Как улучшить графику в старой игре простыми методами
Базовый гайд по визуальному моддингу почти любых игр (без использования RTX Remix).
В новых играх многим приходится снижать графические опции, чтобы получить стабильную частоту кадров и плавный геймплей. И даже на «средне-низких» настройках они нередко продолжают выглядеть хорошо и современно. В то же время для запуска игр 10- и более летней давности достаточно бюджетного ПК начального уровня. Однако во многих из них сильно устарела графика — не помогают даже максимальные настройки качества.
К счастью, сегодня можно самостоятельно улучшить картинку в большинстве игр. За прошедшие с релиза золотой классики годы фанатское сообщество создало немалое количество графических модификаций: от банальных текстур до глубоких переделок движка. А кроме этого появились мощные универсальные инструменты, позволяющие улучшить освещение с цветокоррекцией и даже добавить отражающий эффект поверхностям.
В этой статье сначала разберёмся, недостаток каких технологий выдает старость графики, а затем научимся проводить простую «омолаживающую процедуру» самостоятельно.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ СТАРЫМ ИГРАМ В ПЛАНЕ ГРАФИКИ?
Текстуры высокого разрешения
Текстура — это изображение, наложенное поверх 3D-модели, имитирующее внешний вид её поверхности. Поначалу поверхности трехмерных объектов рисовали вручную, иногда даже просто заполняя цветом. Затем видеокарты обзавелись приемлемым количеством памяти. И уже в середине 2000-х стало возможным уместить целые сложные фотографии в каждую текстуру.
Однако в той же Half-Life 2 текстуры были рассчитаны максимум на разрешение 1024x768. Поэтому на современных мониторах поверхности объектов в играх тех лет выглядят недостаточно чёткими и детальными.
PBR
Сделать разные материалы более похожими на свои реальные аналоги помогла технология PBR — Physically Based Rendering. Как понятно из названия, эта технология основывается на физических законах. В первую очередь — на взаимодействии материалов со светом. Если заставить поверхность отражать все лучи света, то получим зеркало. Если часть — получим глянцевый материал или металл. А если большинство лучей будут поглощаться, то получится матовая поверхность.
Без PBR окружение выглядит каким-то картонным, словно декорации в театре. А с ней все материалы похожи на настоящие. Металл блестит и окрашивается в цвета окружающих материалов, камень остаётся матовым, а зеркальные поверхности отражают мир вокруг.
Высокая детализация
Высокую детализацию поверхностей в современных играх обеспечивает тесселяция. Она умножает количество полигонов, сглаживая угловатость трёхмерных моделей.
В основном тесселяция применяется для земли и архитектуры, а для персонажей и других динамических объектов обычно используются модели с изначально высокой детализацией.
Глобальное освещение
Без трассировки лучей глобальное освещение обычно имитируется с помощью невидимых «лампочек» в помещениях, а на открытых локациях оно обеспечивается светом от неба.
В старых играх непрямого отраженного света часто не было вовсе. Поэтому светло было только возле фонарей, факелов, костров и других источников прямого света, а дальше шла непроглядная темнота (хотя последнее до сих пор используется в хоррорах намеренно).
Рассеянное затенение
С современных играх на стыках объектов с поверхностями и в различных углублениях отрисовываются дополнительные тени, что придаёт трёхмерной сцене объёма.
Без рассеянного затенения объекты могут выглядеть зависшими в воздухе, и картинка в целом станет более плоской.
Более подробно я разбирал графические настройки в играх в отдельной статье для блога магазина электроники E2E4.
ШАГ 1. УЛУЧШАЕМ ТЕКСТУРЫ
Повышение разрешения текстур заметнее всего преображает графику в старой игре. Поверхности перестают выглядеть размытыми на современных экранах, а иногда в них даже появляются дополнительные детали:
Где скачать новые текстуры?
Поэтому в первую очередь стоит проверять NexusMods. К сожалению, на сайте сначала нужно пройти регистрацию (если вы уже зарегистрированы — листайте до подзаголовка «Какие текстуры выбрать»).
Как зарегистрироваться на NexusMods:
- Перейдите на главную страницу сайта.
- Нажмите кнопку Register в правом верхнем углу страницы.Введите свой адрес электронной почты и нажмите кнопку Verify email (лучше использовать почту Gmail).
- Проверьте почту и введите 4-значный код аутентификации.
- На следующем экране заполните пункты: Username (имя пользователя) Password (пароль для входа на сайт) и Confirm Password (повторить пароль для надёжности)
- Также отметьте пункт «By signing up you agree to our Terms of Service and Privacy Policy» («Регистрируясь, вы соглашаетесь с нашими правилами предоставления сервиса и политикой конфиденциальности»).
- Сайт предложит платные подписки. Прокрутите страницу вниз и выберите следующий вариант:
Осталось только отключить запрет на показ NSFW-материалов. Для этого перейдите в соответствующий раздел настроек сайта — Content Blocking. В нём переключите пункт в разделе Adult Content в положение «Show adult content».
Какие текстуры выбрать?
Вопрос не так прост, как кажется. Одни текстуры улучшены нейросетями и обычно имеют лишь повышенное разрешение. Другие создавались вручную и могут похвастать дополнительными деталями. А кроме того, большинству лучше не качать 4K-версии текстур — для них потребуется слишком много видеопамяти. Лучше остановиться на 2K или просто HD-версиях.
Поэтому, если вы не хотите затрагивать работу художников и лишь хотите повысить чёткость поверхностей, то установите пак текстур с повышенным разрешением. В названии или описании таких часто используется терминология 2K / 4K Upscaled Texture Pack и тому подобное:
А если хотите сильнее освежить графику в этом аспекте, то поищите переработанные с нуля версии. Их обычно называют или описывают как HD Texture Overhaul:
ШАГ 2. ЗАМЕНЯЕМ МОДЕЛИ
Трёхмерные модели отвечают за детализацию большинства объектов, которые вы видите в игре: от персонажей и оружия до вещей и архитектуры. Новые модели обычно делают только для самых популярных игр своего времени. А для сегодняшней живой классики, вроде Skyrim или Fallout: New Vegas, вариантов могут быть десятки, в разной стилистике.
Скачать новые модели тоже можно на NexusMods. На английском языке такую категорию модов обычно называют Models, а сам файл с трёхмерной моделью — Mesh (полигональная сетка).
Чтобы обновлённые модели получились в едином стиле, можно попробовать подобрать моды от одного автора (PowerOfThree, wSkeever, JohnSkyrim и др.) или выбрать необходимые теги в фильтре (realistic, lore-friendly, anime, horror и др.). Также можно отсортировать моды в категории Models по самым скачиваемым:
Важно: помните, что всегда лучше сначала устанавливать большие моды, а поверх них маленькие — так в игру попадёт максимум нужного вам контента.
ШАГ 3. НАСТРАИВАЕМ RESHADE
ReShade — это популярная разновидность графических модификаций. Это инжектор постробработки, преображающий визуальные эффекты игры, связанные с освещением, шейдерами и палитрой. Многие релизы 2006–13 годов страдали от серо-коричневой графики и плоского освещения, что тогда даже стало своеобразным мемом. Поэтому использование ReShade в играх той эпохи абсолютно необходимо.
Настройка ReShade на примере TES 5: Skyrim:
- Скачайте утилиту Reshade, нажав кнопку Download на открывшейся странице.
- Запустите установочный файл Reshade_setup.exe из папки загрузок.
- Выберите нужную игру из списка недавно запускавшихся приложений или нажмите кнопку Browse и найдите .exe-файл запуска игры в ее папке.
- Кроме стандартного пака эффектов, установите также наборы SweetFX, Legacy и iMMERSE.
- Запустите игру.
- Начните новую игру или загрузите сохранение.
- Нажмите кнопку Home на клавиатуре и нажимайте в появившемся слева окне кнопку Continue, пока она не исчезнет.
- Включите эффекты Ambient Light, AMD FidelityFX Contrast Adaptive Sharpening, Curves, Marty MXAO, Reflective Bumpmapping, SMAA и Vibrance.
На этом пока всё. В статье я рассмотрел лишь простейшие способы улучшения картинки в большинстве игр с устаревшими графическими технологиями. Однако визуальный моддинг этим вовсе не ограничивается.
Умельцы из числа фанатского сообщества создают целые плагины для игровых движков, помогающие усовершенствовать анимации и даже физику. Тот же Skyrim давно можно превратить в некстген-игру не только графически, но и геймплейно.
В будущем я возможно ещё затрону тему глубокого моддинга игр более подробно в новых статьях. А пока предлагаю ознакомиться с материалом, в котором подробно разбираю все распространённые графические настройки в современных играх.