Вопрос задержки: стоит ли покупать беспроводные колонки и наушники для игр

Варианты есть, но проводные решения всё ещё надёжнее.

Bluetooth-наушники — одна из самых быстрорастущих категорий потребительской электроники. С каждым годом беспроводные гарнитуры становятся компактнее, звучат лучше, а стоят — дешевле. Так почему бы не использовать их для игр на ПК или консоли?

Это не лучшая идея сразу по нескольким причинам, но главная — из-за высокой задержки. Мы разберём, на что стоит обратить внимание, какие существуют альтернативы и что можно предпринять, если отказаться от проводов необходимо в любом случае.

Возможные варианты подключения

Если говорить о способах вывода звука с ПК, существует четыре основных:

  • проводной аналоговый (джек 3,5 мм);
  • проводной цифровой (USB или оптический S/PDIF);
  • беспроводной с радиомодулем 2,4 ГГц (USB-адаптер);
  • беспроводной Bluetooth.

Мы уже разбирали, чем эти стандарты отличаются друг от друга, в отдельном материале про игровые гарнитуры. Если коротко — аналоговое соединение самое надёжное и, потенциально наиболее качественное, тогда как цифровое предлагает больше возможностей для повышения комфорта использования.

В большинстве случаев USB-адаптер 2,4 ГГц выглядит так
В большинстве случаев USB-адаптер 2,4 ГГц выглядит так

Для тестов задержек мы использовали устройства разных типов и ценовых категорий — то, что оказалось под рукой. Звучат они совершенно по-разному, поэтому на их музыкальных особенностях мы останавливаться не будем.

В качестве тестового стенда выступил стационарный ПК на основе материнской платы MSI B350i Pro AC (аудиокодек Realtek® ALC887, беспроводной модуль Intel AC 3168). «Подопытные» подобрались следующие:

  • проводная гарнитура HyperX Cloud (3,5 мм);
  • активные стереоколонки Bowers&Wilkins MM-1 (USB);
  • беспроводная игровая гарнитура JBL Quantum 800 (адаптер 2,4 ГГц);
  • портативная колонка JBL Flip 4 (Bluetooth)
  • TWS-гарнитура Apple AirPods (Bluetooth)

Почему задержки создают проблемы в играх

Игры — интерактивный медиум, в котором изображения, звук и физические действия игрока происходят одновременно и влияют друг на друга. Поэтому именно в играх важнее всего минимизировать задержки, чтобы не разрушить чувство погружения и обеспечить максимальную скорость реакции.

При прослушивании музыки задержка не важна совсем — синхронизироваться здесь не с чем, и никто даже не почувствует, что между нажатием кнопки Play и запуском прошло 0,3 секунды.

Для просмотра видео и фильмов задержка соединения также не имеет особенного значения. Во-первых потому, что большинство видеоплееров вроде VLC или KMP позволяют вручную корректировать синхронизацию видео и аудио, а YouTube и Netflix подстраиваются самостоятельно. А во-вторых, отставание на 0,2 секунды если и будет заметно, то доставит только лёгкий дискомфорт.

В играх же любая рассинхронизация, даже на несколько сотых секунды ощущается отчётливо — мы не наблюдаем за происходящим со стороны, а принимаем в нём непосредственное участие. Мы ориентируемся в виртуальном пространстве не только визуально, но и на слух, и ожидаем определённого отклика на свои и чужие действия в игре (звуки шагов, выстрелов).

Если звуковая дорожка запаздывает, ощущение реальности исчезает, а скорость реакции снижается вместе с вовлечением. И, в отличие от фильма, в игре нельзя просто «задержать» видеоряд, чтобы он синхронизировался с аудио — это отрицательно скажется на отзывчивости управления, и геймплей будет испорчен окончательно.

Как мы тестировали

Для тестирования задержек мы использовали один из тестов, которые бесплатно доступны на YouTube. Оригинальный ролик можно найти ниже — при желании вы можете повторить тест на своей системе и поделиться результатами в комментариях.

Метроном отсчитывает один удар в секунду — в момент удара белый бегунок касается отметки «0» на шкале внизу, справа загорается красный круг, а циферблат слева становится однотонным. Если в момент, когда вы слышите «тук» изображение выглядит иначе — значит у вашей системы есть задержка.

YouTube имеет собственные механизмы компенсации задержки, поэтому лучше скачайте видео по ссылке

Это не самый технологичный или точный способ замера, так как опирается на индивидуальное восприятие. Но зато он даёт весьма наглядные результаты и приближен к реальной жизни — если вы не замечаете задержку в этом тесте, то не так уж важно, сколько насчитает автоматизированная система с точностью до 1 мс.

Для наглядности я записал монитор компьютера на камеру смартфона с восьмикратным замедлением. Качество оставляет желать лучшего, но системными средствами захвата экрана рассинхрон уловить невозможно.

Результаты говорят сами за себя. В коротких роликах Coub вы увидите запись сначала на нормальной скорости, а потом с замедлением.

3,5 мм гарнитура (проводная) — без видимой задержки

Аналоговое соединение обеспечивает идеальную синхронизацию. Цифровая аудиодорожка мгновенно конвертируется встроенным аудиочипом и передаётся по проводу к мембране без лишнего вмешательства.

USB стереосистема (проводная) — < 30 мс

От процессора звуковой файл отправляется в чипсет, от туда подаётся на USB-порт, попадает в аудиокарту, встроенную во внешнюю аудиосистему, и уже там проходит цифро-аналоговое преобразование и воспроизводится стереоколонками.

Беспроводная гарнитура (2,4 ГГц) — < 100 мс

Производители беспроводных игровых гарнитур немного лукавят, говоря о полном отсутствии задержки. Но на практике отставание звука менее чем на 0,1 действительно практически незаметно.

После USB-порта сигнал конвертируется в радиоволны, улавливается приёмником наушников, поступает на усилитель мощности и только оттуда передаётся на динамики.

В отличие от остальных технологий, эта используется только для наушников и не встречается в настольных колонках. Однако в продаже можно найти парные адаптеры, один из которых подключается к источнику звука, а второй — к паре обычных проводных колонок или наушников. Но это решение предназначено для дистанционной передачи звука на большие расстояния (например, в кафе) и не помогает снизить количество видимых проводов.

Bluetooth-колонка — ~300 мс

Задержка при использовании Bluetooth-соединения заметна невооружённым глазом и многократно превышает показатель и всех остальных протестированных способов подключения. Процесс кодирования-декодирования в данном случае занимает слишком много времени.

В приведённом ролике демонстрируется результат колонки JBL Flip 4, но полностью беспроводные TWS-наушники Apple AirPods (первого поколения) показали показали аналогичный результат. Тесты западных изданий утверждают, что у AirPods второго поколения и AirPods Pro задержка ниже (178 мс и 144 мс соответственно), но там тестирование производилось не на Windows 10, а на iPad Pro, совместимость которого с наушниками Apple намного лучше.

Задержка в играх

Для наглядной демонстрации задержки звука в играх мы использовали Doom: Eternal. Залп из винтовки легко отслеживается, а звук выстрела разделяется на несколько частей: сначала на записи слышно щелчок клавиатуры, потом выстрел, потом звук попадания.

3,5 мм гарнитура (проводное)

USB стереосистема (проводная)

Беспроводная гарнитура (2,4 ГГц)

Bluetooth-колонка

Во всех случаях кроме Bluetooth-колонки нажатие и выстрел воспринимаются более-менее синхронно. На JBL Flip 4 клик и анимация происходят одновременно, а звук «догоняет» картинку через ощутимый промежуток времени.

Если с проводами совсем не получается

Среди Bluetooth-колонок и наушников существует множество кодеков и стандартов передачи данных, которые отличаются поддерживаемым битрейтом, степенью сжатия и величиной задержки. Среди них для игр более-менее подходит только один кодек — AptX Low Latency (LL), разработанный Qualcomm.

Qualcomm заявляет, что задержка AptX LL составляет 30-40 мс — в большинстве игр она не только несущественна, но и в целом незаметна.

У нас не было возможности протестировать такую систему, поэтому здесь мы вынуждены опираться на официальные данные.

Вопрос задержки: стоит ли покупать беспроводные колонки и наушники для игр

Одна проблема — это очень редкий кодек. Современные компьютеры и игровые консоли не поддерживают AptX LL его вообще, а совместимых Bluetooth-колонок и наушников наберётся всего несколько десятков.

В большинстве своём такие устройства относятся к средне-высокому и премиальному сегментам. Среди наиболее заметных и любопытных моделей можно выделить «ошейник» JBL Soundgear, портативные колонки Denon Envaya и RIVA Turbo X Portable, TWS-наушники Sennheiser Momentum и полноразмерную гарнитуру Sennheiser HD 450BT с активным шумоподавлением.

Для подключения к компьютеру, Xbox One, PS4 или Nintendo Switch потребуется внешний адаптер, который подключается по USB или в разъём 3,5 мм для наушников. Базовые модели вроде Creative BT-W2, Avantree C51 или UGREEN Switch Bluetooth Transmitter стоят сравнительно недорого, в пределах полутора-трёх тысяч рублей. Но есть более дорогие варианты, например, флагманская внешняя аудиокарта Creative Sound Blaster X7, которая обойдётся примерно в 30 тысяч. Полный список AptX LL устройств можно найти на официальном сайте AptX.

Беспроводные технологии развиваются, и сейчас рынок предлагает большой выбор аудиоустройств с Bluetooth или выделенным радиоканалом. Но большинство из них не отвечают запросам геймеров.

Популярные TWS-наушники и портативные колонки имеют слишком высокую задержку для того, чтобы обеспечивать комфортный игровой процесс.

Беспроводной кодек AptX LL решает проблему с задержками по Bluetooth, но устройств с ним немного, а для подключения к компьютеру или консоли придётся докупать отдельный беспроводной адаптер. К тому же, у нас не было возможности протестировать такую связку самостоятельно.

Радиоканал 2,4 ГГц имеет сравнительно небольшую задержку и вполне подойдёт для большинства одиночных и даже сетевых игр — но не для профессионального киберспорта. Цена беспроводных игровых гарнитур часто не соотносится с качеством звучания, так что при выборе необходимо соблюдать особую осторожность.

Оптимальным для игр пока остаётся проводное подключение. «Обычные» наушники и гарнитуры работают вообще без задержки, воспроизводят звук без лишнего вмешательства и стоят дешевле, чем более «технологичные» решения. Но, разумеется, провода создают некоторый беспорядок на рабочем месте.

126126
274 комментария

Комментарий недоступен

49
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

Я когда играл с блютуз наушниками, то особо не замечал задержку, в то время как при игре на гитаре больше 14мс, уже ощутимая задержка

8
Ответить

Мда... Представляю, как с таким "гуд" играть в ритм-игрушки, вроде того же Taiko no Tatsujin. Справедливости ради во всех ритмах есть настройка задержки. Если не включать звуковую «отдачу», то играть более чем можно. В той же Бандори ставлю задержку -19 пунктов и нормально играю с блютуз ушей =)

6
Ответить

Вот-вот, у меня aptX уши только для ютуба. Проверил в одной игре на iPad и Honor 10 задержку - что там, что там звук я слышу уже только после того, как отпускаю кнопку и отчётливо осознаю, что звук уже давно должен прозвучать.

2
Ответить

Лично я в taiko даже с телевизором ощущаю задержку, как ни пробовал крутить настройки — всё не то.

Ответить

Время мерзких проводов проходит, также как и cd приводов. Скоро они уйдут в забвение.

22
Ответить