Кибер-детектив из кибер-Варшавы: первые впечатления от Gamedec

Ролевая игра, в которой нельзя стрелять, но можно допрашивать, взламывать и применять дедукцию.

Gamedec — это изометрическая RPG в сеттинге киберпанка, в которой нужно анализировать разрозненные факты, собирать улики и допрашивать подозреваемых. Иными словами, вам придётся делать всё, чтобы раскрыть преступление. Gamedec разрабатывает независимая студия Anshar Studios. На ПК игра выйдет 16 сентября. Дата релиза версии для Switch пока неизвестна.

В Gamedec большое значение имеет ролевая система — развивая своего героя, игрок открывает доступ к новым способам решения проблем. В одних ситуациях достаточно взломать терминал для получения информации, а в других — использовать силу и угрозы. Несмотря на наличие «силового» пути решения проблем, пострелять не получится — в игре полностью отсутствуют боевые механики. Поэтому во время геймплея остаётся только исследовать окружение и общаться с персонажами.

Мы поиграли в предварительную версию Gamedec и составили первые впечатления о ней. По словам разработчиков, на прохождение демо в среднем уходит примерно час, но мы провели в игре около трёх, пробуя разные варианты прохождения. К сожалению, не всё в игре работает как надо. Рассказываем, почему.

Кибер-детектив из кибер-Варшавы: первые впечатления от Gamedec

Такой знакомый киберпанк

При описании Gamedec сложно удержаться от упоминания Cyberpunk 2077. Сами посудите: это польская RPG с вариативностью и в сеттинге киберпанка. На самом деле у игр очень мало общего, поэтому и сравнивать здесь нечего.

Вселенную Gamedec придумал польский писатель-фантаст Марцин Пшибылек. В первой половине нулевых он опубликовал серию рассказов про геймдеков — особых детективов, которые расследуют преступления в играх.

Кибер-детектив из кибер-Варшавы: первые впечатления от Gamedec

По сюжету рассказов, к концу 22 века игры стали важной частью жизни общества. Благодаря высоким технологиям, люди создали полноценную виртуальную реальность, в которую можно погрузиться с головой и даже отказаться от своего физического тела. Примерно как в «Первому игроку приготовиться», но ещё круче. В Виртуалиуме (так здесь называется виртуальная реальность), как и в Реалиуме, есть люди, нарушающие закон. Геймдеки же раскрывают преступления и ловят злоумышленников.

В остальном же Gamedec не сильно отличается от других историй в антураже киберпанка: всем заправляют корпорации, в обществе царит классовое неравенство, крупные города наполнены бесчисленным количеством небоскрёбов, а люди научились оцифровывать сознание и переносить его либо в виртуальный мир, либо в синтетическое тело.

У этого персонажа вообще нет физического тела
У этого персонажа вообще нет физического тела

К сожалению, игровое воплощение вселенной Gamedec не добавляет ей самобытности — с точки зрения арт-дизайна игра выглядит как безликий киберпанк. У Gamedec нет яркой идентичности, которая помогла бы ей выделиться на фоне десятков других киберпанк-игр. Действие происходит в Варшаве, которая по умолчанию имеет определённый колорит. Но в игре город похож на любой другой мегаполис из киберпанка.

Во время прохождения удаётся чуть больше узнать про лор Gamedec, но если вы видели «Бегущего по лезвию» или читали «Видоизменённый углерод», то игра вас вряд ли чем-то удивит. Хотя наличие мутировавших гигантских летучих мышей интригует.

Виртуальный детектив

Если стиль и антураж Gamedec не удивляют, то с геймплеем всё иначе. Ранее я упоминал, что в игре нет боевых столкновений — всё же сложно раскрыть преступление, размахивая пистолетом и стреляя во всех свидетелей. Игра предлагает действовать намного мягче: нужно общаться с героями, изучать окружение, собирать улики. Когда сведений достаточно, нужно включить дедукцию и выдвинуть гипотезу.

Здесь дедукция — это отдельная механика. Сведения и улики открывают новые версии происшествия. Но финальный выбор всегда за вами — игра не подскажет, какой вариант правильный
Здесь дедукция — это отдельная механика. Сведения и улики открывают новые версии происшествия. Но финальный выбор всегда за вами — игра не подскажет, какой вариант правильный

Например, в превью я пытался выяснить причину смерти парня по имени Эзра. Разные улики противоречили друг друга, а эксперты выдвигали собственные версии, которые не складывались воедино. В результате у каждой версии сформировались свои плюсы и минусы.

Чтобы дать верный ответ, пришлось собрать у себя в голове целую сеть из разрозненных фактов — только так получилось выяснить причину смерти персонажа.

Слева — все доступные факты об инциденте. Справа — оценка гипотезы
Слева — все доступные факты об инциденте. Справа — оценка гипотезы

Другая особенность Gamedec — это вариативность прохождения и ролевая система. Зачастую, чтобы получить улики или информацию, нужно расположить к себе конкретного персонажа. К примеру, я не мог осмотреть труп Эзры без разрешения полицейского. Но оказалось, что у этого персонажа существует конфликт с врачом, проводящим осмотр трупа. Полицейский предложил сделку — я ломаю медицинского робота, за что получаю возможность осмотреть тело Эзры.

Кибер-детектив из кибер-Варшавы: первые впечатления от Gamedec

Стоит ли идти этим путём — выбор пользователя. С другой стороны, вы можете вообще не участвовать в этом конфликте, а найти иной подход: например, попытаться помирить героев или найти альтернативный способ получить доступ к трупу. Что бы вы ни выбрали, игра никак не осудит ваше решение — только некоторые персонажи могут остаться недовольны.

В игре существует система Профессий — навыков, которые открывают доступ к дополнительным репликам и действиям, а также определяют, как герой может решать возникающие проблемы. Чтобы открыть Профессию, нужно накопить Аспекты — специальные очки, которые можно получить в ходе общения с NPC. Аспекты отражают опыт игрока и зависят от решений, которые он принимает.

К примеру, у моей героини была открыта Профессия «Хирурга», поэтому я смог самостоятельно осмотреть тело Эзры и получить нужные сведения. В Gamedec есть более 30 Профессий, каждая из которых открывает доступ к разным возможностям.

Древо профессий
Древо профессий

Связь вариативности прохождения и детективной механики

Ролевая система в Gamedec работает действительно хорошо. Игра часто предлагает не самые честные способы решения возникающих проблем. И это по-настоящему интересно — выкручиваться и пытаться искать пути прохождения, для которых не нужно идти на сделку с совестью. Если хорошенько покопаться, то такой вариант обязательно найдётся.

Во время общения с некоторыми персонажами появляются шкалы с разными эффектами. Каждая шкала — это эмоции NPC или его отношение к определённой теме. Чтобы заполнить шкалу, нужно выбирать реплики, подталкивающие к нужным эмоциям
Во время общения с некоторыми персонажами появляются шкалы с разными эффектами. Каждая шкала — это эмоции NPC или его отношение к определённой теме. Чтобы заполнить шкалу, нужно выбирать реплики, подталкивающие к нужным эмоциям

В целом ролевая система тесно переплетена с детективной механикой — часто есть несколько способов получить необходимую информацию или добиться определённых действий. Но это то, что касается исключительно сбора улик и сведений.

С механикой дедукции всё обстоит совершенно иначе — похоже, что она вообще ни с чем не связана и ни на что не влияет. И это разочаровывает.

Когда я закончил с осмотром тела Эзры, на мою героиню напал неизвестный, а после спрятался в ближайшем баре. Я отправился вслед за ним, но тот успел убежать в закрытую зону. Чтобы пройти дальше, мне потребовалось долго собирать улики, чтобы точно знать, кого я ищу. Когда я выдвинул гипотезу, меня наконец пустили в закрытую зону. И я был полностью прав — преступник оказался именно тем человеком, кого я и подозревал.

Я загрузил сохранение и указал на другого человека, который не имел никакого отношения к этим событиям. И ничего не поменялось. Я всё так же получил доступ к закрытой зоне, прошёл и встретил настоящего преступника. Я загрузился ещё раз, указал третий вариант и опять ничего не поменялось — меня всегда встречал один и тот же человек. Даже реплики не отличались.

Кибер-детектив из кибер-Варшавы: первые впечатления от Gamedec

В итоге непонятно, как механика дедукции влияет на события в игре. Сейчас создалось ощущение, что этой связи вообще нет. Вероятно, в полной версии будут иные примеры, но пока эта механика выглядит интересной, но бесполезной.

В результате у меня остались смешанные впечатления от Gamedec. Концепция мира, разделённого на Виртуалиум и Реалиум, кажется интересной, но разработчики не сделали ничего, чтобы стиль игры запоминался. Дедуктивная механика заставляет самого пользователя связывать разрозненные факты и собирать из них общую картину, чтобы найти верный ответ для загадки. Но в итоге это ни на что не влияет и обесценивает все труды.

Главный безоговорочный плюс — это ролевая система и вариативность в решении квестов. Также в игре есть крупные сюжетные развилки, но я не смог самостоятельно опробовать разные варианты из-за ограниченности демо.

Кибер-детектив из кибер-Варшавы: первые впечатления от Gamedec

Ряд недостатков связан с мелкими деталями. Например, у некоторых элементов интерфейса значение меняется в зависимости от ситуации, а на улице почти отсутствует звук дождя, хотя он непрерывно идёт.

Сложно сказать, что получится в итоге. Но уже сейчас понятно, что игра понравится фанатам классического киберпанка, которые соскучились по полноценному отыгрышу роли.

55 показов
9K9K открытий
108 комментариев

При описании Gamedec сложно удержаться от упоминания Cyberpunk 2077. Сами посудите: это польская RPG с вариативностью и в сеттинге киберпанка. На самом деле у игр очень мало общего, поэтому и сравнивать здесь нечего.Мощный абзац

Ответить

когда нечего написать, то я примерно так и пишу)

Ответить

конечно сравнивать нечего, вариативности то нету 

Ответить

Ролевая игра, в которой нельзя стрелять, но можно допрашивать, взламывать и применять дедукцию.Disco Elysium, ты?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну типо

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить