Вот ты какой, киберпанк — тестируем первую в России открытую 5G-сеть в игровом стриминге

Мы испытали технологии будущего в атмосфере ретро-футуризма.

В начале марта 2021 года МТС запустила в Москве полтора десятка открытых тестовых зон с 5G, доступ к которым может бесплатно получить любой абонент оператора. Я не мог не испытать «технологию будущего» в одном из наиболее захватывающих сценариев — облачном стриминге игр.

Для того, чтобы проверить, смогут ли «облака» заменить привычные игровые устройства, я отправился на ВДНХ — выставочный центр, созданный для демонстрации передовых достижений советской науки, промышленности, культуры, сельского хозяйства и архитектуры.

ВДНХ, Главная аллея
ВДНХ, Главная аллея

Дикое сочетание 5G, облачного гейминга и хрипящей записи «Трололо», которая гулко разносилась среди монументальных павильонов и заснеженных аллей, создавало ощущение параллельной вселенной. Я как будто на несколько минут оказался то ли в светлом коммунистическом будущем, то ли в экзотическом советском киберпанке, о котором с опаской и уважением рассказывают некоторые персонажи игры Cyberpunk 2077.

Но вернуться в реальность оказалось просто — вот вокруг фонтана «Дружба народов» люди в спецовках деловито демонтируют каток, вот подростки снимают тиктоки на вполне себе капиталистический айфон, а вот стоит тестовая вышка сотовой связи, спроектированная в совсем не советском НИИ (она, скорее всего, состоит из компонентов Huawei). Так что пора за работу, а то на дворе, между прочим, минус десять.

Подключиться оказалось просто

СМИ пишут, что при попадении в зону покрытия 5G абоненты МТС должны автоматически получить СМС-ку с предложением подключиться, но мне не повезло — я 15 минут ходил вокруг вышки, но инвайт так и не пришёл.

Тогда я написал в чат поддержки и оператор выдал мне USSD-код *111*5555# — по нему оформляется заявка на подключение бесплатной услуги, которую одобрили за 3-4 минуты. Главное, чтобы в настройках мобильного интернета на устройстве был включён приём 5G — у меня он был изначально был деактивирован.

На iPhone 12 сеть 5G оказалась недоступна совсем
На iPhone 12 сеть 5G оказалась недоступна совсем

Специальную SIM-карту, кстати, для доступа к 5G получать не надо — у меня всё заработало на nano-SIM, которую я получал в 2016 году.

Но нужен подходящий смартфон

По идее, для подключения к тестовой зоне 5G необходимо всего две вещи: сим-карта МТС и смартфон с поддержкой сетей пятого поколения. С первым проблем не было, а вот со вторым возникла сложность — iPhone 12 хоть и продвигали как «первый айфон с 5G», но в России модем заблокирован, это ещё осенью обнаружили коллеги из TJournal.

К тому же на устройствах Apple из всех сервисов игрового стриминга полноценно доступен только Steam Link, который транслирует геймплей не с сервера, а с домашнего ПК. GFN.RU придётся запускать через браузер, а Microsoft XCloud пока что (в марте 2021) не работает на устройствах Apple совсем.

Поэтому для теста я взял Huawei Mate 40 Pro — у него никаких ограничений нет (и заодно было интересно протестировать флагман без сервисов Google).

Вот ты какой, киберпанк — тестируем первую в России открытую 5G-сеть в игровом стриминге

Смартфон работает на 5-нанометровом процессоре Hisilicon Kirin 9000, это последний чип, выпущенный до запрета на сотрудничество с TSMC. Для стриминга игр производительность не так уж нужна, но зато важную роль играет встроенный 5-нанометровый 5G-модем (у Apple используется отдельный 7-нм чип), который, по заявлениям производителя, должен быть более энергоэффективным.

На смартфонах Huawei нет доступа к Google Play Store, а в магазине App Gallery — клиентов GFN.RU, Steam Link и многих других приложений. Однако скачать и установить всё необходимое мне это не помешало — если при поиске в App Gallery что-то не находится, телефон автоматически выдаёт ссылку на быстрое скачивание .apk-файла c какого-нибудь проверенного хостинга и даёт все необходимые подсказки по установке.

Кроме Huawei с сетями 5G в России совместимы некоторые модели Samsung, Xiaomi, Redmi, Moto, Sony и других производителей Android-смартфонов.

5G намного быстрее LTE (и, возможно, вашего домашнего Wi-Fi)

Перейдём, собственно, к тестам. Скорость в тестовой зоне 5G ничем не ограничена, а сама сеть — пока что нагружена очень слабо, поэтому результаты могут быть лучше, чем, скажем, в тестовой зоне в центре Москвы или где угодно после полноценного запуска стандарта в России.

Но всё равно скорость скачивания оказалась невероятной: Ookla SpeedTest показал 837 Мбит/с (это больше 104 МБ/с), а встроенный в приложение МТС тест скорости — «всего» 200 Мбит/с (25 МБ/с). Рекомендуемым требованиям GFN.RU (более 50 Мбит/с) сеть 5G отвечает в любом случае.

Вот ты какой, киберпанк — тестируем первую в России открытую 5G-сеть в игровом стриминге

При этом отправка данных в сеть не очень впечатляющая, порядка 60 Мбит/с (7,5 МБ/с). Для облачного гейминга такой скорости будет более чем достаточно, так как клиентское устройство отправляет лишь небольшие пакеты с данными о вводе, но вот для ведения онлайн-трансляций в хорошем качестве на Twitch или ещё куда-нибудь этого будет маловато.

Задержки и пинг в тестовой зоне 5G также приятно порадовали — возможно, дело в низкой нагрузке, но по этим параметрам мобильный интернет оказался не сильно хуже домашнего Wi-Fi.

Через 4G LTE играть, в теории, тоже реально, но мне не понравилось. Клиент GFN.RU иногда просто не даёт подключиться из-за слишком высокой задержки, дрожания сигнала или низкой скорости, а когда подключиться всё же выходит, опыт всё равно далёк от идеального.

GFN через 4G LTE

Дома я использую два роутера: один предустановленный провайдером, а второй — Huawei AX3 Pro с поддержкой Wi-Fi 6, так что результаты их тестов я тоже добавил в сравнение. На скорости соединения с облачными серверами разница в стандарте почти не сказывается (базовый Wi-Fi 6 всё равно работает на частоте 5 ГГц).

Однако Wi-Fi 6 выигрывает в случаях, когда к одной точке доступа подключены сразу несколько устройств — если все клиенты поддерживают современный стандарт, роутер распределяет трафик между ними более равномерно, и просадка скорости ощущается намного слабее.

GFN.RU через Wi-Fi 6

Как много «жрёт» стриминг через 5G

В СМИ пишут, что тестовый 5G-трафик не тарифицируется и не учитывается, но на меня это, судя по всему, не распространялось — 20 минут игры через GFN.RU израсходовали около 3 ГБ от моего месячного пакета трафика (20 ГБ).

Казалось бы, это логично — чем выше скорость, тем, соответственно, больше мегабайт в секунду расходует подключение, но всё равно было странно и немного пугающе видеть, как запас трафика тает на глазах. Я довольно много смотрю YouTube через мобильную сеть и иногда включаю Netflix, но ещё ни разу не расходовал больше 15 ГБ за месяц — но с приходом 5G потребление трафика может вырасти в разы.

Вот ты какой, киберпанк — тестируем первую в России открытую 5G-сеть в игровом стриминге

За 25 минут тестов и игры через 5G при минусовой температуре телефон разрядился на 16-17%. Правда, трудно сказать, насколько результаты Mate40 Pro применимы для, скажем, Samsung Galaxy S21 или Redmi Note 9 Pro 5G — всё же Huawei использует собственный 5 нм модем в собственном 5 нм чипе, а батарея здесь стоит на 4,4 тысячи мАч.

Вообще, стриминг оказался весьма затратным с точки зрения батареи делом: в общей сложности за 2,5 часа игры в GFN.RU через Wi-Fi, LTE и 5G на полной яркости экрана (более 500 нит) аккумулятор разрядился на 52%.

Получается, что от одного полного заряда получится играть 4-5 часов, это примерно столько же, столько «живёт» в портативном режиме оригинальная Nintendo Switch (не на полной яркости экрана).

Вот ты какой, киберпанк — тестируем первую в России открытую 5G-сеть в игровом стриминге

И закрывая тему со смартфоном: в плане экрана и звука Mate 40 Pro показал себя отлично. В ясный день на улице всё было отлично видно (хотя на камеру и кажется темновато), а стереодинамики уверенно перекрикивали Эдуарда Хиля.

Разъём для наушников, правда, не предусмотрен — с одновременным подключением беспроводного геймпада и TWS-гарнитуры смартфон вроде как справляется без проблем, но подобная нагрузка на беспроводные интерфейсы должна как-то сказываться либо на задержках соединения, либо на энергопотреблении.

Аллея космонавтов
Аллея космонавтов

Сети 5G — это действительно огромный технологический скачок, которому под силу многое изменить в том, как мы взаимодействуем с технологиями и потребляем развлекательный контент.

Я тестировал 5G в одном из самых требовательных сценариев — облачном стриминге игры, который одновременно нуждается в очень высоких входящих скоростях и низкой задержке исходящего соединения для точного и отзывчивого управления.

Когда в России появятся полноценные 5G-сети пока неясно, но ждать их повсеместного распространения до конца этого года не стоит точно — скорее всего, не раньше 2023-24 годов.

Облачный стриминг «больших» игр на смартфон, доступный в любое время и почти в любом месте, способен уничтожить категорию портативных консолей и, возможно, лишить игровые ноутбуки части рынка. Но это произойдёт ещё не скоро — современные технологии и инфраструктура пока к такому не особенно готовы.

Например, нынешние мобильные тарифы не рассчитаны на увеличенный в 4-8 раз расход трафика, а 5G-смартфоны ещё мало распространены и быстро разряжаются при высокой нагрузке на сеть. Да и сами сервисы вроде GFN.RU, Microsoft XCloud и Google Stadia пока не сформировались окончательно — как минимум, большинство крупных игроков на этом рынке пока представлены лишь в очень ограниченном числе стран.

Но даже несмотря на несовершенства, 5G сейчас производит то самое впечатление технологии, почти неотличимой от магии — кто бы мог подумать ещё несколько лет назад, что можно вот так просто сидеть в парке с телефоном и играть в «большие» игры с трассировкой лучей? Похоже, будущее ощущается именно так.

1010 показов
15K15K открытий
88 репостов