Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

К нам на тест попала видеокарта AMD Radeon RX 6800 XT — суб-флагманская игровая видеокарта AMD на архитектуре RDNA 2. Мы протестировали её в нескольких важных сценариях и сравнили её с менее дорогой (и сравнительно легкодоступной в магазинах) NVIDIA GeForce RTX 3070.

Характеристики AMD Radeon RX 6800 XT

  • 72 вычислительных блока RDNA 2
  • Частота до 2250 МГц
  • Энергопоторебление 300 Вт, два стандартных 8-контактных разъёма
  • 16 ГБ GDDR6 16 ГГц
  • 2x DisplayPort 1.4a, 1x HDMI 2.1, 1x USB-C (DislayPort 1.4a)

Корпус изготовлен из жёстких алюминиевых пластин с пластиковыми вставками, логотип Radeon подсвечивается при работе. Видеркарта увесистая, но не слишком тяжёлая — подпорки или дополнительные держатели, как некоторым трёхкулерным моделям производителей-партнёров, ей не требуются.

В 2020 году AMD наконец-то отказалась от турбинной системы охлаждения, поэтому работает RX 6800 XT очень тихо. Подробных тестов температур мы не проводили, но по данным мониторинга Afterburner во время игровых тестов, видеокарта не нагревалась выше 72 градусов Цельсия (в открытом корпусе).

На задней панели расположен полный набор разъёмов для подключения к любым современным дисплеям. Для компьютерных мониторов лучше всего подходит DisplayPort, так как он имеет пропускную способность 32,4 ГБит/с и справляется с видеопотоком в разрешении до 4К при 120 fps с 10-битным (и даже 12-битным) цветом.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

USB-C раньше маркировался как разъём для VR-шлемов, хотя к нему также можно подключать и некоторые современные мониторы. Но это не Thunderbolt 4 и не USB 4.0, поэтому напряжение на нём низкое, и запитать монитор от него не получится.

Все испытания мы проводили на системе с процессором AMD Ryzen 9 5900X и с использованием компонентов от ASUS, предоставленных компанией в качестве тестового стенда.

Тестовый стенд:

  • Материнская плата ASUS ROG STRIX B550-E GAMING
  • Процессор AMD Ryzen 9 5900X
  • Оперативная память 16 ГБ DDR4-3200 HyperX Fury
  • SSD WD Black SN850 2 ТБ
  • СВО процессора: ASUS TUF GAMING LC 240 RGB
  • Корпус ASUS TUF Gaming GT501

Материнская плата ASUS ROG STRIX B550-E GAMING полностью совместима с процессорами Ryzen 5000 и позволила протестировать видеокарту в режиме Smart Access Memory. Также она оснащена модулем Wi-Fi 6, поддерживает накопители NVMe SSD с интерфейсом PCIe 4.0 и имеет числовой индикатор пост-кодов на случай, если система откажется стартовать после манипуляций с разгоном или замены компонентов.

Корпус GT501 оказался огромным, и комфортно разместить его на моём столе (и даже под столом) не получилось, так как обычно я пользуюсь системным блоком формата Micro-ITX. Но собирать в нём систему оказалось очень комфортно — система прокладки кабелей продуманная, места для проводов, накопителей и радиатора СВО оказалось предостаточно, а тканевые ручки сверху действительно пригодились для перетаскивания компьютера с места на место (при желании их можно отцепить).

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

Также для тестов я использовал 24-поточный процессор Ryzen 9 5900X и SSD WD Black SN 850 с интерфейсом PCIe 4.0 и скоростью чтения до 7 ГБ/с — топовые компоненты позволяют тестировать видеокарту в лучших возможных условиях и исключают влияние других компонентов на результаты тестов.

Обычно я тестирую видеокарты со своим Ryzen 5 2600, но он не поддерживает Resizable BAR (универсальную технологию, на которой основана Smart Access Memory), да и играх вроде Assassin's Creed он уже показывает себя не лучшим образом.

На графиках ниже можно увидеть разницу между одинаковыми системами на RTX 3070, но с разными процессорами. Так как все игры нагружают железо немного по-разному, эффект от замены процессора отличается — сильнее всего, традиционно, выигрывает CS:GO, но не менее значимым образом увеличение частот и числа ядер сказывается на играх с трассировкой лучей.

Приведённые в материале тесты отображают наилучшую возможную картину производительности, и результаты тех же видеокарт на других системах могут серьёзно отличаться.

Игровые тесты

Мы протестировали Radeon RX 6800 XT в разнообразных современных играх — среди них были как те, разработку которых поддерживала AMD (в том числе, с прицелом на новые консоли), так и те, создателям которых активно помогала NVIDIA.

Игры в 1440р

В большинстве современных игр производительность RX 6800 XT немного избыточна для разрешения 1440р без трассировки лучей — быстрые шутеры вроде Doom Eternal и Borderlands 3 стабильно поддерживают частоту кадров выше 100 fps на максимальных возможных настройках.

В играх вроде AC: Valhalla, Watch Dogs: Legion и Control, ориентированных на 30 или 60 fps, получается более 80 fps, что может привести к нежелательным артефактам вроде разрывов на мониторах с частотой 144 Гц или без Free Sync.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

Игры в 4К

В 4К картина иная. В играх с традиционной растеризацией вроде Doom, Assassin's Creed и Borderlands 3 частота кадров более чем удовлетворительная, но вот тайтлы, оптимизация которых во многом опирается на наличие DLSS 2.0, не соответствуют ожиданиям. Cyberpunk 2077 работает только при 30 fps, а Control и WD: Legion выдают 40-50 fps, и это без трассировки лучей.

Для сравнения мы добавили результаты NVIDIA GeForce RTX 3070 FE — там, где это возможно, мы включали DLSS 2.0, так как у пользователей, по сути, нет повода этого не делать в домашних условиях. В некоторых случаях апскейлинг из 1080р (но технология NVIDIA позволяет апскейлить также из 1440р и даже 720p) значительно поднимал частоту кадров без видимого ущерба изображению. И это при том, что RTX 3070 в полтора-два раза уступает RX 6800 XT по «чистой» производительности, если верить результатам в играх без DLSS.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

Трассировка лучей

С трассировкой лучей у AMD всё тоже не так уж хорошо. Начать хотя бы с того, что в Cyberpunk 2077 трассировку на Radeon вообще нельзя включить, поддержка видеокарт AMD, скорее всего, появится не раньше, чем выйдет обновление для консолей нового поколения.

Более дешёвая RTX 3070 обгоняет RX 6800 XT в играх с трассировкой не только при включённом DLSS, но даже без него — отдельные RT-ядра второго поколения определённо справляются со своей задачей лучше, чем ядра для трассировки, встроенные в чипы RDNA 2. Впрочем, возможно, что часть вины лежит на оптимизации — все существующие игры с RTX создавались хоть и с использованием стандартных API, но при участии NVIDIA.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

AMD Smart Access Memory (SAM)

Собственного аналога DLSS у AMD пока нет — система динамического разрешения с фильтром увеличения резкости Fidelity FX позволяет выиграть немного fps, но реализована в небольшом количестве игр и в динамике смотрится не очень хорошо.

При этом AMD продвигает технологию SAM, основанную на Resizable BAR — благодаря ей процессор может свободно обращаться к быстрой оперативной памяти видеокарты, что ускоряет процесс рендеринга. Компания заявляет, что это, по сути, «бесплатное» улучшение производительности, и так оно и есть, наши тесты показали прирост fps от 4 до 9,5%.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

AMD почему-то ограничила SAM совместимостью с железом конца 2020 года — функция работает только на видеокартах Radeon RX 6000 в связке с процессорами Ryzen 5000. При этом включать её необходимо через BIOS, и при запущенной ОС никакой индикации того, работает она или нет, не предусмотрено даже в фирменной утилите Radeon.

Так как технология Resizable BAR существует уже много лет (но её почему-то никто не применял для игр), NVIDIA добавила её поддержку в драйвер для видеокарт GeForce RTX, причём заявляется совместимость как с AMD, так и с Intel (но протестировать эффективность этого решения пока что ни у кого возможности не было).

Бенчмарки

Синтетические тесты производительности показывают разницу в назначении и сферах применения видеокарт NVIDIA и AMD.

Симулирующий игровую нагрузку бенчмарк 3DMark отдаёт предпочтение очевидно более мощной RX 6800 XT, однако если в тесте растеризации DirectX 12 (Time Spy) видеокарта RTX 3070 отстаёт на 21%, то в тесте с трассировкой лучей разрыв сокращается до 9% благодаря более эффективным ядрам NVIDIA для аппаратной трассировки.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

В профессиональных задачах NVIDIA уверенно лидирует — по крайней мере, в креативных задачах вроде рендеринга 3D. Blender (как и большинство популярных творческих программ, включая пакет Adobe) адаптирован для работы с ядрами Cuda и поддерживает разработанные для них движки и кодеки вроде OptiX (рендеринг) и NVENC (энкодинг видео).

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

Тесты других изданий показывают, что в программах для архитектурного и инженерного проектирования (CAD) большой запас видеопамяти Radeon позволяет видеокартам показывать высокие результаты и даже иногда делает их более предпочтительными, но этот сугубо профессиональный сценарий стоит рассматривать отдельно.

С момента релиза AMD Radeon RX 6800 XT остаётся одной из самых неуловимых видеокарт на рынке, найти которую в магазинах тяжело, а по сколько бы то ни было адекватной цене — и вовсе невозможно. И даже когда она появится в свободной продаже, подойдёт такое решение далеко не всем.

Обзор AMD Radeon RX 6800 XT — смотри, но не трогай

Radeon RX 6800 XT формально конкурирует с RTX 3080 в играх с традиционным рендерингом, но стоит (в теории) дешевле — поэтому она хорошо подойдёт энтузиастам MMO, киберспорта, стратегий и других игр, в которых пока не применяются технологии вроде трассировки лучей и DLSS.

В то же время в большинстве крупных ААА-проектов с реалистичным освещением и «тяжёлыми» эффектами, которые почти невозможно «вывезти» грубой силой, флагманская видеокарта AMD проигрывает RTX 3070 — модели средне-высокого сегмента.

Рано или поздно AMD представит собственный аналог DLSS, но не факт, что это произойдёт в текущем поколении, а не станет эксклюзивной «фишкой» Radeon RX 7000, которые появятся через год-полтора (как это сейчас произошло с SAM).

5757
75 комментариев

 сравнительно легкодоступной в магазинах NVIDIA GeForce RTX 3070.в сравнении с чем? С ураном-238?

149

Обменяю уран 238 на 6800 XT по весу

52

Да, все же уран в 2021 не купить в любой аптеке

Ой Никитка, ой юморной, конечно:)

Комментарий недоступен

75

Комментарий недоступен

14

Так ты монитор потрогал, а не видюху, тоже мне бунтарь

1