Close To The Edge: 10 из 10 от группы Yes
Писать про особо любимые альбомы какой-либо группы или артиста порой трудно. Высок риск впадения в излишнюю патетику и последующее невольное обесценивание других записей, чего делать не хотелось бы. Скажу лишь, что Close To The Edge для меня – концентрат всего, за что я люблю Yes. А заодно это последний из двух альбомов, записанных группой в так называемом "классическом" составе – Джон Андерсон на вокале, Стив Хау на гитаре и на ситаре, Крис Сквайр на басу, Рик Уэйкман на клавишных и Билл Бруфорд на ударных. Уже на следующем альбоме Бруфорд не принимал участия, решившись пойти играть в King Crimson. В Yes его заменит Алан Уайт, музыкант ничуть не ниже уровнем и рангом, игравший у Джона Леннона и Джорджа Харрисона. А ещё через альбом группу покинет уже Уэйкман, на чьё место встанет джазовый пианист Патрик Мораз – тоже весьма и весьма одарённый музыкант. Но пока что, в 1972 году, на месте были именно те, кого большинство поклонников Yes считало и считает если не лучшим, то уж точно наиболее удачным составом.
Соответствующую реакцию и оценку получил и сам Close To The Edge, с годами обретя статус культового альбома, одного из определяющих в прогрессивном роке. Отличительная черта Yes в целом – это сложная и многослойная музыка, которая воспринимается удивительным образом легко, и пятый альбом группы в этой формуле не исключение. На Close To The Edge музыканты не стали наглеть и записали всего три композиции.
Это собственно титульный эпик почти на двадцать минут – и он же центральный на альбоме, с текстом, вдохновлённым романом Германа Гессе «Сиддхартха». В музыкальном отношении это идеальный образец арт-рока, структурой напоминающий театральное представление в четырёх частях. Многообещающее вступление из звуков природы сразу настраивает на благожелательный лад, в котором выдержана вся композиция, включая многочисленные замысловатые гитарные партии Стива Хау, вокальные гармонии во главе с Андерсоном, потрясающий органный эпик Уэйкмана и мощную работу ритм-секции Бруфорда и Сквайра. Второй номер, And You And I, также состоит из четырёх частей, длится каких-то десять минут и построен во многом на акустической гитаре, особенно в первой части и в финале. В остальном же здесь широко развернулся и Уэйкман. Очень лиричное и атмосферное произведение, наполненное оптимизмом, теплом и светом, как бы продолжая жизнеутверждающую линию заглавной композиции. Третья и последняя сюита на альбоме – более близкая к традиции композиция Siberian Khatru. Почти рок-н-ролл, едва ли не хард-рок, только с характерным колоритом Yes. Стив Хау будто напоминает слушателям, что умеет играть "рок". Впрочем, ближе к середине песни всё несколько усложняется, словно напоминая, где мы находимся и чью музыку слушаем.
Конечно, после Close To The Edge история Yes не была закончена. Впереди, пусть и сопровождаясь новыми изменениями в составе, ждали противоречивый и величественный Tales from Topographic Oceans, навороченный Relayer, волшебный Going For The One. Позднее, в 80-х, была даже чуть ли не поп-эпоха, но это уже другая история. Но Close To The Edge однозначно зафиксировал все достижения, талант и масштаб Yes как группы и каждого её участника в отдельности. Одна из главных заслуг этого альбома в его неиссякаемом и неподдельном оптимизме, в избавленной от стерильности светлой энергетике. А таких альбомов в рок-музыке, если подумать, не так уж и много.