«Disco Elysium» — путешествие на край Серости

Алкоголизм, зачатки безумия, разбитые надежды и отголоски кровопролитной революции.

«Disco Elysium» — путешествие на край Серости

Одна из граней комнаты, что отсекает законсервированную вселенную от огромного мира, соткана не из сотен кирпичных головешек, а прикрыта хлипкими витражами. С одного конца этой мнимой ограды — отклеивающиеся обои, в прорехах которых копошатся неизвестные науке насекомые; с другого — пожеванный диван, что попытался укрыться под грязным бельем, алкогольными пятнами и колкими крошками.

По центру прозрачной стены, что не в силах уберечь постояльца от копошащихся во мраке ужасов, — рана размером с пару бутылок бормотухи, сквозь которую сочатся холод и промозглое серое небо. Тонкой струйкой они сползают по остаткам стекла, плюхаются на пол и едва заметными виражами устремляются к центру комнаты. Вглубь вселенной, что погрузилась в кромешную тьму — в разинутую пасть безымянного детектива.

На вид ему не больше пятидесяти, жутко смердит потом и перегаром, который с легкостью бы выкосил целый кластер жилистых динозавров, волосы на макушке спутались с бакенбардами почивших эпох, а усы настолько длинные, что периодически застревают в желтых зубах. Если он и был живым человеком, который с призрачной надеждой открывал глаза по утрам, то теперь от него остались одни осколки. Мелкая пыль рассыпающегося витража.

«Disco Elysium» — путешествие на край Серости

Как только детектив придет в себя — когда-нибудь он наскучит уродливым чертям и будет выдворен на поверхность, — его обступят каменные дети Ревашоля. Вне затхлой комнаты кирпичик за кирпичиком вырастут многоэтажные халупы, скамейки укроются под деревьями, асфальт неровными кусками уляжется посреди дорог, а порывы ветра покроют их пылью, что попахивает морем. Но вдруг голубчик с пышными бакенбардами закряхтит и строительство нового мира замрет.

«Большинство людей умирает только в последний момент; остальные начинают это делать загодя — лет за двадцать, а то и больше. Эти — самые несчастные».‍

— «Путешествие на край ночи», Луи-Фердинанд Селин

Десятиэтажные дома не успеют достичь обещанного им величия и боязливо замрут после третьего ряда окон, краска ляжет на фасады выцветшими лишаями, оконные рамы в ужасе перекосятся и будут завывать даже при бризе, что расхаживает на цыпочках. Колыбель роскоши и гедонизма, испугавшаяся то ли храпа законника, то ли собственной красоты, сгорбится и разбросает по округе намеки на нерожденное великолепие.

В действительности, ни детектив, ни воля города, в котором ему довелось встретить похмельную кому, не повинны в упадке Мартинеза — нелюбимого дитя столь пестрого Ревашоля. Виной всему — несбыточные надежды, вера в лучший мир и силу человеческой мысли. Мысли, сквозь которую пробились ростки революции, переросшей в масштабную войну и пожравшей, словно Сатурн своего сына, десятки миллионов жизней.

Пока снаряды отдыхали от обжорства и переваривали людские души, они вилкой ковыряли город. Глухой залп, нарастающий свист и с треском на мостовую сыпятся внутренности зданий — вычурное кресло приземлилось в весеннюю грязь и оперлось на две осиротевшие ножки; шторы вцепились в карниз и боязливо вглядываются во тьму подвала, который раньше скрывался за перекрытием. На эти разрушения мог поглядывать мальчишка лет девяти, но его раскидало по округе.

Детектив спит не абы где, а в великом районе великого города, которые не совладали с ролью, что им отвела история. По окончании революции Мартинез должен был восстать из пепла, как и остальной Ревашоль, но после кровавых рек, пронесшихся по его улицам, он обмяк и соскользнул в еще больший хаос. Теперь его населяют одни работяги и маргиналы — отражения озлобленных битников, перед которыми спасовал бы сам Берроуз.

Здешние дети вместо школы шныряют в поисках наркотиков — что-то они продают, что-то принимают сами. Одни мужчины гнут спины в порту, другие — беспробудно пьют в попытке отмахнуться от царящего вокруг ужаса. Женщины что покрасивее отдаются за бесценок — в бункерах времен революции, окруженные коммунистическими плакатами и ржавыми винтовками. Вдобавок ко всему кто-то постоянно вопит то в алкогольной горячке, то из-за кровоточащей дырки в брюхе.

«Disco Elysium» — путешествие на край Серости

Безымянный детектив, что по-прежнему упирается тугой физиономией в ледяную плитку, не имеет ничего общего с героизмом. Дело не в его маргинальном облике, алкоголизме или злоупотреблении кокаином, а в его надломленности, которая вот-вот приведет к самоубийству. Он мрачен и опустошен, словно герой классического нуара, но в отличие от Хамфри Богарта его Femme Fatale давно испарилась.

Вопреки предательству, что приносят с собой роковые женщины, в них скрыта надежда на то, что мрак вот-вот рассеется, зло будет побеждено и солнце все-таки взойдет после многолетней отлучки. Но ревашольский любитель диско и пышных бакенбардов на собственной шкуре убедился, что все это обман — сказочка для идиотов с кризисом среднего возраста.

‍«Все это прошло. Я должна попасть на аэродром, должна покинуть Равашоль и тебя. А ты должен быть один — в аду, навсегда. Так уж устроен мир».‍

— Femme Fatale, «Disco Elysium»

Его дама либо умерла, либо, что еще хуже, в спешке бежала с парой чемоданов из-за алкоголизма уже нелюбимого спутника или в его преддверии. Все, что осталось у детектива от надежды — дыра ровно по центру груди, сквозь которую то и дело сочатся проспиртованные слезы. Теперь он, подобно драчливому Буковски, — король всех шлюх и забулдыг Мартинеза, владыка кинематографического пост-нуара и самый печальный коп в округе.

«Disco Elysium» — путешествие на край Серости

Мартинез брошен на произвол. Прочие районы хотя бы пытаются восстановить, он же лишь гниет, воя на всю округу. Как и запертые в нем люди — прачки, детсадовцы, сварщики, несостоявшиеся рок-звезды и полицейские. Невинность покинула это место вслед за последним осколком разорвавшегося снаряда. Наслаждаются здешней разрухой лишь главы портового профсоюза, которым на самом деле плевать на коммунизм и заповеди Коминтерна. Они — олицетворение жирной морды капитализма, его свисающие до плеч щеки.

Самое жуткое в Мартинезе — не сломленные люди, отголоски кровопролитий и рассыпающиеся остовы зданий, а витающие меж них идеи. Извращенный национализм, который на солнце бликует расизмом; коммунистические позывы, напоминающие коллективное справление нужды; и злобный капитализм, готовый проглотить любого, кто позарится на его богатства. Это кипящий котел, в котором вопят самые жуткие мысли человечества. И имя ему — «Disco Elysium».

Рано или поздно детектив откроет глаза, осмотрится по стороном, и его похмельная отрыжка вторгнет в мир очередной сгусток Серости. Метастазами она расползется по миру, чтобы однажды утянуть все живое в кромешное небытие. Но даже среди надвигающегося мрака, трупного смрада и отчаяния можно отыскать надежду. Крохотную, словно спичечная головка, которая ждет подходящего момента, чтобы вспыхнуть, пустить неторопливое пламя к пальцам детектива и наконец пробудить его ото сна.

PS. Если понравился текст — заглядывайте к нам на сайт, там материалы выходят раньше. Также мы запустили email-рассылку — с ней вы точно ничего не пропустите.

66 показов
7.4K7.4K открытий
22 репоста
137 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

когда ты начинаешь замечать все эти подсказкиот трупа.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мне изначально не нравилось, что игра оставляет тебя в подвешенном состоянии, и кроме диалога в конце особо ничего не даёт взамен. Как если бы в обычной рпг на тебя вывалили последствия всевозможных решений, диско оставляет все эти вопросы открытыми (если что, я скорее про глобальное, а не развязку расследования). Потом я +- начал ценить такой подход, но в целом претензии некоторых людей понятны

Ответить

Речь ни о том чтобы угадать убийцу, а о том что убийца не должен выниматься в последние 5 минут игры как чертик из коробочки. 

Ответить

В угоду нулевой агентивности стоило поставить трибунал после того как преступник был бы найден. 

Ответить

Забыл про монотонную озвучку всей этой графомании и оформления текста в правой части экрана

Ответить