System Shock: Enhanced Edition: что я узнал, проходя классику жанра

Несколько лет назад, впервые услышав про System Shock, я захотел ознакомиться с классикой жанра immersive sim. А затем увидел скриншоты. Половину экрана занимает интерфейс, на нём целая куча разных надписей, иконок и показателей. Непосредственное окружение занимает от силы 60% экрана. Всё это смущает и отталкивает от установки игры, что уж гово…

System Shock: Enhanced Edition: что я узнал, проходя классику жанра
5454 показа
16K16K открытий
44 репоста

По факту батя всех иммёрсив симов. И - на всякий - продублирую собственный отзыв из Стима:

System Shock — это отец жанра immersive sim, и одна из первых игр легендарного Уоррена Спектора, очень прорывная для своего времени и даже революционная. Она вышла в 1994 году и опередила многих на годы вперёд. Многие думают, что сюжет впервые появился в Half-Life, вышедшей через 4 года, но это не так, впервые он появился именно в этой игре, Half-Life всего лишь вывела его подачу на новый революционный уровень. Первым злобным женским ИИ была тоже не GLaDOS из Portal, а SHODAN, жестокая, всюду преследующая и терроризирующая героя. Также в этой игре, которой, на секундочку, уже 26 лет, уже была физика, главный герой мог прыгать, а с окружением можно было взаимодействовать, плюс геймплей был очень вариативным. Графика пиксельная, но дизайн всего, что здесь есть, от уровней и врагов, очень самобытный и оригинальный. Сами уровни здесь просто огромные, очень сложные и запутанные, а также, что удивляет, детально проработанные, с уникальным окружением (даже в нынешних играх повторяются ассеты). И хотя всё это воспринимается как нечто очень древнее, но мозг, воспринимая всё на уровне подсознания, строит очень убедительную картинку и глазам становится без разницы, насколько здесь устаревшая графика. Атмосфера космического киберпанка и без того передана просто на невероятном уровне, просто она заключается в проработанных мелочах, а их здесь тонна, не только в аудиовизуальном сопровождении. Чего тут ещё говорить, если здесь присутствует даже киберпространство, воссозданное по всем заветам «Нейроманта» Гибсона.

И логично предположить, что возникает следующий вопрос: какого же чёрта эта игра не выстрелила как DOOM или Half-Life? И этому, внезапно, есть объяснение: эта игра слишком нишевая, она сильно интеллектуальная, развлечься и расслабиться здесь ни при каких стараниях не получится. Добавим к этому не всеми любимый сеттинг киберпанка, тем более нетрадиционный, в космосе. Но виной всему служит, на самом деле, очень сложный геймплей и дико громоздкий, архаичный интерфейс (к которому, на самом деле, можно привыкнуть, хотя времени потребуется прилично). Игры в то время в первую очередь воспринимались как форма развлечения, а не интерактивное искусство, потому игра и не выстрелила, хотя со временем обрела статус культовой классики и сильно повлияла на всю игровую индустрию в дальнейшем.

Но как бы там ни было, эта игра жива до сих пор и её вспоминают многие. Тот же Prey 2017 года от Arkane является прямым духовным наследником. Многими даже используются принципы геймдизайна, которые здесь были заложены, настолько он грамотный и умный. В оригинал 1994 года играть очень больно, поэтому существует Enhanced Edition 2015 года, официальное переиздание, которое всё-таки не является ремастером, но делает игру куда более удобной, а её графику менее вырвиглазной. Именно это издание было пройдено, и именно оно рекомендуется в первую очередь, если хочется нормально ощутить дух старой школы.

Ответить