Man of Medan — череда упущенных возможностей

Печальная история о том, как можно испортить отличную идею.

У Supermassive Games есть ровно одна условно хорошая игра — Until Dawn. «Условно» потому, что часть механик там попросту не работала (вроде взаимоотношений между героями и тотемов, предсказывающих будущее), зато был очевидно большой бюджет и поддержка Sony. В остальном же, если не брать в расчёт аттракционы для Move и PS VR, создать которые много ума не надо, Supermassive делала скверные игры вроде Doctor Who: The Eternity Clock.

В Man of Medan тоже есть личные характеристики, система отношений и аналог тотемов. И это всё точно так же здесь не работает
В Man of Medan тоже есть личные характеристики, система отношений и аналог тотемов. И это всё точно так же здесь не работает

Та же Until Dawn должна была изначально выйти на PS3, но по каким-то причинам попала в производственный ад. Но повезло — случилось чудо, и на PS4 она расцвела. История умалчивает, как же так получилось, но следом за ней вышли Hidden Agenda и Inpatient. Первая — плохо написанное интерактивное кино для PlayLink, которое не использовало и толику возможностей платформы. Вторая — не менее плохо написанная VR-игра, в которой большую часть времени занимала бесцельная унылая ходьба.

Тем не менее, Man of Medan, дебютную игру в антологии хорроров The Dark Pictures, я ждал. В первую очередь потому, что люблю хорроры — даже такие заурядные. Во вторую — интересно было посмотреть, получится ли у Supermassive Games повторить успех Until Dawn без поддержки Sony. Тем более, что главной особенностью игры сделали совместное прохождение по сети, что уже само по себе интригует.

У игры есть рассказчик. Судя по всему, он будет «вести» и последующие игры в антологии
У игры есть рассказчик. Судя по всему, он будет «вести» и последующие игры в антологии

На дне

Стоит сразу отметить один важный факт: Man of Medan — это очень глупый молодёжный слэшер. Ни в коем случае не сатирическая гениальная «Хижина в лесу» и даже не «Треугольник», хоть завязка и похожа. Supermassive Games сделала клишированный слэшер совсем без экспериментов.

Man of Medan — череда упущенных возможностей
Man of Medan — череда упущенных возможностей

Действующих лиц пятеро. Умный парень в очках, его менее умный брат, возлюбленная брата, брат возлюбленной брата, и серьёзная девушка-капитан. В общем, банальнейший набор персонажей, который вы могли видеть в абсолютно любом молодёжном слэшере: задрот, ловелас, пара в отношениях и подозрительная девушка. Хоть как-то деконструировать эти стереотипичные образы Supermassive не собирается. Герои настолько не интересные, что я за два прохождения так и не запомнил, как кого зовут.

Ребята отправляются на лодке понырять с аквалангом, но в последствии натыкаются на старый брошенный корабль, отсылающий нас к легенде о таинственно исчезнувшем судне Ourang Medan. Там они обнаруживают кучу трупов и, разумеется, начинают потихоньку умирать. Ну или не начинают, если игроки будут осторожны.

Скримеры всегда случаются именно там, где их ожидаешь. Исполнены они настолько примитивно, насколько это в принципе возможно

Конечно, есть здесь и твист, вот только на него жирно намекают прямо в самом начале игры — вряд ли он хоть кого-то удивит, кроме главных героев. Мы с коллегой проходили игру в кооперативе и догадались, что происходит на корабле, в первые же 10 минут игры.

Одна из главенствующих тем в слэшерах — очерёдность смерти героев. Но если вы догадались о твисте, то вряд ли вам будет интересно убивать этих болванов. В первое прохождение у нас умер только парень в очках, да и то по нелепой случайности — его гибель никак не была оправдана и вряд ли это была наша ошибка.

В сцене после титров, правда, померла ещё и девушка его брата — её мы всю игру пытались убить, но тщетно. Эта смерть была обставлена настолько нелепо, насколько это вообще возможно — в самом начале игры я позволил девушке выпить пива, а не надо было. Алкоголь убивает, понятно вам?

Man of Medan — череда упущенных возможностей

И ведь в Man of Medan нет и толики самоиронии — игра относится к себе очень серьёзно.

Почти все диалоги в игре — это неловкое перебрасывание ничего не значащими фразами, которые добавили будто бы для того, чтобы игроки не находились в тишине. Также на корабле можно найти множество записок, большая часть из которых также не несёт никакого смысла. Да и зачем вообще столько текста в интерактивном фильме, тем более с акцентом на совместное прохождение? Тексты просто нет времени читать.

Фонарик, из-за бага вдруг возникший посреди книги, напугал меня сильнее любого скримера
Фонарик, из-за бага вдруг возникший посреди книги, напугал меня сильнее любого скримера

Man of Medan не ценит время игрока. Как и в Inpatient, в основном вы будете просто бродить по унылым коридорам, встречая на каждом шагу примитивные скримеры. Прохождение займёт у вас не больше пяти часов, и четыре из них ничего интересного не происходит.

Как будто этого мало, ходить в Man of Medan попросту неудобно. Камера порой статична и постоянно берёт неудачные ракурсы, как в сурвайвл-хоррорах прошлого, а герои делают не то, чего ты от них хочешь. Довершают техническое несовершенство игры баги, тормоза и разнообразные глитчи.

ИИ ходит нормально и не шарахается из угла в угол, но мы-то люди, не ИИ

Страдать веселее вместе

Впрочем, это всё было ожидаемо — Supermassive никогда не была студией, которая умеет и желает переворачивать клише с ног на голову: исключение тут, разве что, промежуточный твист в Until Dawn. Стройного сюжета тоже ждать не следовало — особенно после Hidden Agenda. Ну а унылые блуждания по локациям были в Inpatient, к этому я также был готов.

Совсем другое дело — совместный режим по сети: Man of Medan склоняет к игре в кооперативе прямо в главном меню, надписью «Не играйте одни». На выбор два режима: по сети с другом и совместная игра за одним экраном. И первый режим, конечно, интригует сильнее всего.

Вдвоём в Man of Medan всегда есть чем заняться

Играть за одним экраном можно было и в Until Dawn, просто передавая геймпад в нужный момент. А вот сетевая игра — это уже что-то новое.

В отличие от того же A Way Out, сюжет здесь часто разделяет игроков. Пока один, к примеру, ныряет под воду с аквалангом, второй ждёт на яхте и встречает странных рыбаков: оба события затем сыграют важную роль в истории.

Фишка в том, что один игрок не знает, что делает другой — персонажи затем поделятся куцей информацией о том, что с ними случилось, но на этом всё. Иными словами, сюжет просто делится на две части.

Man of Medan — череда упущенных возможностей

И это очень интересная идея для хоррора. Представьте себе, условно, интерактивное кино с параноидальным сюжетом в духе «Нечто» Карпентера. Игроки вроде бы сражаются за одно дело, но кто-то из них вполне может оказаться монстром в теле человека. Или «Пилу» представьте, где ради собственного выживания один герой может запросто подставить другого.

Но в Man of Medan ничего этого, к сожалению, нет. Во-первых, персонажи не закрепляются за игроками — сначала ты играешь одним, в следующей сцене уже другим. Во-вторых, между героями нет никакого конфликта: нет ни единого повода подозревать другого игрока в том, что он что-то скрывает или делает то, что может тебе навредить.

Вариант «Промолчать» лучше не использовать — ничего путного не выйдет
Вариант «Промолчать» лучше не использовать — ничего путного не выйдет

Та же проблема была в Hidden Agenda: с помощью PlayLink её можно было превратить в этакий кинематографичный аналог «Мафии», держа игроков в постоянном стрессе и вызывая у них паранойю. Но эту великолепную возможность попросту упустили.

Man of Medan — подобный случай. История просто «рвётся» на две части, превращаясь для каждого из игроков в бессвязный хаос.

Ситуацию усугубляет также тот факт, что совсем не ясно, как лучше играть — с аудиосвязью или без. Если с ней, то главный твист вы, как и я, поймёте ещё во вступлении. А если без, то другой игрок не сможет поделиться с вами важной сюжетной информацией по ходу пьесы.

Зато кооператив даёт почувствовать себя полным идиотом

Совместное прохождение оставило нас с коллегой в полнейшем недоумении. Что это было? Зачем? Сюжет просто порвался на две части, а учитывая, что мы всё поняли в первые минуты игры, проходить Man of Medan было просто не интересно.

Но мне сказали, что игру лучше пройти как минимум два раза, так что я запустил одиночное прохождение. В таком случае у игрока гораздо меньше вариантов действий, а выбор, который в кооперативе лежит на плечах напарника, принимает компьютер. И — о чудо! — история стала более-менее стройной и логичной. К тому же, твист не так явственно считывается, а на записки теперь есть время.

Если бы не скверная анимация, Man of Medan можно было бы назвать красивой игрой
Если бы не скверная анимация, Man of Medan можно было бы назвать красивой игрой

Выяснилось вдруг, что у Men of Medan всё в порядке с нелинейностью — тут даже есть некий аналог эффекта бабочки из Until Dawn.

Да и с режиссурой всё не так плохо, как казалось изначально: под управлением компьютерного интеллекта персонажи не ведут себя как идиоты, и за их действиями даже интересно наблюдать.

Man of Medan — череда упущенных возможностей

Конечно, лучше сюжет одиночное прохождение не делает: это всё ещё глупый клишированный слэшер, в котором не хватает хоть какого-то творчества или, на худой конец, самоиронии. Но теперь им хотя бы можно наслаждаться как фильмом с цельной историей.

Есть, правда, одно «но»: стоит выбирать те варианты, какие выбрали бы герои типичных слэшеров, которых вы наверняка за свою жизнь посмотрели в достатке. Не умничайте, принимайте самые клишированные решения — тогда история будет именно такой, как её задумали разработчики. Не пытайтесь сломать игру — вы её сломаете, и вам это не понравится.

Ну и, несмотря на просьбы разработчиков играть с другом по сети, лучше играйте в одиночестве или хотя бы вместе за одним экраном. Только следуя этим простым правилам, от Man of Medan можно получить удовольствие.

6666
54 комментария

создатели тупого слэшера, сделали ещё один тупой слэшер, хотя должны были совершить какую-то революцию, которую не обещали. Ну ок чо

45

Ну я бы не сказал, что Until Dawn прям "тупой" слэшер
Слэшер, конечно, но в который интересно и весело играть и, о боже, даже несколько раз можно перепройти, получая удовольствие
А тут...

6

Стена текста человека с обманутыми ожиданиями ,а не обзор.

22

Скучно быть Гением, щелкающим, прости Госпади, «твисты» в первые 10 мин интерактивки.

17

часть механик там попросту не работала (вроде взаимоотношений между героями

Просто ты Кристофером не пытался Эшли застрелить, и не остался потом из-за этого снаружи.

9

Кристофером не пытался Эшли застрелить

Единственный персонаж, который у меня не дожил до рассвета. А я хотел всего-лишь искреннее ответить на вопрос «либо ты, либо тебя».

1

Если вдруг кому интересно, для обладателей Бронзового статуса на сайте Буки действует скидка 25% на игру.

11