Disco Elysium. Стильно, оригинально, диско
Недавно мне довелось пройти Disco Elysium, уделив этому порядка 30 часов. Настало время оглянуться назад и дать оценку игре.
В начале игры ваш главный герой просыпается после длительного запоя в номере гостиницы.
После внутреннего диалога с самим собой и расспросов соседки выясняется, что он детектив, прибывший по делу о повешенном на заднем дворе. Встретив своего напарника офицера Кима Кицураги, начинается незабываемое детективное приключение.
Disco Elysium как РПГ
В игре присутствуют элементы РПГ в виде возможности улучшения черт характера, которые объединены в группы: Интеллект, Психика, Физиология и Моторика. Прокаченный перк позволяет с бОльшим шансом успешно проходить проверку навыка, будь это подъем тяжеленной штанги или визуальный анализ таинственного собеседника.
Кроме того, чем больше очков вложено в черту характера, тем чаще она будет давать собственные комментарии в ходе диалогов. Например, развитая Эмпатия намекнет осторожно говорить с готовой расплакаться девушкой, а Энциклопедия обязательно напомнит технические характеристики найденной винтовки старого образца. Когда тот или иной навык оказывает поддержку в диалоге, возникает приятное ощущение небольшой победы. Нельзя не порадоваться лишний раз, когда прокаченный Авторитет помогает "задавить" собеседника и выжать из него нужную информацию.
Однако, кроме помощи в нелегком разговоре черты характера могут спорить между собой, склонять героя к употреблению алкоголя или извиняться за неверные советы. Подобные внедрения внутреннего голоса в диалог оживляют беседу и заставляют играть его новыми красками. Воистину, это первая известная мне игра, в которой подобная механика настолько качественно реализована.
Немаловажна и одежда на главном герое, которая не только меняет его внешний вид, но и дает приятный бонус к навыкам. Надев шляпу "как у того детектива из книги", вы станете более логично оценивать ситуацию, а в майке-алкоголичке ваши мускулы раскроются в полную силу. Порой какими-то способностями приходится жертвовать в угоду другим. Например, любимые туфли из зеленой чешуйчатой кожи помогут сохранить Самообладание взамен на ухудшенную Эквилибристику.
По ходу игры вы будете все больше пополнять свой гардероб, в какой-то момент обнаружив, что ваш выбор переваливает за четыре десятка элементов одежды. Ввиду сотен ситуаций, когда необходима проверка того или иного навыка, особо щепетильные игроки обязательно будут часто менять свой прикид в зависимости от ситуации. Единственным недостатком данной системы хочется отметить неудобное меню выбора гардероба, к которому всё же можно постепенно привыкнуть.
Сюжет
Как уже было сказано, в центре сюжета стоит детективное расследование. И если в первый игровой день дело о повешении мне казалось весьма банальным и прозаичным. То во второй день мой поверхностный взгляд и вовсе счел, что я полностью раскрыл это дело.
Я никогда так не ошибался.
То, насколько закрутится главная сюжетная линия впоследствии я и представить не мог. Чем больше деталей расследования я узнавал, тем больше мне открывалось насколько глубока кроличья нора. Здесь нет внезапных роялей из куста, все неожиданные повороты грамотно описаны и вплетены в сюжет. Финал же гармонично перекликается с внутренним конфликтом главного героя и оставляет приятное послевкусие, словно после прочитанного культового шедевра.
Игра представляет из себя открытый мир, исследование которого я посоветую в первую очередь. Вам раскроются характеры уже известных вам персонажей, вы познакомитесь с новыми незабываемыми личностями: от безумных любителей электронной музыки до мореплавателей и ученых. Множество дополнительных заданий поспособствует прокачке навыков главного героя. Побочные ветви сюжета помогут вам узнать об устройстве и истории мира, в котором происходит действие игры, а также будут затронуты философские вопросы о познании себя. Но не только серьезные темы будут подняты в разговорах. Вам предстоит найти общий язык с дворовыми пацанами и всерьез поговорить с местными пьяницами о когда-то потерянной куртке.
Вернувшись к выполнению основного сюжета, вы с приятным удивлением обнаружите дополнительные варианты диалогов, которые никогда бы не увидели, не пройдя дополнительную ветку квестов. Таким образом, игрок чувствует свою значимость не только при выборе вариантов диалога, но и при появлении бонусных опций в разговоре.
Персонажи
Главным героем выступает эксцентричный детектив, который буквально еще день назад напивался до беспамятства по причине, ведомой лишь одному ему. На протяжении игры вы будете все больше узнавать о прошлом героя, решать его внутренние конфликты и, быть может, даже сможете вспомнить его собственное имя! Условно отыграть можно 3 архетипа героя.
- Мыслитель будет детально анализировать внешний вид говорящего и соотносить все это со своими энциклопедическими знаниями. Его варианты диалогов нацелены на получение точных фактов от собеседника.
- Медиум в крайне эмоциональной и экспрессивной манере самыми безумными методами допросит подозреваемого, споет в караоке и не побрезгует "допингом" на службе.
- Спортсмен же будет действовать в лоб и стараться решать все недюжинной грубой силой, способной пошатнуть даже прославленного на весь район портового охранника.
Но никто не мешает одновременно тягать штанги и при этом, например, быть экспертом в психологии. Все зависит от того, как вы будете прокачивать вашего героя по мере игры. Стартовый набор навыков — лишь база, которая может измениться к концу игры до неузнаваемости. Если захочется посмотреть как бы выглядели те или иные диалоги за другой типаж, то, милости просим — второе прохождение! Игру совершенно точно можно назвать реиграбельной, благодаря широкому выбору в диалогах в зависимости от прокачки героя.
Среди прочих персонажей хочется выделить верного напарника главного героя - Кима Кицураги. Офицер, преданный своей службе, однако не лишенный простых человеческих увлечений. Не будь его рядом, я бы наверняка чувствовал одиночество и угнетение из-за скверного психического состояния моего детектива. Ким является не только голосом разума, который помогает соориентироваться в сложных ситуациях, но и воплощением веры в лучшую сторону главного героя. Очень немногие персонажи действительно видят во мне профессионала при исполнении, и лучше всего с этим справляется Ким. В зависимости от того, как вы будете относиться к своему напарнику, вы либо приобретете в его лице хорошего друга, либо полностью испортите с ним отношения.
Перевод и озвучка
Хочется уделить особое внимание переводу в этой игре. В первую очередь, стоит отметить огромный объем проделанной работы. Я понимаю, что вероятнее всего в каком-нибудь Скайриме строк текста все-таки больше, однако в данном случае речь идет об инди-проекте, а не игре от крупной компании. Это определенно достойно уважения.
Качество перевода диалогов на высочайшем уровне. Предложения не просто грамотно структурированы, но и сохраняют в себе уникальный стиль общения, привязанный к персонажам. Не могу не признаться в том, что мой лексикон заметно пополнился после прохождения игры, словно после прочтения здоровенного сборника романов.
К слову, игра официально издана на английском, русском, китайском, корейском, испанском, португальском, французском и немецком языках. Что говорит о том, насколько трепетно создатели подошли к сердцевине своего проекта — диалогам.
Где диалоги, там и озвучка. К сожалению, официально озвучена игра только на английском языке. Но как же этот дубляж хорош! Актеры прекрасно передают настроение героев. А как же велико количество непередаваемых акцентов в этой игре? Это же какой-то восторг! Даже прочитав текст наперёд, мне не хотелось перематывать диалог до того, как актер озвучки закончит произносить реплику!
Хочу отметить наличие качественных звуковых эффектов. В разговор может вклиниться гудение холодильника или звук бьющегося стекла, если кто-то из собеседников разбил бутылку. Однако, стоит признать, что не во всех местах есть аудио-сопровождение. Например, усталый вздох подозреваемого от долгого допроса так и не будет озвучен. А удар кулака по столу останется лишь в виде букв в диалоге. Хотелось бы, чтобы подобные звуковые эффекты сопровождали игрока на протяжении всей игры, а не выборочно.
Картинка и музыка
Disco Elysium представлена в изометрической проекции с видом сверху-сбоку. Персонажи и окружение выполнены в сглаженном стиле приятном глазу. Модельки героев не стоят неподвижно, если ты с ними не разговариваешь. Они продолжают жить своей жизнью: копаются в траве, говорят между собой и выпивают.
Отдельно выделю портреты героев — вот, где иллюстраторы пошли в отрыв. Претенциозно подчеркнутые черты лиц, с абстрактными элементами и штрихами, выделяющими их характер. Чего стоит только Ким Кицураги с ореолом вокруг головы, словно у святого, или главный герой с застывшей на лице нелепой физиономией и раздробленным, как его личность, фоном.
Не слишком навязчиво игрока сопровождает экстравагантный саундтрек, написанный британской группой British Sea Power. Жанр треков варьируется от инди-рока, до пост-рока и даже психоделики. Парни справились со своей работой на ура — музыка идеально попадает в настроение игры. А некоторые отдельные треки я переслушиваю даже сейчас, пока пишу этот обзор!
Подведём итоги
Игра оказалась неожиданным открытием как для меня, так и для многих критиков, которые ее высоко оценили. Нестандартный подход к жанру RPG, глубокий сюжет, проработанные диалоги и запоминающиеся персонажи заставляют говорить о проекте на новом уровне. Одни игроки найдут здесь закрученный детективный роман, другие - проработанный квест. Но одно я знаю точно, равнодушным она почти никого не оставит. А от меня игра получает крепкие 9/10.
И напоследок. Не бойтесь совершать неудачи в игре, уберите руку с кнопки "перезагрузить сохранение". Стоит прожить все свои ошибки вместе с главным героем, принять их и продолжить идти дальше. Содеянное не обернешь вспять, но есть возможность избежать оплошностей в дальнейшем. Живите настоящим моментом и не бойтесь того, что будет в будущем.
Ведь вся жизнь — это немного... диско.
Первоисточник:
Недавно мне довелось пройти Disco Elysium, уделив этому порядка 30 часов.
Я, конечно, тормоз и люблю посидеть над текстом, смакуя его, но 30 часов для Диско - это какой-то спидран по чтению. :/
Это нормальная скорость прохождения
Занятно. Ведь я даже почти все побочки прошел, насколько мне известно из других прохождений. Выходит, и правда "спидран по чтению")
Комментарий недоступен
38 часов полное прохождение. По крайней мере все до чего смог добраться. С несколькими перезагрузками что бы решить какой вариант лучше и десятками из-за скил-чека
Когда проходил, было ощущение, будто там везде иллюзия выбора и твои выборы в диалогах как-то кардинально на историю не влияют. Правда не знаю, так ли это на самом деле, проверял всего в паре квестов
Исход главной истории действительно незначительно подвержен влиянию выбора в диалогах. Однако отношения со многими персонажами и некоторые дополнительные квесты заметно могут поменяться в зависимости от ваших реплик.