Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Разговорная RPG про детектива в виртуальных мирах, которой недостаёт по-настоящему оригинальных идей.

Представьте: изометрическая RPG про киберпанковский мир с расследованиями внутри видеоигр будущего, в которой нет боёвки, а со всеми проблемами нужно разбираться при помощи диалогов. Звучит если не как новая Disco Elysium, то как минимум как одна из самых интересных RPG года.

Вот только всё это по большей части не слишком хорошо реализовано: даже то, как в Gamedec показаны виртуальные миры далёкого будущего, не кажется интересным. Но всё же в этой игре есть один очень любопытный и неожиданный приём, который авторы провернули с повествованием. Правда, до конца не ясно, намеренно ли это у них вышло.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Обычный мир будущего

XXII век. Варшава. Люди живут в гигантских многоэтажках. Наверху самые богатые. В самом низу царит ужасающая нищета, в которой живёт большая часть горожан. Но зато появилась куча высоких технологий вроде киберимплантов и роботов, а также виртуальные миры, которые по ощущениям почти неотличимы от реальности.

Если такое описание вам показалось слишком клишированным, то у меня для вас плохие новости: авторам Gamedec не удалось привнести в знакомый антураж хоть что-то оригинальное.

Бармен с кибернетической рукой, корпорации со своими секретами, слухи о сверхкрутом ИИ, главный герой, комментирующий происходящее в стиле нуарного детектива с не шибко удачной карьерой — собраны буквально все возможные штампы. Даже тот единственный раз, когда игроку приходится выходить на улочки города, проходит в темноте, освещённой неоновыми вывесками.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Всё это мог бы оттенить интересный визуальный ряд. Вспомним хотя бы Cyberpunk 2077: несколько схожий сеттинг, но вам будет трудно с чем-то перепутать давящие переулки Найт-Сити. Или вот другой пример — Ruiner, где использовали, кажется, чуть ли не все сочетания теней и неоново-красного цвета.

С точки зрения стиля Gamedec удивительно скупа на интересные решения. Вы не заметите ничего, что не видели где-то ещё по многу раз. Здесь нет какой-то любопытной стилизации, а мелких деталей на локациях крайне мало.

Портреты героев вообще заставляют вспомнить о дешёвых «браузерках» и мобильных играх. А у эпизодических персонажей, с которыми диалогов мало, портретов нет и вовсе — вместо них у каждого один и тот же тёмный силуэт, отчего сперва даже путаешь, с кем ты говоришь. Зачем вообще было их так обозначать?

Выразительностью не отличается и оркестровый саундтрек Gamedec, который ещё и играет не так уж часто. В итоге большую часть времени приходится проводить наедине с клацаньем интерфейса и фоновыми шумами — завыванием слабого ветра, не слишком помогающим атмосфере.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Не так уж часто показывают видеоигры, которыми увлекались бы в киберпанковском будущем. А Gamedec вообще названа в честь профессии главного героя — геймдека, что специализируется на детективных расследованиях внутри игр. Но виртуальные миры, которые нужно посетить, показаны здесь без выдумки.

Просто чтобы понять, какое разнообразие могло быть в сеттинге не слишком отдалённого будущего, вспомним, например, цикл рассказов из журнала «ЛКИ» про бета-тестеров игр в продвинутом VR. И там чего только не было — даже экшен про дьякона или симулятор ЖЭКа в стиле магического реализма.

В Gamedec же удивительно стандартный набор игр. Есть нуарная онлайн-игра, где можно заниматься сексом и зверски убивать людей. А ещё — MMORPG про мирный городок на Диком Западе. И ещё одна онлайн-игра про жизнь враждующих самурайских кланов с поселениями на больших летающих островах. На пять минут покажут виртуальный мир-курорт. И на этом всё.

Зачем почти целиком копировать набор сеттингов «Мира Дикого Запада»? Казалось бы, это видеоигры, в которых можно построить сколь угодно фантастические миры. Тем более странно, что те миры в реальности Gamedec — одни из самых популярных.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Разработчики попытались показать троллей, гринд, читы и прокачку в F2P-играх. Они даже в самом начале пошутили про покупку дорогущих космических кораблей в космическом симуляторе, который всё ещё не вышел. Но то, как тут показана виртуальная реальность, кажется устаревшим — примерно на двадцать четыре года.

Большинство виртуальных миров здесь примерно так же актуальны, как Ultima Online, которой в 2022 году исполнится четверть века. Столько же лет и фильму «Нирвана», который хоть и изображал однопользовательскую видеоигру, но довольно похоже. Ещё один пример из всё того же 1997-го — виртуальный город из «Лабиринта отражений» Сергея Лукьяненко. И даже на фоне причуд вышедшей восемнадцать лет назад Second Life та самая игра про секс и насилие из Gamedec кажется какой-то пуританской.

Даже особенность Gamedec, которая в теории могла стать одной из самых любопытных, реализована без «искры». У главного героя есть способность, помогающая ему искать читы, использовать программные ошибки себе во благо и взламывать код. В будущем багов в играх стало не сильно меньше, а админы со своими программами отслеживают читеров столь же эффективно, как и в наше время. По идее, этим можно было бы разнообразить сюжет, показывая забавные ситуации вроде каких-нибудь странных спидранов. Но почти всегда применение этого навыка ограничивается чем-то вроде открытия запертых дверей, получения небольшой суммы денег или возможности вывести человека из онлайна.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Да, шаблонный киберпанковкий сеттинг и устаревшее изображение игр будущего — далеко не редкость. Не так давно за те же проблемы критиковали, например, «Первому игроку приготовиться».

Но в Gamedec сталкиваться с таким особенно неприятно. Мир, исследование которого не затягивает, может испортить всё впечатление от игры, где нужно около 15 часов читать, ведь у игрока пропадает интерес к диалогам, в которых нередко пытаются рассказать о лоре. А скучные дизайн и музыка всё только усугубляют.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Эмоции против свободы выбора

Большую часть геймплея Gamedec хочется описать цитатой из Lair of the Clockwork God:

Я собираюсь побеседовать с каждым, рассмотреть всё и набрать столько хлама, сколько смогу...

Lair of the Clockwork God
Lair of the Clockwork God

Ведь в Gamedec почти всё построено на разговорах и исследовании вещей. И геймплей в целом привычный: выбор ответов и действий в диалоговых окошках, как во многих играх вроде Disco Elysium или Planescape: Torment.

Нужно вскрыть дверь — появится диалоговое окно. Хотите взломать программу — диалоговое окно. Исследуете труп — в диалоговом окне. И даже единственная драка проходит через диалоговое окно, правда по её окончании покажут катсцену, как вы победили или, наоборот, как побили вас.

И в этом смысле взгляд на киберпанк в игре даже кажется не таким уж заезженным. Намного чаще в декорациях high tech и low life приходится в основном стрелять, драться или скрываться ото всех.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Но за пределами диалогов в Gamedec не так много механик, хотя в каждом из виртуальных миров вводят нечто новое.

Например, в игре про Дикий Запад можно получить валюту за выращивание и сбор тыкв и ягод, — в том числе для того, чтобы прокачиваться внутри этой самой MMO. Так Gamedec даёт выбор тем игрокам, которые не стали вкладываться в навыки программирования для своего персонажа.

А ещё авторы с помощью небольшого эпизода с гриндом посмеиваются над условно-бесплатными играми. Правда, этой шутке далеко до There Is No Game: Wrong Dimension, где подобная сатира, пожалуй, в десяток раз изобретательней.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

В «самурайском мире» нас начинают ограничивать по времени, отмеряя его ударами внутриигрового колокола за многие действия и реплики. Правда, не всегда до конца понятно, на что может уйти время. Количество «ударов», которые потратишь на действие, могут и не показать вовсе. А могут показать — но оно почему-то не повлияет на таймер.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Под конец игры вам придётся блуждать в лабиринте, новые секции которого открываются по определённой последовательности из трёх цветов, которые нужно выбирать из четырёх предложенных оттенков. При этом они могут повторяться: красный-жёлтый-красный, например.

И темп геймплея здесь ощутимо падет. Каждый выбор цвета — на новом островке в виртуальном пространстве. Но острова почти одинаковые, а необходимые комбинации так просто не подобрать — даже к подсказкам нужен свой «цветовой код», а ведь на них ещё надо наткнуться.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Что касается «общего» отыгрыша персонажа, вне зависимости от виртуального мира, в Gamedec есть небольшое дерево прокачки. Навыки в нём условно делятся на четыре категории по «профессиям»: программирование, решение проблем с помощью силы, разговорные умения и знание людской физиологии с психологией. Прокачиваются они с помощью очков опыта, олицетворяющих определённые эмоции и черты характера, которые тоже разделили на четыре категории. За некоторые выбранные реплики в диалогах дают по одному такому очку.

Но у этой системы есть две глобальные проблемы. Ну, кроме того, что далеко не всегда очевидно, какие действия символизируют ту или иную черту.

Непонятно, как она объясняет то, что персонаж обретает новые знания и умения. В других играх очки опыта — полная условность, которая лишь показывает, что за время своих приключений ваш герой стал чуть-чуть круче и готов чему-то научиться. Здесь же вам всегда точно говорят, что новый пункт вы получили за «аккуратность», «пацифизм» или «нетерпеливость». Возникают вопросы к тому, как можно изучить чит-коды из разных игр, если часто проявлять в разговорах свои «эгоизм» с «авторитетом».

И по сюжету это никах не обосновано. Там нет чего-то вроде амнезии главного героя Disco Elysium, у которого по ходу игры сильнее проявлялись разные качества, объясняя его «прокачку» возвращением фрагментов памяти и становлением личности.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Второй большой недостаток ролевой системы — это то, как сильно она влияет на решения, которые приходится принимать в диалогах. Но дело не в том, что игрок, например, постоянно выбирает «злобные» реплики, чтобы прокачать ветку силовых решений.

Навыки прокачиваются быстро — и требуют самых разных видов очков опыта. Если проявляешь только одну категорию качеств, то и за всю игру откроешь только одно умение. А ещё навыки открывают много новых уникальных вариантов ответа. Например, с одной «профессией» можно представиться очень известным в сети человеком, чтобы взять интервью у собеседника и заставить выболтать все секреты. С другим умением того же человека можно запугать.

В Gamedec хочется проявлять в диалогах самые разнообразные черты. Тем более, что большинство таких выборов не влияет на ход разговора, а ролевая система никак меняет сам характер главного героя.

Но выходит так, что здесь ещё сильнее проявляется проблема многих RPG, когда главный герой в самом будничном разговоре раз за разом резко меняет эмоциональный окрас своих реплик. От оптимизма к серьёзному деловому тону, затем тут же — к глубокой меланхолии, а следом — к задорной насмешке. И всё это за двадцать секунд. И такое не объяснить последствиями алкогольно-наркотической амнезии, как во всё той же Disco Elysium.

Навыки моего персонажа к финалу игры
Навыки моего персонажа к финалу игры

Ещё один недочёт проявляется ещё до начала самой игры. В меню создания персонажа дают выбрать его взгляды, которые влияют на изначальный состав очков опыта. Вот только нигде там не пояснят, что вообще означают эти четыре значка под описанием убеждений героя — придётся начинать игру и читать про них уже там.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Ещё одна важная часть геймплея — выстраивание логических цепочек, которое напоминает о последних играх про Шерлока Холмса. Герою нужно собирать улики и на их основе делать какие-то выводы, чтобы продвинуться по сюжету дальше.

Но зачастую даже если собирать все возможные улики, их всё равно окажется недостаточно, чтобы уверенно прийти к какому-нибудь умозаключению. Создаётся впечатление, что на каждом шагу каждого расследования можно сделать неправильный вывод — и это не слишком повлияет на общее течение истории. Может, где-то в первой трети игры они и приведут к каким-нибудь не самым значительным сюжетным развилкам, но дальше уж точно ни на что не повлияют. Уж поверьте, я там сделал кучу неверных решений.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

И как раз этому в истории Gamedec можно найти объяснение. Правда, вполне возможно и то, что всё это на самом деле — недочёт со стороны разработчиков. Поэтому тут стоит поговорить о сюжете.

Расследование вслепую

Для игры, почти целиком состоящей из диалогов, невероятно важно их качество. И в Gamedec их хочется назвать просто «нормальными». Не то чтобы разговоры были так уж плохи, но и хвалить их особо не за что — ведь они практически не запоминаются

Точно так же и с повествованием. Оно способно увлечь, но не настолько, чтобы захотелось как можно быстрее узнать, что будет дальше, а не отвлекаться на готовку в тот самый момент, когда герой вот-вот совершит нечто рисковое и почти суицидальное.

Нет в итоге даже катарсиса. В одной из концовок после финального выбора реплики в диалоге тебе говорят пару слов в ответ — и тут же выбрасывают в главное меню. В этот момент и сам не понимаешь, какие вообще эмоции должна была подарить игра.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Истории Gamedec не хватает красок, заигрывания с разными странными идеями, выразительности. Такие моменты можно перечесть по пальцам: тролль с аватаркой единорога; игровой клан, в котором провинившихся на время превращают в неодушевлённые предметы; эпизод, где можно пройти через охрану, превратившись в котёнка — и всё.

Сценаристы будто бы изо всех сил держались за стандартный киберпанк-сеттинг, чтобы не пуститься в китч, сюр и дичь, которые бы по-настоящему осели в памяти. В сюжете нет чего-то вроде пухлого ангелочка, вселяющегося в тела людей. Сочетания всех возможных конспирологических теорий. Человека, который настолько состоятелен, что искажает реальность из-за своих богатств. Или хотя бы разговоров с программой-копией давным-давно умершего писателя, вооружённой дробовиком.

И Gamedec сложно назвать игрой с «глубоким сюжетом». Ни один из персонажей не отличается каким-то подробно прописанным характером. Кажется, что авторы не старались выплеснуть в игру всю палитру своих переживаний и взглядов. И даже фантастические концепции, ключевые для сценария, подаются и развиваются здесь в традиционном ключе.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Самое интересное, что есть в повествовании Gamedec — это то, как структурой истории разработчики показали, как главный герой не властен над своей судьбой. Но чтобы об этом рассказать, придётся частично раскрыть один сюжетный поворот.

Скажем так: выяснится, что есть две силы, что манипулируют главным героем. Одна послабее, а другая — куда более глобально. И выражается это манипуляциями с нелинейностью.

И в игре действительно есть неплохая нелинейность. К примеру, решения, которые будут припоминать игроку время от времени. Но есть места, в которых на общую историю повлиять невозможно. И чем дальше, тем таких моментов больше. Появляются — и тут же уходит их ценность. Может, всё дело в том, что это разработчики не продумали развилки, но происходящее всё равно хорошо подчёркивает неотвратимость судьбы героя. Что от него ничего не зависит. А перед финальным решением даже придёт понимание, что вообще всё остальное до этого на самом деле было не важно — и не посчитаешь это чем-то плохим.

Нечто похожее встречалось и в других играх. Но тяжело вспомнить яркие случаи, когда к такому ходу игрока вели постепенно, а не ставили в определённый момент перед фактом, что кто-то специально вёл нас по одной дорожке.

Всё это неплохо работает в тех эпизодах, когда главному герою дают выбрать из множества вариантов ответа, но они превращаются в один и тот же. Персонаж сам осознаёт, что что-то не так, но уже не способен выбрать нечто другое. И в финале это может неплохо выстрелить, особенно если прокачать нужное умение.

Проблема только в том, что историей Gamedec при всём желании не удаётся проникнуться до такой степени, чтобы такой ход сильно повлиял на восприятие этой истории.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Но если диалоги и бывают по-настоящему неплохими, в Gamedec есть и тексты, которые трудно назвать хоть сколько-нибудь увлекательными — и это записи в кодексе. Мало того, что они в деталях рассказывают о стандартном сеттинге, так ещё и через длинные заметки, которые попросту скучно читать. Например, лор часто подают в формате интервью, где один собеседник ничего не знает о мире, где он живёт, а второй отвечает так, будто он не человек, а скрипт, выдающий первые абзацы статей из Википедии.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Баги виртуальности

А теперь о том, что, вероятно, поправят в ближайшем будущем.

Gamedec выглядит как игра шестилетней давности, но при этом умудряется выдавать долгие загрузки. После которых, кстати, постоянно встречались баги: то вдруг начинались уже законченные диалоги, то снова появлялась разогнанная прямо перед этим толпа.

И по крайней мере на момент написания рецензии у неё проблемы с русской локализацией. Уже в меню выбора персонажа и в названиях черт характера есть непереведённый текст. А судя по скриншотам из сети, в некоторых сюжетных ветках вообще есть целые диалоги почти без перевода с польского, хотя выбрана русская локализация.

Следствие ведут читеры: обзор Gamedec

Gamedec со своей концепцией могла бы оказаться одной из лучших RPG года. Но авторы почему-то решили просто показать все самые распространённые клише киберпанка в формате нелинейной RPG, где есть только диалоги. И этого явно недостаточно, чтобы получилось что-то запоминающееся.

Что понравилось

  • Решение всех проблем при помощи диалогов.
  • Нелинейность.
  • Сюжет время от времени всё-таки увлекает.

Что не понравилось

  • Устаревшая графика и невзрачный стиль.
  • Невыразительный саундтрек, который ещё звучит не так уж часто.
  • До одури стандартный сеттинг и изображение видеоигр, будто пришедшее из 1997-го.
  • Ролевая система, вызывающая множество вопросов.
  • Сюжет, практически лишённый глубины и ярких деталей.
  • Лабиринт, проходы в котором открываются комбинациями цветов.
  • Скучные заметки из внутриигрового кодекса.
  • Долгие загрузки и проблемы перевода с польского.
8585
41 комментарий

 Устаревшая графика и невзрачный стиль.С виду и не скажешь. Вроде всё красиво

51
Ответить

Опять адвенчуру с элементами называют RPG.

13
Ответить

она же в изометрии и там бегать мышкой, значит рпг 

13
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Пара моментов немного прояснить майндсет создателей.
1. Успех ведьмака многим не дает покоя. Вот и Аншар Студио вместо того, чтоб придумать свое, нашла польского писателя с имеющейся серией. Серией Gamedec, собственно. Интересно, что сейчас и правда бум польской фантастики и фэнтези, у нас и на западе кого только не издают, но не этого.
https://www.goodreads.com/book/show/6894344-gamedec-granica-rzeczywisto-ci

2. Один из разрабов озвучил пример "преступления" в этом мире.
"imagine a CEO, who likes to kick animals in the VR on a dark web server. You know he's insane and violent, you may hear he mistreats his employees"
"Представьте СЕО, который любит пинать животных в виртуальной реальности в даркнете. Вы знаете, что он безумен и жесток, возможно слышали о его плохом обращении с сотрудниками"
https://rpgcodex.net/forums/threads/gamedec-is-an-upcoming-isometric-cyberpunk-rpg-from-poland-where-you-play-a-virtual-world-detective.129078/

Ну вы поняли.
Как написали там же на кодексе "а прикиньте если б СЕО пошел валить всех направо и налево в гта5 (в ДАРКНЕТЕ)"

8
Ответить

МнОги БуКвИ. КаКоя оЦеНкА?

7
Ответить

Проходняк.

5
Ответить