Grace: первый и единственный альбом Джеффа Бакли

Что объединяет Тома Йорка из Radiohead и Мэтта Беллами из Muse? Кто-то скажет, что вокал. И будет прав – во всяком случае это в полной мере справедливо по отношению к первому альбому Muse. Но ещё интереснее истинная причина этого сходства. Кроется она в колоссальном влиянии на обоих артистов творчества и манеры исполнения американского музыканта и певца Джеффа Бакли. И Йорк, и Беллами в своё время утверждали, что их вокальная техника была во многом сформирована под воздействием голосовой техники Джеффа. И это слышно с первого же раза – настолько сильно сходство (особенно у Беллами).

Grace: первый и единственный альбом Джеффа Бакли

Сам же Бакли не снискал большого коммерческого успеха, как вдохновлённые им же артисты. Но в то же самое время выход его единственного альбома Grace в 1994 году стал знакомым событием, пусть даже тогда этот факт ещё не был столь очевидным. На тот момент Джеффу было уже 27 лет.

К релизу Grace молодой музыкант успел получить музыкальное образование, поработать в направлении джаза, рэггей и фанка. Впрочем, всё это не столь уж удивительно, если учесть, что вырос он в музыкальной семье. Классическое образование было у его матери, игравшей на фортепьяно и виолончели, а через отчима Джефф познакомился с миром рок-музыки в лице Pink Floyd, The Who, Queen и Led Zeppelin, позднее проявилась любовь к прог-року вроде Yes и Genesis. Настоящий же отец Джеффа, Тим Бакли, тоже был музыкантом, играя фолк и джаз. К сожалению, отец и сын виделись лишь раз, когда маленькому Джеффу было всего восемь. Затем Бакли-старший умер от передозировки наркотиков.

Любопытно, что спустя время, в 1991 году, Джефф примет участие в трибьют-концерте в честь отца, что затем он назовет данью уважения. Крутясь в музыкальной тусовке Нью-Йорка, Бакли познакомился с гитаристом Гэри Лукасом, который в будущем примет участие в записи двух песен с Grace, вышедшем на лейбле Columbia Records при поддержке продюсера Энди Уоллеса, струнного аранжировщика Карла Бергера, басиста Мика Грондала и барабанщика Мэтта Джонсона.

Grace содержит семь оригинальных композиций (плюс песня Forget Her, вошедшая бонусом в последующие издания альбома) и три кавера: Lilac Wine Нины Симон, Corpus Christi Carol Бенджамина Бриттена и Hallelujah Леонарда Коэна, ставшую, по признанию критиков, лучшей песней на альбоме самого Бакли. Версия Джеффа и впрямь хороша, но не хотелось бы принижать оригинальный материал, а там действительно есть на что обратить внимание. Флегматичная меланхолия заглавной Grace, Mojo Pin, So Real, Dream Brother, Last Goodbye, Lover, You've Should Come Over и Eternal Life построена на удачном и изящном сочетании стандартных инструментов рок-музыки и минималистичных оркестровых аранжировок. Где-то это напоминает The Doors, где-то уже упомянутых Led Zeppelin, в том числе и в вокале – влияние Роберта Планта на Джеффа очевидно. Кстати говоря, и сами участники Led Zeppelin среди прочих высказывались о Бакли исключительно положительно. Формально же альбом в стилистическом отношении можно отнести и к альтернативному року, и к лаунжу, и даже местами ко всё тому же джазу.

Grace стал единственной прижизненной записью Джеффа. В 1997 году музыкант утонул в Миссисипи в возрасте тридцати лет. И кто знает, что его ожидало впереди, если бы не этот роковой случай. Наверняка это могла быть славная карьера. Спустя год после гибели Бакли стараниями его бывших коллег был выпущен сборник песен, задуманных для второго альбома, под названием Sketches (For My Sweetheart the Drunk).

Но история запомнит именно Grace.

2
Начать дискуссию