{"id":762,"title":"\u041d\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f \u0438\u0437 \u0446\u0438\u043a\u043b\u0430 \u043e \u0442\u043e\u043c, \u043a\u0430\u043a \u0434\u0435\u043b\u0430\u044e\u0442 \u0440\u0435\u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=762&url=https:\/\/dtf.ru\/gamedev\/714893-remaster-dlya-mmo-parallelnaya-razrabotka-dvuh-proektov-pri-odnom-obshchem-produkte&hash=abe0464cc76077dc0b6c9fe1ce30cf60a8b2a0529960ba951239c9bb62cd5597","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Єгор Неживий

Жанр MOBA, или утраченная история. Часть 1: Введение и нулевая эра (1989-1998)

Я планировал написать данную ретроспективу уже несколько лет. Изучал полузакрытые сайты, играл в мёртвые и забытые проекты (если это было возможно). Причиной такой мечты стало то, что в мейнстриме видение эволюции MOBA является скорее никудышным сокращением того, что в действительности произошло.

DotA Allstars

Не думаю, что вам нужно объяснять, что такое Дота. У неё 17-летняя история, а также бесчисленно много конкурентов. Немало людей пыталось описать эту историю — и им, всё же отмечу, это в целом удавалось. Откопать по данной игре достоверные исторические материалы, включая настоящие старые версии карт, вполне несложно.

Однако были авторы, которые замахивались на историю ВСЕГО жанра, и… Мягко говоря, упускали немало деталей. Типично, жанровую «историческую цепочку» представляют примерно так: Aeon of Strife > DotA > Demigod > LoL > HoN > Dota 2 > «и так далее»… И это ещё не самый плохой вариант. А сколько всего с этим не так…

Например то, что между релизами Доты и Demigod прошло более пяти лет. Неужели вы и правда думаете, что у Доты уже тогда не появилось множество собратьев по жанру и лобовых клонов? Появилось. И собратья эти стояли в близзардовском зале славы буквально по соседству с самой Дотой, а некоторые из клонов развиваются по сей день — все эти карты, так или иначе, оказали влияние на развитие жанра. До Доты, к слову, тоже была пара значимых карт! А это лишь самая очевидная вещь, которую люди забывают осветить. Дорога развития MOBA — это интереснейшее приключение, со своими взлётами и падениями, от полной безызвестности за пределами Доты до всемирной популярности, и потом снова до нишевости, кроме разве что мобилок и счастливчиков, которым удалось выжить в яростной конкуренции.

Влиятельные карты в жанре Aeon of Strife (MOBA), которые вышли в период между 2002 и 2008 годом. Из них все, кроме Rival Nations, есть в зале славы Blizzard.

Но прежде чем это приключение начать, нужно задаться вопросом: что вообще такое MOBA? Какие игры стоит иметь и не иметь в виду, когда мы говорим про данный жанр? Подходит ли это название описываемому жанру и какие существуют альтернативы?

Давайте задумаемся. Что игроки в первую очередь представляют, когда говорят о MOBA? Может, героев с кучей способностей, которые бьются на арене? Что ж, для многих, это будет справедливое описание жанра. Но я бы хотел поспорить с данным стереотипом. Во-первых, некоторые значимые представители MOBA не совсем подходят под такое описание, особенно под часть про «кучу способностей» (Aeon of Strife, AirMech). Во-вторых, многие другие жанры имеют такую же характерную черту. Я даже не буду говорить про героические шутеры — их как раз некоторые причисляют к MOBA; возьмите файтинги. Вы играете за героев, с кучей способностей, которые дерутся на арене. Не думаю, что среди читателей есть те, кто после этого откровения начнут причислять файтинги к МОБАм.

Как-то так.

Конечно, восприятие — штука субьективная, однако когда я думаю про жанр, то первое, что всплывает в голове – структура карты, и, по совместительству, ядра геймплея. Вне зависимости от ландшафта, на карте есть башни, которые нужно пропушить, добраться до вражеской базы и разрушить главную постройку. Это — ключевая особенность жанра, которая не встречается где-то ещё. Держите это в уме.

Типичная карта игры в жанре MOBA

Интересный факт: игроки, вплоть до релиза League of Legends, не называли данный жанр «MOBA». Ему давали простой термин AOS — на честь карты, которую считали родоначальником жанра. Позднее уже встречался термин DotA-like, созданный по такому же принципу. Такие названия безошибочно описывают жанр, ведь создают в голове образ известной игры со всеми её атрибутами (по принципу Souls-like).

Однако тут же и кроется проблема — название привязано к игре, главным образом — к Доте. И Riot Games это не нравилось: они не хотели ассоциировать себя с какой-то там неотполированной картой для Варкрафта. Посему и был придуман самый популярный сейчас термин — Multiplayer Online Battle Arena. И сколько же всего с этим названием не так…

Какую именно особенность жанра оно отражает? Почему под него подходит большинство онлайн PvP игр? Такая терминология привела лишь к тому, что игроки называли МОБАми что попало: и геройские шутеры вроде Овервотча, и арена браулеры вроде Баттлрайта, и, собственно, Доту. Вот как, поиграв в три эти игры, можно сказать, что они принадлежат к одному жанру? Разный игровой цикл, разная структура карт, разные задачи.

Хотя игроков винить за выбор этого термина не стоит — альтернатив было немного. Например, «ARTS» — Action Real Time Strategy — вот тут чуть больше логики, ведь данный жанр отпочковался именно от RTS. Умелые корейцы, создавшие Chaos Online, смогли взять старый термин «AOS» и превратить его в аналогичную аббревиатуру — Action Oriented Strategy. Оба варианта неплохи, но имеют общую проблему — они указывают на особенность, которая уже была заложена в RTS по сравнению, например, с TBS (имеется в виду экшн).

Один из вариантов названия для жанра.

А теперь, помните, что я говорил про ключевую особенность жанра? Структура, линии, пуш? Так вот, в 2013м году картодел под ником Softmints, известный в сообществе Варкрафта по таким работам в жанре AOS как DotA Outland и Rise of Winterchill (по которой сейчас разрабатывают самостоятельную игру под названием Causeway), создал сайт, носящий название lanepushinggames.com. Данный проект, во многом, и послужил вдохновением на мою ретроспективу — ведь ему удалось не только сохранить информацию про множество закрытых игр и забытых карт, но и предоставить термин, точно описывающий данный жанр. Его я сокращу до аббревиатуры — LPG.

Слева - Softmints, справа - DarnYak (создатель EotA: Twilight и один из разработчиков Causeway).

Это название отсекает героические арены, шутеры и всё остальное, что не имеет линий, которые нужно пушить. Оно также не выставляет никаких арбитрарных ограничений, вроде обязательного онлайна или даже мультиплеера.

Теперь, когда оптимальное название для жанра было избрано, я… Уж точно не буду им полностью заменять старый термин. Слово «MOBA» крайне узнаваемо, да и достаточно просто использовать оба варианта как синонимы, чтобы и новые читатели cмогли понять, что такое LPG, и само слово (я надеюсь) вошло в обиход. Однако нужно понимать: от терминологии действительно зависит восприятие многих игр, и совсем скоро вы поймёте почему.

Касательно сайта, упомянутого выше — он действительно хорош, и я рекомендую его тем, кто хочет узнать больше про дизайн подобных игр. Однако полностью опираться на информацию из него данная ретроспектива не будет, особенно в плане дат (с ними там конкретная путаница). Тем более, что даже Softmints’у и и его сообществу ещё не удалось осветить все важные проекты, выпущенные в этом жанре.

Тем не менее, мы, наконец, доходим до игр. Однако начнётся наше путешествие не с Aeon of Strife — до него также были проекты, которые хоть и являются представителями других жанров, всё же имеют элементы, свойственные MOBA. Это можно назвать нулевой эрой жанра, а сами такие игры — «Прото-LPG». Всёго их две, и первая была выпущена ещё в 1989м году на Sega Mega Drive.

Олды на месте?

Если вы не просто знакомы с жанром RTS, а являетесь его ярым фанатом, вы, скорее всего, знаете про Herzog Zwei. Её, хоть она и не является первым представителем жанра вообще, считают первой современной RTS. Именно она стала вдохновением для Dune II, от которой потом пошли Warcraft: Orcs & Humans, Starcraft, Command & Conquer — по сути, все классические стратегии в реальном времени, внутри одной из которых позже зародится Aeon of Strife. Однако игроки, знакомые с современными проектами, странным образом признали в Herzog Zwei и черты MOBA — но как такое возможно?

Что ж, давайте рассмотрим геймплей. В Herzog Zwei игрока садят за штурвал меха, который умеет переключаться между наземной и воздушной формами. Для передвижения по воздуху ему требуется топливо, которое можно пополнить на базах. Вы можете сооружать юнитов и задавать им стратегию, которой ИИ будет следовать, после того как вы подберёте их на базе и высадите. По карте расставлены аутпосты, которые можно захватить и использовать как дополнительную базу, а также получать с них голду. Задача — разрушить основную вражескую базу. Битвы 1 на 1, и можно играть как против бота, так и по сплит-скрину.

Думаю, шести часов игрового процесса вам хватит.

Возможно, кому-то это описание показалось знакомым — вы, вроде, уже играли во что-то такое, только явно не 1989-го года выпуска, и это явно была LPG, с линиями и пушингом. Я вам подскажу — эта игра называется AirMech, и это духовный наследник Herzog Zwei.

Геймплей AirMech Strike.

Но значит ли это, что и сам Herzog Zwei можно назвать LPG? Скорее нет — структура карт слишком случайная, и в расположении аутпостов невозможно усмотреть те самые «линии». Да и пуш в игре отсутствует — игрок скорее рашит врага. То есть, верно, это RTS, хоть и немного непривычная.

Так почему же вообще появилась такая теория про Herzog Zwei? Всё из-за термина MOBA: данная игра — идеальная баттл арена. В ней игрок управляет одним юнитом, со своей способностью к трансформации, и сражается на арене. А не признают её как представителя жанра лишь потому, что в ней… Нет онлайна. Опять же, арбитрарное ограничение.

Однако, если всё же попытаться выделить особенности Herzog Zwei, свойственные LPG, но не свойственные RTS — это, пожалуй, отсутствие строительства и крипы под управлением ИИ (хоть мы их и сами создаём, поверьте — такая механика в LPG встречается чаще, чем вам может показаться).

Переходим дальше — гораздо дальше. В тот же год, что и оригинальный Starcraft (1998), выходит другая игра. Хоть её издателем выступила ЕА, она не обрела большой популярности. Её имя — Future Cop: LAPD.

Вообще, это — мех-шутер от третьего лица, но я буду рассматривать именно стратегический режим «Precinct Assault». В него также предстоит играть 1 на 1 либо против ИИ, либо против другого игрока по сплит-скрину; однако, в ПК-версии был онлайн – впервые в жанре, если, конечно, игра подпадёт под критерии LPG.

Перед игрой, нам дают выбрать на меха три оружия. И хотя баланс сломан — ярко видны пушки, которые сильнее и слабее — чувствуется, что разработчики старались дать каждому свою уникальную роль и применение. Это можно назвать прототипом MOBA-подобных способностей.

Мы начинаем матч, и первым делом нужно мануально заспавнить крипов: наземных, которые сами ищут маршрут к вражеской базе, и воздушных, которые охраняют вашу базу. База также обставлена башнями, а за ней есть нейтральные вышки — их могут захватывать игроки одним нажатием. Уничтожение вражеских юнитов и построек даёт очки, и, поднакопив достаточно, можно либо создать новых крипов, либо захватить аутпост (дополнительную базу), либо заспавнить одного из мега-крипов (наземный будет жестоко пушить, воздушный – до последнего защищаться). Победа присуждается тому игроку, чей крип первый вторгнется на главную базу противника.

Геймплей на всех картах.

Не смотря на все шероховатости, я был ошеломлён тем, на сколько эта игра динамична, удобна в управлении, и во многом опередила своё время – как в сфере TPS, так и в сфере RTS. Она оставила то же ощущение, что и многие карты для Warcraft 3, и я хотел бы увидеть её духовного наследника. Но является ли она LPG?

Поначалу, я не был в этом уверен – в игре отсутствует привычная структура линий. Однако тут следует вернуться к Softmints’у, который в одной из своих статей предлагает концепт «псевдо-линий» – он неплохо подходит под описание тех путей, которые прокладывают наземные крипы и, по совместительству, мы. Так что да, Future Cop: LAPD, а точнее режим Precinct Assault, является LPG.

Другой вопрос – можно ли назвать эту игру «первой в жанре»? Формально, конечно, это так, но суть в том, что никто среди сообществ разработчиков карт ни для StarCraft, ни для Warcraft III не знали про существование данной игры – она попросту не имеет влияния на жанр! Тем не менее, многие называли своим вдохновением Aeon of Strife, и именно про неё будет следующая часть.

Логотип не официальный, если что.

AoS – это карта воистину достойная детальнейшего рассмотрения, и суть тут даже не в том, что она породила множество важных для LPG механик. Не смотря на доступность некоторых оригинальных версий AoS, люди не только мало что достоверного про неё знают, но и верят во множество заблуждений насчёт данной карты! Начиная с того, что её авторство приписывают несуществующему мапмейкеру, заканчивая тем, что в видео формата «эволюция MOBA» мелькают кадры из карт, которые не являются AoS вообще! Я исследовал эту тему вдоль и поперёк, и она вряд ли уместится в одном посте, но поверьте – оно того будет стоить, ведь AoS – первый ключ к разгадке истории MOBA, и того, как она стала утраченной.

{ "author_name": "Єгор Неживий", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 76, "likes": 114, "favorites": 138, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 690848, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 02 Apr 2021 16:02:07 +0300", "is_special": false }
0
76 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–6

Мобы убили ртс. Долой их

Ответить
29

ртс убил сам себя

Ответить
0

Ноуууууууууу

Ответить
2

Если в описании вашего жанра мелькают термины вроде "200 APM", то с ним явно что-то не так, или очень скоро станет не так.
Файтинги - на очереди.

Ответить
3

игры не для казуалов и дедов от 60+ уже не игры?

Ответить
0

игры, которые доживают свое и скоро вымрут

Ответить
0

как ты в компетитив игры играешь тогда, боюсь подумать

Ответить
2

Никак. Мне не интересно.
Я буквально ничего не чувствую ни от победы, ни от проигрыша.

Ответить
1

Удивительно, а как ты тогда делаешь выводы, если не играешь в них? Прикол компетитив игр именно в том, чтобы запотеть. Вот эта вечная повышающаяся сложность становиться как наркотик. Тебе хочется чтобы было все сложнее и сложнее. 

Ответить
0

Прикол компетитив игр в том что без притока свежих игроков они быстро превращаются в днище. И приток свежих игроков заканчивается сразу же, как только начинается мета-хуета, фрейм-дата, и вся остальная прочая херота. Короче, когда количество необходимых гайдов переваливает за пять часов чтения.

После этого игра мрёт, и ее место занимает кто-то попроще.

Я очень любил Q3A когда она только релизнулась, и в нее играл всякий сброд. Но со временем она стала просто ну... скучной.

Ответить
1

То-то я смотрю некоторые тайтлы уже 10 лет умирают. Типа лола. Да и новых игроков, как это не странно, там хватает. 
Ну а так, в этом и прикол. Тебе надо порвать жопу, чтобы выиграть. Чем выше уровень игры, тем идеальнее надо сыграть. Эта сложность многих в компетитева и заманивает. Просто те минусы, которые ты описываешь, являются плюсами, как минимум, для хардкорных игроков в куберкотлетные тайтлы. 

Ответить
1

Да, да, я тоже считал когда-то кваку вечной. Сдохла.

Ответить
0

В какой-то мере он прав(далеко не везде). Времена поменялись. Многие 1v1 соревновательные игры чувствуют себя, мягко говоря, не очень. Все заменилось командными соревнованиями. Ладно файтинги и иже с ними(вроде for honor'а и mordhau), они перешли в свою нишу со своими небольшими сообществами и так и живут. Но многие игры/жанры из-за огромной пропасти навыков между новыми и старыми игроками, отсутствием инноваций и новых релизов и нежелания адаптироваться просто вымерли. Так было c hl2d, квакой, другими арена-шутерами, rts'ами, etc. Самое главное, это сообщество. Когда кор-сообщество начинает редеть - игры умирают.

Ответить
0

Наверное время тратит.  Матч 3 идеальны для него

Ответить
1

Genius смеется над вашими 200 апм. 30 апм хватит всем :)

Ответить
0

Кек, жанр, который не только появился раньше ртс, но еще и пережил их, скоро умрет?

Ответить
1

Ну такое. РТС не прожили бы долго оверпопулярным жанром.
Рано или поздно их убило бы что-нибудь.

Ответить
4

моба это по сути удачная выжимка из ртс (во всяком случае варкрафтоподобных).

Убраны самые раздражающие новичков элементы вроде макро, строительства и необходимости контролить 100 разных юнитов, и закреплён режим 5на5 (потому что два юнита, даже очень крутых, бегающих по карте это очень мало и скучно и к тому же нереально забалансить) 

Ответить
–5

Убратно все что дает глубину, и оставляет низкий уровень вхождения на неделю. 
Из hard to start   - lern to mater в мобах остается только "easy to start. "

Ответить
6

я не могу согласиться с утверждением, что в мобах нет глубины. Другое дело что за эту самую "глубину" там отвечают абсолютно другие элементы, часть из которых вообще относится к социальным навыкам и риск-менеджменту.

Ответить
0

Там не глубина, там сетевое взаиможействие между сотнями персонажей 

Ответить
0

На фоне глобальных стратегий сложно назвать RTS глубоким жанром.

Ответить
0

Я смотрю вы ценитель жанра. 
Увы но нет. Глобальные стратегии тоже умирают , их убивают точно такие же пошаговые коллекционные карточные игры - типа хартстоуна. В них и матч длится 20 минут и игроков казуальных полно. 
Присмотритесь. Мы не по разные стороны барикад, а по одну. 

Ответить
–1

Из hard to start - lern to mater в мобах остается только "easy to start. "

Ну все относительно. По сравнению с какими нибудь шутанами и моба будет hard to start. Это доказвается тем, что бы начать по настоящему хорошо играть в мобу, надо как минимум пару тысяч часов наиграть. 
Я тут после твоих слов задумался. А есть ли вообще жанр по сложнее чем стратегии (и ртс и тбс)?

Ответить
0

Dwarf fortress

Ответить
–1

И где хоть одна моба с нормальной сингловой компанией?

Ответить
2

а я что-то говорил про сингловые кампании ? 
btw в самих старкрафтах-варкрафтах кампании на половину состоят из моба-подобных миссий ;)

Ответить
0

Ты сказал, что это удачная выжимка из RTS.
В RTS мне нравилось строить базу, апгрейдить здания, а потом выжигать территорию врага абсурдно огромной армией.
А еще мне нравилось делать это в сингловой кампании, чтобы даже такие тупые тактики, как сидеть за забором и отстраиваться, все равно работали.

И если ничего из этого не попало в удачную выжимку из RTS - удачная ли она?

В старкрафте есть моба-подобные миссии? о_О

unrelated:
Единственная игра, в которой я бы наоборот очень хотел чтобы были элементы MOBA - это Brutal Legend. Потому что играть в нее как в стратегию - абсолютно невыносимо.

Ответить
3

как показывает реальность, таких как ты куда меньше чем тех, кому нравится бегать по карте одним красивым юнитом вместо сотни маленьких. Рыночек порешал (с) для бизнеса - да, удачная выжимка.

Под моба-подобными миссиями я понимаю миссии где ты по сути управляешь одним-небольшой группой юнитов и полностью лишён возможности строительства/апгрейдов/развития базы :)

Ты не подумай, мне тоже очень нравится строить базы, армии всё такое. Играть и в оборону, и в атаку. 

Но вот дрочить апм/дебюты/тайминги и прочее, необходимое для игры даже на среднем уровне в условный старкрафт мне совсем не нравится. И вообще мало кому нравится, судя по онлайну. 

Ответить
3

А, кишки. Были такие миссии, еще со времен первого варкрафта, да.

Бисквит по поводу смерти стратегий сказал так когда-то давно: Мы все играли [в RTS] дерьмово. Просто мы не знали об этом.

Но потом пришел киберспорт, и пришел ютуб. И оказалось, что хорошо играть в стратегии, на самом деле, очень даже сложно. И вот тогда популярность RTS как раз и пошла на спад.

Ответить
0

🎮 Army Men RTS
Дата релиза: 27.03.2002
Рейтинг Metacritic: 67

Разработчик: Pandemic Studios
Издатель: 2K Games

🛒 GOGSteam

Ответить
0

Кто такой бисквит, и за что его взбили?

Ответить
0

TotalBiscuit, он же Джон Бейн.
Был такой амбассадор ПК гейминга.
Делал очень дотошные видео про разные игры, и на разные темы. Потом умер.

Ответить
0

Не надо так. Играйте в хорошие игры и не умирайте. 
Все вспомнил его озвучку в ск2 добавляли посмертно.

Ответить
0

btw в самих старкрафтах-варкрафтах кампании на половину состоят из моба-подобных миссий ;)

могу вспомнить только освобождение Иллидана в WC3 TFT и миссию за Габриэля Тоша в SC2 WoL 

Ответить
0

Никогда такого не было. Зато мультики и комиксы клепают 

Ответить
0

Дык дота у тебя под носом

Ответить
0

Иронично что дитя ртс убило родителя))

Ответить
0

Вырожденный жанр один юнит одна механика на игру. . Как карточные игры убивают пошаговые игры.

Ответить
0

Мобы убили ртс. Долой их

Это глобальные стратегии убили, так как жанр RTS почти не развивался.

Ответить
0

Лол кек. 

Ответить
6

Хорошая статья. Только в заголовке написано, что она про историю жанра MOBA. А половина текста посвящена размышлениям, о том что этот жанр правильнее называть LPG. Это мало относится к истории жанра. Лучше две отдельные статьи создать, чем пытаться уместить в одном тексте две темы.

Ответить
0

Согласен, это определённо проблемка, и посему введение растянуто. С вариантом про отдельную статью, к сожалению, тоже будет проблема - её не прочитают все те, кто читает историю жанра. Будет путаница.

Ответить
1

Можно решить проблему так:
1. Написать статью про то, что жанр MOBA правильнее называть LPG.
2. Написать статью про историю жанра. Где в первых абзацах указать, что жанр лучше называть LPG. И что у тебя есть целая статья на эту тему, добавив ссылку.

Кто-то не увидит посыл про LPG, потому что статью не откроют. Ведь про историю MOBA выходило много всего и читателю "всё понятно" из заголовка. 

Разделение на статьи позволит подробнее раскрыть обе темы. А еще это больше контента для читателей. 

Ответить
1

Хм, а действительно...
Ну что ж, как вышло уже, так вышло.
Спасибо за критику.

Ответить
0

Всегда пожалуйста.

Ответить
3

За нырок в такой ныне поскудный омут респект)
Из последнего смог играть только в Хотс из-за фансервиса и низкого порога вхождения.
Раньше играл в доту и до сих пор смотрю интернешнлы, все лучше прости Господи футбола)

Ответить
5

Что угодно лучше футбола, мб я слишком НЕДОРАЗВИТЫЙ, но я просто не знаю, что в нём может быть интересного. :D

Ответить
0

Ну я вот тоже не понимаю футбола, но мои сотрудники на рабочей плойке только его и фигачат) при том, что там тот же ведьмак 3 стоит) 

Ответить
–1

Для этого нужно наоборот деграднутым нужно быть. 

Ответить
2

Приплести старые стратежки, к жанру который появится годы и годы спустя- это сильно. И бесполезно. Давно так бесполезно не тратил свое время на чтение статей

Ответить
2

Их приплёл не я - я рассмотрел общепопулярные теории о тех играх, которые могут считаться МОБАми до появления Aeon of Strife. С одной, к слову, не согласился. Обоснования того, почему жанр не мог (случайно) зародиться раньше, я у вас не увидел.

Я же могу привести примеры обратного в другом жанре: Borderlands не был первым лутер-шутером; его опередил Hellgate: London - но как же, разработчики ведь называли её ARPG, как это она может иметь признаки жанра, который отпочкуется от диаблоидов позже?

Ответить
2

"Future Cop: LAPD"

Кстати,в девичестве эта игра называлась Future Strike.Одна из первых игр студии Visceral(насколько я это помню).

Ответить
2

Ее собирались привязать к серии страйк (джангл, дезерт, нуклеар)?

Ответить
1

Да.Она должна была быть последней частью в серии.Даже Википедия подтверждает:https://ru.wikipedia.org/wiki/Strike_(серия_игр)

Ответить
2

Эх, а жаль. Надо будет Пиксель Дэвилу написать чтобы он в эту игру сыграл, он как раз делал видосы про эту серию.

Ответить

Церковный торшер

2

Можно копнуть ещё глубже: Nether Earth (1987) представляет собой lane, который нужно пропушить юнитами, полагаясь на AI или управляя одним из них вручную, захватывая заводы по производству деталей.

Ответить
1

Слышал раннее об этой игре, но в контексте жанра RTS (потому что всё оно, по факту, до Aeon of Strife - RTS), и как-то не особо вникнул, ведь теорий а-ля Herzog Zwei насчёт неё не было. Спасибо, стоит поиграть.

Ответить
1

LPG

Термин такой же сомнительный, потому что под него подходят игры типа Clash Royal

Ответить
2

О, а это даже интересное замечание. Могу на него ответить, что при попытке определить чёткий жанр Клеш Рояля, у нас ничего не выйдет - это людейшая смесь ККИ, РТС, тавер дефенса... И, собственно, МОБЫ. Так что ничего страшного в этом я не вижу, да и плюс - остальные названия всё равно менее точны насчёт того, что я пытаюсь описать.

Ответить
0

Чем-то статья мне напомнила статью про то, что Врата Балдура были вовсе и не крутыми и не инновационными. Там тоже приводили в пример кучу других, известных лишь в узких кругах, игр, которые содержали в себе инновационные элементы БГ. Мне кажется, это просто статья написанная под некий выбранный тезис, без какой-то реальной значимости к самому тезису. На мой взгляд, история МОБА проста: Варкрафт 3 - Три коридора - Дефенс оф зе эншентс

Ответить
2

Ну нет, какое то время подобные карты с коридорами и автокрипами даже называли АоСами. Так что минимум со Старика начало.

Ответить
–1

Тут самое главное в том, что АоС так не выстрелил, как Дота, а значит причина не в коридорности и автокрипах. На мой взгляд, причина в упрощении РТС механик 3 варика. Это была очень популярная игра и её геймплей сильно напоминает МОБА, но там была экономика, несколько героев и мелких миньонов ты делал сам и сам ими управлял. МОБА упростила многие эти элементы, сделав упор на управлении одним героем и тем самым подарила самую интересную часть геймплея ВК3 большему количеству людей, создав абсолютно новый жанр (и параллельно убив жанр РТС :-))

Ответить
4

РТС умер сам по себе, Дота с Лолом тут не при чем. 

Ответить
0

200 миллионов инвестиций в киберспорт доты тут с тобой не согласятся. В то время как в ск2 инвестиции составили 2-3 миллиона. 
В 2012-14м в видеохостингах ск2 даже обходил доту 2 по просмотрам, но бобии Коттик отказался от финансирования ртс. Дескать в ввиде его личной премиии  будет лучше смотрется 

Ответить
1

Гейб с Трындамиром лично что ли у Котика деньги отбирали? У Близзов так же и Дота бы загнулась.

Ответить
0

Потому что не вкладывали в рекламму. В 2013м у ск2 было больше просмотров чем у доты 2. Хотя вальв и близов были одинаковые траты на киберспорт и его популяризацию около 3млн $ . 
В 2020м близы тратят все те же 3млн $, а вальв заливает все 200млн$

Ответить
0

Вальв и Риоты запрещали Близзам деньги вкладывать?
Я не понимаю, как мобы убили ртс, если ртс умерли из-за хозяев ртс.

Ответить
1

Моя задача всё же не в том, чтобы показать что какие-то игры были "не такими крутыми и инновационными". Скорее я хочу сохранить более полную историю жанра, и если я и буду говорить про чьё-то превосходство, то в контексте цитат и тогдашних мнений.

Ответить
1

Наконец образовательный контент

Ответить
1

Респект последователю LPG как концепции. Однако я при рассказах всегда начинал с АоС т.к. предыдущие мои додумки обьяснять было долговато да и вцелом даже саму идею пуша линий как жанра людям обьяснять было ...трудновато.

Ответить
1

Интересно. Подпишусь, жду следующую часть

Ответить
1

Блин как же долго я пытался вспомнить название и найти Future Cops: LAPD, чумовая игрушка в свое время была. Спасибо большое автору за статью

Ответить
1

никто среди сообществ разработчиков карт ни для StarCraft, ни для Warcraft III не знали про существование данной игры

лул, а я играл в нее в детстве, у меня не было компа, приходилось играть у родственника, двольно интересно было на то время (речь про Future Cop: LAPD)

Ответить
1

Спасибо большое за контент! Продолжай плз

Ответить
–1

Лайк!

Ответить

Комментарии

null