Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

Почему шутер от id Software хорош даже спустя почти 25 лет после релиза.

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

Я знаю, что Quake 2 в каких-либо представлениях не нуждается, как и в новых обзорах, рецензиях и прочих текстах. По сути, про игру уже давно всё сказано — она крутая, великая и революционная, даже несмотря на то, что разрабатывалась уже без участия Джона Ромеро, после «развода двух Джонов» (хотя дизайн уровней, в целом, от этого немного обеднел). Зато я расскажу историю о том, как пытался пройти игру на протяжении почти двадцати лет и смог это сделать только сейчас.

Впервые я увидел Quake 2 в компьютерном клубе. Вернее, не совсем: у нас в небольшом посёлке была почта, и там стоял один свободный компьютер, который разрешали «арендовать» с почасовой оплатой и «устанавливать туда все игры». Стоило удовольствие 5 рублей в час (можно было купить на эти деньги лимонад или два мороженых в стаканчике). Естественно, возможность играть в крутые игры (особенно когда у тебя дома только Dendy) была важнее какого-то там мороженого.

Однажды я пришёл на почту. Мне было лет 9, я тогда учился в четвёртом классе. Оплатил час, чтобы поиграть в установленных «Героев», Messiah (непонятно кто её вообще туда поставил и почему) или какую-то из ранних частей Need for Speed. Зашёл в комнату с компьютером, а там ребята постарше очень шумно во что-то играли. Я подошёл поближе и увидел игру, какую никогда до этого не видел. Просто не знал, что такие вообще могут быть. Да, я играл до этого в Wolfenstein, в Doom и ещё несколько 2.5D шутеров, однако этот новый шутер был выше не просто на голову, а на целый корпус. Это была Quake 2. Как сказал Джеймс Бонд в «Не время умирать»: «У него буквально взорвался мозг».

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

К сожалению, пройти игру не было возможности. Уровни давались с трудом, и за один присест всё осилить я не смог бы при всём желании. А когда возвращался через несколько дней, чтобы снова поиграть, — видел, что мой сейв кто-то уже перезаписал или вообще удалил (компьютер-то был один на всех). Приходилось либо начинать с самого начала, либо загружать чей-то сейв из рандомной части игры. Однако радовало то, что мне просто удавалось поиграть, ощутить Quake 2, пострелять по строггам и классно провести время. Мы даже начали ходить туда с друзьями, скидываться и покупать по 3 часа, чтобы проходить по очереди. Всё было здорово — ровно до одного нехорошего случая.

Мы пришли на почту, купили 2 часа и уже предвкушали, как будем носиться по коридорам строггоса, однако запустив ПК, буквально обомлели. Некий «мамин хакер» понял, как пользоваться разделом «Установка и удаление программ» и просто стёр все игры. Вместо них шутник установил обучающий квест «Рыбка Фредди» (забавно, что над игрой работал шутник Рон Гилберт, автор Maniac Mansion и The Secret of Monkey Island). Сказать, что мы «приуныли» — значит ничего не сказать. И да, в итоге мы все 2 часа играли в «Рыбку Фредди». Этот квест для меня до сих пор на вкус как пепел.

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

Когда мне исполнилось 11, я сорвался с крыши и сильно порезал ногу. В больнице наложили 6 швов и запретили ходить минимум две недели. Один хороший друг не оставил в беде и дал поиграть на это время первую PlayStation с кучей пиратских дисков. Там были Resident Evil, Silent Hill, Dino Crisis, Disruptor и, каким-то неведомым образом, Quake 2. Я обрадовался, запустил её первой и понял, что играть в эту версию практически невозможно. Контроллера Dual Shock у друга не было, поэтому управление работало на «стрелочках». Казалось, что даже в PS1-порт Diablo играть было удобнее. В итоге я бросил.

Свой компьютер у меня появился гораздо позже, где-то в 13 лет. Я очень хотел поиграть в Quake 2, потому что помнил, насколько классно в ней ощущалась стрельба, но у меня был только пиратский диск с антологией GTA — и больше ничего. Постепенно я стал покупать ещё игры или меняться с друзьями и знакомыми (чаще второе), но Quake мне так и не попадалась. Чуть позже у меня появились TES IV: Oblivion, The Witcher, Arcanum и ещё много всего, так что о Quake я даже не вспоминал.

Потом начался бум игр «нового поколения» — Gears of War, Unreal Tournament 3, BioShock. На Xbox 360 и PS3 стало выходить очень много красивых и непривычных RPG и экшенов вроде Folklore, Lost Odyssey, Blue Dragon и Lair. Про существование «старой школы» я напрочь забыл.

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

Когда я переехал в город и у меня появился интернет, новый друг дал мне флешку, на которой, в числе прочего, были первая Half-Life и вторая Quake с фанатскими HD-текстурами. В Half-Life я провёл довольно много времени, потому что до этого ни разу её не пробовал, а вот Quake 2 с новой картинкой не впечатлила — она выглядела не такой, какой я её помнил. Я порылся на пиратских сайтах и нашёл «ванильную» вторую часть, но надолго в ней не задержался, потому что вышли Dragon Age: Origins и ремейк Wolfenstein от Raven (было и много других хороших игр, но почему-то я очень ждал именно эти две).

После я много раз ставил Quake 2 в разных итерациях — с модами, с официальными дополнениями, с новой графикой, с шейдерами, стилизованными под комикс и ещё бог знает с чем, но всё равно до конца так и не доходил. Годами Quake 2 висела у меня в бэклоге, вместе со старой дилогией Soldier of Fortune, Daikatana (всегда хотел попробовать сам, несмотря на критику), Shogo: Mobile Armor Division и оригинальной дилогией Red Faction.

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

Закрыл гештальт я только в декабре этого года. В силу рабочей специфики и из-за высоких показателей характеристик «слабоумие» и «отвага», я иногда пишу по 12-14 часов в день (с небольшими перерывами конечно) и когда заканчиваю работать, голова просто ничего не соображает, её хочется буквально отключить. Один знакомый посоветовал в такие моменты запускать «какой-нибудь старый шутер без диалогов и сюжета, где есть только экшен и ничего более», а на фон ставить подкасты, стендапы или любимую музыку. Так я снова вспомнил про Quake 2, нашёл «ванильную» версию с оригинальной графикой и официальными мап-паками, а на фон поставил дебютный и единственный альбом Cherry Bomb. И погнал.

Очнулся я где-то часа через три, альбом играл по кругу уже раз десятый, а на часах было 2 ночи. Я просто не заметил, как буквально «потерялся» и вошёл в поток. Михай Чиксентмихайи определяет это ощущение в своей книге про психологию оптимального переживания как «любимое дело, за которым не просто пролетает время, но и до минимума понижается энтропия, а вы, в свою очередь, становитесь единым целым с самим процессом и не можете отделиться от него». Иными словами, это погружение с инвестированием, которое даёт вам взамен гораздо больше, чем вы вкладываете, а заодно и «отключает» от внешнего мира.

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

К философии и труду Михая можно относиться по разному, однако именно в Quake 2 я примерно понял, о чём он говорил (также понял, что подобное ощущение я получал и раньше, например, когда проходил Tetris Effect в наушниках). Наверное, именно это понимание и помогло мне наконец пройти игру целиком. Но без дополнений: решил, что от переизбытка космических баз и ящиков у меня скоро разовьётся клаустрофобия (хотя дополнение с ктулхианскими монстрами довольно забавное).

Благодаря своей простоте и одновременно сложности, Quake 2 работает и в 2021-м году. Да, шутеры ушли вперёд, всё стало реалистичнее, импакт от оружия отчётливее и приятнее, а механики — глубже и сложнее (вспомнить ту же Doom Eternal). Однако в простоте Quake 2 сейчас и кроется её главное достоинство — в неё можно погрузиться сразу, без туториалов в комнатах с объяснениями как что работает, без освоения «лечащих» фаталити и не всегда уместного платформинга. Практически без сюжета (пара роликов и описания миссий не в счёт) и без отвлекающих диалогов и аудиодневников.

По сути, это шутер про чистое действие, без привычного «языка» и «серой морали». Эта простота может вводить в почти первобытное состояние, которое можно сравнить с процессом настоящей охоты в лесу.

Закрываем бэклог: легендарная Quake 2 и состояние потока, в которое она вгоняет

Мне нравились новые части Doom именно из-за того, что они давали похожие ощущения, но в них всё время казалось, будто что-то постоянно сковывает героя, отвлекает, сбивает темп. Как будто вот сейчас должно что-то «отвалиться», и герой понесётся по уровню словно ветер, и как бы игра именно это и делала, но не совсем так.

Quake 2 дала мне то, чего не хватало в Doom, Doom Eternal и новых Wolfenstein от Machine Games. Есть хорошая поговорка: «всему своё время». Кто-то скажет: крамола, но мне всё чаще кажется, что несмотря на затасканность, не стоит приуменьшать её значимость. Как и значимость Quake 2.

Уверен, у вас есть много подобных историй. Пишите их в комментариях.

66 показов
8.8K8.8K открытий
33 репоста
200 комментариев

Q2 лучший квейк, как в сингле, так и в мультиплеере.

Ответить

Ну нет, как мультиплеерная игра q3 многократно больше 2 по объёму сообщества, карт, модов, чемпионатов, видосов и тому подобного. Можно сказать, что это благодаря развитию интернета в начале нулевых, но факт остаётся фактом. И гейплей на мой взгляд в нём тоже позадорнее, но это субъективно уже.

Ответить

Ракетница во второй кваке < ракетница в первой кваке.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В сингле да, соглашусь. В мультиплеере - тройка/кулайв и первый лучше. Хотя их в мультике сравнивать вообще такое себе, тут на вкус и цвет, они все очень разные по механикам.

Ответить

обнял. арена была крутая, но не настолько

Ответить

Спорить не буду, но первый Quake тоже хорош, хотя саундтрек мне ближе из второй части

Ответить