Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Как Нептун и компания с хейтерами боролись

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Neptunia Virtual Stars это семнадцатая игра в серии Hyperdimension Neptunia, вышедшая в Японии на десятилетие серии. Этот спиннофф решил отойти от игровой тематики и сфокусироваться на интернет культуре, а в частности на феномене V-tuber'ов. Спустя более чем полгода проект добрался и до западных рынков, и сегодня я бы хотел рассказать об этой игре и порассуждать а стоит ли он своих денег, или все же нет.

«Спасите наш контент»

Neptunia Virtual Stars рассказывает историю о «войне» за спасение цифровой планеты Эмоут от захватчиков с планеты Обсолит. Армия так называемых «Анти» под руководством богини Кадо и её "советника" Хиро напала что бы уничтожить контент планеты, необходимый для её выживания. В качестве последней меры богиня Эмоут по имени Фаира использовала последние силы что бы найти потенциальных спасителей своей планеты.

Здесь в игру и вступает четверка богинь из Нептунии. Фаира вырвала их из родного измерения прямо во время теста новой VR игры на местном аналоге E3. Кроме Нептун, Нуар, Блан и Верт богиня Эмоута призвала еще и несколько витуберов. Первые, кого представят игроку, это дуо MEWTRAL в лице Ми (Me) и Юу (You), но позже к ним присоединятся еще несколько девушек. А нужна вся эта компания не просто что бы надавать тумаков анти, но и воодушевить жителей Эмоут новым контентом.

На самом деле про сюжет много без спойлеров не скажешь, так как он, ну… простой. Ну да, есть один неожиданный поворот, но на него начинают намекать чуть ли не перед началом главы с ним. Хотя отдам должное, антагонистка получила какую-никакую прописанную мотивацию которую можно понять, что редкость для Нептунии.

Compile Heart как всегда решили сфокусироваться на отсылках и юморе, хотя и нашлось место для пары серьезных тем. Тут я уже захожу на территорию спойлеров, и если не хотите "испортить" впечатление от сюжета, то листайте до следующего подзаголовка (Мне вообще нужно это было пояснять? Никого же не волнует сюжет в этих играх, даже самих фанатов серии)

Основная фабула сюжета — нападение анти. «Анти» является восточным аналогом слова «хейтер», и то что они делают в игре так это портят всем остальным веселье от получаемого контента. Знаете, прямо как в реальности, когда в комменты заходят очередные "тролли" и разводят срач на пустом месте. Еще одна интересная тема проходит через несколько глав — только контент созданный с любовью будут любить и помнить. Недостаточно просто выливать на потребителей кучу видео, книг и игр каждый день что бы оставаться в инфополе, нужно любить то что ты делаешь сам, и тогда это будут любить и уважать другие. Жаль что эта идея подается уж слишком поверхностно и буквально проговаривается персонажами. С другой стороны, никто тут и не ждет заигрываний на метауровне в стиле Neon Genesis Evangelion.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Что же до юмора, то он нормальный. Есть как шутки с отсылками, так и куча привычных шуток про грудь Блан, одиночество Нуар, задротство Верт и лень Нептун, и лень сценаристов, которые идут уже десятый год. Но появились и новые, связанные с витуберами. Например в одной сцене Нептун описывает Тову Кисеки как "Девушку похожую на того робота из одного аниме". В реальности Кисеки так же сравнивали с одним мехом из серии Mobile Suit Gundam.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

«Полушутер, полуслешер, и все не очень»

Костяк геймплея Virtual Stars составляет смешение двух жанров: шутера и хак'н'слэша. Когда вы играете за богинь из Нептунии, то игра ведет себя как шутер от третьего лица. Довольно примитивный шутер от третьего лица. За каждой из четырех героинь закреплено свое оружие: у Нептун штурмовая винтовка, у Нуар что-то вроде автоматического арбалета, Блан орудует заряжаемым орудием, а Верт выдали снайперскую винтовку, стреляющей очередью. Так же каждая обладает двумя уникальными способностями. Какой-то мудреной физики стрельбы тут нет, и единственную трудность вызывает разве что регистрация попаданий, которая иногда работает странно. У богинь так же своя система жизней, которая работает как в старых аркадах - в вас попали, у вас отняли одну жизнь.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Когда вы переключаетесь на витуберов, то игра сменяется на hack'n'slash. Витуберы работают парами, где одна будет бойцом ближнего боя, а другая дальнего. У них есть довольно простые комбо и несколько способностей на каждую. Витуберы используют более привычную систему ХП, а еще они перемещаются по другому. Если богини используют скольжение, то витуберы рывки, что позволяет им преодолевать большие расстояния в воздухе. Идеальное уклонение позволяет использовать способности без траты маны на несколько секунд.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Конечно же в игре нашлось место полноценным битвам с боссами, которые в Virtual Stars назвали "MV Battles". Отличие от простого боя в том, что он больше привязан к фоновой музыке, которую написали специально для режима. Суть в том что вы как бы боритесь с противником за доминирование на сцене, и когда преимущество за вами, то вам позволяют войти усиленный режим. Уже отсюда можно запустить и более мощную комбинацию атак с особой катсценой.

Сами песни при этом поделены на сегменты, в которых баффают или вас, или вашего врага, или вашу супер атаку. Концепция интересная, но вау эффект создает лишь в первый раз, после чего все повторяется по тому же маршруту. Что же до самих боссов, то 99 процентов из них работают по старой доброй стратегии Кибердемона из первого Doom: "Стреляй в него, пока он не умрет". Лишь у финального босса есть свой небольшая дополнительная фаза, но она нужна просто что бы пустить бой по второму кругу.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

В свободное от битв время игроку дают посетить сразу два хаба. Первый это "Облако", оперативный штаб спасительниц, где игрок в роли Нептун может изучить архив и поговорить с другими персонажами. Второе место это площадь НеоТуба, где уже больше полезных функций. Здесь игрок может закупиться полезными предметами, аксессуарами для героинь и взять дополнительные квесты от фанатов и спасенных витуберов. Правда все это по началу недоступно, так как из-за вторжения магазины попросту не могут работать. Однако игрок может восстановить их с помощью заработанных в бою сфер эмоций. Вы тратите определенную сумму - магазин открывается. Вливаете в него еще больше - у него появляется больше функций и ассортимента.

По ходу сюжета вам откроется еще несколько мест, например студия БитТика. БитТик это ритм-миниигра, которая абсолютно ужастна. Она примитивна, она абсолютно не дает какого-либо челенджа, а еще тут нет ритма. Точнее он есть, просто его не привязали к музыке. Единственный плюс который я тут вижу - вы можете заставить героинь танцевать глупые танцы в глупых костюмах. А еще записанные видео используются в крафте предметов и аксессуаров. Очень странная механика для крафта вышла. И да, записанные видео будут занимать место на вашей консоли или жестком диске, учитывайте это.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Честно, я не особо доволен геймплеем. Да, по началу кажется прикольно, но это быстро перетекает в монотонный расстрел/избиение мобов. Даже исследование локаций не спасает, поскольку тут и исследовать нечего, а под конец они еще и фрустрацию начинают вызывать. Да, после победы над сюжетным боссом вам открывается новая зона для исследования в каждой из наций, но там от силы можно найти несколько ящиков с ништяками и новых витуберов в коллекцию. Говоря о витуберах...

«Собери их всех»

Помимо богинь и шести сюжетных витуберов в конфликт оказались втянуты и свыше пятидесяти других витуберов из нашего измерения. Беззащитные и разбросанные по всему Эмоуту виртуальные звезды быстро оказались в плену у армии Кадо. Поскольку витуберы это главные поставщики контента для большей части измерения, то в задачу команды спасителей так же входит спасение коллег по цеху в беде.

Игроку довольно легко понять что рядом есть звезда в беде - она появится на ближайшем экране и попросит у героинь помощи. Как только вы победите особого противника, то из него выпадет куб с витубершей внутри. Все, можете считать что вы спасли свою любимую виртуальную стримершу или стримера. Каждый спасенный витубер теперь будет поддерживать вас на местных биллбордах, восхищаться вашими успехами и даже иногда помогать в бою.

Виртуальные звезды так же работают как и снаряжение (здесь это называется Ви-кубы). Каждая героиня может снарядить до пяти витуберш сразу, которые повышают характеристики, количество жизней/HP, и в зависимости от версий даже дополнительные перки. Игрок может найти новые версии витуберш в разбросанных по локациям ящиках или выбить их из врагов. Так же Ви-кубы можно улучшать у специального торговца.

Ода Витуберам. Обзор Neptunia Virtual Stars

Вообще вся игра пропитана культурой витуберов. Они не только появляются на местных биллбордах и прямо на экране игрока в определенные моменты, но и на загрузочных экранах, где обычно представляются или просто дурачатся что бы как-то занять игрока. Так же на площади НеоТуба есть особый экран, на котором показывают различный контент виртуальных звезд, будь то вырезки с их роликов, короткометражек, иногда даже исполненные ими песни.

Если же вы вдруг захотите вкатиться в "бездну витуберов", то Neptunia Virtual Stars может стать хорошим стартом, так как тут вас познакомят с пятидесятью семью виртуальными звездами разной степени известности. В игру заглянули так и известные СНГ зрителю члены Hololive, так и менее известные даже для прошаренного западного зрителя личности, такие как Илехарт (личный витубер разработчиков Нептунии), Катя Уранова с другими членами "ReVdol!", Сакураги Мирия и "Game Club Project" (к сожалению из этой группы осталась только Мирия), и несколько других коллективов. Есть и довольно необычные контентмейкеры, вроде Понпоко и Пинатc-куна, или же Харт из Hokuto no Ken, который оказывается тоже ведет свой канал на YouTube. Еще несколько позже появятся в DLC, вместе с Товой Кисеки и Кизуной Ай как игровые персонажи.

«Что то про графику и музыку»

Я честно не знаю что особо сказать про графику. Она нормальная для аниме игры, без каких либо выдающихся черт. Работает Neptunia Virtual Stars на движке OROCHI 4, и к его работе у меня почти нет претензий, не считая странного фреймрейта. Во время геймплея игра будто работает в 30 fps, а в катсценах уже чувствуются все 60, по крайней мере на базовой Playstation 4. Возможно это и не вина движка, а самих разработчиков и плохой оптимизации, но имейте это ввиду если вдруг решитесь отдать 3500 рублей за консольную версию.

Дизайн персонажей тоже не подвел. Новые костюмы богинь выглядят мило, витуберы тоже приятны глазу, кроме тех двух последних. Во врагов закинули целую кучу новых моделей с отсылками и "приколюхами". Тут и робот собранный из Playstation 4 Pro, Xbox One и Nintendo Switch, озлобленный логотип Wikipedia, или логотип Twitter в стильных очках и с базукой. Есть и пара знакомых дизайнов врагов из прошлых игр, но на удивление их всего несколько - пара роботов и уже ставший маскотом серии Догоо. Да и говоря о реюзе, кроме пары звуков и музыки в начале его тут почти и нет, что большое достижение для серии.

А вот дизайн локаций я сильно похвалить не могу. Ну то есть он нормальный, ты узнаешь тематику, узнаешь отсылки в локациях, но проблема в том, что они выглядят как нечто из основной подсерии. После необычно-сказочной Super Neptunia RPG эти цифровые футуристичные локации кажутся какими то скучными. А может я уже просто пресытился ими, кто знает?

А вот саундтрек приятно удивил. Ну то есть тут нет ничего необычного, но музыку просто приятно слушать. Большую часть я в свой плейлист не добавлю, но спасибо за те что есть. Если же говорить об озвучке, то японская нормальная. Все сюжетные диалоги озвучены, актрисы отыгрывают хорошо. А вот про английскую я ничего сказать не могу, поскольку её тут попросту нет. От неё решили отказаться из-за ограничений бюджета локализации и лицензий на использование витуберов.

Вот и подошло время подводить итоги. Я думал что выкину деньги впустую, поддавшись своему внутреннему фанату серии, но по итогу я получил удовольствие от игры. Да, геймплей нужно дорабатывать, ритм-миниигру переделывать полностью, а техническая часть ничем не выделяется. И даже если история примитивна, она все еще забавная. Диалоги смешат, отсылки узнаются, а вайфу все такие же милые.

Конечно можно предъявить Compile Heart что они в очередной раз выпустили спиннофф вместо полноценной пятой части. Однако пока я писал этот обзор, до меня дошла одна мысль. Основная задача Hyperdimension Neptunia в том, что бы развлечь игрока своим юмором, который строится на упомянутых выше отсылках и вайфу. И серии не нужна новая "мейнлайн" игра, просто потому что спиннофф может справиться с задачей не хуже. Единственное преимущество у потенциальной пятой части это возможный JRPG геймплей, который серия развивала годами.

Но что мешает спиннофам развиваться в своем жанре? Посмотрите на Cyberdimension Neptunia: 4 Goddess Online и как она развивает геймплей своих предшественниц в лице Hyperdimension Neptunia U и MegaTagmension Blanc + Neptune VS Zombies. Дайте команде Virtual Stars время, и они так же смогут сделать игру в которую будет приятно играть. К слову, именно поэтому я уверен в грядущем кроссовере Hyperdimension Neptunia и Senran Kagura - у Tamsoft есть опыт работы с обеими сериями, и они могут выдать что то годное.

И как бы я сейчас не пытался оправдать игру, правда в том что я не могу рекомендовать Neptunia Virtual Stars для всех, особенно за полную консольную цену. Эта игра на "6/10", и в условиях переполненного играми рынка эта оценка стала считаться плохой, что конечно же ошибочно. На безрыбье, когда интересных релизов нет, то по скидке (особенно на ПК) игре можно дать шанс, и возможно она даже поможет скоротать вам время. Просто не ждите многого от Нептунии, лады?

Спасибо, что прочитали этот текст
Спасибо, что прочитали этот текст
3939
22 комментария

Комментарий недоступен

10
Ответить

У этой серии очень странные игры. Купил одну. Прошел. Купил следующую. Тоже прошел. И так несколько раз. И при этом не понимашь, а, собственно, почему ты продолжаешь покупать и играть?
Остановился на пятой части.

7
Ответить

Японские игры вообще в принципе одинаковые, особенно РПГ. Изменения за 30 лет сугубо косметические, в основном это дизайн и стиль. Во многие переиграл, есть с чем сравнить. А Compile Heart короли бюджетных проектов.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хороший, развернутый обзор. Наверняка куплю эту игру на очередной распродаже в Steam, а через несколько лет даже возможно, что в нее поиграю.

2
Ответить

Спасибо за обзор! У самого валяется где-то Hyperdimension Neptunia Re;Birth1 - так и не прошёл, но было весело, может когда-нибудь.
Нашёл опечатку
https://gyazo.com/48a0789fe6143b81fd47b4a78a0f9ad2 
Было ещё несколько на мой взгляд странно сформулированных предложений, но кто я вообще такой, я даже не знаю как пишется с запятыми "например".

1
Ответить

Ну опечатки и странно сформвлированные предложения это уже моя беда с орфографией. Спасибо что указал, утром поправлю

2
Ответить