Eliza: массовая психотерапия или массовое помешательство?

Здесь уже писали о новой (первой) визуальной новелле Zachtronics. Игра произвела на меня такое впечатление, что хочу написать отдельный пост

С точки зрения дизайна Eliza проста, даже для интерактивного кино. Игроку предоставляется мало выбора, а основные впечатления передаются не визуальными эффектами, а… словами. Но как же это работает! Погружение здесь глубже, чем в самую увлекательную книгу. В первую очередь благодаря темам, которые поднимает новелла.

Мы играем за Эвелин, тихую девушку, на три года пропавшую из виду своих старых друзей. Она начинает работать “прокси” Eliza — ИИ, который приносит психотерапию в массы. Прокси, по сути, просто ширма, дающая ощущение человечности: работник читает текст с экрана, говорит же с клиентом исключительно программа. По ходу сюжета раскрывается, что Эвелин уже имела дело с Eliza в прошлом, а сейчас может по-новому взглянуть на программу и людей, которую ее окружали. Вскоре девушке предстоит решить, какой будет ее новая жизнь. И это непростой выбор.

Сервера Eliza во всей красе
Сервера Eliza во всей красе

По ходу прохождения видишь много страданий, как простых жителей Сиэттла, так и тех, кто достиг самых вершин жизни. Всех героев по-своему чувствуешь: кого-то пытаешься сторониться, как холодного Рэйнера, а с кем-то с удовольствием переписываешься, как с любопытным Эрлендом. Нет ни одного однозначно положительного или отрицательного героя, все они разноплановые. Отдельно отмечу прекрасную озвучку каждого персонажа (хочется сказать, что даже второстепенных, но скорее они тут все на одном уровне).

​Рэйнер, один из двух техновизионеров игры
​Рэйнер, один из двух техновизионеров игры

Для меня новелла оказалась самым важным высказыванием про ментальные проблемы в играх. Впервые я вижу игрока в роли пусть и не настоящего терапевта, но того, кто непосредственно сталкивается с проблемами людей. Здесь хорошо показаны трудности, с которыми сталкивается психотерапевт: клиент месяцами может ходить вокруг да около, говорит о своей кошке, но не о серьезно беспокоящих проблемах. Здесь все еще хуже. Программа, по сути, зеркало. Она не чувствует человека, лишь повторяет его последние слова в попытке разговорить. Иногда это работает, иногда не очень. Больно вместе с Эвелин наблюдать за тем, как ИИ выдает бессмысленные фразы, очевидно не помогающие клиенту.

​Ближе к концу игра дает возможность взбунтоваться. Поможет ли это кому-то?
​Ближе к концу игра дает возможность взбунтоваться. Поможет ли это кому-то?

По сути, в игре один важный выбор. И как же я долго стоял, пытаясь выбрать, что лучше! Героине предстоит определиться с ее жизнью в будущем, и за время игры я так сроднился с ней, что выбирал как для себя. Еще одна важная тема игры — поиск себя. Она не поможет найти путь, но покажет важную вещь: часто для этого просто нужно время и опыт.

Ради такого вида и разговора стоило определить судьбу Эвелин​
Ради такого вида и разговора стоило определить судьбу Эвелин​

Надеюсь, что кого-то заинтересовала игра. Я действительно думаю, что в нее стоит поиграть всем. Одна история и мысли, которые она вызывает, стоят того!

Eliza можно купить в Steam и GOG за 360 рублей . Прохождение заняло у меня 6 часов.gog. К сожалению, доступен только английский язык.

2323
11 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Программу которая просто подставляет фразы в диалоге это чат бот, а не ИИ. С учётом что это игра с заранее подписанным сценарием, ИИ мог быть более вменяемым. Если же это именно сценарная фишка, то либо кто-то отмыл деньги на тех серверах (там 90 процентов например просто лампочки) либо сами авторы не понимают что можно а что нельзя называть ИИ и какие у него возможности.

Ответить

На самом деле я конечно упростил, она не только это делает. Но это значимая часть. Отсылка к настоящей Eliza — программе-шутке, пародирующей работу терапевта

Ответить

Нихрена не понятно. Типа китайской комнаты что ли?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Да, понимаю, что это может быть обидно. Простите, что не упомянул в статье

Ответить