{"id":3881,"url":"\/distributions\/3881\/click?bit=1&hash=e456b64697230d93edcda0dd20f3c8aa5d4abd88effca1a7571a12fa6564c38a","title":"\u0413\u0435\u0439\u043c\u0434\u0435\u0432-\u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441, \u0433\u0434\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0437\u044b: \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435","buttonText":"\u041f\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"a410dbd1-804c-54dc-84ea-e6227d71d9b4","isPaidAndBannersEnabled":false}
Игры
Василий

Disco Elysium: смысл концовки

Disco Elysium – одна из лучших RPG последних лет. Умная, тонкая, меланхоличная, лиричная, многогранная и многослойная игра. Без преувеличения – шедевр, достойный стоять в ряду других великих RPG, особенно с учётом нестандартного сеттинга. Тем страннее было пройти игру и получить такую концовку.

Внимание: вся последующая статья – это сплошной спойлер к игре, вышедшей два года назад. Также статья не даёт готовых ответов, так как автор их не знает сам, она просто подталкивает к размышлениям.

В комментариях к рецензии на Disco Elysium на сайте «Мир Фантастики» кто-то справедливо заметил, что концовка игры в лучших традициях Дарьи Донцовой. Все подозреваемые оказались тупиками, допросы, улики, анализ ситуации оказались почти бессмысленными и привели расследование к роялю в кустах в лучших традициях бульварных детективов. Мэтры жанра типа Конан Дойля и Агаты Кристи, а также писатели новой волны типа Ю Несбё приучили нас, что преступник (за редким исключением) – это один из персонажей книги и по тексту разбросано масса намёков и улик, позволяющих вычислить злоумышленника. Именно это придаёт хорошему детективу особую остроту. Вводить в конце истории Disco Elysium безумного старого стрелка - ход довольно спорный, если не сказать примитивный. Но так ли это?.. Могла ли интеллектуальная игра поглупеть ближе к концу? Или не всё так просто?..

Идея один. Совершенно очевидно, что игра, в первую очередь, не про расследование, а про понимание Гаррье самого себя. Фактически, игра начинается (и продолжается) в духе Planescape: Tornment. Главный герой просыпается в незнакомом для себя месте, он не помнит как его зовут, как он сюда попал, что он делал до этого и даже – как он выглядит. По ходу игры мы как мозайку собираем осколки личности Гаррье и узнаём о его поступках и их последствиях. Дело не об убитом наёмнике, но о том, кто такой Гаррье и что его ждёт. В этом смысле игра даёт нам больше, чем можно ожидать. Внимательный и эмпатичный игрок под конец Disco Elysium сможет понять и прочуствовать всё глубину боли Гарри. Апофеозом его истории, её катарсисом становится встреча с убийцей. Дезертир – такой же разбитый жизнью, расколотый болью и разочарованием сломленный человек. Гаррье понимает, что Дезертир – это его возможное будущее, более мрачная и безумная версия его жизни. Мне хочется думать, что встреча с Дезертиром стала озарением и поворотным моментом в жизни Гарри, он осознал, что сон разума пораждает чудовищ. Под таким углом можно резюмировать, что история Disco Elysium раскрывается в полной мере.

Идея два. Игра не пропагандирует этого прямолинейно и в лоб, но она явно несёт в себе гумманистический посыл. История Дезертира – она в том числе про то, что осколки войны всё ещё могут ранить. О том, что искорёженные и измученные большими потрясениями люди несут и множат боль. О том, что чем больше ты вглядываешься в бездну войны, тем больше она начинает вглядываться в тебя. Что война не заканчивается с её официальным окончанием, её эхо разносится ещё много лет и это – бессмысленно и страшно.

Идея три. А может быть вся игра – это аллюзия на жизнь Гарри Дюбуа? Хаотичное мелькание несвязанных эпизодов. Фаталистический поток, несущий и несущийся, неуправляемый. Калейдоскоп случайных осколков. Форма бреда. Тогда безумный Дезертир, нелогичность концовки, некая оторванность её от основного повествования становится органичной. Логики, справедливости, смысла не существует как бы говорят нам создатели игры. Жирное троеточие в абсурдиском мире Disco Elysium.

Идея четыре. Нельзя исключать социально-политический подтекст игры. Гарри Дюбуа в начале игры ничего не знает об окружающем мире, совершенно не понимает что происходит. И, передавая управление над ним, нам предлагают разобраться в структуре общества, социальных отношениях Мартинеза. Все ключевые персонажи – это яркие представители различных социальных групп, от маргинальных алкоголиков, реваншистов, анархистов, коммунистов, до крупного капитала и фашистов. Мелкий бизнес, наёмные военные, безграмотные нищие, простые рабочие, хитрые рабочие, ветераны войны, ностальгирующие по феодализму, учёные, бытовые раситы и идейные расисты, тут есть все. Разработчики специально заваривают такой котёл из общественных отношений и чётко обрисовывают роль каждой группы. А Гарри разбирается как они все друг с другом связаны и кому потребовалось убивать наёмника. Сперва нам подсовывают версию о том что это рабочие доков восстали против гнёта капитала и готовы чуть ли не начать новую революцию, но на деле оказывается что они так же как и остальные только пытаются найти выгоду для себя из сложившейся ситуации и левая риторика только ширма. Гарри ищет недостающую часть социальной мозайки Ревашоля, что-то что привело не только к смерти наёмника, но и ко всему упадку Мартинеза. И находит. Дезертир олицетворяет старый дряхлый идейный коммунизм, который всё потерял, сдался под напором объединённых сил капиталистов, а потом ещё и был обманут и использован хитрыми дельцами, прикрывающимися цитатами Мазова. Теперь он просто переполненный желчью призрак Ревашоля, он может только наблюдать как всё за что он боролся гниёт и разлагается. Но свои идеи и принципы Дезертир фанатично отстаивает до последнего, убивая ненавистного фашиста. Но под этим скрывается ещё один – реальный – мотив. На самом деле он хочет быть на его месте, хочет наслаждаться жизнью. Но в Ревашоле для него больше нет места. Детектив в Диско Элизиум это только инструмент с помощью которого ZA/UM толкают игрока к исследованию социально-политической подоплёки мира.

Откровенно говоря, ни одна из версий не устраивает меня на 100%. Поэтому буду искренне благодарен, если кто-нибудь поделится своим мнением на этот счёт – игра предоставляет широкое поле для интерпретаций. Не бойтесь подключить свою Внутреннюю Империю. )

0
153 комментария
Написать комментарий...
Иван Кохановский

Куно похуй.

Ответить
Развернуть ветку
Милицейский танк88

Больше согласен с первой идеей.

Само убийство и его расследование — это просто удобная площадка для более обширной истории, а именно своеобразное философское формирование личности Гарри с чистого листа, которым мы собственно и занимаемся всю игру.

Финальная сцена, когда Ким предоставляет личностный портрет Гарри, тому прямое подтверждение.

Ответить
Развернуть ветку
Синий спрей

Ну да, ДЕ - это примерно такой же детектив, как те же Братья Карамазовы или 3 сезон Настоящего детектива.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Hesko

Я все-таки не рассматриваю эллизиум как детектив, в котором цель - найти преступника. Это детектив, в котором цель найти себя, своего персонажа, собрать его по кусочкам. Однако, идеи об отзвуках войны прослеживаются в игре весьма ярко, так что и их отметать я бы не стал, но они для меня не стали главными в этом произведении. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Полностью согласен, что "судилище" в конце игры просто необходимо.
Гарри должен начать вызодоровление, в том числе, в глазах своих коллег.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Ингварсон

Детективный пейофф завален, но, внимание, завален намеренно. Для контраста с тем, что ожидает нас в кустах. А там нас ожидает самое настоящее Чудо, несмотря на всё то говно и безнадёгу, что мы жевали в течении всей игры. Можно, конечно, не жевать говно и безнадёгу, а угарать и упарываться, но это не более чем жалкий побег от экзистенциальной трагикомедии жизни. Хардкор же это про самоотверженную верность делу (в данном случае - делу жизни), не имеющему конца и края расследованию экзистенциального пиздеца всеобщего через экзистенциальный пиздец одного человека.
Чудо, в данном случае, это метафора новообретённой надежды (для Гарри и, в том числе - для мира), которую обретает именно Гарри (что характерно: преемник мечты, а не её "создатель"). По этой же причине дед-вояка не может увидеть криптида, а Гарри и Ким - могут.

Непопулярное мнение: игре стояло пустить титры до возвращения с острова. Последняя сцена, где бывшие коллеги хуесосят Гарри и разжёвывают выборы (=проговаривают итоги игры) - нихера не воодушевляет и, в целом, ничего ценного не привносит. Формальность тупая, на грани со слайдовым геймизмом. Я бы даже сказал, что она откровенно портит финал, который мог бы быть куда более многозначительным и "на высокой ноте".
Впрочем нет ничего идеального, а DE даже так - отличная история и достаточно крепкая игра.

Ответить
Развернуть ветку
Компактный Персидский Социопат

Полностью согласен с первым абзацем и совершенно не согласен со вторым. Каминг аут перед коллегами совершенно необходим. На протяжении всей игры , вне зависимости от выборов и адекватности поведения гг моральным компасом и сдерживающим от возвращения на дно фактором является напарник Гарри - Ким. Именно он постоянно напоминает о необходимости работать и вести расследование. Но он очень снисходителен и знакомится с Рафаэлем когда тот уже совсем опущенный. И поэтому несмотря на авторитет Кима и довольно разумные убеждения по многим вопросам он не создаёт должного давления на Гарри, потому что познакомился с ним после потери памяти и старается принимать его таким какой он есть. А вот что необходимо Гарри так это взбучка. Встреча со своей совестью. С людьми, которые когда-то были с ним близки (хотя бы по работе) и которых он сильно подвёл. Не важно, насколько похорошеет Гарри при игроке к финалу игры. Если он намерен двигаться дальше он должен услышать правду о себе от тех, кому он не безразличен, принять её, извиниться (жалкий коп) и побещать что больше так не будет. Иначе он будет чувствовать себя безнаказанным и продолжит пытаться напиться и обдолбаться до смерти. В конечном итоге он любит свою работу и у него хороший напарник, возможно даже друг. И ему просто нужно дать второй шанс и что ещё более важно смысол продолжать жить и работать. Раскрытое дело, фазмид и принятие обратно на службу коллегами как по мне отличный старт. Об этом вся игра по сути. О том как выбраться из кризиса, принять неудачи прошлого, переосмыслить своё отношение и найти в себе силы двигаться дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Vxgxzc Fzgvxx
нихера не воодушевляет и, в целом, ничего ценного не привносит

Не знаю, помимо сообщения о том, что примерно будет во второй части, мне было приятно ощутить чувство локтя, чувство того, что кавалерия наконец-таки прибыла, знать, что при всем экзистенциальном пиздеце заебанность от происходящего висит не на мне одном, это бремя можно нести с группой надежных людей. Мне было приятно от того, что разработчики, не служив в полиции, передали многие больные темы работы и сказали мне, мол "со стороны всего этого не видно, но мы видим". Всегда приятно знать, что автор видит окружающую действительность точно так же как и ты, ее изъяны и прелести, без прикрас и лишней чернухи, не бросаясь в крайности. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
NSw

Помимо унылого раскрытия унылого убийцы концовка "блещет" и другими разочарованиями. Вот некоторые из них:

- У истории любовной трагедии гг нет кульминации, сама по себе она очень поверхностна и тривиальна. Маленькие кусочки этой линии в течении игры были поданы под соусом убердрамы и бессмысленно завысили ожидание.

- Гребаное гигантское насекомое из местных городских легенд, которое, мать его, обладает сознанием космического надмозга, которого именно здесь и именно сейчас встречает именно гг. На этом месте я начал надеяться, что все это сон собаки.

- Pale очень часто упоминается, играет важную роль в лоре этого мира, присутствуют намеки на грядущий глобальный пздц - нет кульминации. (Здесь допускаю, что разработчики приберегли немного лора для будущего расширения вселенной Disco Elysium)

- Коллеги Хэрриера точно так же неоправданно раздували драму на протяжении игры, будто хранят какие то невероятные откровения из нашего прошлого. К концу игры гг уже знает кто он, как сюда попал, где работает и в целом память всех важных затронутых аспектов жизни восстановлена. Но тогда почему чертов Жан говорит с Хэрриером как с пациентом психушки? Диалог с Жаном как будто полностью игнорирует огромные пласты информации, которые как игрок, так и гг получили в ходе событий.

Если кто то может объяснить мне смысл данных решений, я бы с радостью послушал другую точку зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Jonh Archer

"История любви" это про принятие/не принятие того, что отношения закончены. Как раз кульминацией и является сон - напоминание о жалкой попытке ухватится за уехавший поезд. Что то похожее было в 500 дней лета.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Компактный Персидский Социопат

1. Любовная история в игре присутствует не ради развития персонажа а в терапевтических целях. Создатели прямым текстом как-бы говорят: "Посмотри на себя со стороны жалкий ты кусок дерьма. Пора бы уже отпустить наверное? Хотя бы ради рабочего класса. В одну и ту же реку невозможно войти дважды и всё такое. Фигурка и выпивка её не вернут. И ничто не вернёт. Deal with it and move on."
2. Лор игры даёт ясно понять что не являет собой наш реальный мир, совсем. Многое взято из истории но очень ловко адаптировано и смешано с паранормальными явлениями Элизиума. Говоря простым языком лично я не увидел ничего преступного в появлении островалийского фазмида в мире игры где существует серость. И вообще не факт что Гарри не с внутренней империей общался в тот момент. И опять же появление фазмида является своеобразным лучиком надежды на что-то большее и светлое чем убогая реальность разрухи Ревашоля. Рафаэль прозябал в беспробудном пьянстве, употреблении наркотиков и публичных представлениях с русской рулеткой не от счастливой жизни. И хотя бы небольшое открытие для себя чего то необычного и прекрасного это жизненно необходимое лекарство чтобы отвлечься от окружающего его инферналия и занять свои мысли чем-то кроме самобичевания. Чего-то большего чем он сам, возможно.
3. Кульминация серости есть просто она будет потом и это смерть всего живого. Метафора на биологический процесс жизни только в глобальном масштабе. Джойс и Ким коллективно стараются оградить от этого знания протагониста, ввиду того что его психика итак находится в хрупком состоянии. Возможно эта тема с серостью нечто большее. Но как по мне её добавили в качестве напоминания неизбежности конца жизни, которое нужно пропустить через себя и принять чтобы начать жить. Процитирую Баффи: The hardest thing in this world... is to live in it. Как-то-так.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Исаков

Думаю, Жан говорит с Гарье как с пациентом психушки из-за того, что он спился, развалил всю оперативную работу, ещё раз спился и забыл все предшествующие факторы включая коллег, должность и обстоятельства спивания.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Unknown God

А трибунал тебе нормальным показался? Худшая сцена игры. Был огромный потенциал на развилки, а сделали линейный калл

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Томаш Силкин

Игра хороша в том числе тем, что оставляет пространство для интерпретаций, поэтому любая или сразу все из твоих версий имеют место быть :)
Официальный перевод полной формы имени Гарри, кстати, Гаррье

Ответить
Развернуть ветку
Милицейский танк88

Ты хотел сказать Рафаэль Амброзиус Кусто?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Лихт

Я воспринял концовку такой, какой она была показана. Не люблю всю эту игру в угадайку и додумывалку. 

Почему так?
Как бы, мы кучу раз занимались полной хуйней в игре, забив даже на причину, по которой мы здесь. Иногда получалось всё чисто случайно, а иногда нет. Вот какие, например, есть предпосылки к тому, чтоб появилась тётка-полицейская машина?

Медиа нас приучило, что вот обязательно должны быть какие-то намёки на кого-то, но ведь бывает и такое в той же реальной жизни, что никакой связи в ситуациях нет, но мы её упорно пытаемся найти, потому что "так надо" и "так везде".

Да и намёки на это, имхо, были, если уж притягивать кота за уши. Зря, что ли, всю игру пиздят тонны текста про стародавнюю войну?

Если проводить параллели, то СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР прекрасный фильм Воспоминание об убийстве, где тоже идёт расследование в Ебеньграде, оно даже местами семимильными шагами идёт, но в конце оказывается, что это череда глупых случайностей, которые завели в никуда.

Конечно, всё зависит от контекста и таланта авторов, но в Диско Элизиум я не увидел эту концовку как что-то плохое. Мне ситуаций, которые встряхнули весь мой эмоциональный спектр, хватило и до финального твиста про деда, так что этот "рояль" только дополнил список. 

Ну и, конечно, самый главный вопрос - а какой финал этой ебанутой истории вообще кто-то себе может представить? Ну вот что должно было случиться, чтоб оставить всех довольными?

Почему странный рандом в игре, где почти каждый квест это странный, душевный рандом, внезапно оказывается чем-то плохим? Пытаться спиздить ботинки, в которые трупный гной налился вёдрами, после чего пойти час пиздеть на пирсе о политике и серости, дабы всё в конце дня шлифануть отъёмом косухи с надписью PISSFAGGOT у говнаря - это, типа, в каждом произведении такие тональные сдвиги имеются? Вроде подобные скачки настроения считаются говном в той же литературе, которую приводят в пример медиума, где "рояль в финале" - это "плохо". 

Ответить
Развернуть ветку
fl0wer

Чисто моя версия, что могли бы сделать сценаристы: на самом деле Дюбуа и есть убийца, посланный убить Клаасье, но по неосторожности или случайности промазал. При этом он ведет одновременно жизнь киллера и полицейского (поэтому когда ему поручили это убийство расследовать, то вместо того чтобы этим заниматься он просто бухает). Потом, проснувшись с амнезией, он не зная прошлого всьрьез берется за расследование и в конце находит какое-нибудь неопровержимое доказательство содеянного собой же (кстати в конце, когда он осматривал место откуда стреляли, он даже сказал: "черт возьми, да даже я бы отсюда попал")

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Inearthed

Выскажусь только по детективной составляющей. Прежде всего, в игре два детективных сюжета - (1) поиск убийцы, (2) - поиск собственной личности, с последующей её реконструкцией.

Так вот, по убийству. Безумный стрелок - это не рояль в кустах, это вполне себе нормальное завершение детектива. Он не появляется из ниоткуда, игра намекает на него несколько раз:
1 - при осмотре места убийства (не линча), Visual Calculus показывает три возможных точки, откуда сделан выстрел - одна из них ведёт на остров, где Гарри с напарником ещё не были. И этот остров я держал в памяти до самого конца прохождения.
2 - при осмотре тела, Inland Empire прямо говорит от имени жертвы - "Коммунизм убил меня".
3 - обнаруженные в застенках старые винтовки. Здесь, возможно, я притягиваю за уши, или просто плохо помню, но лично мне показалось, что дед устраивал ночные вылазки в Ревашол и использовал такую же винтовку, как на этом складе, возможно даже это его собственный тайник.

В расследовании преступления часто ищется мотив, просто в данном кейсе поиски мотива не приводят к убийце, такое бывает. Зато отлично удалось раскопать и раскрыть и дело с перевозкой наркотиков, и с промышленным шпионажем, и с коррупцией, и с превышением полномочий.

Это нормально, что некоторые пути расследования приводят к тупику, но тем не менее, часть из них, закономерно, дала нужные для развития сюжета зацепки. Если бы могли сразу провести осмотр тела, осмотр места убийства и поплыть на остров - игры бы не было. :) 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Храмов

Дед использует другую винтовку, и его даже можно спросить про этот тайник. Но намёков там действительно много, куча улик указывает на то что есть кто-то ещё. Следы и дырка в стене в потайной комнате например.

Ответить
Развернуть ветку
Генхальд

Также соглашусь что это не рояль, игра дает достаточно информации и намеков на такую развязку детективной линии. Если найти все зацепки не запоров проверки на анализ улик и показания персонажей, становиться очевидно еще до поимки дальнобойщицы что это не она, не Клаасье и никто другой из известных нам персонажей. Плюс то что нет возможности попасть на остров, также на это намекает. При прохождении мне это подарило сильные эмоции безысходности что зацепки не сходятся на ком то конкретном и страха за судьбу персонажей перед фактом неотвратимости мяса на трибунале.

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

А ещё когда мимо решётки на мостовой ходишь, то там тоже можно в каком-то из всплывающих бубликов обнаружить чьё-то незримое присутствие.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Храмов

Все три варианта вообще не рассматривают социально-политический подтекст игры. А это очень важно.
Гарри Дюбуа в начале игры ничего не знает об окружающем мире, совершенно не понимает что происходит. И, передавая управление над ним, нам предлагают разобраться в структуре общества, социальных отношениях Мартинеза. Все ключевые персонажи это яркие представители каких-то социальных групп, от маргинальных алкашей, до крупного капитала. Мелкий бизнес,  наёмные военные, безграмотная босота, простые рабочие, хитрожопые рабочие, ветераны войны, ностальгирующие по феодализму, учёные, бытовые раситы и идейные расисты, тут есть все. Разработчики специально заваривают такой котёл из общественных отношений и чётко обрисовывают роль каждой группы. А Гарри разбирается как они все друг с другом связаны и кому потребовалось убивать наёмника. Сперва нам подсовывают версию о том что это рабочие доков восстали против гнёта капитала и готовы чуть ли не начать новую революцию, но на деле оказывается что они так же как и остальные только пытаются найти выгоду для себя из сложившейся ситуации и левая риторика только ширма. Гарри ищет недостающую часть социальной мозайки Ревашоля, что-то что привело не только к смерти наёмника, но и ко всему упадку Мартинеза. И находит.
Дорс олицетворяет старый дряхлый идейный коммунизм, который всё просрал, сдался под напором объединённых сил капиталистов, а потом ещё и был обманут и использован хитрыми дельцами прикрывающимися цитатами Мазова. Теперь он просто призрак Ревашоля, он может только наблюдать как всё за что он боролся гниёт и разлагается. Но свои идеи и принципы Лиллианыч отстаивает до последнего, убивая ненавистного фашиста. Но под этим скрывается ещё один мотив. На самом деле он хочет быть на его месте, хочет наслаждаться жизнью. Но в Ревашоле для него больше нет места.
Детектив в Диско Элизиум это только инструмент с помощью которого ZA/UM толкают игрока к исследованию мира.

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Мне кажется, это очень релевантный комментарий.
Вся игра пронизана этим социально-политическим контекстом, нельзя его игнорировать при трактовке концовки.
Я могу добавить Вашу мысль в свою мини-статью?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Hibakusha

Он убивает не фашиста и не по политическим/идейным причинам.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Carpe ho ras

DE - он как Шрек... ой, то есть, как лук. Многослойный. То, что Вы сказали, это тоже важный аспект. Особенно в контексте родной страны авторов Эстонии, в контексте распада СССР и всего того мракобесия, которое было в первое десятилетие после краха.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Милый Мальчик
 RPG

ошибка в слове новелла

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Меня расстаривает такой комментарий, потому что я его регулярно встречаю. При этом я люблю RPG и равнодушен к новеллам.
RPG - это про нелинейность и отыгрыш персонажа (done).
RPG - это про прокачку и характеристики персонажа (done).
RPG - это про проверки характеристик и броски дайсов (done).
Даже влияющее на характеристики и прохождение мировоззрение (коммунист, фашист, анархист...), открывающие новые ветки диалогов, присутствуют.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Hesko

Хорошая аватарка

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Боря М

Ну я бы не сказал, что прямо рояль, с момента осмотра места убиства становится более менее понятно, что это снайпер. И откуда стрелял тоже понятно. Но зачем? Вот и выясняешь.

Ответить
Развернуть ветку
Компактный Персидский Социопат

Disco Elysium это сеанс психотерапии. Это сатира на детективный жанр и человеческую психологию. Нет нужды зацикливаться на смысле концовки. Игра про тебя самого, про окружающих людей и о выборах, которые совершает игрок на основании каких-либо чувств и убеждений. Ни больше не меньше. А ещё поржать можно всласть)

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

Один из главных посылов игры: "Не все двери можно открыть [нужно открывать]"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Unknown God

Увы, в кино, книгах и играх есть плохие концовки. Не нужно оправдывать их поиском глубинного смысла.
Диско элизиум - хорошая, но жутко переоцененная игра.
Плохой, местами откровенно глупый финал.
И абсолютная линейность, хотя всю игру до трибунала игра очень убедительно старается казаться нелинейной.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Василий
Автор

Но Disco Elysium действительно нелинейная игра, чего только стоит расследование с напарником Куно. )

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Антон Вонг

Крутая игра. Круто, что люди ищут скрытые смыслы. Лично я думаю, что это просто неделя из жизни детектива. Таких недель было много До, и таких недель будет много После. :) 

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

И это очень реалистичная трактовка концовки, мне нравится.
Про хаотичность и бессмысленность жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Я, когда читаю ваши рассуждения о концовке Disco Elysium. )
Даже не ожидал, что настолько содержательная и зрелая дискуссия развернётся под моей мини-статьёй.
Спасибо вам большое, читаю с интересом и начинаю понимать больше в концовке.

Ответить
Развернуть ветку
Компактный Персидский Социопат

Игра феноменальная. Особенно если близки и понятны большинство тем и проблем содержащихся в нарративной составляющей. В Disco Elysium очень много диалогов и локальных нелинейностей встречая которые удивляешься проработке и количеству возможных вариантов реплик в зависимости от прокачки и мыслей. Вот небольшая темка с реддита с одними из самых редких и неочевидных деталей. На деле их там гораздо больше и встретить их можно перепроходя игру с разными психо-билдами и мыслями. Если игра очень понравилось имеет смысл пройти её раза 3 минимум с совершенно разными откалиброванными вручную билдами и мыслями подобранными с идеей. Я часов 200 провёл в игре до момента как она мне ужасно надоела) https://www.reddit.com/r/DiscoElysium/comments/mots0u/new_to_the_game_amount_of_details_in_it_hasnt_yet/

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дрыгин

Максимально надуманная перетнзия к финалу. Учитывая, что игра всю дорогу деконструирует все более или менее известные детективные тропы и штампы, то такой финал в картину игры укладывается более чем. 

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Претензий нет, есть попытка разобраться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
juswiz

У нее дома живёт один точно! На палочку похож

Ответить
Развернуть ветку
overdigger

Товарищи, а что происходит, если арестовать танцовщицу? Как тогда герой узнает об острове?

А так считаю финал хорошим, хотя я тоже активно искал убийцу, отпустил руби и танцовщицу, поняв, что не убийцы и спасая их от пыток/суицида, но убийцу в итоге не угадал. Хотя намеки были и по-моему красиво и изящно разгадка ложится в лор игры, очень душевно. Концовка с Куно напарником-детективом шик, я считаю! Перестрелка не особо удачно прошла, я мало что переигрывал, часов за 30 пробежал. Многое в расследованиях было предсказуемо до того, как осеняло самого героя (кто устроил погром машиной, например).

Особый шарм придает концовке, что эврар никогда не покидал свой контейнер вероятно из-за снайпера :D

И красиво все-таки что Клаасье много дней стояла на балконе и все-таки поняла, откуда прилетела пуля, и долго смотрела прямо на убийцу.

И я не имею претензий к мотивации убийцы: ему трудно было сформулировать словами мотивацию почему он стрелял, как и причину, почему он, пренебрегая безопасностью, принес цветы на балкон Клаасье. Но все это читается между строк - так и задумана, душевная концовка, где такой несгибаемый принципиальный человек все равно сломался в старости, давая волю чувствам и пускай неуместной, но любви, ведь он десятилетиями загнивал в одиночестве. Он прямо говорит, что так жить нельзя.

И не забываем, что пускай он убивал, но кого он убивал, а кого нет? Он не убил своего прямого противника, дожившего до старости в его прицеле. Он убил детоубийцу, насильника и т.д. А о подработке на братьев он жалеет и, возможно, даже грохнул бы их, они это видимо понимают.

Вообще игра очень моральная: всеми ситуациями и развязками в итоге поучает по многим аспектам вплоть даже до берегите природу мать вашу.

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

Все три идеи Вы хорошо заметили. Первая, на мой взгляд, наиболее близкая. Ещё добавлю к комментариям, что мы не просто собираем паззл, восстанавливая личность Гаррье с чистого листа, но и изменяем её, формируем.

Эх... всё как у энтих психологов...
Первый раз дошёл до финала. Отрицание. Гнев.
Загрузился с середины. Дошёл до конца. Принятие.
Прошёл ещё раз. Просветление.
Кстати, только что понял, что концепция психологов (это не об игре) содрана с 4 благородных истин Дзен (страдания, источники, пути, пресечения).

А то, что Вас ни одна идея полностью не устраивает, - это только говорит о том, что игра в своём плане отличная. И не должно быть одного универсального, устраивающего всех, объяснения.

У Достоевского в романе Идиот, например, часто встречаются религиозные отсылки, которые подводят читателя к мысли, что показано пришествие Христа. Кажется, что это - главный герой, - добрый, смиренный князь Мышкин. А потом, ловишь себя на мысли, что нет. На самом деле отсылкой ко Христу может быть и непредсказуемая, хаотичная и жестокая Настасья Филипповна, которая на своём жизненном пути является таким анти-героем по причине того, что впитывает в себя и несёт все страдания людей. Вот и Гаррье в чём-то такой же.

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Большое спасибо, что поделились размышлениями.
Кстати, если я правильно помню, Достоевский в черновиках при подготовке к роману "Идиот" вместо Мышкина иногда "Иисус", а иногда - "я". )))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Евсеев

Как насчет того, пиздатость в форме? Крутой цельный оригинальный мир, наполненный абсурдистским и черным юмором, гуро, аллюзиями, хорошим вкусом и любовью авторов к хорошей литературе и другим видам искусства. Прикольный нуарный герой с тягой к саморазрушению, и никто не мешает пойти по пути саморазрушения до конца, никто не морализаторствует, не бьет указкой по рукам за то что ты наркоман фашист или просто хаотик психопат.

А приплетать такие банальные мысли из сочинений по литературе, с этими изъежжеными по сто раз "сон разума пораждает чудовищ" - это пошло. 

В конце концов - это игра, рпг, ты отыгрываешь такого персонажа, которого хочешь. В этом суть рпг и игр. Можно отыгрывать "всё глубину боли Гарри", а можно быть рок звездой и второй вариант хотя бы не так заебал своей банальностью уже с 7 класса среднеобразовательной школы, а даже наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
fFamous

Добавил в закладки, потом когда-нибудь ещё перепройду раза два и прочитаю)

Ответить
Развернуть ветку
Василий
Автор

Идеальный план, как по мне. ))
Я сделаю также, пожалуй.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Трубников

«Троеточие» …

Ответить
Развернуть ветку
VLAD RASSKAZOVV

Мне кажется было бы здорово,если бы  сделали продолжение,
про старый Ревашоль,
 в котором идёт война и мы бы поиграли за того старика которого пожалел сумасшедший коммунист.

Потому что только так в моей голове собирается полная картина,
слишком много предпосылок для того чтобы думать,что вторая часть может быть.

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Ванов

Я напоминаю, что это произведение - чуть ли не сингулярность постмодерна. Здесь форма перманентно превозобладает над любым смыслом, ирония - это искренность, любая жизнь - олицетворение декаданса, божественный замысел - пыль. Поэтому суждения о роялях в кустах, внезапных фазмидах, нераскрытых любовных линиях они справедливы целиком и полностью, но исключительно в положительном ключе - эти приемы здесь применены уместно и, соответственно, преднамеренно. А вот теориям о поиске Гарриером себя, примирением с обществом и всё такое здесь нет места.

Ответить
Развернуть ветку
Головной хичхакер

Как божечка молвил.

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

С точки зрения банальной эрудиции, не каждый человеческий индивидуум способен лояльно реагировать на все тенденции потенциального действия.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Budaev

Зачем вы называете рпг типичную визуальную новеллу?

Ответить
Развернуть ветку
juswiz

У тебя жар? Переиграл в хентай пазлы?

Ответить
Развернуть ветку
o hellou-mark

Сейчас перепрохожу диско с максимальной силой и знаете что?
Всю игру тело дает нам намеки, обвиняет ни в чем не повинных людей, именно оно сбросило нам память и чтобы выжить заставляет продолжить работу детективом.
Игра - это когда тебе нечего делать и ты пишешь комментарии на дтф

Ответить
Развернуть ветку
Антон Минаев

Я только что её прошел. И на мой взгляд, идея в том, что ты не веришь в происходящее. Я правда думал, что пойду изучать другие предполагаемые точки после острова :)

Ответить
Развернуть ветку
Reebok4
> Мэтры жанра типа Конан Дойля и Агаты Кристи

Мэтры жанра это не Конан Дойль и Агата Кристи, а Жорж Сименон и Эд Макбейн. А жанр называется полицейский детектив.

Полицейский роман (англ. police novel, также англ. police procedural, полицейский детектив, в СССР и некоторых странах бывшего соцлагеря — милицейский детектив) — это жанр литературного произведения, лежащий на стыке детектива и производственного романа.

В классическом детектива герой  (независимо от профессии) — одиночка, его оружие — наблюдательность, аналитические способности и жизненный опыт («маленькие серые клеточки» Эркюля Пуаро).

В полицейских романах, как правило, отсутствует многоуровневая дедукция, в отличие от  сыщик из «полицейского детектива» — часть системы правоохранительных органов.

Герой полицейского романа как правило достаточно зауряден, он обычный работник розыска и не претендует на гениальность. В отличие от классического детектива, здесь часто изображается его личная жизнь (нередко — не лучшие её стороны, такие как алкоголизм, измены супруге и развод, и т. д.), при этом какие-то её эпизоды могут так или иначе пересекаться с криминальным сюжетом книги.

Одним из самых популярных авторов полицейского романа стал Эд Макбейн, создавший серию романов о 87-м полицейском участке. А Жорж Сименон писал цикл детективных романов о комиссар Жюле Мегре. (В игре есть Жюль Пидье?)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей П

Ребят, а у всех в конце игры выясняется что Дюбуа был учителем физкультуры до работы в полиции? Или у каждого в зависимости от стиля игры? 

Ответить
Развернуть ветку
Carpe ho ras

У меня всегда физрук был.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
foki

Идея 5: может все таки игра, не великий шедевр всех времен, как тут её преподносят, начинается с самого банального и бездарного приема - амнезии главного героя и сливает концовку напрочь? Разве если бы детективная часть была хорошей, это бы не добавило глубины произведению? И как бы это помешало раскрыть главного героя и донести ту же идею? Попахивает фанбойством каким-то, как и статус "лучшей рпг"

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 153 комментария
null