King’s Quest V празднует 30 лет

Знаете ли вы, что пятая часть серии отличалась новейшим 256-цветным графическим режимом VGA и пиктографическим интерфейсом. Она продалась тиражом в 500 000 копий — этот рекорд не удавалось побить никому целых пять лет с момента ее выхода в 1990 году.

King’s Quest V празднует 30 лет

В марте 2020 года Роберта Уильямс получила награду первопроходца (Pioneer Award) на 20-й церемонии награждения Game Developers Choice Awards. Немногие геймдизайнеры заслуживают такого признания, как одна из основательниц компании Sierra On-line и создательница классических приключенческих игр вроде Phantasmagoria и серии King’s Quest.

Начало пути

King’s Quest V празднует 30 лет

На дворе стоял 1979 год, и никто даже не подозревал, что Роберта Уильямс (в девичестве Хойер) скоро станет одной из первопроходцев в индустрии видеоигр. В то время она была домохозяйкой и растила двоих детей. Ее муж, Кен Уильямс, работал внештатным программистом. Они жили самой обычной жизнью в Сими-Вэлли, штат Калифорния.

Но внезапно что-то изменилось. В один прекрасный день Роберта Уильямс увидела на телетайпе своего мужа игру под названием Colossal Cave. Это было незамысловатое текстовое приключение, но оно захватило нашу героиню на долгое время. Это один из случаев, когда идеи сталкиваются, словно кометы, и возникает нечто новое.

У Роберты Уильямс не было опыта работы с компьютерами, зато было кое-что другое. С детства она была прекрасной рассказчицей и развлекала семью небылицами, которые называла фильмами. У Кена Уильямса же был опыт программирования. Вот они и решили: почему бы не сделать собственную игру?

Обретенная слава

King’s Quest V празднует 30 лет

Первой приключенческой игрой семейной четы Уильямс стала Mystery House. Действие происходило в особняке викторианской эпохи, в котором был убит друг главного героя. Теперь ему предстояло найти убийцу и не стать следующей жертвой. При работе над сюжетом Роберта Уильямс вдохновлялась любимыми романами Агаты Кристи. Роберта нарисовала цифровые изображения на графическом планшете, а Кен написал программную часть на языке ассемблера. Готовая игра умещалась на одной дискете.

Игроки встретили ее тепло, высоко оценив графику и сюжет. Mystery House стала важной вехой не только в истории создания приключенческих игр, но и в жизни Кена и Роберты Уильямс. Они основали компанию On-line Systems (с 1982 года — Sierra On-line) и занялись разработкой видеоигр на постоянной основе.

Международный успех

King’s Quest V празднует 30 лет

За следующие два десятилетия компания Sierra разработала множество культовых приключенческих игр. Упомянем о трилогии детективных триллеров Джейн Дженсен — Gabriel Knight: Sins of the Fathers, Gabriel Knight 2: The Beast Within и Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned. Благодаря комику и музыканту Элу Лоу, Sierra On-line пополнила свое портфолио юмористической и слегка эротической игрой Leisure Suit Larry и ее продолжениями вроде культовой Leisure Suit Larry: Love for Sail!.

Другие выдающиеся игры компании — это Police Quest (полная коллекция продается на GOG.com без DRM) и серия тактических игр по ее мотивам SWAT. Наконец, необходимо упомянуть о научно-фантастической серии из шести частей под названием Space Quest, которая продавалась на протяжении 1980-х (части 1–3) и 1990-х (части 4–6) годов. Но самое большое влияние на мир компьютерных развлечений оказала выдающаяся серия игр за авторством Роберты Уильямс, а именно King’s Quest.

Первые три части саги о королевской семье Дэйвентри были во многих отношениях новаторскими. Например, первая часть King’s Quest была одной из первых игр в жанре point and click. Мы могли отправить героя, претендента на трон по имени Грэм, в путь по фэнтезийному королевству при помощи текстовых команд и мыши. А в замечательной третьей части серии от игрока требовалось отсчитывать время, прошедшее в реальности, чтобы разгадать некоторые из головоломок и помочь герою сбежать из поместья злого колдуна.

Следующие три части серии оставались в числе самых новаторских приключенческих игр. Например, четвертая часть King’s Quest стала одной из первых видеоигр, главным действующим лицом которой была женщина — принцесса Розелла. Пятая часть серии отличалась новейшим 256-цветным графическим режимом VGA и пиктографическим интерфейсом. Она продалась тиражом в 500 000 копий — этот рекорд не удавалось побить никому целых пять лет с момента ее выхода в 1990 году. Затем в продаже появилась King’s Quest VI, для которой по всем канонам кинематографа была написана главная тема Girl in the tower, и к работе над которой привлекались отличные актеры озвучения вроде Робби Бенсона, который подарил свой голос Чудовищу в «Красавице и Чудовище» от Disney. Уильямс работала над этой частью вместе с Джейн Дженсен, проложив ей путь к созданию серии Gabriel Knight.

В то время Роберта Уильямс уже вынашивала идею куда более амбициозного проекта. Она решила создать беспрецедентное сочетание приключенческой игры-ужастика и интерактивного фильма с живыми актерами. Вот почему она оставила львиную долю работы над King’s Quest VII (анимированной как в Disney) Лорелей Шэннон, а несколькими годами позже передала разработку трехмерного слешера King’s Quest: Mask of Eternity Марку Зайберту.

Phantasmagoria

King’s Quest V празднует 30 лет

Уильямс вспоминала в одном из своих поздних интервью, что этот проект был ее самым любимым: «Если бы я могла выбрать только одну игру, это была бы Phantasmagoria, ведь я получила несказанное удовольствие от работы над ней; это была очень трудная задача (а я обожаю трудные задачи!)». В сравнении с другими видеоиграми, которые создавали в начале 1990-х, масштаб проекта Phantasmagoria был весьма впечатляющим. Для создания реалистичной игры-ужастика в Sierra On-line привлекли к работе 25 актеров, написали 500 страниц сценария, а общий бюджет проекта составил около 4,5 млн долларов.

История Виктории Морселл, писательницы, раскрывающей тайны зловещего особняка, во многом стала самым значительным произведением Роберты Уильямс. Работая над Phantasmagoria, она могла вложить в нее всю свою любовь к детективным романам, а также тот опыт, который она получила, работая над другими игровыми проектами. Здесь все было на совершенно другом уровне. Теперь, те «фильмы», которые она пересказывала своей семье в детстве, воплощали в жизнь актеры на настоящей съемочной площадке, как в Голливуде.

В то же время Роберта Уильямс стала консультанткой по сценарию другого культового атмосферного ужастика — Shivers. И Phantasmagoria, и Shivers можно купить на GOG.com без DRM.

Ещё не конец

В 1999 году, после двадцати лет творческой деятельности, Роберта Уильямс решила отойти от разработки видеоигр. С тех пор она ведет размеренную жизнь, читая книги, играя в игры и путешествуя по миру. Время от времени наследие напоминает о себе, как, например, когда она получила награду первопроходца на 20-й церемонии награждения Game Developers Choice Awards.

После выхода на пенсию Роберта Уильямс объявила, что подумывает написать роман. Что ж, если этот роман окажется хоть вполовину настолько же революционным для мира литературы, какими были ее произведения в области видеоигр, мы будем ждать его с нетерпением.

1010
2 комментария

О каком рекорде речь, который "никому не удавалось побить пять лет", если первый Doom продался примерно 2-3 млн копий?

Ответить

Рекорд в жанре адвенчур, надо полагать.

1
Ответить