Истории Highcore: как выгорают в геймдеве и что с этим делать

Истории Highcore: как выгорают в геймдеве и что с этим делать

Продолжаем делиться внутрянкой геймдева и личными историями причастных в нашем цикле “Войти в IT и не выйти”.

В первой части мы писали о тех, кто пришел в игры из ВООБЩЕ других сфер, но остался и работает не первый год. Во второй — о тех, кто пришел в отрасль из “другого” IT. В третьей (финальной) — расскажем о ребятах, которые ушли из геймдева, потому что устали — выгорели.

Невозможно выгореть, если горишь. А если не горишь, то точно выгоришь.

Ника

Ника с детства хотела стать дизайнером — одежды. Часто перебирала гигантский домашний шкаф с вещами, собирала разные образы. Шутит, что навсегда запомнила бабушкин малиновый пиджак.

Мама работала бухгалтером и хотела, чтобы дочь развивалась в том же направлении или стала юристом. Там, мол, неплохие зарплаты, всегда нужны люди. Ника поступила в лингвистический колледж — на секретаря.

После учебы немного работала по профессии мамы. Говорит, что было ОЧЕНЬ неинтересно и коллега — взрослая опытная женщина, — вежливо заметила: “Вероничка, это не твое!” Через неделю в офисе стало на одного человека меньше.

Через год после колледжа Ника поступила в ЕГУ на журфак — со временем перевелась на дизайн, параллельно немного шила одежду (училась у знакомого конструктора). А потом поняла, что… не хочет получать вышку. Вспоминает: рисовала так себе, поэтому на очередную домашку по композиции преподаватель ответил что-то вроде: “Пожалуйста, смотрите на свои работы критично, не присылайте не пойми что”. Ника сменила университет на компьютерную академию, год осваивала графический и веб-дизайн.

Стала фрилансером: делала сайты и рисовала баннеры для какого-то прикольного австралийца — забесплатно, ради практики. Через месяц-полтора тот предложил зарплату, целых 50 баксов. Но опыт дороже. Когда поднаторела, Ника устроилась графическим дизайнером в известный минский ТЦ. Работа нравилась. Коллектив — не очень: коллеги были много старше, смотрели на мир и дизайн — хотя казалось бы, —совершенно иначе. Диалог не ладился.

Но… вы уже поняли: опыт дороже.

За полгода в магазине Ника собрала портфолио, увлеклась видеомонтажом. Когда листала вакансии в IT, нашла местечко моушен-диза в студии N. Написала, что ничего не умеет, но готова всему учиться. Несколько месяцев лид показывал, как работать в After Effects, и объяснял, что такое моушен. Ника качала скилл каждый день около полутора лет, которые провела в компании, — находила новые фишки сама или подмечала у коллег. Хвастается, что команда была просто огонь. Но распалась: со временем ребята ушли один за другим.

После Ника устроилась в Highcore. Занималась моушеном больше двух лет. Любила работать в офисе: в коллективе проще генерировать идеи и учиться новому. Ценит, что в IT вообще очень креативные, интересные, открытые люди, которым не сидится на месте.

Когда коронавирус разогнал всех по домам, было грустно, но ребята нашли решение и стали видеться в онлайне. Благодаря удаленке Ника почти на год переехала в Грузию, а сейчас живет на Бали. Привыкнуть к новой обстановке, выстроить быт и найти новых друзей — непросто, на это уходит месяц-другой, НО: удаленка помогает отвлечься от работы. Нике это было необходимо из-за сильнейшего выгорания.

Конкретных триггеров усталости не помнит: стресс накапливался постепенно. Даже на первых порах Ника трудилась сверх меры, потому что ей нравилось браться за разные задачки. Но постепенно моушен стал монотонным. Сложно объяснить простыми словами, поэтому давайте на примерах: иногда Нике хотелось захлопнуть крышку ноутбука и убежать. Последние месяцы она работала сквозь слезы. Очень устала. Уволилась.

На Бали познакомилась с известной блогеркой — ходила на тренинг, где та рассказывала о себе. Поднималась с низов: работала маникюрщицей, хотя всегда хотела снимать видео. А потом ушла из профессии ради мечты. Идея бросить все, несмотря на то, что страшно, и заняться тем, чем хочется, воодушевила Нику. Но ей было страшно: во-первых, осталась без зарплаты, во-вторых, была на другом конце Земли. Решила, что вернется к моушену как фрилансер — может, даже соберет команду, — но сначала наладит мысли в голове.

Спустя месяц поняла, что найти интересный проект совсем нелегко и что желание захлопнуть ноутбук никуда не делось. Чтобы подавить стресс, каталась по острову на байке, гуляла у океана и встречалась с друзьями. Когда на счету оставалось 600 баксов, рядом появился человек, который переборол то же отчаянное выгорание. Он помог словом и делом. На какое-то время Ника выдохнула: теперь она могла придумать, чем хочет заниматься.

Вспомнила, что пять лет назад шила одежду, — и придумала делать майки с принтами. Нарисовала несколько эскизов, нашла портного, хотя друзья говорили, что на Бали мало толковых спецов, — спустя полторы недели держала в руках первые опытные образцы. Выложила футболки в соцсети и получила мощный фидбек. Не меньший — от прохожих на улицах. Начала искать фабрики, чтобы запустить производство. Но это — долгий сложный процесс, который длится до сих пор.

Когда Ника нашла свое призвание, обнаружила, что тревожность пропала: мысли наладились, румянец проступил — полный фарш. Решила вернуться в моушен, но уже не ради денег, а удовольствия (это называется сменой приоритетов). Нашла место в студии, где больше занимается персонажами. Ей очень нравится.

На вопрос о том, что хотела бы изменить, если бы вернулась на 10 лет назад, отвечает коротко, ясно и с улыбкой: ничего. Все работы пригодились, принесли большой опыт, помогли развить креативное мышление. И переехать! Шутит, что наверняка приехала бы на Бали и так, но без профессии на удаленке это было бы сложнее. Даже выгорание оказалось полезным, пусть и тяжелым: без него Ника, возможно, не стала бы дизайнером одежды. А ведь это детская мечта.

Главное — цель и идея, остальное — будет.

Не бойтесь быть НЕ самыми лучшими.

Кайрат

На школьном интервью в четвертом классе Кайрат говорил, что хочет стать актером. В пятом родители отдали его в театральный кружок. А в седьмом, когда он с помощью конструктора сделал сайт по Наруто, поняли, что сыну нужно развиваться в IT.

После школы Кайрат поступил на программиста в Казахстанско-Британский технический университет. Иностранные преподаватели учили с толком и расстановкой, вдохновляли на открытия. Кайрат увлекся стартапами, мечтал повторить опыт Илона Маска или Марка Цукерберга: начал разрабатывать свою версию популярного тогда приложения Secret, где пользователи пишут анонимные сообщения, — сплетничают. Оно называлось My Secret и быстро набирало популярность в стенах ВУЗа. Никакой монетизации и рекламы — все ради опыта. И любопытства, конечно! Один из самых крутых слухов — о романтических связях какой-то студентки с одним из педагогов.

Кайрат тоже преподавал, но это не связано с историей об однокурснице, — учил школьников разрабатывать на Swift, организовал с друзьями курсы на базе универа. Это заметили в одной большой компании — предложили просвещать уже за деньги. Платили немного, но хватало с головой. Когда ты студент, на 250 баксов можно свернуть горы.

Диплом — check. Дальше — работа программистом в известном казахстанском банке. Кайрат хотел доказать родителям, начальству и себе, что он очень крутой спец, поэтому добровольно перерабатывал: сидел за монитором с 9 утра до поздней ночи. Сейчас понимает, что это неправильно, но за высокие показатели руководитель доплачивал из своего кармана, потому что не мог давать желаемую зарплату официально. Шутит, что об этом можно не упоминать (все нормально!), и объясняет чрезмерную продуктивность тем, что был неуверен в себе. Кодил даже на выходных.

Мало спал, нервничал — стал набирать вес. Короче, ОЧЕНЬ сильно выгорел. Был лидом команды. На третий год понял, что хочет уволиться или отдохнуть. Но команда ушла, Кайрат остался один, а бума российских айтишников в Казахстане еще не было. По договору он мог оставить место через два месяца, но согласился на просьбу шефа доработать полгода — надо держать марку хорошего парня. Ходил в офис через силу и сквозь слезы. “Это было ужасно!”

Когда полгода закончились, Кайрат пошел к психотерапевту. Начал разбираться в себе и узнал, что отдыхать — архиважно, иначе внутренний моторчик просто взорвется. Вообще, он активируется в экстренных ситуациях — его нельзя перегружать. Спустя неделю Кайрат устроился в Highcore: это было невнезапно.

Потому что любил игры с детства. Школьником часами рубился в Modern Warfare и Bad Company 2. В COD играл вместе с папой. Вспоминает, что очень расстроился, когда их забанили за читы, хотя Кайрат о них никому не рассказывал… Смеется. Кроме шутеров любит интерактивное кино вроде The Walking Dead от Telltale и Detroit: Become Human. Отдельное место в сердце занимает The Last of Us.

О том, чтобы пойти в геймдев, Кайрат задумался еще в ВУЗе. Шутка ли, его дипломная работа — проект дополненной реальности. В крутых затейливых штуках он разбирался на выходных. Написал пост на Хабре об архитектуре ECS — в одном из тематических телеграм-каналов познакомился с Вадимом из Highcore. Спустя какое-то время тот предложил познакомиться с командой, позвал на собеседование. По словам Кайрата, это была не иначе как суперуютная дружеская беседа обо всем, включая технологии. На приглашение в студию ответил резонным (и мудрым) сомнением: навряд ли в геймдеве нужен человек без конкретного опыта.

Возвращаемся из флэшбека — спустя неделю после банка Кайрат устроился в Highcore. Шутит, что рассказывать всех деталей не может, потому что подписывал NDA. Но поверьте: он занимался чем-то крутым и важным, заправлял серьезными технологиями, о которых писал на Хабре. Правда, отголоски выгорания не заставили себя долго ждать: Кайрат быстро понял, что ему не хватает продуктивности. Работать становилось все тяжелее. Послать все к чертям не хотелось, но иногда, чтобы не садиться за компьютер, он пил кофе дольше обычного — и снова переживал о продуктивности, боялся, что подводит команду. Петля тревоги.

Говорит, что программисты как никто знают, что такое монотонность: выполняют разные задачи, но все равно пишут код. Так прошли еще 10 месяцев.

Решение уйти из студии было страшным, но важным — и коллеги его поддержали, потому что видели: Кайрату нужна большая пауза. К тому моменту он уже скопил весомую финансовую подушку: хватало на пару месяцев бессрочного отпуска. Не трогал ноутбук, много гулял, проводил время с девушкой и семьей, поднимался в горы, полторы недели грелся на пляжах Таиланда. И… это помогло! В какой-то момент снова захотелось программировать, узнавать о технологиях и разбираться в них. Сейчас Кайрат работает iOS-разработчиком в компании по продаже автомобилей. У него хороший коллектив, условия и зарплата. И спокойно на душе.

На вопрос, чем традиционное айти отличается от геймдева, говорит, что ответственности хватает везде, потому что это бизнес — а в нем много задач, и они зависят от сроков. С одной стороны, в банке на кону стоят деньги, с другой, в геймдеве более сложные проекты. Здорово, если удается поработать и там и там.

Напоследок — важный совет: ищите одобрение не со стороны, а внутри себя.

Миру нужно побольше теплых команд.

Зачем мы придумали этот цикл?

Чтобы показать на примерах, что IT — не кондитерская, а мастерская. Здесь не текут молочные реки, а куют игры, что железо (пока горячо!), работают очень разные, но открытые и креативные люди, много способов проявить себя. И — легко выгореть, если берешься за слишком много задач и забываешь об отдыхе.

Геймдев, — неважно, мобильный или компьютерный, консольный, — гигантская отрасль, которая оперирует миллионами и все такое, НО! За бюджетами, рекламой, играми и идеями стоят обычные люди. Такие же, как вы. Или мы.

77
Начать дискуссию