Герои мяча и магия. Захватывающее ролевое приключение с пошаговыми боями

Добро пожаловать в мир ультранасилия и математики.

Историческая справка

Bloow Bowl это настолка во вселенной Warhammer Fantasy Battles, которая вот уже 30+ лет троллит американский футбол и спортивные состязания, в целом. У игры множество фанатов в Европе и США, еженедельно собираются, раскладывают свои картонки, кидают кубики и показывают всем какие у них крутые раскрашенные фигурки. С годами игра серьезно так эволюционировала, превратившись к нашему времени в редкий набор хорошо сбалансированных механик, которые полировались десятилетиями.

В этой статье речь пойдет про Blood Bowl2 (BB2), это третья попытка приобщить геймеров к этому виду спорта, дополненная и улучшенная версия, основанная на 6 редакции правил от 2010 года.

Собственно, а что это вообще такое?

Blood Bowl берет свое начало где-то на стыке жанров между RPG, стратегией, тактикой и симулятором свиданий. 95% всего геймплея занимает прямое столкновение с неприятелем на футбольном поле. Есть небольшая обучающая компания с сюжетным подтекстом, которая помогает новичкам разобраться с основами. Но по существу — это мультиплеерная сессионная тактика с чрезвычайно насыщенной «боевой системой» и нелинейным развитием игроков.

Важно: в местной терминологии «игрок» это юнит, который бегает по полю. Игрок в традиционном смысле (я, ты, вы) — это «тренер». Здесь и далее по тексту я буду писать именно так.

Герои мяча и магия. Захватывающее ролевое приключение с пошаговыми боями

Представьте себе шахматы на доске 15х24 и 11 фигурок на каждой стороне, вы играете за зеленых в красных доспехах. Представили? Так вот, в отличие от шахмат, все игроки одной команды могут ходить одновременно в любом порядке на усмотрение тренера (т.н. командная инициатива) и на каждое свое действие кроме передвижения кидают кубики. Цель игры тоже примерно как в шахматах — защитить королеву-мяч. Ну, это официально так, а можно просто убить всех или хотя бы покалечить, тогда вопрос защиты мяча решается сам собой. Мяч нужно как-то доставить из своей половины поля в зачетную зону противника, если там окажется ваш игрок с мячом — это гол, а атакующая команда переходит к своей защите. На поле, разумеется, присутствует судья, злобный такой и жадный гоблин. В официальных правилах запрещено пинать лежачих игроков и проносить на поле холодное оружие. Но судья с радостью принимает любые взятки и сделает вид, что ничего не видел, даже если вы притащите с собой бензопилу.

Расстановка игроков в начале матча.
Расстановка игроков в начале матча.

На этом сходства с шахматами заканчиваются, забудьте про шахматы. Все юниты на поля боя это не просто пешки, напротив — своей чрезвычайной индивидуальностью они могут задушить любого гения тактики. За каждый сломанный позвоночник или забитый гол они получают очки славы и в какой-то момент начинают считать себя лучше других (заслуженно, кстати). Так они развиваются, иногда даже в буквальном смысле — некоторые могут мутировать, и за каждые 6/16/31(и тд) очков опыта можно купить умение вроде «быстрые ноги» или «длинные руки». В распоряжении тренера почти 100 различных умений, которые помогают игрокам развивать их сильные стороны или просто лучше убивать. Типичная команда это не просто 11 случайных юнитов, а набор довольно уникальных персонажей с особенными навыками и своей историей. После пары-тройки матчей всех их знаешь по именам, болеешь за них. Переживаешь, как за родных и грустишь, когда им ломают ноги. В этом спорте недостаточно быть просто крутым чумбой, нужно еще быть крайне везучим ублюдком, чтобы стать знаменитостью.

Вот этого парня зовут Камнежор, он крутой — убил уже 2-х эльфов, а 1 гнома отправил в инвалидное кресло. Он просто выбрал тактику и придерживался ее.
Вот этого парня зовут Камнежор, он крутой — убил уже 2-х эльфов, а 1 гнома отправил в инвалидное кресло. Он просто выбрал тактику и придерживался ее.

Все серьезные травмы, полученные игроком в ходе его карьеры остаются с ним навсегда. Каждый раз, когда он принимает удар от противника, кидаются кубики, которые проверяют насколько хорошо он держит удар. Средний шанс получить «растяжение паха» (легкая травма, заживёт до следующей игры) — 2%, а сломать ногу (серьезный штраф к скорости бега на всю его короткую жизнь) — около 0.05%. Некоторые даже могут в результате такого броска умереть, но это бывает очень редко. Почти у каждой команды в составе есть медик, который может эти кубы оперативно перебросить еще раз и выбрать из двух результатов самый безобидный. Использовать такую возможность можно только один раз за матч.

Это одна из фундаментальных основ всея Blood Bowl, которую в двух словах можно выразить так: все умирают. Даже чемпионы. Иногда не в буквальном смысле, а в карьерном — игрок-инвалид будет уволен из команды за профнепригодность.

Расстановка эльфов в конце матча.
Расстановка эльфов в конце матча.

В интересах тренера сделать так, чтобы его команда как можно меньше получала по голове. А лучшая защита, как известно, это нападение или быстрые ноги, поэтому вся борьба происходит в этих двух плоскостях — убить/обезвредить большую часть команды противника ИЛИ всеми силами избегать драки, потому что побеждает не сильнейший, а тот кто принес больше мячей в зачетку противника. Большинство команд склонны к одной из этих двух стратегий, но есть и универсалы, которые гибко подстраиваются под соперника и ситуацию на поле.

Многообразие фауны в старом свете.

Это одна из самых сильных сторон всех игр во вселенной Warhammer Fantasy. Если вы привыкли выбирать в игре расу или фракцию исключительно потому что эльфы умные, а орки получают бонус к выносливости, то вы будете приятно удивлены тому, насколько расы категорически разные в мире Warhammer. В игре 24 команды, очень условно их можно поделить на 3 группы:

- Сильные, но медленные. Это орки, дворфы, нургл, хемри и все прочие ребята, которые любят жестокость и ультранасилие. В основном, нацелены на победу за счет уничтожения более слабого противника. Если встречаются друг с другом, то там такое начинается, что про мяч все забывают. Как правило, все команды этого типа приспособлены не только наносить увечья, но в такой же степени умеют и защищаться. Носят полную броню и хорошо держат удар.

Дворфы.
Дворфы.

- Быстрые, но слабые. Все разновидности эльфов, скавены, гоблины и прочие хитрожопые товарищи, которые разными средствами избегают прямого столкновения. Их основная тактика — по-быстрому украсть мяч и убежать. Принято считать, что команды этого типа сложнее других, так как требуют большого понимания не только общей тактики, но и стратегии в долгосрочной перспективе. Броню обычно не носят, их легко стукают все подряд, победить в одном матче не очень сложно, но сохранить при этом команду живой — проблематично.

Темные эльфы, из ушастых они самые злобные и агрессивные.
Темные эльфы, из ушастых они самые злобные и агрессивные.

- Не очень сильные, не очень подвижные, но коварные. Самая многочисленная группа и самая интересная. Их универсальность достигается разными способами. Например, Ящеры — команда из 7 гигантских крокодилов и 4 мелких скользких сцинков. Последние работают с мячом, а другие избивают противника. А все игроки команды Кислева, напротив — имеют очень похожие характеристики и обладают специальным навыком «Прыжок». Но не стоит рассчитывать, что какая-то команда сильнее других. Баланс в игре устроен так, что за каждое преимущество команда неизбежно обретает слабое место.

Имперцы (или просто люди) — яркий пример универсальной команды, одинаково плохо играют в мяч и в силовую игру.
Имперцы (или просто люди) — яркий пример универсальной команды, одинаково плохо играют в мяч и в силовую игру.

Большинство команд одинаково востребованы и сбалансированы. Орки/люди традиционно считаются самыми доступными и подходящими новичкам, а некоторые типа Вампиров или Бретонии — наоборот, команды для опытных тренеров. Есть и откровенные аутсайдеры: халфлинги и гоблины многими не воспринимаются как турнирные.

Герои мяча и магия. Захватывающее ролевое приключение с пошаговыми боями

Кубы, математика и магия.

Что же касается кубиков, то там все просто — основой для всех проверок служит обычная игральная кость с 6 гранями. Правильный кубик, dice6 или d6, у которого вероятность выпадения каждой грани 1/6 или 16%, 1 это автоматический провал, а 6 — авто-успех. Бросается кубик на все действия кроме движения: на попытку причинить страдания оппоненту, на поднятие мяча, на возможность пробежать лишнюю клетку, на пас или ловлю мяча. Любой провал броска означает конец хода, а игрок спотыкается, падает лицом в траву и снова бросает кубики чтобы определить насколько сильно он повредил лицо.

Может показаться, что это лотерея какая-то (да), поэтому я поспешу развеять все мифы и легенды вокруг рандома кубов: большинство действий проверяются «надежными» 2-мя кубами (вероятность провала 1/36 или 2.8%). Если приходится бросать один кубик даже с максимальным шансом на успех (83%), то это уже серьезный риск потерять ход. Если представить, что за один ход тренер может сделать 5 бросков с проверкой 2d6, то вероятность успеха его действий в совокупности будет выглядеть как 97%^5 или 86%, что очень много для последовательности из 5 бросков. Особенно это справедливо для силовых команд, которые почти никогда не делают действия с проверкой одним кубом.

Каждый тренер должен понимать какие действия практически безопасные, а какие рискованные, поэтому большинство неудач — ожидаемые, а значит и контролируемые, на случай провала должен быть запасной план (не всегда это возможно, но нужно к этому стремиться).

Значительная часть тактической задачи заключается в том, чтобы:

  • Правильно оценивать свои шансы, выбирая самые вероятные
  • Как можно меньше бросать кубы с высокой вероятностью провала
  • Вынуждать оппонента бросать как можно больше кубов, ведущих к провалу

Это три базовых правила, так называемой, стратегии «надежной игры».

Теория, конечно, вещь полезная, но очень много тренеров вертели ее на известном месте, побеждая при этом, исключительно на интуиции и опыте. И в этом тоже есть смысл. Пример: где выше вероятность успеха: 2 броска 2+ (2 или больше) или 1 бросок 3+? Как с таблицей умножения — проще это запомнить. 2 раза 2+ это 69%, а один бросок 3+ = 67%.

"Клетка" - самое известное построение для защиты мяча.
"Клетка" - самое известное построение для защиты мяча.

Это относится и к позиционной стратегии тоже — нужно просто запомнить как выглядят типичные построения, теория здесь не поможет.

Казино?

Роль кубов невозможно недооценить, но тут все не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь — кубики делают игру непредсказуемой, создавая бесконечное множество уникальных игровых ситуаций. Например, 3 эльфа могут обыграть 11 орков. Не стану утверждать, что мне часто приходится такое видеть, но тем не менее, бывает. А случаи помельче, в масштабе своей фантастичности, происходят просто регулярно.

Насколько сильно воля случая влияет на результат игры? До какого-то предельного уровня мастерства в большей степени решает именно навыки тренера, но если представить себе матч между двумя супер-компьютерами, то победителя будет выбирать только генератор случайных чисел.

Разумеется, иногда вы будете проигрывать лишь только по той причине, что у противника кубы лучше. Или у вас хуже. Такое бывает, но не настолько часто, чтобы можно было сказать — «Я все время проигрываю, потому что мне не везет». У хороших тренеров статистика побед значительно выше отметки 50%, что лишь доказывает, что элемент удачи далеко не решающий фактор. А еще вы неизбежно будете побеждать по похожим причинам, в равной борьбе всего пара кубов может решить исход матча.

Предупреждение о высоких температурах.

1) Если у вас часто бомбит, подорванное душевное равновесие или вы просто не умеете проигрывать, то лучше проходите мимо. Нет, я серьезно, с заботой о вашем здоровье.

2) Если вы вдруг решили купить игру и настроены очень решительно, то лучше сразу купить Legendary Edition. Это существенно дешевле, чем покупать DLC с командами отдельно. Если вы гордый пользователь консолей, то ситуация там должна быть примерно такая же.

3) Это соревновательная сессионная игра, которая во многом раскрывается только при игре с другими людьми. ИИ есть, но он призван научить нового игрока только основам, играть с ним больше пары матчей я никому не советую. Сюжета тоже никакого нет, не пытайтесь играть в соло. Как можно быстрее надо переходить в общий ладдер и играть с людьми.

Герои мяча и магия. Захватывающее ролевое приключение с пошаговыми боями

Матчмейкинга в игре нет

В привычном понимании этого слова. Но есть разные способы найти оппонента для комфортной игры:

1) Основной официальный ладдер Cabalvision, дивизион Ranked — 2 минуты на ход, вступить может только новая команда, нельзя сдаваться (за 5 ливов вас забанят в этой лиге до конца сезона), лидеры таблицы будут бороться за звание чемпиона. Основная движуха происходит здесь. Много опытных игроков, но встречаются и новички. Главный момент заключается в том, что по окончании сезона (2-3 месяца) в чемпионат попадают только первые 36 команд. А для все остальные создают новые команды для следующего сезона.

2) Второй дивизион той же официальной лиги — Casual. Никаких особых правил, 3 минуты на ход. Список команд так же меняется каждый сезон. Начинать лучше здесь.

3) Если вы хотите играть одной командой больше сезона, то для этого нужно подыскать для себя постоянную лигу типа RUBBL (для ПК) или найти таковую для своей платформы в гугле по запросу «лига BB2 ps4\xbox». Обычно, все игры там происходят по принципу 1 неделя — 1 раунд.

Коммунити и сосаити

Гордо могу заявить, что русскоязычное сообщество RUBBL является одним из самых многочисленных и процветающих. Еженедельно там проходит 150 матчей в рамках RUBBL Championship, круговая система, а в конце сезона плей-офф (~10 недель на сезон). Принять участие и стать чемпионом может любой желающий. Иногда там организовываются другие интересные турниры.

Помимо этого, на ресурсе огромная масса материалов по игре, много переводов хрестоматийной литературы типа «Плейбука тысячи поражений». Но уже накопилось и много собственного творчества. Ссылки на полный список раз и два.

Ресурс с огромным количеством внутриигровой статистики BB2 — GoblinSpy

Анализатор игровых повторов — Diced Or Not

Про Blood Bowl 3

В прошлом году студя-разработчик Cyanide Studios обрадовала всех фанатов новостью о том, что разработка следующей части уже идет полных ходом и скоро релиз. Выход уже немного переносили и на данный момент это осень 2021. Так вот, хочу заверить всех сомневающихся, что:

  • Скорее всего опять будут переносить.
  • Резкого перехода на BB3 ни в одной постоянной лиге не будет. В лучшем случае, спустя некоторое время появятся отдельные соревнования для bb3.
  • В релизной версии будут доступны только 12 команд, остальные по ходу разработки в качестве DLC.
  • Вопрос монетизации по прежнему открыт и можно только догадываться сколько боевых пропусков там надо будет купить дополнительно к основной игре.
  • Это не продолжение и не дополнение, а самостоятельная игра с значительными изменениями. BB2 в этом плане будет конкурентоспособна еще минимум год-два.
2121 показ
1.5K1.5K открытий
56 комментариев

Супер понятное и интересное описание диковинной игры. 
Даже захотелось поиграть. Но вникать так лениво. Учить, что то подбирать, пробовать и спотыкаться. Компететив для меня пожалуй так вообще закрытая история. 

Ответить

ББ это одна из немногих игр, которые интересно просто даже смотреть, нежели играть самому

Попробуй посмотреть вживую на игру, а там разберешься, из наших отечественных иногда стримит и хорошо комментирует WorldSItar 
а из англоязычных Mr.Page на твиче очень круто играет и тоже подробно комментирует

Ответить

Оно того стоит, особенно в компететиве. Для консоли вообще можно сказать единственная достойная соревновательная тактика.

Ответить

Система там достаточно сложная. Лучше сначала почитать соот. литературу иначе многие вещи будут непонятны.

Ответить

Недавно наткнулся на блог https://bloodbowlstrategies.com/en/
Там конечно на английском, и рассказывают про концепции для игроков 'advanced' уровня. Но всё равно интересно почитать.
Типа, важность быть креативным; матчей не на результат, а на исследование.
А вообще, чем дольше я играю, тем сильнее убеждаюсь что Blood Bowl это своего рода искусство.

Ответить

Я все надеюсь, что кто-нибудь сделает полноценную РПГ с этой механикой. Почувствовать себя в роли тренера. )))

Ответить

Это как? рпг со спортивными матчами вместо боевки?

Ответить