Про сериал "Тьма"

Про сериал "Тьма"

В связи с участием в челлендже по лучшим сериалам публикую старую рецензию Фила на этот фантастический сериал как ответ на вопрос "почему сериал вошел в наш топ?"

"У написания текстов по прошествии времени есть свои преимущества. Ты не стеснён ажиотажем (он же, начиная с 1951 года, — «хайп»), можно оценить влияние, и самое главное, проще оценить, чем же тебя зацепило то или иное произведение, так как, скорее всего, именно это и останется в памяти.

И как это ни странно, я начну с изъянов. Немецкий сериал «Тьма», просмотренный мной в 2021 году, очень требователен к вниманию со стороны зрителя. Это не тот сериал, чтобы посмотреть его "под пиво", вместе с друзьями, любящими давать комментарии, усталым до/после работы, "глянуть 15 минут за кофе" и т. д. и т. п.

Несмотря на абсолютно сериальную структуру, он требует обстоятельного подхода к просмотру, аналогичного серьёзному кинематографу. И это не преувеличение — есть отдельные сцены, пропустив которые, есть риск полностью потерять нить повествования. Более того, иной раз возникает соблазн сидеть с карандашом и блокнотом, хотя бы для того, чтобы не теряться в немецких именах.

Не случайно был создан целый сайт с генеалогией персонажей.
Не случайно был создан целый сайт с генеалогией персонажей.

Но одновременно это является маркером того, что в сериале нет лишних сцен, нет серий-филлеров, это цельное произведение, просто требующее повышенного внимания. И это хороший пример несостоятельности претензий в «растянутости» и «нудности». Да, вам может не понравиться этот сериал, вам может быть не близко его настроение, его темы и отсылки, из-за чего вы быстро потеряете интерес. Но сериал, которому противопоказана быстрая перемотка, в котором нет ничего лишнего, нельзя упрекать в «растянутости». Впрочем, это вопрос дискуссионный.

Описанные сложности напрямую связаны с сюжетом: в центре повествования маленький немецкий городок Винден, при котором построена АЭС, и четыре разношёрстные семьи, за которыми мы наблюдаем в разрезе целого века, а если хватит терпения досмотреть до конца — то и более.

И речь бы шла о немецкой семейной саге, если бы не динамическое повествование, ведомое путешествиями во времени и попытками героев предотвратить надвигающийся апокалипсис. Зритель вынужден быть не просто пассивным наблюдателем, а иногда вместе, иногда параллельно с персонажами собирать мозаику из разрозненных кусочков, одновременно гадая: ждёт нас «парадокс убитого дедушки» или перед нами причинно-следственная петля.

Это порождает напряжённый саспенс, которым авторы умело играют: стоит только нам приуныть, окунувшись в хардкорный фатализм, как нам опять дают надежду, что усилия главных героев не напрасны. Позже к этому добавится параллельная реальность и понимание, что все персонажи страждут одного и того же, но методы... столь сильно раскидывают их по разным углам, что даже рецензенты не смогут разобраться, где же тут антагонист, а где протагонист.

И я не преувеличиваю, говоря о сложности: попросите любого смотревшего «Тьму» пересказать сюжет, и уже через мгновение услышите истошный скрип шестерёнок. Вырезанные из контекста сцены не имеют самостоятельного смысла (и поэтому трейлер так обманчив, а мемов или коротких видео, выдернутых из сериала, вы едва ли найдёте много).

Кстати про мемы.
Кстати про мемы.

И потому можно либо пересказать всё от и до, имея безупречную память, либо ничего. И это не единственные сложности: если вы не готовы к серым с точки зрения морально-этических норм персонажам, то лучше пройти мимо. Даже некоторые авторы статей жаловались, что под конец потеряли эмпатическую связь с персонажами, а значит, и с происходящим, а без этого смотреть любой сериал — мучительно.

Добавьте к этому периодическую нехватку зрелищности: художественная часть выполнена прекрасно, но почти все сцены, требующие дорогостоящих спецэффектов, отданы на откуп нашей фантазии, а персонажи зачастую и вовсе словно живут в каком-то ограниченном, погружающем в клаустрофобию пространстве (впрочем, это было сделано целенаправленно — на то он и маленький немецкий городок).

Про сериал "Тьма"

То есть естественные киноассоциации со словосочетанием «путешествие во времени» типа «Назад в будущее», «Грань будущего», даже «Зависнуть в Палм-Спрингс» лучше откинуть. С точки зрения эффектов «Тьма» — это скорее «Пиджак» и «День сурка».

Тем удивительнее видеть 8.1 с почти 170 тысячами оценок на «Кинопоиске» и 110-е место в топе «250» на момент написания и 8.7 с 450 тысячами оценок на IMDb.

И вот почему: берясь за материал с содержанием «я сам себе дедушка», авторы постарались с помощью кинематографических методов облегчить и без того затруднённое восприятие.

На это благо служат и в кой-то веки уместные повторы, и работа художников и режиссёра монтажа, которые умело разделили разные времена и миры с помощью цветокоррекции и не только, а также чертовски продуманный кастинг, в котором немалое внимание уделили не только актёрским навыкам детей/подростков, играющих ключевых персонажей в молодости, но и их визуальной схожести (даже страшно представить, сколько сил и времени было потрачено кастинг-директором). Каждый актёр смотрится очень естественно и живо.

Особняком, на мой взгляд, смотрелся Оливер Мазуччи, неспроста его карьера после пошла в гору, и позже его увидели в «Работе без авторства», «Королевской игре» и третьих «Фантастических тварях» — в «Тьме» его сюжетная арка особенно динамичная и яркая. Но в целом особенно ценно то, что большинство актёров, используя достаточно скромный актёрский арсенал, делают это виртуозно.

Оливер Мазуччи
Оливер Мазуччи

Это обусловлено и самим сюжетом: главным героям, в частности Йонасу в исполнении Луиса Хофмана и Марте в исполнении Лизы Викари, не до шуток, ещё и национальная ментальность сказывается, так что не зря многие упоминают нордическое настроение сериала — это действительно так, что не лишает его запоминающихся образов.

Йонас и Марта.
Йонас и Марта.

К слову об образах: сериал пронизан отсылками, но не как сейчас принято — на массовую культуру, а в первую очередь на Библию и западноевропейскую, и немецкую в частности, философию и искусство. При этом они самостоятельны: вы можете не знать, кто такие Адам и Ева, не читать Хайдеггера и всё равно понять, о чём рассказываемая история. А можете знать, и тогда откроете ещё один смысловой слой.

Вы можете рассматривать «Тьму» как научно-фантастический сериал, а можете как мелодраму — в конце концов, всё крутится вокруг любви, и это делает сериал более универсальным для восприятия, чем может показаться при первом приближении.

Неспроста его продюсерами, сценаристами и шоураннерами выступила супружеская пара: Баран бо Одар и Янтье Фризе, которые сошлись в достаточно раннем возрасте. И если к этому добавить, что его отец всю жизнь проработал на АЭС, то может возникнуть небезосновательное предположение, что в этой истории много личного, тем более что в авторском подходе нет никаких сомнений.

И если подойти правильно к просмотру, то «Тьма» может стать также очень личной историей и для зрителя. Историей о том, что мы часто безумно катимся по рельсам, проложенным нашими предыдущими решениями, и нужно иметь весомую мотивацию и приложить неограниченные усилия, чтобы съехать с неё. Обычно мотивами служат любовь, страсть и страх, но они, как правило, лишь ускоряют ход «запрограммированных» событий, и, стало быть, нужно что-то иное, истинно созидательное в качестве рычага.

Так что остаётся только поблагодарить Netflix за прекрасный интернациональный подарок."

Автор: Виноградов Антон (Фил).

Семейный киноблог: пишем вместе с женой о кино.

10
9 комментариев