Все артефачит: разбираемся, виноват ли UE5 и LUMEN или все же DLSS это мыло с артефактами. Неудобная правда.

Все артефачит: разбираемся, виноват ли UE5 и LUMEN или все же DLSS это мыло с артефактами. Неудобная правда.

Артефачит и бурлит, кто же виноват. Самая жестокая правда на всем ДТФ.

DLAA 4 - это сокращенное название для DLAA Transformer.

DLSS 4 - это сокращенное название для АПСКЕЙЛА DLSS Transformer.


RR - Ray Reconstruction.



Все это доступно на любой карте RTX начиная с 2000 серии.

Уже долгое время в каждом обсуждении игры на UE5 постоянно всплывают жалобы на то, что Люмен глючит и создает артефакты.

Местные эксперты говорят, что с ним никак не достичь хорошего качества, и предлагают использовать только трушные аппаратные лучи с "флешки" Хуанга, подписанные как "True Hardware RT for non-EU5 engine". Мол, только так можно добиться идеального результата без единого артефакта.

В качестве примера последние несколько месяцев на ДТФ используют «Сталкер 2». Практически в каждой теме про «Сталкер 2» или любую другую игру на UE5 можно найти жалобы и проклятья в сторону UE5 и его Люмена.

Но в этом посте я докажу, что все они писали полную чушь и никто из них так ни разу и не назвал правильную причину того, почему Lumen артефачит.

Даже пока писал этот пост, то наткнулся на такие вот комментарии. Но ничего, мой пост поможет этому человеку, и он окунется в мир полнейшего некстгена и фотореализма. Ведь «Сталкер 2» для него — это некстген. Да вот только артефакты мешают его ощутить.

Не волнуйся, брат, сразу после этого поста Lumen будет пофикшен, и «Сталкер 2» станет для тебя некстгеном, как и все игры на UE5.
Не волнуйся, брат, сразу после этого поста Lumen будет пофикшен, и «Сталкер 2» станет для тебя некстгеном, как и все игры на UE5.
Все артефачит: разбираемся, виноват ли UE5 и LUMEN или все же DLSS это мыло с артефактами. Неудобная правда.

Я тут видел кучу подобных комментариев и решил проверить несколько игр с лучами. Но я знал заранее, что артефакты РТ не только в UE5 бывают, но многие это не знают, ведь все игры у них плохие и они их скипают. Но пока собирал примеры, то нашел причину всех проблем и понял, что на ДТФ на Люмен действительно необоснованно наезжают.

При этом народ пишет, что Люмен вообще не может нормально работать, а это конечно же очередной бред от местных экспертов.

Внимание: некоторые проблемы на видео может быть плохо видно. Кроме того, некоторые геймеры могли не замечать такое в играх. Причина этого - IPS мониторы, которые своими огромными засветами и низкой контрастностью могут все это прятать. Но владельцы VA, всяких mini LED, OLED видят это гораздо сильнее остальных.

Silent Hill 2

Некоторые люди считают, что артефакты — это только про Software Lumen, а вот если начать делать Hardware Lumen, то всё сразу станет отлично и артефактов не будет.

Но вот Silent Hill 2 с hardware lumen, и что мы видим? Артефакты бурления травы — в траве и на деревьях просто черная жижа бурлит. Ну, я думаю, вы и без этого видео абсолютно понимаете, о чем я говорю, ведь тут каждый хейтер UE5 уже миллион раз писал, какой плохой Люмен и что от него только артефакты.

Типичная проблема на которую жалуются ДТФеры
1440p + DLSS 4
XESS ULTRA QUALITY 1440p

Так что получается, и hardware-lumen плохой и вызывает артефакты? Проклятый UE5?

Да нет, включаем DLAA 4, и артефактов как не бывало.

DLAA 4 - тот самый тру натив

Вот так сюрприз. Оказывается, артефакты Люмена вызывает тот самый DLSS, который лучше ТАА натива как говорится у нас фанатов DLSS. Однако у XESS и PSSR дела обстоят еще хуже, там вообще эти бурления гораздо сильнее.

Но что там у ТАА натива, который всегда хуже DLSS (ну, это как мы раньше думали)?

А у ТАА натива тоже всё отлично, и в нативе ничего не бурлит и не артефачит.

1440р НАТИВ:

1440p Native

Бурление отражений

Еще одна популярная проблема — это бурление отражения в лужах. Вот тут вокруг лужи можно увидеть бурление.

1440p DLSS

А если включить DLAA, то этого бурления уже почти нет.

1440p DLAA 4

А вот TAA натив:

1440р натив с ТАА

Полный провал DLSS.

STALKER 2

Игра, с которой и началось всё это сумасшествие про то, что нам пихают ужасный софтовый люмен, который ничего не может и только артефачит.

Вот, к примеру, бурлящая трава, про которую я читал сотни жалоб от местных экспертов, которые уверяли, что проблема исключительно в software lumen.

Бурлит трава
Бурление крупным планом.

Сверху это, конечно же, с DLSS ON. А если его выключить и включить DLAA 4, то, наверное, у нас магическим образом hardware RT включится, ведь артефакты эти сразу пропадают. И это 1080р с DLAA 4.

1080p DLAA 4

А вот популярное у геймеров 1440р DLSS 4 Quality, ведь качество это как натив, и разницы нету😎 — ну это как мы считали.

Правда, бурлит чего-то и шлейфы километровые, наверное, надо настоящие трушные аппаратные лучи врубить и тогда все топ будет.

1440p + DLSS 4 Q

А вот разрешение ниже, то есть вообще 1080p с DLAA 4. Тут, кстати, скажите спасибо Хуангу за DLAA 4. Он буквально воскресил 1080p из мёртвых с помощью DLAA 4 и убрал большинство артефактов, что были в этом разрешении, и даже мыло сократил на 82%.

Фанаты 1080р — ликуйте. Теперь, если вы играете в игры с РТ и DLAA 4, то у вас уже качество лучше, чем у играющих в 1440р с DLSS. А играющие в 1440р с DLAA 4 играют с качеством лучше, чем любители 4К с DLSS.

1080p DLAA 4

А вот как выглядит 1080р с DLSS 4 качество. Так что же это получается? Не люмен виноват, а апскейл? Вот так новость.

Шок-контент - смотрим динамику

Проверяем что с этой травой происходит если начать двигаться. Снова включаем 1440p с DLSS 4 Q.

1440p c DLSS 4 качество 

Врубаем обычное дефолтное анриловское TAAU и видим, что артефактов гораздо меньше, а шлейф за сталкером не такой ужасный, как был с DLSS 4 на видео чуть выше.

1440p c TAAU

Наткнулся на DTF на такое вот интересное видео. Если автор узнал свое творчество, то без обид. Ты просто показал, что ты увидел на своем экране, и сказал, что видишь. К тебе претензий вообще нету. А мне это видео понравилось для демонстрации проблем и того, в чем обвиняют движок.

Скриншот из поста и видео:

Все артефачит: разбираемся, виноват ли UE5 и LUMEN или все же DLSS это мыло с артефактами. Неудобная правда.
Видео пользователя DTF

Посмотрите какой у него кошмар в видео, там реально какая-то артефачная ужасная каша везде, но и играет он с DLSS 3.

Вот только у меня иная картинка с DLAA 4 и 1 строчкой в конфиге, что поднимает разрешение теней. Так это что получается, всё же Люмен может и тени могут быть нормальными и шумов не быть.

Star Wars Outlaws | Движок: Snowdrop

Вот игра с Хуанговским RTXGI - настоящим, трушеным аппаратным РТ, но с DLSS 4 Quality в 1440р, мы видим настолько ужасные артефакты, что даже в «Сталкере 2» таких не было. Трава бурлит, отражения шакалит.

1440p + DLSS 4

Выключаем DLSS 4 (который не мылит и не артефачит, ведь во всем виноват анрил энжин 5) и включаем DLAA 4, и что у нас получается? Почти идеально, трава не бурлит, но вот отражения все еще шакалит, хоть и меньше.

В игре есть еще Ray Reconstruction для борьбы с оставшимися артефактами, но об RR отдельно будет ниже информация.

1440p DLAA 4

А хотите прикол? Вот вам вообще 1440p TAA NATIVE. Ну то самое, которое, как говорится, хуже DLSS. Даже с ТАА нейтив нету тех артефактов, что есть с DLSS 4.

Но справедливости ради, DLAA 4 настолько впереди по общей четкости картинки, что этот ТАА нейтив выглядит очень мыльно, но при этом все еще лучше, чем 1440р с DLSS 4.

1440p TAA native

Assassin's Creed Shadows | Движок: AnvilNext

1440p + DLSS Q. Другой движок, а опять артефакты RT GI от включенного DLSS.

Бурление черной жижи в траве
Деревья бурлят

А вот я даже не искал артефакты, а просто играл на 4К-телевизоре, лежа на диване, и в игре было включено DLSS 4. Справедливости ради, с дивана обычно все эти артефакты бурлящей травы не видно, как и мыла тоже. Все же хорошо работает технология «дальше сел», и эта технология единственная, кто спасает от артефачества DLSS.

Правда, иногда даже дальше сел не спасает, и я увидел бурление.

4K c DLSS 4 - бурление

Сразу же я полез в настройки, включил DLAA 4, и всё сразу же исчезло.

4K DLAA 4

CYBERPUNK 2077 C PATH TRACING

1440p c DLSS - бурление.

1440p c DLSS

1440p DLAA

Артефакты все еще есть даже с DLAA, но их уже практически не видно. Но опять же, кто там что про Люмен говорил, когда у нас вон хардверный PATH TRACING артефачит и бурлит даже с DLAA ?

HALF LIFE 2 PATH TRACING EDITION

Та самая игра с «правильными» лучами прямиком из офиса Хуанга, в котором создавался Remix RTX, с помощью которого можно присобачить самые крутые лучи в старые игры. Не какой-то там гадский Люмен или его аналоги, а самый настоящий Хуанговский РТ.

Смотрим, что там у нас с DLSS, и видим всё то же самое, что мы видели с Люменом — бурление травы. DLSS RR я выключил, чтобы показать, что причина-то у нас не в Люмене. Да и про RR будет написано ниже.

DLSS 4 ON
DLSS включил - артефакты получил

А теперь врубаем натив DLAA 3 (не нашел в меню, как включить DLAA 4 без RR, так что сравнение между DLSS 4 Q и DLAA 3), и мы видим, что количество артефактов резко уменьшилось, но они все еще есть. Но как же так получается, что у нас тут самый топовый РТ от дядюшки Хуанга, самый трушный ХАРД РТ, а он почему-то артефачит?

С DLAA 3 CNN все отлично. Натив победил.

RAY RECONTRUCTION - СПАСЕНИЕ ИЛИ МЫЛО

Технология, которая позволяет исправлять разные РТ-артефакты, правда часть этих артефактов создает само DLSS. И с чем эта технология отлично справляется, так это с бурлением черной жижи.

Самые внимательные и кто посмотрел все примеры на разных движках, наверное уже догадались, что нам нужен не какой-то специальный тип рейтрейсинга, созданный в офисе Хуанга для всех движков, а нам нужен хороший денойзер или RAY RECONSTRUCTION (далее по тексту RR).

Получается, хейтерам Люмена всё это время надо было не какой-то другой РТ требовать, а требовать RR. Но погодите становиться фанатом RR, не все так просто и есть несколько нюансов.

Нюанс 1

Взгляните на этот "огромный" список игр в котором есть эта технология. Да большинство геймеров и в 30% игр из этого списка не играли и не собираются.

Кроме того, этот RR добавляют с опозданием. Вот Хогвартс Легаси я прошел на релизе в 2023 году, RR в него добавили в 2025. Индиану Джонса все кто хотел, прошли на релизе. А RR в него добавили тогда, когда Индиану все прошли уже давно.

Все артефачит: разбираемся, виноват ли UE5 и LUMEN или все же DLSS это мыло с артефактами. Неудобная правда.

Нюанс 2

DLSS Ray Reconstruction (RR), конечно, прячет черную бурлящую жижу, но погодите радоваться. Ведь DLSS + RR — это путь к диким артефактам с мылом. Причем первая версия RR (CNN) была настолько убогой, что ее даже на ДТФ много кто ругал, а использовать его могли только люди с плохим зрением или те, кто решил терпеть мыло. Ну либо кто играет на телевизоре, ведь DLSS это идеальная технология для игры на телевизоре сидя на диване в двух метрах от телевизора.

От Ray Reconstruction 3 (3 - CNN) было дикое количество артефактов и мыла, и об этом нам еще при релизе RR 4 (Transformer) рассказали блогеры в своих сравнениях RR 3 и RR 4.

Вот даже Techpowerup показывали, что Ray Reconstruction CNN это какое-то мыло:

Все артефачит: разбираемся, виноват ли UE5 и LUMEN или все же DLSS это мыло с артефактами. Неудобная правда.

Но несмотря на то, что RR 4 дико бустанули и он действительно теперь работает хорошо. Но он работает хорошо только с DLAA 4. А DLSS апскейл + RR 4 — это просто очередной генератор артефактов и мыла. Вместо бурления жижи оно может создавать совершенно другие артефакты в разных местах.

Если вы играете с DLSS и RR, скажем, в 1440р с DLSS качество, то вы не играете ни в каком 1440р. Никакого уровня натива с DLAA 4 там больше нету, даже близко там нативом не пахнет.

Вы играете буквально с уровнем 960р с DLAA, но до кучи вы еще получаете местами артефакты, которых не было бы, играй вы выставив на своем мониторе 960р и включив просто DLAA 4. Если вы играете в 4К с DLSS + RR, то вы не играете в 4К, вы играете в качестве хуже, чем нативное 1440р DLAA 4.

Причина в том, что RR в сочетании с DLSS накидывает мыло и артефакты. И любой человек с нормальным зрением, включив DLAA 4 + RR, а потом DLSS 4 + RR, не скажет, что с DLSS это как натив. И любой человек выберет DLAA 4, потому что с ним картинка настолько чистая и крутая, что после увиденной чистоты с DLAA 4 невозможно смотреть на мыло от RR с DLSS. Лучше уж вместо 4К с DLSS пересесть на 1440р монитор и играть в 1440р с DLAA 4 с картинкой гораздо лучше и без артефактов RR.

Даже по сравнению с 1440р DLAA 3 (CNN) + RR 3, новый DLSS 4 (Transformer) проигрывает старому DLAA 3 c RR 3.

Слева DLAA 3, справа DLSS
Слева DLAA 3, справа DLSS

Картинка с DLSS 4 стала просто всратой и мыльной даже по сравнению с нативным 1440р с устаревшим DLAA 3.

А вот сравнение 1080р c DLAA 3 + RR 3 vs 1440p DLSS 4 + RR 4. В лучшем случае 1440р с DLSS 4 выглядит так же, как DLAA 3 1080p, а по факту 1440р с DLSS даже хуже, если бы тут было DLAA 4, то 1440р вообще бы проиграло бы жестко.

Ну и как я уже и сказал, RR не любит апскейлы и из-за этого то тут, то там будут артефакты.

DLAA 3 1080p / 1440p DLSS 4 Q
DLAA 3 1080p / 1440p DLSS 4 Q

А теперь смотрим дальние планы и видим, что 1080p даже с DLAA 3 + RR 3 просто унижает 1440p c DLSS 4 + RR 4.

DLAA 3 1080p слева  / 1440p DLSS 4 Quality справа.
DLAA 3 1080p слева  / 1440p DLSS 4 Quality справа.

Гравипушка в 1080р с DLAA 3 (слева) + RR гораздо четче, чем в 1440p c DLSS 4 + RR (справа).

В 1440р с DLSS не то что уровнем натив 1440р не пахнет, тут даже уровнем 1080р натива не пахнет. Ray Reconstruction в сочетании с DLSS-апскейлом превращает 1440р буквально в 960р. Еще и дополнительные артефакты от апскейла будут попадаться при игре с DLSS + RR.

DLAA 3 1080p  / DLSS 4 Q 1440p
DLAA 3 1080p  / DLSS 4 Q 1440p
DLAA 3  1080p / DLSS 4 1440p
DLAA 3  1080p / DLSS 4 1440p

Star Wars Outlaws

Снова 1080p c DLAA 4 оказывается четче, чем 1440p c DLSS 4 Q. Кроме того, с DLSS 4 можно увидеть гору артефактов в динамике которые не покажеь на скрине.

Причина такого ужаса как раз и кроется в том, что RAY RECONSTRUCTION настолько шакалит картинку, если включен DLSS, что итоговый результат получается далеко от натива.

1080p DLAA 4 / 1440p DLSS 4
1080p DLAA 4 / 1440p DLSS 4

Cyberpunk 2077

В 1080p с DLAA 4 картинка мало того что четче, так еще и артефактов RR практически нет (шлейф у машины — артефакт RR). В то время как в 1440р с DLSS 4 можно заметить типичные ИИ-артефакты. Причем если выключить RR, то таких артефактов в «Киберпанке» не будет. Однако, без RR вы получите другие артефакты, в том числе и артефакты с бурлящей черной жижей и всякими вспышками РТ.

1080p DLAA 4 / 1440p DLSS 4
1080p DLAA 4 / 1440p DLSS 4

И прежде чем местные аналитики начнут кричать, что у них такого нету и что это только у меня такое и что-то с картой не то, то вот вам видео совершенного другого человека с новенькой RTX 5090.

DeadPi47 показывал проблему DLSS + RR в 1440р в своем обзоре RTX 5090.

DLSS 3 RR

В DLSS 4 эту проблему чуть пофиксили, но она все еще есть даже с DLSS 4 даже на уровне качества, о чем и сообщил Дед в своем разборе RTX 5090.

Star Wars Outlaws

А вот пример того, как RR может не только улучшать картинку и чистить от артефактов, но и добавлять невиданные ранее артефакты.

1440p + DLSS 4 Q + RR 4

Это что за п...ц?

А вот нативное 1440р с DLAA 4 без RR.

Нюанс 3

Ну и последний нюанс заключается в том, что Хуанг поводил всем обладателям RTX 2000/3000 серии по губам и включение RAY RECONSTRUCTION 4 на этих картах режет FPS на 30% по сравнению с RR OFF. Этакое замедление старых карт. Правда благодаря нюансу номер 1, сейчас это не так страшно, ведь все игры из списка в которых есть RR вы уже давно прошли или даже не собираетесь их проходить.

Однако один фиг, в играх с лучами при попытке играть с DLAA у вас будет настолько низкий фпс, что эти 30% можно и не почувствовать. Ведь если у вас без RR нету 60 фпс и с ним нету 60 фпс, то какая разница, ведь играть все равно придется в около 30 FPS.

Включил DLAA натив, а у меня все равно артефакты!!

Может быть такое, что включили вы натив с DLAA, а на экране всё ещё артефакты. Причина, конечно же, опять не в движке игры, а в оптимизации.

Ведь оптимизация — это всегда ухудшение графона и урезание чего-то.

Так вот, если даже с DLAA в игре наблюдается бурление и прочие прелести, то это значит, разработчики снизили разрешение РТ-эффектов. А Лоу Рез лучи не будут работать нормально.

Как пример — Black Myth: Wukong. В этой игре есть path tracing, а не какой-то там Люмен. Так вот, если лучи у вас стоят на ультра, то в конфиге указано разрешение лучей 100%. Именно после этой игры я узнал, что DLSS в принципе не может нормально работать, если лучи слишком низкого разрешения.

Как только вы снижаете настройку лучей в этой игре, то разрешение лучей режется до 50%, и у вас в момент повышается ФПС на 30%++. Вот только лучи сразу же начинают местами бурлить, сверкать, артефачить если включен DLSS.

Так что разрешение лучей — это максимально жрущая настройка, и снижение разрешения лучей может дать огромный прирост производительности. Однако и ФПС очень сильно снижает разрешение лучей, и именно поэтому некоторые разработчики пытаются его снизить.

КТО ВИНОВАТ В АРТЕФАКТАХ

Так кто же виноват по итогу? По факту в артефактах виноват DLSS. Потому что не может он нормально апскейлить РТ-эффекты global illumination и reflection без мыла и артефактов. Если в игре просто РТ тени, то проблем не будет, так как РТ чаще всего их просто мылит для реалистичности, а не создает какое-то затенение каких-то участков.

А с другой стороны, не будь в играх лучей и было бы запечённое освещение, то и DLSS работал бы прекрасно, как он работает в старых играх, где нету лучей, но есть DLSS.

Но сейчас реальность такова, что всё больше игр будет выходить с обязательными лучами (RT Global Illumination). А это значит, что нас ждёт мыльно-артефактный гейминг с включенным DLSS.

Но выход, конечно же, есть — играть в нативе с DLAA 4. Тогда никаких артефактов с мылом не будет. Однако с таким подходом можно забыть про 4К-гейминг и останется только 1080р для большинства, а владельцы топов и предтопов могут играть в 1440р с DLAA 4 в около 60 ФПС на своих 240 Гц мониторах.

Я надеюсь, после этого поста люди перестанут писать бред про то, что в артефактах в траве виноват Lumen, а если вы таких видите, то кидайте им ссылку на этот пост.

За этот пост благодарите всех экспертов, что в каждой теме про UE5 ругали Люмен. Ведь если бы не они, то я не полез бы искать причину. И тогда бы я тоже продолжил писать этот бред про то, что DLSS это как натив. Нет, истинный натив — это DLAA 4, а все эти апскейлы — это вооьще не уровень натива.

Это DLSS 3 был как натив, потому что игр с RT GI не выходило столько, сколько сейчас. А DLSS 4 это уже совсем не натив, а особенно это не натив если вы включаете Ray Reconstruction который превращает 1080р/1440р/4К в уровень 540/720/864/960р с добавлением артефактов.

Но несмотря на это, люди продолжат играть с DLSS, главное, чтобы они не писали больше, что виноват движок в каких-то там артефактах. Ведь виновата не игра и ее движок, а то, что вы включили DLSS.

А DLSS в общем-то хороший апскейл, хоть и в играх с РТ он плохо работает. Но про сам DLSS очень хорошо сказали вот эти ребята когда их спросили что есть DLSS:

59
27
16
6
1
1
1
1
225 комментариев