Как озвучивался рекламный ролик для мобильной игры

Для CPI теста ребята из IGD Club подготовили рекламный ролик. Моей задачей было его озвучить.

Ссылка на ассет-пак со всеми звуками, записанными мной в ходе озвучки, я оставил в конце статьи. Не все вошли в итоговый ролик, но все обработаны и готовы к использованию out-of-the-box.

Ролик, который нужно озвучить

Здесь мы видим прыжки, бег, стрельбу, взрывы — ничего необычного. Все звуки, кроме стрельбы со взрывами(хотя тут всё ограничивается фантазией саунд-дизайнера), можно воспроизвести и записать самостоятельно. Ссылка на бесплатный ассет-пак в конце статьи.

Тут возникает закономерный вопрос:

Зачем самостоятельно записывать такие банальные вещи, если этого полно в сети?

Во-первых, самостоятельная запись даёт возможность контролировать то, каким будет полученный звук — его характер(есть разница между звуком громкого шага и громким звуком обычного), тембр(вы сами можете выбрать обувь, которая будет звучать), звук комнаты, длина «хвоста». Намного проще самостоятельно записать все звуки в единой контролируемой среде, чем пытаться с помощью эффектов подружить звуки из разных библиотек. Ведь в необработанном виде звук потеряет цельность, а это будет отвлекать, а не погружать.

Во-вторых, полно ли в сети готовых бесплатных звуков? Покажу на примере звуков шагов.

Что мы ищем? Чёткие звуки без шума(или с куском чистого шума для его удаления их всей дорожки), без призвуков, без резкого обрезания «хвоста». Также желательно, чтобы они имели оригинальную частоту дискретизации от 48000 Гц, но тут уж как получится.

На момент написания статьи в Unity Asset Store среди бесплатных есть только 2 небольших пака со звуками шагов (по траве, снегу и ковру) и 2 системы контроля поверхности, которые включали звуки шагов по нескольким разным поверхностям. В ролике персонаж бегает по грунтовой поверхности, поэтому ни трава, ни снег нам не подойдут. А звуки из систем контроля слишком низкого качества — пластиковый звук без хвостов.

На Freesound.ru есть звуки шагов, но они либо слишком глухие(настолько, что никакой эквализацией не поправить), либо записаны со слишком большого расстояния, либо содержат шум, который невозможно безболезненно убрать. Найти что-то подходящее после долгих поисков, наверно, можно, но лучше за то же время сделать свой, более качественный звук.

Обычные поисковики выдают сервисы наподобие Freesound, но там шаги записаны как попало. Запись специально для озвучки требует хорошего качества, достаточно близкой постановки микрофона и отсутствия посторонних призвуков вроде эха или шуршания шнурков ботинок.

Надежды подавал вот этот пак. Там есть качественные звуки, которые можно порезать на «ваншоты», удалив предварительно значительный шум. Но увы, половина из них содержит реверберацию помещения, что не очень хорошо. На самом деле, Dereverb в iZotope RX или Adobe Audition хорошо справятся с устранением этой проблемы, но если под рукой этих программ нет, то уж точно проще записать. К тому же, опыт записи фоли (синхронного шума) явно не помешает саунд-дизайнеру.

Чем записывать?

Фоли-студиями применяется конденсаторный микрофон-пушка или динамический микрофон.

Но, как правило, для целей игрового саунд-дизайна вполне достаточно обычного конденсаторного микрофона(придётся записывать звуки дважды или применять Stereo delay) или стерео-аудиорекордера. Хорошие конденсаторные микрофоны имеют XLR-гнездо, поэтому придётся докупать звуковую карту, но если уже имеется USB-микрофон, то можно попробовать и его.

Конденсаторные микрофоны
Конденсаторные микрофоны

В моём случае используется рекордер Zoom H1n (около 6000 руб.) с двумя конденсаторными микрофонами для стерео-записи и внутриканальные наушники Superflux HD386 (1500 К рублей) в качестве мониторов (не смотря на цену, у них достаточно ровная АЧХ) во время записи.

Рекордер с ветрозащитой и наушники
Рекордер с ветрозащитой и наушники

Запись

В студийных условиях можно записывать синхронный шум — смотреть ролик и воспроизводить звук. Я решил записать несколько вариантов — одиночные шаги, бег и прыжок на разном грунте(сухой, влажный и каменистый).

Достаточно влажная земля нашлась только в лесу, с освещением там не очень
Достаточно влажная земля нашлась только в лесу, с освещением там не очень

Для имитации звука мультяшного прыжка я использовал «вжух», который издают некоторые предметы, когда мы ими махаем. Я использовал колотушку для литавры, так как других достаточно длинных предметов не нашлось.

"Нет, стоп, стоп, стоп! Ты сейчас выбьешь кому-нибудь глаз. К тому же, нужно говорить «ЛевиОса», а не «ЛевиосА»."

Ещё хотелось сделать, так, чтобы звуком сопровождался момент захвата руками металлической штанги. Для этого я наложил звук хватания ладонью кружки и на звук удара ладони об руку.

Так же в ролике есть врыв и стрельба. Тут я записал лишь ломающиеся ветки, чтобы добавить «дерева», ведь там взрывается деревянная бочка. Стрельба и взрыв были взяты с Freesound.ru

Обработка

Теперь осталось только порезать и обработать(в основном, эквализировать) записанный материал.

Так как в ролике нет никаких диалогов, звуки можно выставить на первый план, сделав максимально выразительными. Для этого можно повысить громкость верхних частот и добавить чуть-чуть реверберации.

Звук хватания можно сделать более жёстким, добавить ощущение удара, повысив нижние средние частоты (главное — не переборщить, иначе звук будет гулким и мутным).

Остаётся только выровнять всё по громкости.

Результат

Бонус

Все звуки можно бесплатно скачать вот тут:

(Как только мне аппрувнут заявку в Unity Asset Store, здесь появится ещё одна ссылка)

Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что для кого-то это было полезно.

P.S. Стоит добавить, что для итогового ролика была также написана простая музыка, но статья была не о ней.

Мой Soundcloud:

Инста:

Ютубчик:

IGD Club:

55 показов
468468 открытий
5 комментариев

Диалог патрульных при виде главного героя:
- Ханс, нас что не научили стрелять?
- У нас пластмассовые пушки, Арнольд. Стреляй глазками.

Ответить

Хочу начать тоже озвучивать ролики, уж очень душа к этому лежит. Со всей кухней звуковой техники знаком.
Как стоит начать, что смотреть, на КОГО смотреть? Как продавать?
Спасибо

Ответить

Рекомендую посмотреть полную версию видеокурса от Amlab.Me "Звук в видео. Профессиональная запись и обработка"
Ещё можно посмотреть каналы, посвященные обработке звука. Ведь правильно применённые, эффекты могут превратить керамику в металл и наоборот) Например, "Звукарь бомбит"(про сведение, эффекты и немного запись) и "Давай запишем"(приятный дядька рассказывает про всё на свете, связанное со звуком).
На самом деле, сами по себе сессии самостоятельной записи будут давать ценный опыт - как направить микрофон, когда надо нацепить на него защиту, какую громкость выставлять.
Что касается продажи, то можно записывать звуки разной тематики(типа "Звуки кухни" или "Гул города"), делать ассет-паки и продавать, скажем, на Unity Asset Store или Unreal Marketplace. Есть куча других магазинов, но все они гуглятся по запросу "asset market".
Надеюсь, что ответил на вопрос.

Ответить

Гифка такая всратая, что аж поиграть захотелось.

Ответить