врага, вы получаете кристалл и наоборот - теряете, если, скажем, оглушили вас. Чем больше стамины - тем длиннее цепочки. Также возможно “отдать” противнику одну душу, и включить “режим демона”, на манер Devil May Cry. В нём урона больше, связки сильнее и длиннее.

В бою сложно понять, что происходит, но когда комбо работают - играется весело.

Вокруг “стаминооборота” строится вся боевая система, поэтому зачастую важен не столько прямой урон, сколько характеристики отвечающие за прохождение дебафов. Кстати, управлять в бою можно любым персонажем, никто не помешает вам избивать до смерти кабанов кулаками с помощью Айзена или призывать торнадо за Маджилу. Так как в бою может быть только четверо одновременно, остальных героев можно менять прямо во время битвы. Вдобавок, членов отряда можно запрограммировать, создав установки, чтобы они действовали нужным образом и эффективно использовали свои преимущества.

У Маджилу свой подход к сексуальному воспитанию молодёжи...
У Маджилу свой подход к сексуальному воспитанию молодёжи...

Редко какая японская ролевая игра обходилась без мини-игр и Berseria исключением не стала. Их тут в достатке: игра в “ресторан” - доставьте нужное блюдо за нужный стол побыстрее, “сокрушительный удар” - избей чучело посильнее, “пятнашки” и ряд других. Мини-игры не очень-то затягивают, та же Triple Triads из Final Fantasy куда интереснее, в том числе за счет того, что карты для неё нужно было искать по всему игровому миру, а правила игры различались в каждом регионе. Тем не менее, скоротать время можно ради “скина” или нужного ресурса. Наиболее увлеченным исследованием мира и мини-играми откроются новые локации и другие секреты. Хватит ли вам смелости и терпения раскрыть все тайны мира - уже другой вопрос.

“Добро пожаловать! Осматривайтесь, но если зашли просто поглазеть, то у меня может случиться приступ ярости”. В игре есть “секретный” город котеГов. Это не настолько гениально, как коммуна “вампиров” в Fallout 3 от Тодда Говарда, но все же.
“Добро пожаловать! Осматривайтесь, но если зашли просто поглазеть, то у меня может случиться приступ ярости”. В игре есть “секретный” город котеГов. Это не настолько гениально, как коммуна “вампиров” в Fallout 3 от Тодда Говарда, но все же.

Berseria - игра долгая (50+ часов), хотя вряд ли этим кого-то удивишь. Поначалу её визуал будет вызывать грусть - разрабатывалась она для Playstation 3, а внешний вид не так уж и далеко ушел от той же Final Fantasy XII или даже FFX. Да и бэктрекинг может смутить (мир сделан на манер, опять же, FFX). Тем не менее, там где визуал и боевая система не вывозят, - вывезут звуковое оформление и диалоги, полные как драмы, так и юмора. Если сомневаетесь - поставьте сложность пониже... и всё равно получите массу удовольствия, если, конечно, хороший нарратив - это то, что вас действительно волнует в играх. Также рекомендуется использовать геймпад. Berseria проходима и на клавиатуре, но раскладка по умолчанию непривычная, а подстроить под себя можно не все функции.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

В 2019 году миру была представлена новая игра в серии - Tales of Arise. Выйти она должна была ориентировочно в 2020-ом, но... да… По словам разработчиков, Arise не планирует далеко отходить от канонов жанра - JRPG со вкусом уже привычного экшена. Летом 2020-го Bandai Namco поделилась новыми скриншотами, и выглядит игра на них очень даже современно, пусть заявленные платформы и не новейшего поколения: Playstation 4, XBOX one… И Steam. На удивление. А работать всё это чудо будет на весьма популярном Unreal Engine 4.

Зачин, как это принято, весьма специфичен. Нам поведают о двух планетах - Дана (Dahna) и Рена (Rena). Жители первой застряли в средневековье, поэтому всегда думали, что Рена - мир богов, совершенных созданий и праведности, ибо развитые технологии и магия действительно казались им ничем иным, как чудом. Вся эта история с божественностью - чушь, но она старательно подогревалась и не без причины. В течении трехсот лет Рена злоупотребляла своим “статусом” и пользовалась ресурсами Даны, в том числе и человеческими. История связывает судьбы двух героев - Альфена и Шионны, рожденных на разных планетах. Но к чему приведет этот шаткий союз двух противоположностей?

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

По скриншотам действительно видно, что Namco решили расширить бюджет на данный проект, и популяризировать франшизу, хотя чувство беспокойства все равно не покидает. Во-первых, японцы не стесняясь говорят о стремлении активно заинтересовать западных игроков, хотя, по их словам, они ни в коем случае не оставят без внимания и “родную” аудиторию. Не хочется делать заранее сомнительных прогнозов, но ведь японские игры и любят за то, что они НЕ ориентируются на западную аудиторию. Впрочем, серия Dark Souls (издателем которой был тоже Bandai Namco) служит в данном случае положительным примером, когда удалось убить двух зайцев сразу. Получится ли подобное в этот раз?

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Вторая причина для беспокойства - отсутствие конкретной даты выхода. На официальном сайте она и вовсе отсутствует, заставляя переживать неравнодушных фанатов игры. Разработчики, однако, не пропадали из “эфира”, они периодически напоминают в социальных сетях и интервью, что разработка находится в финальной стадии и студия усиленно работает над полировкой проекта. Хочется верить, что японцы действительно держат своё слово, иначе данное высказывание станет очередным клише. It just works! Наиболее вероятная причина задержек и неизвестности - Bandai Namco хочет выпустить игру в том числе на PS5 и XBOX Series X. Но это лишь предположение. Терпеливо ждём свежих новостей.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

Arise действительно весьма интригующий проект, хотя по иронии он снова получается, по сути, кросс-геном, как и Berseria. В этот раз задача поставлена весьма амбициозная: сохранить повествование через скетчи и аниме, при этом добавив качественные заставки с улучшенной лицевой анимацией и все эти ваши современные штучки, вроде технологичных шейдеров. Если разработчикам удастся рассказать историю и представить персонажей не хуже, чем это удалось Берсерии… При этом также улучшить различные механики и сделать мир интереснее для исследования… У нас потенциальный претендент на игру года 2021! Да ладно, чего уж тут... такие игры не так уж и часто получают различные номинации и премии. Ну и пусть, самая лучшая награда - навсегда остаться в сердце игрока…

Наличие драконов сразу добавляет игре +10 к финальной оценке!
Наличие драконов сразу добавляет игре +10 к финальной оценке!

Люди, называющие JRPG - “умирающим жанром”, отчасти, конечно, правы. Но лишь отчасти. Правильнее сказать, что он попросту не особо-то развивается, предлагая лишь вариации одних и тех же механик, уже заезженных за многие годы. Другие жанры, наоборот, нахватали из JRPG все самое лучше, вроде мини-игр, открытого мира, “гринда” и так далее. Однако Berseria - это пример того, когда даже основываясь на хорошо забытом старом, реально сделать качественный и интересный продукт. Tales of Berseria - одна из лучших игр в жанре, пусть в первую очередь и за счет нарратива. Будем надеяться, что новая часть, Tales of Arise, получится, как минимум, не хуже, не зря же серии бюджет расширили, в конце концов. Bandai Namco - одна из немногих студий, которая пока на хорошем счету у геймеров. А учитывая современные тенденции, лучше пусть так и остается.

Tales Of Berseria. Драма за ширмой фансервиса

_________________________________________

С вами был верный друг и читатель Occultist. От читателей для читателей!

Желаю вам удачного дня и отличного настроения!

Спасибо за поддержку!

33 показа
4.2K4.2K открытий
22 репоста
75 комментариев

Одна из моих любимых игр. Не шедевр, но черт возьми, она хороша. Как будто игру делали с душой. Жалко что подобные игры не пользуются огромной популярностью, и я прям снимаю шляпу Намке, что для столь малоизвестной франшизы сделали русскую локализацию. Скворечник с ремейком финалки просто курит в сторонке.

Ответить

Поддерживаю. Была моей первой Tales of, прошел ее запоем и остался под сильнейшим впечатлением. Затем пробовал Zestiria, но забросил. После чего запоем прошел Tales of Xillia - и снова влюбился в серию. Затем сел за Tales of Vesperia и как-то мне она пока не заходит. 
Очень. Очень. Очень жду Tales of Arise. 

Ответить

Недавно перепроходил, и сей час жду Арайс. 

Только вот, как подметил автор, она может выйти совсем другой, из-за ориентации на "широкую аудиторию". Возможно многие вещи попадут под цензуру. 

Ответить

"Как будто игру делали с душой", - да нет, просто у людей руки из нужного места растут. И хватит ныть про отсутствие перевода.

Ответить

Возьмём к примеру жанр JRPG, крупных и громких релизов (за исключением FFVII remake) сравнительно давно уже не было.

Лайк э драгон.

Ответить

И Nier Automata с Персоной. 

Ответить

Разделю мнение других. Прошел зестерию, и серия для меня как-то погасла. Может и подаются интересные темы, но все это так тонко размазано по игре, что проще забить. Геймплей скучен, но это субъективщина. Я тут Atelier Ryza обе части навернул, и эта фишка с крафтом буквально спасла мне игру и дала понять, что голые jrpg - херня.

Ответить