{"id":3882,"url":"\/distributions\/3882\/click?bit=1&hash=7c8157436f39ac9930a6c5087f1d437feef1115a4e25ef1e95d1c67dc223957e","title":"\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u0441\u0435\u0442\u044c \u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0432 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u043c \u044d\u0444\u0438\u0440\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"135b72ce-4b43-5240-a9ca-242ab0616d40","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Алиса Высотина

Какую историю нам рассказывают левиафаны в Dishonored?

Очень важную роль в мире игры Dishonored играют киты, китобои и китовый промысел в целом. Их история неуловимой нитью проходит через все, с чем сталкивается игрок, накладывает свой отпечаток на каждый квадратный метр игрового мира. Она не привлекает внимания, но в то же время находится на самом виду и рассказывает нам Дануолле, возможно, больше, чем буквальное и прямолинейное повествование.

Как же киты своим незаметным присутствием помогают нам намного глубже прочувствовать атмосферу мира?

На Островах империи повсеместно охотятся на китов, или как иначе их называют — левиафанов, убивая их в большом количестве. Из китов добывают ворвань — очищенный китовый жир, являющийся мощным топливом. После открытия ее невероятных свойств натурфилософом Эсмондом Роузберроу, Островная империя сделала охоту на китов ведущей отраслью промышленности и именно она подстегнула индустриализацию страны. Судостроение акцентировалось на усовершенствовании китобойных кораблей до их нынешнего вида; были построены китобойни, мясные комбинаты и жироварни, обеспечивающие множество людей заработком, а государство продуктами, топливом и сопутствующими товарами. Островная империя вздвигла свою экономику на истреблении китов.

Согласно пророчеству Сердца, скрывающего в себе душу императрицы, с гибелью последнего левиафана мир погрузится во тьму.

Несмотря на то, что «тьму», упомянутую в пророчестве, можно трактовать как энергетический кризис и, как следствие, упадок в других сферах жизни общества, несомненно первым в голову приходит именно мистическая трактовка: люди будут наказаны за свою жадность и за то, что посмели поверить в собственное первосходство над величественными и загадочными левиафанами. Возможно ли, что со смертью последнего левиафана человечество преодолеет определенную точку невозврата?

Очень важным фактом является то, что ворвань в мире Dishonored — это субстанция, покоренная и государством и служащая только его интересам. Канистры с ворванью можно найти в домах богачей, в качестве источников питания на охранных воротах, вышках и машинах убийств. Обычное население, скрученное корчами крысиной чумы, живет при свете свечи, а полиция и чиновники — под охраной ворвани, пользуясь благами, которые она им дает.

Если говорить буквально — мир Дануолла, мощь его государственного аппарата, набирают свою безусловную силу за счет чего-то грязного и отвратительного, а именно — жестокого убийства китов. При этом, сама ворвань — чистая, белоснежная, излучающая мягкий свет, выглядит не как материальная субстанция, а как частичка души, заточенная в кантистре. Это, несомненно, усиливает контраст и добавляет уродства происходящему.

К тому же, все блага, которые дает ворвань, достаются совершенно неблагородным и тяжелым трудом. Еще по роману Германа Мелвилла нам знаком образ китобоя, который ничего общего не имеет с роментичным образ мореплавателя-рыбака. Когда мы говорим о китобоях, то мы думаем о безумцах, вооружившихся гарпунами, и на открытых кораблях бросающих выхов стихии, которая в сотни раз сильнее их. Только вот не чувствуется в этом вызове ничего рыцарского, ничего героического, потому что никакого геройства нет в жестоком убийстве величественных и умных животных, которыми являются киты.

Но китобои не разделяют восхищения китами. Левиафаны для них — это отвратительные морские твари, полные тупости и злобы, в ярости своей одним ударом хвоста сокрушающие корабли с десятками людей на борту. Никакой жалости к ним гарпунеры не испытывают.

Пойманного в море зверя цепляют крюками, к которым привязаны веревки, тянущиеся как с корабля, так и со шлюпок. Буйки не дают киту уйти на глубину и умереть там. Когда зверь выдыхается, его цепляют громадным крюком за хвост и затягивают на корабль по специальному желобу. Чудище ревет, пока команда поднимает его на борт и водружает на подмостки в носовой части. Затем корабль берет курс на Дануолл, а команда начинает работу над тушей, срезая самые лучшие куски, пока кит еще жив.

«Добыча китового жира», отрывок из дневника Эбенезера Гривза

Впоследствии на Бойне Ротвильда в дополнении Knife of Dunwall можно увидеть, что происходит с левиафанами после того, как их ловят китобои. На полуживого зверя, подвешенного на тросах, несколько недель воздействуют электричеством, чтобы получать с него больше жира: такой способ открыл Антон Соколов, с удовольсвием изучавший этих животных по ночам на китобойне. После левиафана безжалостно убивают, разделывают на куски, а кости сваливают в кипяток. В минуты адских мучений киты «поют» свои грустные песни, но никто из работников китобойни уже не слышит их.

Подобная невыносимая жестокость и цинизм по отношению к этим королям глубин не может не вызывать ужаса. Становится понятно, что именно люди в этой истории — чудовища, совершающие чудовищные поступки и даже раскаяние не принесет искупления, потому что жизнь в Дануолле не дает на это шанса.

День за днем я кромсаю мерзко визжащей пилой плоть несчастных китов. Я годами изучал их в Академии и в научных экспедициях. Теперь я работаю на бойне и испытываю почти физические страдания из-за ужасной неправильности происходящего. Первые месяцы я работал, словно во сне. Потом на смену оцепенению пришел гнев. Теперь моя душа обросла панцирем, и порой я даже ощущаю что-то наподобие власти. Я живу среди мяса. Мясо вокруг меня, мясо в моем сознании... Мясо, кости, смерть и песни. Ужасные песни, которые я теперь слышу во сне.

Медленно лишая огромных чудищ жизни, я смотрю в их огромные глаза. Мне кажется, звери все понимают. Они знают, что я буду возвращаться снова и снова, чтобы терзать их, отрезая кусок за куском.

Они поют нам свои тоскливые похоронные песни, от которых меня в дрожь бросает.

Как и прежде, мы с Леоной делим постель, но чем сильнее она пытается меня согреть, тем больше я отстраняюсь. Тот человек, каким я был прежде, ныне мертв.

«Кости, мясо, смерть и песни», отрывок из дневника мясника.

Левиафаны, которых превращают в груды мяса, на самом деле являются чем-то намного большим, находящимся за гранью понимания жителей Дануолла, живущих в своем крошечном грязном мирке. На это указывает тот факт, что костяные амулеты и руны, вырезанные из костей китов, обладают в мире игры волшебными свойствами. Глаза китов используются фанатиками в таинственных магических ритуалах.

Кое-что даже указывает на то, что божественного Чужого, которому поклоняются многие люди, многое связывает с левиафанами. На протяжении всей игры можно встретить отсылки к китам в его репликах, в Бездне и в заметках, которые можно найти в игровом мире. У Чужого, так же как и у кита, абсолютно черные глаза, да и сама Бездна, в которой мы с ним встречаемся, очень похожа на мир, застывший под водой. В ней часто можно увидеть плывущих вдали китов, а солнце в Бездне своим видом чем-то напоминает вид солнца из-под воды. По словам разработчиков, киты одновременно существуют материально в обычном мире и духовно в Бездне, что еще теснее свзязывает китов, их кости, Чужого и Бездну, от которой он практически неотделим.

Дух из глубин, сирена из снов.

Я оставила Дануолл позади и несколько часов бродила по песку, пока грустный шелест волн не заставил меня разрыдаться. Я плакала, зная, что ты не придешь ко мне, о любовь моя.

Ты властвуешь над моими грезами, и во сне сердце мое живо, хотя днем оно безмолвствует. Во сне я вижу красоту твоего дома в глубинах, и океан покоится на твоей спине, как спящий ребенок на руках отца.

А в бессонные, полные отчаяния ночи ты являешься мне не в облике могучего левиафана, но в теле юноши с глазами черными, как сама Бездна.

«Дух из глубин», книга из дополнения The Brigmore Witches

Теперь уже не кажется, что Дануолл — город захлебывающийся в крысиной чуме, город, в котором люди гниют в своих домах заживо, город, где стражи закона являются иконой беззакония, а аристократы пухнут от роскоши и упиваются собственной безнаказанностью, не заслужил собственной участи.

Возможно, Сердце императрицы произнесло правдивое пророчество и со смертью последнего левиафана этот мир, уже начавший свое движение в бездну, действительно погрузится во тьму?

На это эссе о китах меня натолкнула песня из первой части Dishonored — «Drunken Whaler». По сути, она является гимном мира игры Dishonored: то упокойно-заунывная, то переходящая в дьявольский марш, с жестокой лирикой и колючими нотами — от мелодии мороз идет по коже.

Это особенно интересно, если знать контекст и тот путь, поторый эта песенка проделала, пройдя через кривое зеркало из нашего мира, в мир Дануолла.

Оригинал этой песни — это «Drunken Sailor», задорная и очень заразительная мелодия текст которой запоминается практически мгновенно. Засчет своей ритмичности, она, вероятнее всего имела и практическое применение: помогала координировать действия большой команды моряков на корабле.

Что примечательно, первая версия песни была найдена в 1839 году именно на китобойном судне, плывущем из Нью-Лондона.

Структура песни простая: есть стартовый куплет, есть припев и завершающий куплет. После стартового куплета может следовать неограниченное количество куплетов, состоящих из одной строки, повторяемой три раза и строчки «Early in the morning».

Вступление:
What shall we do with a drunken sailor, (х3)
Early in the morning?

Припев:
Way hay and up she rises (х3)
Early in the morning

Завершающий куплет:
That’s what we do with a drunken Sailor, (х3)
Early in the morning

Традиционный текст промежуточных куплетов:

Shave his belly with a rusty razor, (Побрей ему брюхо ржавой бритвой)
Put him in the long boat till he’s sober, (Брось его в лодку — пусть протрезвеет)
Put him in the scuppers with a hawse pipe on him, (Надень на него якорную трубу и засунь в шпигат)
Put him in bed with the captain’s daughter. (Уложи его в постель к капитанской дочке)

Естественно, в устах народа рождались все новые и новые промежуточные куплеты, рассказывающие об изощренных, но в основном озорных способах наказать моряка-пьяницу.

  • Stick on 'is back a mustard plaster (Приклей ему горчичник на спину)
  • Slap him around and call him Suzie (Шлепни и ласково назови Сьюзи)
  • Send him up the crow’s nest till he falls down (Отправь его на воронье гнездо — пусть сидит, пока не свалится) и многие другие.

Сравним этот текст с текстом версии из игры:

What will we do with the drunken whaler, (х3)
Early in the morning?

Way hey and up she rises, (х3)
Early in the morning

Stuff him in a sack and throw him over! (Засунем его в мешок и выкинем за борт)
Feed him to the hungry rats for dinner! (Скормим его на обед голодным крысам)
Shoot him through the heart with a loaded pistol! (Прострелим ему сердце из пистолета)
Slice his throat with a rusty cleaver! (Вскроем ему глотку ржавой бритвой)

«Что бы нам сделать» ( «what shall we do» ) поменялось на императивное «что мы сделаем» ( «what will we do» ), да и шалости уже совершенно не выглядят безобидными. Несмотря на то, что песню насвистывают и напевают многие персонажи игры, она явно не подходит суеверным морякам, которые гордятся своим промыслом. Лирика пропитана ненавистью, а сама мелодия не годится для рабочего маршевого запева.

Кстати, на бойне Ротвильда можно услышать, как ее беспощадный управляющий, Бандри Ротвильд, напевает через громкоговоритель «What shall we do with the striking worker? Haha!», переиначивая главный саундтрек игры в еще более зловещее предупреждение своим бастующим работникам.

Кто же поет эту песню?

Город, задыхающийся от жара цехов и пропитанный прокисшим китовьим жиром? Море, которое ненавидит китобоев-потрошителей, или Бездна, являющаяся потусторонним миром, который однажды поглотит всех? Этого мы никогда не узнаем.

Но с этой песней завершается история китов в Островной империи, как Уроборос, погружая зубы в собственный хвост, а вечная тьма уже спускается на Дануолл, и его жителей, уничтоживших последнее прекрасное, что было в их мире.

Люди любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все–таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить.

Анджей Сапковский, «Ведьмак»

Больше статей можно найти в моем блоге Вконтакте:

0
190 комментариев
Написать комментарий...
Мамин Кирилл

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Xander Grishchenko

На бойне ещё запомнился момент, когда через громкоговоритель начальник переделывает эту песню на свой лад, поскольку работники вышли на забастовку:
- What will we do with the striking worker..? 
И эта фраза звучит очень угрожающе

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Высотина
Автор

О, я добавлю это в статью!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
187q89ewq9w8e7q978ew
фраза звучит очень угрожающе

угрожать расправой людям которые днями напролет потрошат живых существ 

убийцы Дауда собственно бывшие мясники с бойни их мечи это огромные ножи

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Анастасия Птицына

Обожаю Dishonored

Мне еще нравился момент с тем, что влиянию бездны может помешать шарманка, которая играет музыку с математически упорядоченными нотами.

Ни одна естественная наука (в игре они объединены в натурфилософию) для Чужого не указ, но математика это фундаментальная наука. Чужой способен изменить пространство так, чтобы вода текла отвесно вверх, но не способен сделать так, чтобы где-то два плюс два равнялось пяти, потому что математика ему неподвластна - она не изучают ничего, что существовало бы в реальном мире, исключительно порожденные интеллектом упорядоченные абстракции

Ответить
Развернуть ветку
sloa

Даже жаль, что я всю игру думал в основном про невидимый счётчик на небесах, который велел мне никого не убивать.

Могла бы быть неплохая игра.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Ursus Mursus

Там можно довольно прилично народу замочить и получить лучшую концовку. 20% врагов, емнип.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
valera cooper

А зачем ты о нем думал? Для этого надо было просто не убивать. 0 - именно на этой цифре должен был стоять твой счётчик в идеале. Не сложно.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Марий Власов

Опять клятiе Thief'ашники лезут в тред про Dishonored со своим нытём, доколе?
Придумали какую-то другую игру себе в голове и ноют уже 10 лет! ВАМ НИКТО Thief не обещал!!!

Ответить
Развернуть ветку
Van

Игра все же хорошая, лором, дизайном локаций, их банально интересно обшаривать и читать все эти заметки, возможностью выбора пути к цели. Но да напрасно они накручивают счетчик хаоса нейтральными событиями, например обычной самозащитой, на тебя нападают с клинком и мушкетом, и тебе чтобы не делать миру "плохо",  нужно почему то подставлять вторую щеку и пытаться сделать так чтобы никто включая атакующих не погиб. Даже случайно, даже от рук их напарников.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
o hellou-mark

Там если убить 20%, а 80% вырубить - все равно будет хорошая концовка, плюс убивать не надо в основном только злодеев

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Михаил Гваришвили

Неплохо пишете, тут такое нечасто бывает. Типа баланс сентиментальщины и фактического изложения материала, очень последовательно, нормас текст короче

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Есенбаев

Спасибо за лонгрид! Обожаю эту вселенную и всегда рад что-то новое узнать :)

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Слушай, чужой ведь был создан для управления бездной, так? А создатели deathloop, arcane, которые по совместительству создатели dishored... и они сказали, что дэзлуп будет посвящен проблемам экологии...
Что если... Dearhloop - спинофф dishored?..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

А потом понять, что у мира не будет продолжения

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Иван Соловков
Какую историю нам рассказывают левиафаны в Dishonored?

Ну, э, типа, не режьте нас ради китового жира. Плееез.

*бадум-тссс*

Ответить
Развернуть ветку
Van

Как раз пару дней назад закончил первый дисхоноред (да да я слоу) и сейчас прохожу второй. Интересная статья, от себя могу добавить, что вот недавно узнал что Аутсайдера во второй части озвучивает Робин Лорд Тайлер да "тот самый" пингвин из сериального Готэма.

Это прикольно но, озвучка Аутсайдера из первой части, несмотря на не очень известного актера вообще шикарна. В первой части у него крайне странный и приятный голос.

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Оу... Ну... Второй дишеред слабее первого, а Готэм - странный и не интересный.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Roman Varnikov

Спасибо за статью, прям захотелось перепройти)))

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Не забудь про длц

Ответить
Развернуть ветку
Moralbie

До сих пор любимая игра, пройденная вдоль и поперек не один раз

Ответить
Развернуть ветку
Долгий супер_стар

Большое спасибо за текст

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кижапкин

Много ошибок которые не плохо было-бы исправить, а в целом отличная работа. 

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Есенбаев

«Много ошибок, которые неплохо было бы исправить, а в целом – отличная работа» :)

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Высотина
Автор

Моя самая сильная сторона - это таращиться на солво и не видеть где в нем опечатка :)

Вычитаю еще разок, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
swadom

кстати длс ко второй части намекает что до чужого божеством бездны был именно левиафан, через его глаз мы в бездну и попадаем.
ну и киты вокруг ритуальной твердыни это очень красиво(жаль хороший скриншот найти трудно)

Ответить
Развернуть ветку
swadom

статья кстати очень крутая, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Ну тут спорно, на оке мертвого бога, портала, через которого мы в конце длц ко второй части попадаем в бездну, явно видна бровь, причем, возможно, чужого.
100%, что dishored 3 разовьёт предысторию мира

Ответить
Развернуть ветку
Victor Khorokhorin

Это было великолепно. Спасибо большое.
Время идет а Dishonored все еще актуален как никогда. Видимо игра явно проходит проверку временем!

Ответить
Развернуть ветку
Young Timofei

Давно уже прошёл.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Буйный Поцык

Жаль,что в итоге Чужой оказался не разумный китом,а киким-то рандомным шкетом,которого еще и слили в конце.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шепит

Это вопрос к сценаристам второй части. К ним вообще много вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
o hellou-mark

Он траги герой, он выбирал и сомневался

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Шишкин

Спасибо за текст, уже начал забывать насколько глубоким и интересным был лор Dishonored. Надо будет снова загрузить и поиграть ещё раз.

Ответить
Развернуть ветку
Young Timofei

Дизонорд это лучшая новая вселенная с нуля. Просто превосходная густая атмосфера. Аркейны кончено настоящие художники.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Фомин

Спасибо за статью. Давно ждал, чтобы кто-то осветил этот аспект игры.

Ответить
Развернуть ветку
Pazzy Pazzov

Отличная статья, даже захотелось перепройти оригинал и обмазаться сиквелом

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

По сравнению с первой части и ее длц, вторая - дешёвая фанатская поделка, где запороли многие вещи и выкинули стиль

Ответить
Развернуть ветку
Robi Simon

Спасибо за статью)

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Я. Тебя. Люблю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Высотина
Автор

Да, я что-то по привычке... :)

Ответить
Развернуть ветку
AndrT

Играл только во вторую часть, стоит ли покупать первую и аддоны?

Ответить
Развернуть ветку
sloa

Первая работает лучше за счёт камерности, и длц про Дауда очень хвалят. Скорее, стоит.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Перспективный корабль

Первая для меня лучше в миллиард раз, а The Knife of Dunwall это вообще вершина серии.

Ответить
Развернуть ветку
Benedict Spinoza

Однозначно стоит, крутая игра, аддоны на уровне

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кудашкин

Грустную

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шепит

Спасибо за статью, всё классно написано!
Как раз те вещи, которые делают великолепной игру и которые полностью отсутствуют во второй части.
Я, кстати, очень ждал, что песня про китобоя будет звучать в финале, оттеняя кадры погружающегося в бездну мира, но её вообще нет в игре.

Ответить
Развернуть ветку
Трудовой бинокль

Вот это годный контент!

Ответить
Развернуть ветку
Kiryusha Kok

Хочется, чтобы беседка не переставала развивать лор этого мира. Потрясающе-завораживает и только вызывает ещё больший голод. 

Ответить
Развернуть ветку
Бугуртион

Хорошей игре - хороший лонг. Прекрасно написано, было интересно углубиться в мир игры. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Yurskiy

Аккурат прохожу вторую, какой хороший у вселенной лор, но как меня бесит способ его подачи через записки.

За статью спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Arial Font

...почему у меня ощущение что эту статью писали для Яндекс.Дзена, и ошиблись сайтом при постинге?

Ответить
Развернуть ветку
Athalabairhts Swartskildus

15 хуесовосв

Ответить
Развернуть ветку
Arial Font

Ой да, и правда для дзена писали. Ну как говорится спасибо за двойной копипаст фандомовской вики. 
https://yandex.ru/q/article/kakuiu_istoriiu_nam_rasskazyvaiut_v_c9d078e1/

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Юревич

Не знаю зачем был введен чужой в игру. Но я всегда проматывал его появление. Нет сил терпеть эту заунывную пафосную шарманку. И если бы не были так раздуты уровни во второй части вышел бы хороший стелс, как в первой. А так это уже больше на нелюбимую работу похоже, чем на игру

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 190 комментариев
null