Сколько-то часов в Escape from Tarkov: идущие на смерть приветствуют тебя!

Сколько-то часов в Escape from Tarkov: идущие на смерть приветствуют тебя!

Небольшое предисловие

Эту статью я писал в начале прошлого года, когда несколько успешных рекламных кампаний привлекли в игру кучу народа, но при этом мало кто мог внятно объяснить, чем игра может завлечь покупателя. Желание дописать статью у меня появилось после прочтения достаточно хорошего материала. При этом некоторые проблемы, которые для меня таковыми не являются, но могут отпугнуть нового игрока, детально описаны вот здесь. Но загвоздка в том, что для полного понимания проблем и вообще для того, чтобы понять, является ли объективная проблема проблемой именно в твоем случае, необходимо самому их пощупать и воспринять. Вполне возможно, есть даже какой-нибудь философский парадокс, который описывает эту задачу.

Итак, суть

Тарков — очень нишевая игра. Далеко не каждому любителю FPS она понравится. Не каждому любителю реализма понравятся ее условности. Не каждому любителю ролевых понравится система прокачки и организация инвентаря. Мало кому из игроков в баттлрояли может показаться хорошей идея выходить в бой со своим снаряжением, имея шанс его потерять. Однако, в начале 2020 года случилось то, чего мало кто ожидал — TwitchDrops подняли информационный шум вокруг Таркова до такой степени, что о нем заговорили даже феминистки.

Из-за этого в игре появилось большое количество новичков, а вокруг игры — огромное количество людей, не понимающих, нужна им игра или 1600 за кусок плохо склеенного кода на юнити это слишком высокая цена. Я постараюсь рассказать о своем опыте игры и не столько дать советы новичкам, сколько дать общее представление об этой игре «изнутри». Если вы не хотите читать весь мой поток сознания, то краткий совет я дам в выводе, можете сразу проматывать до того момента.

Я не лучший игрок в Таркове. Я вообще не лучший игрок. Я играю в огромное количество игр, и ни в одной не достиг каких-либо высоких результатов. Но мне нравится играть. Думаю, много кто может сказать про себя то же самое.

Статистика за прошлый патч после прохождения Карателя-5.
Статистика за прошлый патч после прохождения Карателя-5.

Да и к тому же я до сих пор не определился, нравится ли мне играть в Тарков или нет. Зато что я точно понял — я не согласен ни с одним мнением, что я видел, слышал или читал о нем.

В качестве примера могу привести пост, в котором довольно хорошо описаны принципы игры, ее небольшая предыстория и в целом статья выглядит как хорошо оформленное мнение новичка. К нему можно прислушаться, но (ящитаю) на основе него нельзя составить общее мнение об игре (потому что это противоречит моему пониманию базовых принципов логики, все же слышали байку про трех слепых старцев и слона). На некоторые неточности в посте автору указали в комментариях, и я рекомендую прочитать и сам пост, и основные ветки обсуждений.

Совокупность информационного шума вокруг Таркова сподвигнула меня на написание этого коротенького поста, в котором я постараюсь в полной мере описать личные ощущения от игры с момента ее анонса и по сегодняшний день. Вдруг это будет кому-нибудь интересно?

Сколько-то часов в Escape from Tarkov: идущие на смерть приветствуют тебя!

Мое знакомство с игрой

Анонсировали Тарков достаточно громко. Реалистичный ПВП-шутер, полная кастомизация оружия, красивые технодемки, российский разработчик! Я слишком молод, чтобы в полной мере осознавать феномен Сталкера в СНГ-сообществе, но первые мои мысли после ознакомления с тизерами и концепцией были именно про его историю разработки. Я не возлагал на Тарков особых надежд, но на всякий случай запомнил название.

Второе мое воспоминание, связанное с игрой, не привязано к дате (на тот момент я уже довольно давно потерял чувство времени), но привязано к событию и людям — примерно в одно время я начал смотреть стримы Ирокеза и Шустрила выпустил видео про то, что в Тарков добавили возможность игры за Дикого. Я посмотрел на геймплей, увлекся, посмотрел на цену стандартного издания и на характеристики своего ПК на тот момент и решил, что я обязательно куплю эту игру. Но потом.

Третий (и окончательный) врыв Таркова в мою жизнь произошел в начале августа 2019 года, когда у меня появились свободные деньги на апгрейд и на саму игру. К тому моменту я уже видел игру на стримах Хорса, Ирокеза и в куче видео Шусса. Я примерно представлял себе цели на карте, свой геймплей и количество времени, которое займет прокачка.

К сожалению, я не учел того, что попал в стадию общего лейт-гейма - народу мало, новичков вообще нет, люди либо ушли из игры до нового патча, либо бегают ради пострелушек в топовом снаряжении. Мой друг, пытавшийся меня научить хоть чему-нибудь прикладному в игре, сразу мне сказал, что через пару месяцев обещают вайп и абсолютно нет смысла выполнять квесты, повышать репутацию, хранить что-то значимое в схроне. «Просто лутайся и стреляй, солнце, лутайся и стреляй!».

И мы стрелялись и лутались...
И мы стрелялись и лутались...

Предвайповый ивент с рейдерами на всех локациях мне очень сильно помог с искоренением одной мелочи - страха. Теперь я не так сильно вздрагиваю от щелчков пуль вокруг себя, с большей охотой иду в сторону неминуемой перестрелки и с большей решительностью и скоростью принимаю решения в ПВП.

В новый патч все игроки вошли с совершенно пустыми аккаунтами - зачем-то обнулили даже время, проведенное в игре. Впереди было прохождение квестов, освоение новой карты, постройка убежища, полное перелопачивание экономики игры, море удовольствия и тысячи мелочей, которые поджигали мою задницу.

Но перед тем, как перейти к оценке собственного опыта в игре, я бы хотел поговорить на одну достаточно важную тему.

Люди, которые делают контент про Тарков

Если я хочу узнать что-то об игре, я смотрю обзоры. Если я хочу узнать что-то о геймплее, я смотрю стримы. Ну, или записи стримов. Или нарезки стримов. Или нарезки геймплея. Не суть важно, как это называется, и совсем не важно, какой у этого всего формат, важно, кто этот контент производит.

Как я уже сказал, большую часть своих знаний о Таркове я почерпнул из видео и стримов по игре. В первую очередь обращал внимание на Шусса, так как был уверен в его навыках в FPS-играх. Но сейчас, отыграв достаточно большое количество времени в игру и просмотрев множество контента, я могу с уверенностью сказать - ваши навыки в других играх ничего не значат в Таркове. У меня неплохая реакция благодаря CS и CoD, я умею ориентироваться на местности в ArmA (а еще я в походы хожу, но к играм это имеет слабое отношение), у меня есть представление о микроигре в PUBG и TABG, я имею опыт макроигры в стратегиях типа Supreme Commander и (да простят меня боги) Доты. И мне было очень сложно скомпилировать это все в Таркове в первое время. Конечно, эти навыки мне очень помогли, но я уверен, что без них в первое время мне было бы точно так же сложно, а с опытом они бы пришли в любом случае. И сейчас, наблюдая за новыми игроками, будь то FallFire, пришедший в FPS из совершенно другого жанра, или DrDisrespect, имеющий значительный опыт в шутерах , я вижу все те же ошибки, что совершал я, и уверен, что их в начале пути совершали и Шусс, и WithoutAim, и Pestily, и все простые смертные.

И это мой первый значимый тезис - Тарков обладает очень своеобразным темпом. И к нему нужно привыкнуть. Легче всего это делать в компании опытных людей, конечно, но рано или поздно тебе придется выйти в рейд в одиночку. И здесь работают два вселенских закона: теория и практика не имеют между собой ничего общего и в стрессовой ситуации ты не поднимаешься до уровня своих ожиданий, а опускаешься до уровня своих инстинктов. Любая перестрелка с человеком в Таркове - стрессовая ситуация. Весь дизайн игры заточен на это. Но как только ты поймаешь темп, научишься решать задачи игры на практике и совладаешь со стрессом, игра начнет приносить тебе истинное удовольствие.

Сколько-то часов в Escape from Tarkov: идущие на смерть приветствуют тебя!

Я не утверждаю, что после постижения дзена Таркова он превратится в игру, от которой ты получаешь только удовольствие, ведь в нем изначально заложены нечестные механики. Однако, если попытаться играть комфортно для себя и учитывать все условности геймплея, можно свести все к отыгрыванию вокруг главного фактора неопределенности - других игроков на карте. А самый безопасный способ изучить общие паттерны действий высокоуровневых игроков - смотреть стримы. Выше я называл людей, к которым рекомендовал бы присмотреться, но в целом все зависит от ваших предпочтений.

Цель игры

Самое время поговорить о том, зачем вообще существует Тарков и какую цель я преследую в процессе игры в него (читай, зачем вообще надо напрягать извилины в игре). Как бы это грустно не звучало, но это правда. Как таковой, общей цели в Таркове не существует. Как ее не существует ни в DayZ, ни в PUBG, ни в War Thunder, ни в покере, ни в реальной жизни. Игрок сам волен себе ставить какие-то промежуточные цели, вроде "накопить некоторую сумму денег", "улучшить убежище", "выполнить квест", но на данный момент все сводится к тому, чтобы заработать денег. Ведь деньги - главный параметр этой игры, от них зависит все, что на зависит от ИИ ботов или прямоты рук самого игрока. Количество денег в схроне напрямую влияет на количество и качество снаряжения, что ты можешь взять в рейд, а соответственно и на шансы выйти победителем из честной перестрелки один на один с другим игроком. На временнóй дистанции, конечно, все сильнее решает опыт, но для наглядной презентации у меня есть целая диаграмма!

простите за жпег
простите за жпег

Здесь стоит учитывать только один момент: стоимость снаряжения - величина конечная, а вот скилл - нет. И в этом заключается мой второй тезис - чем больше опыта в игре, тем меньше нужно прикладывать усилий, чтобы игра тебе нравилась.

Escape from Memes, предложка
Escape from Memes, предложка

Для меня цель игры - получать удовольствие от геймплея. Я довольно много времени отыграл в DayZ, что-то около 250 часов в DayZ Standalone, так что баги Таркова для меня - суета сует и всяческая суета. Ничего критичного, ничего необычного. Мне действительно нравится играть так, как мне удобно, с людьми, с которыми мне удобно, с оружием, затюненным эффективно с точки зрения геймплея, но с учетом моих эстетических предпочтений.

Просы и консы

Если говорить сухо и по пунктам, то Тарков достаточно просто представить в виде совокупности плюсов и минусов.

Плюсы:

  1. Стрельба. Она в Таркове является основополагающей механикой и она действительно хорошо сделана. Оружие ведет себя реалистично, параллакс, упреждения, заряжание "три бронебойных один трассирующий" в барабан РПК-16 и огромная куча прочих мелочей работают как надо. И в этом всем нужно разбираться, что только добавляет удовольствия в процессе.
  2. Кастомизация. Визитная карточка игры. Сначала ты не понимаешь, зачем нужны все эти моды, кроме прицела и глушителя, потом ты не понимаешь, зачем нужны любые рукоятки кроме РК-2 и Фортиса или CQR, а в конце концов используешь то, что тебе нравится визуально. И в этом всем разбираться еще дольше, чем в самой механике стрельбы!
  3. Механики. Характеристики персонажа. ПНВ, тепловизоры, прицелы разной кратности. Патроны с разными показателями урона "в мясо" и бронепробития, заброневые травмы, фрагментация пули. Здоровье конечностей, переломы, морфин, хотя это известно широкой общественности по моду Ace для Армы. Мелочи типа прыжка на бегу с правой ноги. Тысячи их! И все вместе как-то работает лучше, чем Space Engineers на старте.
  4. Карты. Есть Завод, где расстояния минимальны и все заточено на CQB, есть Лес, где можно поснайперить, есть Таможня, где ты можешь избежать огневого контакта с игроками только сильно постаравшись, есть Развязка, где при желании можно стреляться и с ботами, и с боссом, и с игроками одновременно, есть Лаборатория, где можно проверить свой ПвП и ПвЕ скилл, и есть Берег, на который и босса добавили, и топористов попытались на карте загнобить, но при этом он все еще остался огромной пустой территорией с крайне малым количеством точек интереса. Ну и есть Резерв. Для него я даже могу включить голос, как у Гоблина:

Третьего дня, по совету проверенных камрадов, пошел на новую карту - Центр контроля воздушного пространства Норвинский-2. Сразу же, задыхаясь от жадности, вскрыл склады техоснащения и залез на РЛС. Размер - моё почтение. Настоящим крепким орешком была база. Даже мой привыкший к суровым сквадовским будням компьютер отказался загружаться с первого захода. Совместными с Никитой Буяновым усилиями забороли проблему. Ощущения - АТАС. С лабораторией не идёт ни в какое сравнение. Кроме того, лут приятно щекочет ЧСВ. Проходил туда весь день. Решительно готов ко вводу улиц Таркова. Многие дети увидят тут проявления гомосексуализма. Тупым детям невдомёк, что педерастия и патриотизм — это разные вещи. Карта отличная, всем рекомендую к посещению.
Всё это, как водится, реклама.

Дмитрий Вупсень, Дикий

Минусы:

  1. Производительность. Все говорят об этом, следовательно, у кого-то с этим обязательно возникнут проблемы. Это же Юнити.
    Лично я проблемы вижу только во времени загрузки на локацию, но чтобы это исправить, достаточно купить SSD.
  2. Неткод. Тут все пока что просто очень плохо.
  3. Читеры. Все говорят об этом... Если честно, за все время игры я встречал читера только один раз. И один раз видел на видео Холодильника.
  4. Звук. SteamAudio добавили, но уже накопилось огромное количество сообщений о недочетах и багах. Зато есть возможность выбирать между старым звуком и новым. Теорема Эскобара применима.
  5. Топористы. Не совсем топористы, не совсем проблема и не совсем игры. Да и не минус это, а просто своеобразный стиль. У меня просто личные счеты. В нынешнем патче проблема более-менее решена лютым ограничением внутриигрового рынка между игроками, но на смену им пришли крысы и кемперы на выходах.
  6. Смежные респауны, что вкупе с разной производительностью иногда приводит к смерти спустя пять секунд после начала рейда. Особенно коридор "стекла-платный выход" на заводе.

В целом, я могу сказать, что я получил именно то, что хотел - ганпорно и перестрелки. Я доволен. В будущем, я надеюсь, будет меньше багов, больше ганпорно и больше кастомизации. А может и не будет. Но я точно не зря потратил свои копейки.

Итог

Если вы все еще задаетесь вопросом "нужна мне эта игра или нет?", то я могу ответить словами, которые сказал мой друг, когда мы пробовали курительные смеси в стране, где разрешены курительные смеси.

Если сомневаешься - значит не надо.

Друг

На момент выхода этой статьи экономическая система Таркова находится в early-game кондиции, на локациях редко попадаются миллионеры, а предметы для первых уровней Убежища еще достаточно активно скупаются. Сейчас самое удобное время, чтобы начинать игру, но не самое удобное, чтобы играть в нее с полной отдачей - механики еще тестируются, с барахолкой разработчики вообще еще не определились, а техническое исполнение игры и особенно серверной части оставляет желать лучшего.

С другой стороны, Тарков даже сейчас вполне может предоставить увлекательный, адреналиновый, а самое главное - самобытный игровой опыт. Для этого к игре в раннем доступе нужно относиться как к игре в раннем доступе, а не как к киберспортивной дисциплине, и не бояться много раз все терять и много раз все начинать заново.

В очередной раз подводя итог: если ты не знаешь, что ты будешь делать в этой игре, то не стоит ее брать. Если ты хочешь пострелять, то лучше поиграй в Арму или Сквад. Если ты хочешь потрогать ганпорно, то хотя бы дождись релиза.

Если ты любишь вайб Дейза, Армы, баттлроялей, Сквада, Дума, хардкорных серверов CoD4 и с юмором относишься к до абсурда ужасным ситуациям, то эта игра вполне может тебе подойти.

А если ты уверен, что тебе здесь понравится, то ты не задаешь себе таких глупых вопросов.

1111 показов
8.7K8.7K открытий
58 комментариев
Ответить

полтора года назад этого всего не было, а мне просто надо разгребать свои черновики

Ответить

Ни дня без Такова -_-

Ответить

Неправильная картинка

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я не лучший игрок @
K/D 6

Ну да, ну да. Пошел я нафиг со своими 0.2 в любом сетевом шутере) 

Ответить

Тут наверное еще учитывается убийство ботов, а они, судя по стримам, чаще всего удивительно слепые 

Ответить