Аналитик — Кто Это? Какая у Него Зарплата и Как Им Стать
В этой статье вы узнаете, кто такой аналитик и что он делает, какая у него зарплата и какие виды специалистов бывают, а также как освоить эту профессию.
Объем информации, которую генерируют люди, постоянно становится больше. Фирмы хранят сведения о продажах, прибыли и затратах, об эффективности работников, о суммах налогов.
Аналитик данных изучает, обрабатывает данные и составляет список оптимальных решений для бизнеса, чтобы он развивался. Специалист требуется в любой области, где нужно группировать и анализировать большие объемы информации.
Кто такой аналитик данных и что он делает
Занимается сбором, обработкой и интерпретацией данных с целью роста показателей компании. Требуется в разных областях, где хранится много данных: IT, реклама, финансы, управление, консалтинг.
Пример. Онлайн-школа приглашает на бесплатное занятие желающих изучить работу через интернет. Но заявок мало, новых студентов почти нет. Специалисту важно понять причину, почему люди не записываются, и разработать разные варианты, как можно изменить ситуацию. Чем занимается аналитик в этом случае:
- анализирует, что делают посетители платформы;
- сравнивает деятельность компании с работой конкурентов: как те и другие запускают продукт, как формируют ценообразование, через какие каналы продают;
- собирает аналитику из разных подразделений: к примеру, выясняет у сотрудников техподдержки, какие ошибки часто возникают;
- разрабатывает путь клиента, выдвигает и проверяет гипотезы.
Компетенции аналитика
Аналитик — это очень системный человек, который понимает и может описать сложные процессы, полностью сосредоточиться на своих обязанностях и прописать разные стратегии.
«Твердые» навыки
Технические навыки, без которых не обойтись в аналитике:
- знание методов статанализа;
- понимание бизнес-процессов;
- умение создавать модели и делать прогнозы;
- формулирование гипотез и навыки тестирования;
- умение производить математические расчеты;
- понимание SQL и Python.
Не обойтись и без технического английского: все инструкции составляют на нем. А в переводе на русский многое теряет смысл, плюс это долго и все актуальные сведения можно найти только в оригинальных источниках.
Программы для аналитики
Для преобразования данных важно уметь пользоваться приложениями:
- Excel — для работы с диаграммами, отчетами, таблицами, формулами.
- Power Pivot — надстройка для Excel, чтобы выполнять сложный анализ данных.
- Power BI — для иллюстрации данных, анализа больших массивов данных и файлов различных форматов.
- Tableau — для иллюстрации разных сведений и проведения аналитики бизнес-процессов.
- Google Analytics и Яндекс Метрика — чтобы отслеживать, откуда приходят посетители, и анализировать аудиторию.
- Amplitude — для оценки действий людей на веб-ресурсах и в приложениях.
«Мягкие» навыки
Личностные качества, благодаря которым можно вырасти до руководителя:
- Скрупулезность. Нужно тщательно проверять все цифры, не принимать на веру уже готовые отчеты.
- Инициативность. Важно уметь объяснять руководству, как можно прийти к цели. Выносить на обсуждение проблемы, которые специалист заметил в ходе работы.
- Усидчивость. Нужно подолгу выполнять рутинные задачи.
- Настойчивость. Важно доводить дело до результата, отстаивать собственное мнение.
- Аккуратность. Педантичность пригодится при визуализации данных, чтобы все было понятно.
- Способность вникать в детали. Видеть за каждой цифрой перспективы развития бизнеса.
- Умение говорить просто о сложном. Объяснять вещи тем, кто далек от цифр, уметь держать эмоции под контролем.
Аналитик постоянно взаимодействует с другими специалистами и собственниками компании. Поэтому важно быть уверенным, понятно транслировать мысли и аргументировать. Это потребуется на каждом этапе деятельности:
- Перед началом работы, чтобы грамотно прописать цели.
- При написании ТЗ для специалистов и распределении функций между ними.
- В конце, при презентации отчета. Если заключения вызовут у кого-то сомнения, аналитику важно убедительно и спокойно отстаивать свою точку зрения.
Какая зарплата у аналитика
На Хабр Карьере работодатели предлагают такие зарплаты аналитикам: новичку — от 70 000 ₽ в месяц, специалисту — от 100 000 ₽ до 300 000 ₽, старшему специалисту — от 200 000 ₽ до 450 000 ₽.
На доход влияет опыт, специализация и перечень обязанностей. В Москве средняя зарплата джуниора — BI-аналитика — 110 000 ₽, мидла — 200 000 ₽, сеньора — 250 000 ₽. А в Казани этот же специалист получает: джуниор — 90 000 ₽, мидл — 120 000 ₽, сеньор — 300 000 ₽.
Какие аналитики бывают
В зависимости от типов задач и сферы деятельности выделяют несколько специализаций.
Совместно с другими специалистами создает проекты, внедряет процессы, создает рекламные стратегии и анализирует показатели компании. Предварительно занимается сбором показателей фирмы и рынка, изучением их влияния на внутреннюю деятельность. Помогает выбрать решение, которое поможет в развитии организации.
Что должен знать и уметь бизнес-аналитик:
- Основные показатели маркетинга, бренд-менеджмента и бизнеса. К примеру, лиды, NRS, узнаваемость бренда.
- Аналитику и способы описания модели компании, в которой связаны стратегия, структура, технологии и информация.
- Разработку гибкими методами с помощью Agile или Kanban.
- Визуализировать информацию в программах Miro, Visio, MindMap.
- Уметь коммуницировать с разными людьми.
Кому подходит сфера деятельности. Тем, кто хочет изучить управленческие процессы.
Сводит и иллюстрирует данные с помощью Power BI и Tableau. Составляет наглядные отчеты, что позволяет быстро оценить ситуацию. Управляет базой данных отдела продаж.
Кому подходит сфера деятельности. Тем, кто любит делать презентации без глубокого погружения в аналитику.
Занимается бюджетом организации:
- оценкой финансового положения фирмы, партнеров и рынка;
- анализом и управлением рисков, прибыли и расходов;
- подбором направлений для вклада средств.
Что должен уметь:
- обрабатывать большие массивы информации;
- оценивать финансовые показатели;
- разрабатывать финансовые механизмы и услуги;
- создавать стратегии для инвестиций;
- анализировать источники бюджетных поступлений.
Кому подходит сфера деятельности. Людям с экономическим образованием и тем, кто работает с деньгами: бухгалтерам, банковским менеджерам, налоговым или кредитным экспертам.
Системный аналитик
Управляет информационными системами компании: улучшает их показатели и занимается автоматизацией. Его цель — оптимизировать процессы, которые протекают в компании. Обязанности аналитика:
- сбор и анализ правил исходных программ;
- их согласование и мониторинг нововведений;
- составление проектной, технической и пользовательской документации;
- синхронизация взаимодействия разработчиков и клиента, решение спорных ситуаций.
Важные знания и умения:
- Понимание базовых принципов программирования.
- Способность выявлять возможности той или иной системы.
- Умение определять подсистемы и их задачи.
- Понимание графических моделей работы с бизнес-процессами.
В компаниях к системному аналитику предъявляют разные требования. Чтобы работать в банковском секторе, нужно понимать бухучет и экономику, а в сфере информационной безопасности — знать способы шифрования и охраны информации.
Кому подходит сфера деятельности. Людям с техническим складом ума и тем, кому нравится решать сложные задачи.
Веб-аналитик
Проводит сбор и анализ информации о пользователях веб-сайта и их действий. Настраивает программы аналитики, смотрит, откуда приходит трафик, дорабатывает отчетность, продумывает стратегию маркетинговых шагов.
Нужно изучить:
- Google Analytics и Яндекс Метрику — чтобы настраивать рекламу и анализировать действия пользователей.
- Языки разметки и сервисы HTML и Google Tag Manager — чтобы устанавливать пиксели и счетчики.
- Similarweb, App Metrica, AppsFlyer, Ajust, MyTarget — чтобы тестировать и анализировать информацию.
- Дизайн, программирование, продвижение — чтобы взаимодействовать со смежными специалистами.
- SQL, Python, R — для автоматизации процессов.
Кому подходит сфера деятельности: тем, кому нравится изучать данные и исследовать.
Аналитик 1С
Отбирает и создает нужные для заказчиков версии продуктов 1С. Работа аналитика включает:
- проведение оценки бизнес-процессов и пожеланий разных отделов организации;
- составление ТЗ для программистов;
- контроль всех этапов разработки;
- проверку и выпуск продуктов;
- участие в объединении 1С со сторонними системами;
- обучение пользователей.
Что нужно знать:
- Основы учета товаров.
- Инструменты 1С:Предприятие и 1С:Управление торговлей.
- Программное обеспечение и обновления 1С.
Кому подходит сфера деятельности. Консультантам 1С, которые ищут способы развиваться дальше, или айтишникам, которые хотят работать с одним продуктом.
Аналитик маркетплейсов
Изучает статистику продаж и результаты акций, составляет отчетность и прогнозы спроса, коммуницирует с заказчиками, пишет технические задания разработчикам и делает предложения по улучшению платформы.
Что нужно знать:
- Продвинутый функционал Excel — для составления формул и сводных ведомостей, обработки информации.
- SQL — для создания запросов, объединения таблиц, сортировки и группировки сведений.
- Особенности площадок электронной коммерции — для прогнозирования и выдачи заданий другим специалистам.
Кому подходит сфера деятельности. Менеджерам маркетплейсов, которые хотят расти по карьерной лестнице, и всем, кого привлекает электронная торговля.
SMM-аналитик
Занимается продвижением в соцсетях. Проводит анализ репутации бренда, состояния рынка и конкурентов, проверяет площадки компании.
Что нужно знать:
- репутационный маркетинг, SMM и формирование имиджа;
- основы анализа соцсетей;
- платформы для мониторинга: Iqbuzz, Brand Analytics, Crimson Hexagon, YouScan;
- сервисы аналитики Nippel, Social Bakers, JagaJam;
- правила создания коммерческих предложений.
Кому подходит сфера деятельности. Тем, кто трудится в SMM и планирует развиваться дальше.
Оптимизирует продукт компании. Оценивает данные бизнеса, отзывы клиентов, работу конкурентов и состояние рынка. Изучает, как люди реагируют на новшества, делает предположения, прогнозирует ключевые показатели.
Основные навыки:
- оценка продуктовых показателей, поведения клиентов и деятельности конкурентов;
- проведение исследований;
- прогнозирование с помощью Power BI, Amplitude, SQL, Tableau, PostgreSQL, Power Query;
- тестирование и разработка стратегии улучшения продукта.
Кому подходит сфера деятельности. Тем, кто хочет развивать навыки аналитика на одном проекте.
UX-аналитик
Анализирует опыт взаимодействия пользователей с продуктами разработчиков. Смотрит, насколько удобно клиентам делать заказ, изучать карточки товаров, находить нужные сведения.
Что изучить:
- Дизайн и разработку — поможет выстраивать коммуникацию с разработчиками и дизайнерами.
- Составление карты пути пользователя.
- Веб-аналитику и бизнес-процессы.
Кому подходит сфера деятельности. Специальность сочетает аналитику, дизайн и исследования. Будет интересна людям, которые хотят погрузиться во все сферы. А еще тем, кому нравится анализировать приложения и сайты, причины тех или иных действий покупателей.
Game-аналитик
Предсказывает, как будут вести себя игроки, находит в игре слабые места и составляет прогноз ее прибыльности. Подключается к команде после проведения нескольких тестов, чтобы оценить возможности игры.
Работа аналитика включает составление ТЗ для команды разработки, общение с дизайнерами, исследования проекта, подготовку отчетов и проверку гипотез.
Что изучить:
- Дизайн и программирование — чтобы грамотно коммуницировать со специалистами.
- SQL и математическую статистику.
- Способы визуализации информации.
- Особенности и разновидности игр — чтобы знать их изнутри.
Кому подходит сфера деятельности. Тем, кто интересуется играми, любит общаться, доступно объясняет сложные вещи.
Совместно с программистами изучает сложные структуры информации и оптимизирует базы данных.
В чем нужно разбираться:
- в SQL и Python;
- техническом английском;
- правилах написания ТЗ программистам;
- особенностях аналитики.
Кому подходит сфера деятельности. Людям с системным логическим мышлением; тем, кто отличается внимательностью, терпеливостью и усидчивостью.
Аналитик Big Data
Анализирует массивные объемы данных и делает прогнозы по развитию продукта. Пример: смотрит, как вели себя пользователи, которые оплатили полную версию приложения, и строит предположения, сколько еще человек это сделают.
Что изучить:
- SQL и Python, чтобы извлекать, проверять и обрабатывать информацию.
- Математические методы и статистику.
- Методы прогнозирования событий с опорой на разные данные.
- Проверку гипотез.
- Создание и презентацию аналитических решений.
Кому подходит сфера деятельности. Аналитикам-новичкам и специалистам близких отраслей.
Преимущества и недостатки профессии Аналитик
Преимущества:
- Зарплата выше средней по рынку труда — уже с позиции джуниора.
- Возможность выбрать удаленную работу или в офисе.
- Карьерный рост.
- Перспективность профессии.
Недостатки:
- Ответственность за результат.
- Нечетко обозначенные функции в некоторых организациях.
Перспективы карьерного роста
На успех в работе влияет целеустремленность и желание развиваться. В айти три ступени карьерной лестницы: Junior, Middle и Senior. На обязанности каждого влияют особенности компании и специализация аналитика.
- У новичка базовые навыки. Он делает задачи только по алгоритмам, который дает наставник.
- У специалиста должны быть развиты самоорганизация и тайм-менеджмент. Мидл самостоятельно общается с заказчиком, выполняет работу по привычным алгоритмам и решает вопросы. Для сложных исследований еще нужна помощь руководителя.
- Старший аналитик действует полностью сам: собирает информацию и делает презентацию отчета. Создает ТЗ, организует взаимодействие работников и клиентов, составляет инструкции для менее опытных коллег.
Востребованность и перспективы профессии
Профессия аналитика с каждым годом становится востребованнее. Компании могут развиваться и увеличивать продажи, только если понимают целевую аудиторию. А для этого нужен анализ клиентов, кампаний и продаж.
Как стать аналитиком данных
Высшее образование. В институтах теоретические основы изучают на специальностях по экономике, маркетингу и информатике. Вариант для тех, кто только что окончил школу или колледж.
Онлайн-курсы. Обучение длится меньше года. Акцент делают на практике — ученики выполняют упражнения раз в неделю, а кураторы проверяют и дают обратную связь. В некоторых онлайн-школах оказывают помощь в трудоустройстве.
Записывайтесь на курс «Аналитик данных» от Skypro и за 10 месяцев станете аналитиком данных. Последовательно изучите профессию: сможете находить закономерности и делать выводы, которые помогут развивать бизнес. На протяжении курса вам будут помогать преподаватели-практики с опытом. На курс действует скидка 40% + по нашему промокоду U4IONLINE вы получите доп. скидку 10%.
Полезные ресурсы. Изучайте материалы в сообществах, каналах или блогах, где профессионалы-аналитики делятся своими наработками.
Каналы в телеграме:
Интернет-ресурсы:
Бесплатные курсы:
Главное о профессии Аналитик
- Аналитик — это профессионал, который изучает информацию, прогнозирует результаты и ищет пути улучшения продуктов и процессов бизнеса.
- Компаниям требуются легко читаемые и достоверные сведения о покупателях, состоянии рынка и конкурентах, поэтому эта профессия останется востребованной еще не один год.
- Профессия аналитика — для усидчивых и аккуратных людей с логическим складом ума и развитыми навыками общения.
- Доход зависит от умений и личностных особенностей, стажа в айти и региона, в котором находится компания. Составляет 50 000 ₽ — 400 000 ₽.
- Знания и умения в области аналитики дают на онлайн-курсах и в университетах.
Если наша статья оказалась для вас полезной, пожалуйста, порадуйте нас своим лайком и подпишитесь на наши обновления, чтобы не пропустить следующую статью. Будем рады пообщаться в комментариях.
Реклама. АНО ДПО СКАЕНГ, ИНН 9709022748, erid: LdtCKBHZy.
Вам также может быть интересно:
Если наша статья оказалась для вас полезной, пожалуйста, порадуйте нас своим лайком и подпишитесь на наши обновления, чтобы не пропустить следующую статью.
Эта статья подготовлена на основе информации, представленной на официальном сайте школы/сервиса. Данный материал носит исключительно обозревательный характер и не является рекламой.