Игры
Lev Pereulkov
1933

Как Control работает с поп-культурой, геометрией и коллективным бессознательным

Об отсылках к «Космической одиссее» и архетипах Карла Юнга — в небольшом материале

В закладки
Аудио

Control — это прежде всего сеттинг, а не геймплей. Чтобы прочувствовать игру, нужно собирать коллекционные предметы, смотреть ролики и оглядываться по сторонам. С помощью дизайна и второстепенного контента Remedy заигрывает со зрителем — так, что не покидает чувство чего-то знакомого.

Культурные отсылки к ██████

Как и в Quantum Break, история Control раскрывается через внутриигровой контент, однако теперь он самобытнее. Видеозаписи с участием исследователя Дарлинга обладают характерной подачей: странный монтаж и неуместная ирония при разговоре о чём-то запретном. Похожим образом выглядят ролики компании NPB из Maniac, но самый культовый пример — сериал Lost:

Создаётся ощущение, будто Remedy снимали по шаблону обучающих фильмов DHARMA Initiative

Геймдизайнеры вдохновлялись не только сериалами. В Portal 2 висят плакаты организации Aperture Science — такие же встречаются в Control. Сходство есть и в том, как выглядит окружение: везде — лаборатории, индустриальные помещения, минимализм.

Плакат из Portal 2: «Помните! Если ваша будущая версия предостерегает от теста, не слушайте». Плакат из Control «Это степлер или паранормальный предмет? Не берите офисные принадлежности за пределы здания»

Иссы чем-то напоминают тифонов из Prey, а зараженные плесенью — противников в The Last of Us. Control намеренно обращается к разным частям поп-культуры, берёт везде понемногу, хотя центральными элементами остаются аномальные явления и секретные организации. Нарративный дизайнер игры рекомендует к просмотру «Аннигиляцию», «Легион», «Секретные материалы» и «Твин-Пикс», но источников вдохновения явно больше.

Сама эстетика правительственного заговора началась с реального проекта «МК Ультра». В пятидесятые ЦРУ изучало сознание и наркотики. Конспирологические теории вокруг засекреченных исследований напрямую перекочевали в «Секретные материалы», а затем мутировали сильнее на интернет-форумах. Тема до сих пор пользуется спросом — взять хотя бы «Очень странные дела».

Архив «МК Ультра» — работа по SCP Foundation — документ из Control

Геометрия как альтернатива органике

Первое, что бросается в дизайне Старейшего Дома и астрального измерения, — брутализм. Архитектурный стиль, который до сих пор кажется футуристичным, подчеркивает историю о непознанных вещах. Remedy пошли дальше: они показали сущности из других измерений в виде простой геометрии.

Монументальная пирамида, прямые линии и минимум цветов — это не гуманоиды, которых зрители привыкли видеть в кино, это что-то противоположное органической жизни. И тут есть первоисточник — «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Исследователь Дарлинг даже сравнивает себя с Боуменом, летящим к монолиту, — главным персонажем фильма.

Control — «Космическая одиссея»

Захваченные Иссами участки Бюро покрываются кубами, табельное оружие напоминает конструктор. Такую простую геометрию не встретишь в дикой природе и даже в мягкой городской архитектуре. Брутализм в Control создаёт ощущение инородности на совершенно другом уровне: здесь нет жизни, здесь всё выглядит как сновидение.

Коллективное бессознательное — основа истории

Дарлинг объясняет предметы силы через коллективное бессознательное. Объект несёт в себе энергию, если изначально архетипичен, — так происходит с флоппи-диском, на котором находятся коды для запуска ядерных ракет. Этот же принцип — согласно сеттингу игры — связывает городские легенды и аномальные события.

При этом Remedy и сами выстроили нарратив по идеям Карла Юнга: сновидения с подтекстом, символы, разговоры о сознании. Захват иссами похож на коллективное помешательство, антагонисты и протагонисты отличаются на психологическом уровне — цветом, геометрией и звуками. Даже новость об «акустической атаке» на Кубе стала частью игры — просто с объяснением через паранормальное.

В каком-то смысле прообраз Дарлинга — Карл Юнг. Учёный верил в мистику и даже проводил сеансы спиритизма

Создатели взяли архетипы из сериалов, кино и городских историй, переработали и превратили в собственную историю. По этой причине игроки говорят об ассоциациях с SCP Foundation — вымышленной организацией, которая охраняет мистические предметы и существа. И там, и тут — отсылки к поп-культуре и бытовой мифологии.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Lev Pereulkov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 30, "likes": 57, "favorites": 129, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 67514, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 02 Sep 2019 21:12:58 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 67514, "author_id": 116951, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/67514\/get","add":"\/comments\/67514\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/67514"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
30 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
36

Похуй что по контролу много постов. Мне интересно читать подобные материалы

Ответить
–10

«Винни, прекрати, зачем ты это ешь?»

Ответить
12

А может кто-нибудь написать статью "Как Control работает при мочекаменной болезни, с артхаусной эротикой и бигусом с рыбой". А то меня сейчас заинтересовала эта проблема. А раз уж нынче пишут о влиянии Control на всё подряд, то пусть и эти важные темы поднимут.

Ответить
–1

Вряд ли эта статья будет проплачена, в отличие от предыдущих.

Ответить
0

У меня боли в спине, контрол от этого поможет?

Ответить
9

Как-то слишком много хейта в сторону игры. Я наоборот в удовольствие поиграл, собирал документы, читал их, смотрел и слушал записи, звонил бывшему Директору и Совету.
Зато многие, как они сами пишут на ресурсах, бросают читать внутриигровые данные на втором часу и в конце пишут, что игра скучная, сюжета и лора нет, 1/10.

Ответить
3

А почему бросают?

Записки не должны быть сюжетно-образующим элементом, а лишь приправой к нему.

Ответить
2

почему не должны быть? а как же иммерсив симы и их идеология "нет - катсценам, да - запискам".

Ответить
–2

Они бету в релиз выпустили, вот и хейтят ее.

Ответить
2

Архетипы архетипами, а пользовательский рейтинг на Mectacritic'е упал ниже 5 для PS4 и до 5.1 на компутерах. Основная претензия – игра скучная.

За Remedy тревожно.

Ответить
9

Не знаю, чего люди ожидали от игры. Мне со времен Алана Вейка играть в игры от Ремеди скучно. Для меня их игры - это сюжет, лор и сеттинг. В Вейке было просто интересно находиться в этом мире, изучать его, и его лор. И Контрол не исключение. В него так же скучно играть (мне)

Ответить
3

Сейм. Из-за хайпа на Контрол тут решил перед этим пройти Алана Вейка, которого я в свое время пропустил. И да, в нем охрененная атмосфера и сеттинг, интересные персонажи и сюжет. Но блин, какой же скучнейший в нем геймплей.
Одинаковые враги на протяжении всей игры, хреновая стрельба и однотипные миниигры аля включи генератор. И этого самого геймплея в игре реально дофига. И эта дрочильня с фонариком, которая видимо должна быть стать фишкой игры, начинает заябывать уже к 3 главе.
Ну и да, эти искусственные затягивания глав, когда ты уже почти добрался до цели, но тут что-то ломается/встает на пути и тд и тп, и тебе еще час нужно оббегать все по какому-нибудь сраному лесу. Sigh~

В итоге после прохождения Вейка у меня пропало желание играть в Контрол, лел.

Ответить
3

Все же стоит попробовать Контрол. По сравнению с Вейком здесь геймплей в разы динамичнее.

Ответить
0

Да геймплей намного навороченее чем в прошлых играх ремеди, правда я не много прошел пока, не могу ебучий якорь одолеть, хз...

Ответить
0

Чувак, ну как бы 9 лет прошло с выхода алана вейкова, и да сейчас она уже не так штырит как раньше, при выходе игры мне геймплей зашел, не прям гениально как у кодзимы(хех) но вполне на девяточку.

Ответить
5

она и есть скучная. Идея на полную не используется (за всю игру только 2 момента когда здание меняет форму, хотя говорят что это регулярное событие), перестрелки ужасные (особенно грибные турели, которые убивают за одну очередь полностью прокачанного перса), затянутая по длине игра (надо было резать раза в два, куда насыщеннее получился бы опыт)

Ответить
0

Я в конце аж бросил на пару дней, настолько заебали эти унылые перестрелки, которые не заканчиваются. Половина оружия нахер не нужно в игре, особенно заряд, это смешно.. реально смешно. Стреляешь из заряда и ракета нахер всё вокруг разносит, а у врагов даже щит не отвалился. В итоге бегал с начальным стволом, комулятивом и телекинезом, телекинез так на мой взгляд читерская штука в прокаченном виде.

Ответить
0

А какие здесь загрузки... Да рдр2 быстрее загружается, чем контроль с ссд!

Ответить
0

ну насчет загрузок плохого не скажу, у меня довольно быстро работало даже с обычного жесткого

Ответить
2

У игры схожая с WD2 проблема. Тебе дают вагон вариантов как сделать красиво\зрелищно\разнообразно, а все тупо бегают, стреляют из пистолетика и не понимают ВТФ. Конечно, это в том числе проблема геймдизайна, но пистолет тут сугубо вторичное оружие и при помощи навыков на экране происходит крутое шоу, которое хорошо разбавляет метроидвания-элементы шароебства по зданию.

Ответить
3

Именно. Я писал об этом развернутый комментарий к одной из последних статей об игре. В ответ все принялись меня убеждать, что "все, конечно же, не так". Тем не менее, большинство игроков выбирают наименьший путь сопротивления и "пиу-пиу".

Мне игра напомнила ситуацию с первым Crysis.

Ответить
0

Сложная. Вот и минусят.

Ответить
1

Может и отсылка, но скорее всего просто совпадение. Repo Man (1984)

Ответить
2

Конечно не отсылка, логично что в Старейшем доме, где любые предметы, образы, символы реального мира превращаются в аномалии, снеки в офисах максимально безликие.

Ответить
1

действительно очень интересная статья. респект автору

p.s. правда жаль что это не поможет иметь в контроле выше 40 фпс (

Ответить
0

Если что, этот коротенький материал я публиковал на сайте у приятеля [https://hydraweb.ru/control/]. Не знаю, можно ли так по правилам DTF, но что-то подобное было. Конечно, владелец того сайта не против.

Ответить
0

Фильмы "DHARMA Initiative" сами по себе являются отсылкой к сериалу "сумеречная зона".

Ответить
0

Control — это прежде всего сеттинг, а не геймплей

Сэм Лейк сказал, что он сначала гемйплей придумал, а сюжет и сеттинг - уже потом. Так что не

Ответить
0

Интересно, а существует шаблон проплаченной продающей рецензии? Типа так сяк, вышла игра с неоднозначными отзывами, есть минусы конечно, но много интересных моментов которые нам понравились. Стоит попробовать, вдруг вам зайдет :)

Просто подставляешь название нужной игры и постишь везде. Удобно же

Ответить

Комментарий удален

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]