Отправная точка Gentle Giant 1970 года
Среди творений прогрессивного рока 70-х годов прошлого века, помимо грандов в духе King Crimson и Yes, нашлось укромное место для скромных, но жутко талантливых ребят, объединившихся под говорящим названием Gentle Giant (то бишь кроткий, скромный великан). С самого начала своей деятельности братья Дерек, Фил и Рэй Шульманы, а также Кери Минниар и Мартин Смит поняли, чем они хотят заниматься и что создавать. То была очень аккуратная и интеллектуальная музыка созданная людьми, которые намеренно не желали идти на компромиссы, оставаясь при этом максимально доброжелательными. Но начиналось всё иначе.
Группа Gentle Giant родилась из гаражного коллектива Simon Dupree And The Big Sound, который исполнял психоделический поп. Братья Шульманы записали в этом формате один альбом и имели неприятную репутацию группы одного хита с синглом Kites. Такая ситуация музыкантов решительно не устраивала, и проект был закрыт, чтобы затем переродиться в нечто иное, во что-то большее, пускай и менее доступное. Собственно говоря, именно этим и стал новоиспечённый коллектив с дополненным составом, который решено было назвать Gentle Giant. Обладая недюжинными способностями в игре на инструментах и имея такие же значительные амбиции, братья Шульманы со товарищи сделали первый альбом 1970 года подлинной декларацией намерений. Как это было популярно в то время, альбом вышел без заголовка. Лишённый названия, он бил обухом по голове неподготовленных слушателей – порог вхождения в эту музыку был высок.
Как это уже в то время стало негласной традицией для всех музыкантов, считающих, что "традиция" (то есть корни в блюзе и рок-н-ролле) в роке не для них, Gentle Giant со старта занялись смешиванием рока с классикой и с джазом. И получилось у них это, надо сказать, с самого начала очень бодро и со знанием дела. И даже если спустя годы принято считать безымянный дебют Gentle Giant несколько слабее последующих работ, уже на нём повсюду было слышно, какие перспективы открываются перед музыкантами и, что не менее важно, слушателями. Это были сложные партитуры, многослойные аранжировки, сочетание синтезаторов и духовых инструментов, влияние средневековья, а также джазовая, так сказать, тяжесть, несколько напоминающая всё тех же King Crimson, особенно в композиции Alucard, возможно, сильнейшей на альбоме. Всего же на дебют вошло шесть композиций умеренной для прог-рока длительности, а также авторское прочтение британского гимна в качестве завершения. Первый альбом – наиболее простой для восприятия в рамках дискографии Gentle Giant, и если начинать знакомство с творчеством группы, то именно он может послужить идеальным для этого стартом.