Disco Elysium. Стильно, оригинально, диско

Недавно мне довелось пройти Disco Elysium, уделив этому порядка 30 часов. Настало время оглянуться назад и дать оценку игре.

Disco Elysium. Стильно, оригинально, диско

В начале игры ваш главный герой просыпается после длительного запоя в номере гостиницы.

Первая картинка, которую видит игрок. Грязная комната с разбросанными по полу бутылками и одеждой.
Первая картинка, которую видит игрок. Грязная комната с разбросанными по полу бутылками и одеждой.

После внутреннего диалога с самим собой и расспросов соседки выясняется, что он детектив, прибывший по делу о повешенном на заднем дворе. Встретив своего напарника офицера Кима Кицураги, начинается незабываемое детективное приключение.

Disco Elysium как РПГ

В игре присутствуют элементы РПГ в виде возможности улучшения черт характера, которые объединены в группы: Интеллект, Психика, Физиология и Моторика. Прокаченный перк позволяет с бОльшим шансом успешно проходить проверку навыка, будь это подъем тяжеленной штанги или визуальный анализ таинственного собеседника.

Меню прокачки навыков главного героя
Меню прокачки навыков главного героя

Кроме того, чем больше очков вложено в черту характера, тем чаще она будет давать собственные комментарии в ходе диалогов. Например, развитая Эмпатия намекнет осторожно говорить с готовой расплакаться девушкой, а Энциклопедия обязательно напомнит технические характеристики найденной винтовки старого образца. Когда тот или иной навык оказывает поддержку в диалоге, возникает приятное ощущение небольшой победы. Нельзя не порадоваться лишний раз, когда прокаченный Авторитет помогает "задавить" собеседника и выжать из него нужную информацию.

Услышав название выдуманного города, Энциклопедия спешит дать свой комментарий
Услышав название выдуманного города, Энциклопедия спешит дать свой комментарий

Однако, кроме помощи в нелегком разговоре черты характера могут спорить между собой, склонять героя к употреблению алкоголя или извиняться за неверные советы. Подобные внедрения внутреннего голоса в диалог оживляют беседу и заставляют играть его новыми красками. Воистину, это первая известная мне игра, в которой подобная механика настолько качественно реализована.

Немаловажна и одежда на главном герое, которая не только меняет его внешний вид, но и дает приятный бонус к навыкам. Надев шляпу "как у того детектива из книги", вы станете более логично оценивать ситуацию, а в майке-алкоголичке ваши мускулы раскроются в полную силу. Порой какими-то способностями приходится жертвовать в угоду другим. Например, любимые туфли из зеленой чешуйчатой кожи помогут сохранить Самообладание взамен на ухудшенную Эквилибристику.

Меню выбора гардероба
Меню выбора гардероба

По ходу игры вы будете все больше пополнять свой гардероб, в какой-то момент обнаружив, что ваш выбор переваливает за четыре десятка элементов одежды. Ввиду сотен ситуаций, когда необходима проверка того или иного навыка, особо щепетильные игроки обязательно будут часто менять свой прикид в зависимости от ситуации. Единственным недостатком данной системы хочется отметить неудобное меню выбора гардероба, к которому всё же можно постепенно привыкнуть.

Сюжет

Как уже было сказано, в центре сюжета стоит детективное расследование. И если в первый игровой день дело о повешении мне казалось весьма банальным и прозаичным. То во второй день мой поверхностный взгляд и вовсе счел, что я полностью раскрыл это дело.

Я никогда так не ошибался.

Сюжет берет начало с висельника неподалеку от гостиницы
Сюжет берет начало с висельника неподалеку от гостиницы

То, насколько закрутится главная сюжетная линия впоследствии я и представить не мог. Чем больше деталей расследования я узнавал, тем больше мне открывалось насколько глубока кроличья нора. Здесь нет внезапных роялей из куста, все неожиданные повороты грамотно описаны и вплетены в сюжет. Финал же гармонично перекликается с внутренним конфликтом главного героя и оставляет приятное послевкусие, словно после прочитанного культового шедевра.

Игра представляет из себя открытый мир, исследование которого я посоветую в первую очередь. Вам раскроются характеры уже известных вам персонажей, вы познакомитесь с новыми незабываемыми личностями: от безумных любителей электронной музыки до мореплавателей и ученых. Множество дополнительных заданий поспособствует прокачке навыков главного героя. Побочные ветви сюжета помогут вам узнать об устройстве и истории мира, в котором происходит действие игры, а также будут затронуты философские вопросы о познании себя. Но не только серьезные темы будут подняты в разговорах. Вам предстоит найти общий язык с дворовыми пацанами и всерьез поговорить с местными пьяницами о когда-то потерянной куртке.

Находка палатки на берегу моря обернулась для меня самой интересной второстепенной сюжетной веткой
Находка палатки на берегу моря обернулась для меня самой интересной второстепенной сюжетной веткой

Вернувшись к выполнению основного сюжета, вы с приятным удивлением обнаружите дополнительные варианты диалогов, которые никогда бы не увидели, не пройдя дополнительную ветку квестов. Таким образом, игрок чувствует свою значимость не только при выборе вариантов диалога, но и при появлении бонусных опций в разговоре.

Персонажи

Главным героем выступает эксцентричный детектив, который буквально еще день назад напивался до беспамятства по причине, ведомой лишь одному ему. На протяжении игры вы будете все больше узнавать о прошлом героя, решать его внутренние конфликты и, быть может, даже сможете вспомнить его собственное имя! Условно отыграть можно 3 архетипа героя.

Выбор архетипа главного героя в начале игры
Выбор архетипа главного героя в начале игры
  • Мыслитель будет детально анализировать внешний вид говорящего и соотносить все это со своими энциклопедическими знаниями. Его варианты диалогов нацелены на получение точных фактов от собеседника.
  • Медиум в крайне эмоциональной и экспрессивной манере самыми безумными методами допросит подозреваемого, споет в караоке и не побрезгует "допингом" на службе.
  • Спортсмен же будет действовать в лоб и стараться решать все недюжинной грубой силой, способной пошатнуть даже прославленного на весь район портового охранника.

Но никто не мешает одновременно тягать штанги и при этом, например, быть экспертом в психологии. Все зависит от того, как вы будете прокачивать вашего героя по мере игры. Стартовый набор навыков — лишь база, которая может измениться к концу игры до неузнаваемости. Если захочется посмотреть как бы выглядели те или иные диалоги за другой типаж, то, милости просим — второе прохождение! Игру совершенно точно можно назвать реиграбельной, благодаря широкому выбору в диалогах в зависимости от прокачки героя.

Ким Кицураги, лейтенант 57 участка Ревашольской Гражданской Милиции
Ким Кицураги, лейтенант 57 участка Ревашольской Гражданской Милиции

Среди прочих персонажей хочется выделить верного напарника главного героя - Кима Кицураги. Офицер, преданный своей службе, однако не лишенный простых человеческих увлечений. Не будь его рядом, я бы наверняка чувствовал одиночество и угнетение из-за скверного психического состояния моего детектива. Ким является не только голосом разума, который помогает соориентироваться в сложных ситуациях, но и воплощением веры в лучшую сторону главного героя. Очень немногие персонажи действительно видят во мне профессионала при исполнении, и лучше всего с этим справляется Ким. В зависимости от того, как вы будете относиться к своему напарнику, вы либо приобретете в его лице хорошего друга, либо полностью испортите с ним отношения.

Перевод и озвучка

Хочется уделить особое внимание переводу в этой игре. В первую очередь, стоит отметить огромный объем проделанной работы. Я понимаю, что вероятнее всего в каком-нибудь Скайриме строк текста все-таки больше, однако в данном случае речь идет об инди-проекте, а не игре от крупной компании. Это определенно достойно уважения.

В диалогах нередко встречаются высокопарные выражения, однако игра не брезгует матом и другими крепкими словцами
В диалогах нередко встречаются высокопарные выражения, однако игра не брезгует матом и другими крепкими словцами

Качество перевода диалогов на высочайшем уровне. Предложения не просто грамотно структурированы, но и сохраняют в себе уникальный стиль общения, привязанный к персонажам. Не могу не признаться в том, что мой лексикон заметно пополнился после прохождения игры, словно после прочтения здоровенного сборника романов.

К слову, игра официально издана на английском, русском, китайском, корейском, испанском, португальском, французском и немецком языках. Что говорит о том, насколько трепетно создатели подошли к сердцевине своего проекта — диалогам.

Где диалоги, там и озвучка. К сожалению, официально озвучена игра только на английском языке. Но как же этот дубляж хорош! Актеры прекрасно передают настроение героев. А как же велико количество непередаваемых акцентов в этой игре? Это же какой-то восторг! Даже прочитав текст наперёд, мне не хотелось перематывать диалог до того, как актер озвучки закончит произносить реплику!

Хочу отметить наличие качественных звуковых эффектов. В разговор может вклиниться гудение холодильника или звук бьющегося стекла, если кто-то из собеседников разбил бутылку. Однако, стоит признать, что не во всех местах есть аудио-сопровождение. Например, усталый вздох подозреваемого от долгого допроса так и не будет озвучен. А удар кулака по столу останется лишь в виде букв в диалоге. Хотелось бы, чтобы подобные звуковые эффекты сопровождали игрока на протяжении всей игры, а не выборочно.

Картинка и музыка

Disco Elysium представлена в изометрической проекции с видом сверху-сбоку. Персонажи и окружение выполнены в сглаженном стиле приятном глазу. Модельки героев не стоят неподвижно, если ты с ними не разговариваешь. Они продолжают жить своей жизнью: копаются в траве, говорят между собой и выпивают.

Первый этаж гостиницы — одно из самых оживленных мест в игре. Хозяин гостиницы чинит чучело птицы, местные работяги обсуждают последние события и выпивают, а повар готовит какую-то стряпню.
Первый этаж гостиницы — одно из самых оживленных мест в игре. Хозяин гостиницы чинит чучело птицы, местные работяги обсуждают последние события и выпивают, а повар готовит какую-то стряпню.

Отдельно выделю портреты героев — вот, где иллюстраторы пошли в отрыв. Претенциозно подчеркнутые черты лиц, с абстрактными элементами и штрихами, выделяющими их характер. Чего стоит только Ким Кицураги с ореолом вокруг головы, словно у святого, или главный герой с застывшей на лице нелепой физиономией и раздробленным, как его личность, фоном.

Дальнобойщица, повидавшая слишком много на своем веку, устало глядит в одну ей известную даль на фоне всеобъемлющей серости
Дальнобойщица, повидавшая слишком много на своем веку, устало глядит в одну ей известную даль на фоне всеобъемлющей серости

Не слишком навязчиво игрока сопровождает экстравагантный саундтрек, написанный британской группой British Sea Power. Жанр треков варьируется от инди-рока, до пост-рока и даже психоделики. Парни справились со своей работой на ура — музыка идеально попадает в настроение игры. А некоторые отдельные треки я переслушиваю даже сейчас, пока пишу этот обзор!

Подведём итоги

Игра оказалась неожиданным открытием как для меня, так и для многих критиков, которые ее высоко оценили. Нестандартный подход к жанру RPG, глубокий сюжет, проработанные диалоги и запоминающиеся персонажи заставляют говорить о проекте на новом уровне. Одни игроки найдут здесь закрученный детективный роман, другие - проработанный квест. Но одно я знаю точно, равнодушным она почти никого не оставит. А от меня игра получает крепкие 9/10.

И напоследок. Не бойтесь совершать неудачи в игре, уберите руку с кнопки "перезагрузить сохранение". Стоит прожить все свои ошибки вместе с главным героем, принять их и продолжить идти дальше. Содеянное не обернешь вспять, но есть возможность избежать оплошностей в дальнейшем. Живите настоящим моментом и не бойтесь того, что будет в будущем.

Ведь вся жизнь — это немного... диско.

Первоисточник:

7777
71 комментарий

Недавно мне довелось пройти Disco Elysium, уделив этому порядка 30 часов.

Я, конечно, тормоз и люблю посидеть над текстом, смакуя его, но 30 часов для Диско - это какой-то спидран по чтению. :/

13
Ответить

Это нормальная скорость прохождения

11
Ответить

Занятно. Ведь я даже почти все побочки прошел, насколько мне известно из других прохождений. Выходит, и правда "спидран по чтению")

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

38 часов полное прохождение. По крайней мере все до чего смог добраться. С несколькими перезагрузками что бы решить какой вариант лучше и десятками из-за скил-чека

Ответить

Когда проходил, было ощущение, будто там везде иллюзия выбора и твои выборы в диалогах как-то кардинально на историю не влияют. Правда не знаю, так ли это на самом деле, проверял всего в паре квестов

5
Ответить

Исход главной истории действительно незначительно подвержен влиянию выбора в диалогах. Однако отношения со многими персонажами и некоторые дополнительные квесты заметно могут поменяться в зависимости от ваших реплик.

1
Ответить