Metroid Dread. Лучшая M?
- Разработчик: MercurySteam, Nintendo EPD
- Издатель: Nintendo
- Жанр: Metroidvania, Action-Platformer
- Дата выхода: 08.10.2021
- Платформы: Nintendo Switch
- Мультиплеер: отсутствует
- Похожие игры: вся 2D-линейка Metroid
WARNING: THERE ARE SOME SPOILERS BELOW!
Содержание:
- Remember The Legacy (Вступление)
- Descent. Chapter 5 (Завязка)
- Dreadfully beautiful (Визуал)
- Echoes of The Dread (Музыка и звук)
- Faster, Stronger, Higher and... Harder? (Геймплей)
- Ascent. Chapter 5 (Заключение)
Remember The Legacy
Даже как-то страшно представить, сколько лет прошло со дня релиза Fusion. А с релиза Super Metroid? А Metroid? 1986, 1991, 1994, 2002... Господи, в любом случае это вечность. Серия Metroid всегда была некой эфемерной и загадочной, и каждый редкий и удачный релиз в ней казался буквально чудом. В начале 2000-х Metroid Prime, поменяв механику сверхскоростного 2D Action-Platformer на размеренное FPAA (First-Person Action-Adventure) с заметным упором на неспешное исследование и изучение лора, взбудоражил былых фанатов и породил множество новых, в том числе и меня, благодаря необычной для серии и посоветованной самим Сигэру Миямото (Shigeru Miyamoto) перспективе и новому взгляду на все аспекты геймдизайна в целом и жанра в частности. Через два года выйдет, пожалуй, самая атмосферная часть серии – Metroid Prime 2: Echoes, сиквел, вызвавший очередную и абсолютно заслуженную порцию оваций уже маститой Retro Studios.
В 2007-ом, во время релиза Metroid Prime 3: Corruption, казалось, что вот оно – блистательное настоящее серии, за которым последует только безоблачное будущее, будущее без томного ожидания в десятилетия, без провалов и неудач... Через два года праймовская трилогия триумфально отгремит на Wii, а ещё через год пожалует Other M – крайне неоднозначная и спорная. Подумаешь, японская Team Ninja и сам Сакамото-сан (Yoshio Sakamoto) не смогли в то, что делает Metroid особенной. В то время подавляющее большинство фанатов серии продолжали петь дифирамбы Retro и с нетерпением ждать от неё чего-то крутого нового. Но время шло, на горизонте ничего не маячило, Wii U сменила Wii, а талантливая команда занялась Donkey Kong. Фанаты рисовали в своём воображении новую грандиозную 3D Metroid, а в итоге получили только годы и годы невыносимого ожидания...
И вот на E3 2017 как гром среди ясного неба Nintendo показывает тизер Metroid Prime 4 и море материала по Samus Returns. 13 июня впору можно было называть своеобразным M-Day. Все счастливы, все в ожидании. Последняя выйдет через считанные месяцы, и пусть она была достойной, но звёзд с неба не хватала, ибо был это ремейк Metroid 2 и эксклюзив 3DS, что налагало свои ограничения. Тизер Metroid Prime 4 заставил меня тогда оргазмировать, но спустя столько лет понимаю, насколько же провальным был этот анонс.
У меня уже выработалась привычка покупать консоли Nintendo только ради Metroid. Так было с дилогией Metroid Prime (GC), с триквелом и трилогией (Wii), с богопротивной Hunters (не DS, а уже 3DS) и со свежей по меркам хронолигии выхода игр серии SR (уже не 3DS, а 2DS). В итоге продал все, кроме GC.) И вот 9 октября курьер привозит Dread и Switch. В общем, нечего нарушать традицию...
Кстати, первые упоминания «Metroid Dread» восходят ещё к 2005-му. В то время у Сакамото были идеи, но от разработки отказались из-за никакущего железа DS. Название даже всплывало в тематических журналах в разделах «ожидайте в будущем», но как мы знаем, ожидание и Metroid созданы друг для друга...
Descent. Chapter 5
Есть что-то дико притягательное во вступительных кадрах игр Metroid, в этой вечно безмолвной Самус Аран (Samus Aran), в её культовых кораблях, летящих к таинственной планете или космической станции навстречу заданию. В Dread космическая дорога заносит героиню на планету ZDR, где её цель – выяснить, действительно ли она населена X-паразитами, которые после финала Fusion считались истреблёнными. До неё это пытались сделать продвинутые роботы Галактически Федерации E.M.M.I. (Extraplanetary Multiform Mobile Identifier), но связь с ними пропала. По прибытию Аран повстречает очень колоритную и грозную фигуру, которая «проявит» к ней особую симпатию. Как потом окажется, фигура эта крайне заинтересована в Аран, а E.M.M.I. не просто так сошли с электронного ума. И никто в жизни не догадается, кем станет Самус ближе к финалу и кем она придётся этой фигуре!
Dread уникальна тем, что Самус здесь заговорит, пусть совсем чуть-чуть и не на человеческом языке. И в игре нагляднее и подробнее чем когда-либо показано наследие: архитектурное, научное, военное – могущественных и сверхразвитых птицеподобных Чозо (Chozo), а оно является центральным левел-дизайновым стержнем любой хорошей Metroid. Не было ещё в серии игры с таким количеством визуального лора по Чозо.
Несмотря на устрашающее название игры, пугаться в ней нечего. E.M.M.I. не страшны, больше назойливы. Эпизоды в обесточенной лаборатории космических пиратов с вырвавшимися метроидами или в шахтах в Metroid Prime нагоняли больше страха, чем вся Dread. А если вспомнить насквозь мрачную Echoes? Думаю, вся эта фишка с hunting party в Dread работала бы как раз в перспективе от первого лица. Не скажу, что погони от E.M.M.I. вносят какое-то большое разнообразие в геймплей, но и нисколько не портят его.
Порой забавно читать тех, кто хочет от Metroid какого-то насыщенного и активного повествования. Эта серия никогда не была сюжетно-ориентированной, она не об этом. Как правило, у правильной Metroid есть атмосферная завязка-затравка, после которой идёт роскошный геймплейный наполнитель, а заканчивается всё грандиозным босс-файтом и финальным роликом с улётом корабля героини в недра космоса. Если вас такая формула не устраивает – лучше пройти мимо серии. В противном случае дайте ей шанс.
Dreadfully beautiful
Признаться, мне всегда больше импонировало именно западное визуальное видение Metroid от Retro, пусть я и обожаю Super Metroid с его очевидным японским почерком. У испанской MercurySteam ещё в Samus Returns получалось сочетать эти подходы, а в Dread визуальный баланс между западом и востоком достиг совершенства, что особенно видно по крутому дизайну нового костюма Аран и облику Чозо. Samus Return была своего рода пробой пера для испанцев, и в Dread они разошлись на полную. Интересно, если верить wiki, обе были созданы на их собственном движке Mercury Engine, как и Castlevania: Lords of Shadow.
Да, избалованного нынешней, зачастую пресной, графикой не удивишь картинкой Dread. Не ищите здесь супердетализированных текстур и правильных теней. Игра берёт другим: скрупулёзно нарисованными и анимированными 2.5D-задниками, придающими локациям глубины и объёма, красивыми эффектами, разнообразием окружения, плавными анимациями.
Тем, кто считает графику игры плохой, нужно просто в неё поиграть. В динамике игра воспринимается совершенно по-иному. Ещё никогда Самус не двигалась так легко и грациозно. Ещё ни в одной номерной Metroid не было столько разнообразных зон, такого количества объектов и деталей, такого внимания к мелочам. Мне кажется, судя по тем редким кадрам из глаз Аран в кат-сценах, движок Dread хорошо бы подошёл 3D Metroid с видом от первого лица.
Разница в качестве картинки между handheld и docked режимами есть, но небольшая. В первом случае игра работает в 720p/60, во втором – в 1080p/60 и с лучшим сглаживанием. Единственное, скриншоты даже в доковом режиме почему-то снимались в 720p. Вообще, Dread оправдывает покупку хорошего монитора или телевизора, а если собираетесь играть в портативе – то оледовской Switch. Я играл на никудышном IPS-мониторе и постоянно жалел, что матрица не умеет в хороший чёрный цвет. Жаль, не получилось попробовать на OLED. Думаю, стоило бы того.
Echoes of The Dread
В титрах Кэндзи Ямамото (Kenji Yamamoto) значится как Music Director, но позже под Music and Sound появляются фамилии двух японцев – Soshi Abe и Sayako Doi. Как я понял, музыку писали они, но под надзором Кэндзи. Даже если Ямамото-сан сам принимал участие в написании, надеюсь, он оставил силы и вдохновение на свой magnum opus – саундтрек будущей Metroid Prime 4. Не буду писать, что саундтрек Dread прям плохой. Нет, он в целом достойный и хорошо ложиться на окружение ZDR, но после колоссальной и гениальной работы Кенджи над Super Metroid и праймовской трилогией музыка Dread кажется блекловатой, она не западает в память.
А вот сам звук в Dread отменный. Я сразу вывел его из монитора на свою акустику и не пожалел. Звуковики постарались на славу, чтобы флора и фауна ZDR звучала убедительно, а эмбиентные звуки – аутентично. Что тут говорить, в игре впечатляет даже отчётливый металлический звук катящегося и ударяющегося о препятствия Morph Ball.
Faster, Stronger, Higher and... Harder?
Начну с самого животрепещущего. Во-первых, в Metroid Dread – самая ветвистая и бэктрекинговая карта в серии. Я бы даже отметил, что слишком бэктрекинговая. Если целью стоит достичь 100%, придётся побегать. Во-вторых, в козыре Dread – самое большое количество локаций и способностей в серии.
Из новинок стоит отметить маскировочную Phantom Cloak, которая нужна для прохода в двери, закрывающиеся при обнаружении Аран, но которую я вообще не использовал против E.M.M.I., специальные бомбы у Morph Ball, бьющие крестом и дающие хорошее ускорение, Flash Shift, позволяющую моментально перемещаться на небольшое расстояние, причём можно делать три смещения подряд, в том числе в воздухе, и Pulse Radar, облегчающую нахождение секреток. Есть люди, которым последняя штука не нравится, мол, надо самому каждый метр локаций простреливать ракетами и взрывать бомбами. И сколько часов понадобиться, чтобы таким образом найти все секреты? В тех же Праймах порой ты по характерному звуку понимал, что где-то рядом апгрейд. В 2D-играх этого нет, и пойми, в каком месте в скале он запрятан.
Например, на новый уровень вышло использование Grapple Beam. Сейчас с его помощью можно не только раскачиваться на специальных точках, но и срывать GB-блоки, открывать двери, притягиваться к особым магнитным поверхностям.
Dread сложна. Если проигнорировать собирание даже нескольких энергоконтейнеров, вы в лучшем случае рискуете многократно переигрывать многие эпизоды игры, особенно босс-файты, в худшем – вообще её не пройти. Местная живность жалит и бьёт постоянно и сильно даже на дефолтной сложности, бои интенсивны, где зачастую только контратака и решает, E.M.M.I. можно убить лишь особым Omega-лучом, а ядрёные и беспощадные боссы непременно заставят попотеть и с переигровкой изучать их повадки. Фанаты ведь соскучились и готовы к схватке с огромным зелёным пузатиком?)
В игре никто вас не будет вести за руку, помечая цели на карте и подсвечивая к ним путь. Всё, что есть в вашем распоряжении, – сама карта, на которой вы сами можете отмечать объекты (двери, станции перезарядки и пр.) одного типа для наглядного их отображения, и скудные наводки и советы искусственного интеллекта ADAM (да, тот самый), которые напрямую никуда не ведут. В общем, по части сложности Dread – натуральный олдскул.
По ZDR распрятаны сотни секреток, получение особо каверзных из которых заставит пораскинуть мозгами и задействовать некоторые способности героини на 101%. По-моему, с некоторыми разработчики даже переборщили. Я прошёл Dread на 100% примерно за 11 часов, пришлось реально попотеть на добыче некоторых апгрейдов, но было три особо сложных случая. Первый случился с одной Energy Part (из 4 EP собирается 1 Energy Tank) в Ферении (Ferenia). Я знал механику Shinespark (да, Shinespark is back!) на зубок, в целом понимал, как можно добраться до точки и запустить способность. Но мне буквально не хватало милисекунды, чтобы это сделать. Даже сломал первый ряд SS-блоков, ударив с площадки под углом. После нескольких десятков попыток разбить второй блок выше всё же полез в сеть и узнал, что Самус под Speed Booster'ом, после которого запускается Shinespark, может бежать по наклонным поверхностям в 45 градусов. И это поменяло всё, прошёл с первой попытки. То есть эту фишку механики, возможно, не увидят 99% игроков, и в игре она нужна только для добычи этого Energy Part и ещё одной секретки, о которой ниже, да и спидранерам пригодится. Второй случился с большим апгрейдом ракет (10 штук, в малом – 2) в Дайроне (Dairon). Я пробовал верхом с помощью Shinespark, но угол не позволял пробить блоки. Полез смотреть прохождение и узнал, что у Speed Booster есть фича с Wall Jump, когда он не прерывается. В итоге прошёл без проблем. Третий – большой апгрейд ракет в Бурении (Burenia). Наверное, самая дикая и сложная секретка в серии, где требуется филигранное использование Shinespark аж три раза подряд с пробегом под Speed Booster по двум наклонам в 45 градусов. Причём на запуск третьей SS отведена чуть ли не секунда. Тем, кто додумался и сделал это самостоятельно, – моё уважение. Я на практике открыл, что лучше делать вторую SS стоя на блоках, а не пробивая их лучами и делая mid-air SS.
Ниже – несколько бомбических концепт-артов из бонусной галереи игры. Спойлеры! Смотрите на свой страх.
Ascent. Chapter 5
Лучшая ли это Metroid в истории? Очевидно, поклонники Super Metroid и Metroid Prime поспорят, в том числе и я. Но бесспорно – одна из лучших. Без намёков на инновации, но выверенная геймплейно и технически, как швейцарские часы, прекрасная внешне и невероятно анимированная, с множеством интересных способностей и фишек, с огромным структурно сложным миром, вмещающим сотни секреток, пусть и по умолчанию чересчур сложная для новичков жанра, Dread является к тому же одной из лучших 2.5D метроидваний на сегодня, полноценным и законченным приключением без намёков на DLC и прочую хрень, созданным по эталонным лекалам жанра и классики 90-х.
Как по мне, Dread мощнее Fusion во многих аспектах, но в основной серии атмосферно Super Metroid никому не переплюнуть. Слишком невероятная и культовая она в этом плане, даже спустя более 27 лет.
Стоит ли Dread 50-60$? Если вы любите жанр и для вас в играх главное не высокобюджетная постановка, сырая графическая сторона, а в первую очередь геймплей и необычный сеттинг, – определённо. У меня-то и выбора не было не покупать, ведь хороший Metroid выходит в лучшем случае раз в пять, а то и десять лет. Для скептиков же на крайняк есть эмуляторы.)
А я начинаю Hard Mode.
Pros:
- Большой хитросплетённый мир ZDR
- Множество интересных и разнообразных способностей героини
- Опрятная картинка с непередоваемым шармом
- Достойный звук
- Жанрово-классический геймплей
- Работа с лором Чозо
Cons:
- Добротный, но незапоминающийся саундтрек, что важно для Metroid
- Местами сложно даже на Normal, особенно боссы
- Хотелось бы чуть больше контента, в идеале на 15-20 часов
9.4/10
P.S. За всё время моей игры вышел единственный патч 1.0.1, исправляющий какой-то критический баг с некой маркированной дверью в конце игры, плюс мелкие незаметные баги. Наверное, он будет первым и последним.
Пробежал часов за 9 с копейками. До этого прошел стандартный набор халоунайт/ори/салтнсэнкчуари. Все эти игры лучше по всем параметрам исследование мира/боссфайты/графика.
Особо убило бессмысленное исследование мира ради +2ракеты/+10 ракет/+ чутка к хп. И все , реально и все , больше ничего вам не дадут. У меня на ласт боссе 150 ракет , нахера мне еще с условием что они сыпятся с него прямо в бою?
"Магию нинтендо" не уловил , игра не плохая но далеко не шедевр.
Рыцарь, сейчас вершина жанра, для меня уж точно.
рыцарьлучше исследование мирабессмысленное исследование мира ради твердых душ
Мда.
Комментарий недоступен
У меня кста обратная ситуация. Играл конечно не во много метроидваний - хк/мессенджер/аксиом вёрдж, но метроид дред из них для меня самый лучший. Даже лучше полого, поскольку я устал в него играть на ещё на 20 часу из 30. А дред был пройден часов за 12, но это были кайфовые часы экшена и исследования. Ну а с ракетами - да. Их к концу было 200 штук и на ласт боссе вообще не пригодились
Особо убило бессмысленное исследование мира ради +2ракеты/+10 ракет/+ чутка к хп.они хотя бы дают хоть какой то заметный бонус, что бы игрок стал сильнее.
но с ракетами и правда рофл, около 70 уже хватит на всё, а их еще и сыплят по кд в босс файте.
но мб на харде будет по другому.
Комментарий недоступен