Почему Metaphor: ReFantazio одна из самых глубоких игр за всю историю игростроения
Поскольку многие зуммеры, да и миллениалы, сильно измельчали и не замечают очевидного, приходится поднимать эту тему. Вышеупомянутые индивидуумы считают все им непонятное "говном" и смешивают такие произведения с грязью. Хотя на самом деле данная игра представляет собой идеалистическое и, к глубокому сожалению, утопическое послание молодому поколению. По сути, это попытка разработчиков из Atlus сделать сегодняшний мир лучше в меру своих сил и возможностей. Которая, как показывает практика, оказалась в основном непонятой целевой аудиторией. Возможно, в этом виноват общий упадок образования, но это тема для отдельных дискуссий.
Как можно догадаться из названия, игра представляет собой метафору сегодняшнего мира, в чем-то гротескную и гипертрофированную. Но гипертрофированную намеренно - с целью подчеркнуть и выделить основные идеи и посылы. По структуре и геймплею - это типичная Персона 3-5 с небольшими модификациями. Но вот поднимаемые темы кардинально отличаются глобальностью, затрагивая как общее становление человеческой личности, так и устройство общества в целом.
Кстати, у игры великолепный саундтрек. На основе классической музыки, полноценного оркестра и хора. Особенно удались мрачные треки с хором.
Итак, что мы имеем на поверхности? Совершенно очевидные темы дискриминации, религии и демократии (точнее выборов). Ниже речь пойдет обо всех этих вопросах и их отражении в игре, но не только.
1. Самое главное послание игры - его практически невозможно не заметить - заключается в том, что нельзя предаваться унынию. Буквально "уныние - это тяжкий грех". По ходу игры можно несколько раз получить досрочную концовку просто выбирав в диалогах опции, которые означают потерю надежды. После чего появятся титры о том, что "Фантазия умерла" и мир продолжил существование, но уже без наших героев.
2. Тема дискриминации лежит на поверхности. В игре она принимает просто таки гипертрофированные формы. Все человечество разделено на несколько племен с разными характерными физическими признаками, унаследованными от определенных животных. В качестве отступления: после катастрофы и самоуничтожения старого мира, в результате мутаций геном людей "скрестился" с геномом разных животных, приведя к образованию существ, которые очень сильно отличаются друг от друга. И это предсказуемо привело к дискриминации - одни "племена" стали считать себя "высшими", причисляя других к "низшим". Но этот разгул дискриминации - всего лишь форма, с помощью которой разработчики постарались донести свою мысль. А их послание заключается не в самом факте дискриминации (дискриминация - это плохо), а в том, как на это реагируют ее "жертвы". Возьмем для примера судьбу четырех персонажей: ГГ, главный злодей (граф Луис), Джоанна (правительница Мартиры) и Хейсмей (Heismay Noctule).
Все четверо не просто пострадали от дискриминации - она нанесла каждому из них глубочайшую рану. Родители Луиса были убиты, а родное селение сожжено в результате рейда "инквизиции", считающей его племя опасными "еретиками". Младенец-сын Джоанны был убит ее же служанкой, которая приняла на веру распространенное убеждение о том, что дети-полукровки являются порождением зла. Сын Хейсмея погиб в результате бунта одного из племен против дискриминации, приведшего к резне проживавших рядом людей из других племен. Принц (он же ГГ) потерял мать в результате вышеупомянутого рейда инквизиции. На протяжении всей игры многие НПС (особенно в начале) откровенно оскорбляют его "на расовой почве", считая опасным "низшим существом".
И как же они на это отреагировали? Хейсмей решил просто убежать от мира и ушел в изгнание. Джоанна нашла себе другого "сына" - чудовище, которому стала скармливать своих же ненавидимых ею подданных. Луис пошел еще дальше - он решил полностью уничтожить этот зараженный дискриминацией мир и построить на его руинах новый. А те, кто слаб (физически или морально), а также старики и дети - что ж пусть выживает сильнейший. Да их и не жалко, проклятых расистов, они все в этом замешаны. По мнению же авторов игры, правильной реакцией на подобные несправедливости является судьба главного героя. Он не отчаялся и не ожесточился, сохранил в себе любовь к людям и веру в них. Конечно, в этом ему помогли спутники и книга - утопия об "идеальном обществе", которая является одной из центральных тем игры. Что интересно, Луис тоже прочел эту книгу, но сделал из нее совсем другие выводы. В конечном счете послание авторов игры сводится к тому, что, столкнувшись с дискриминацией или несправедливостью, (молодой) человек не должен замыкаться в себе или преисполняться ненавистью к окружающим или к миру, а сохранить веру в людей и постараться исправить недостатки общества. Выглядит утопично, но вполне в духе современных веяний.
3. Религия. Глава санктистской церкви в игре - это практически хрестоматийный злодей, который ответственен за множество преступлений, сохраняя при этом внешнюю благопристойность и с помощью пропаганды став главным претендентом на престол в глазах населения.
Да и вся верхушка церкви, а также весь государственный совет, правящий после смерти короля, состоит просто из карикатурных злодеев. Казалось бы все понятно, церковь - зло. Но опять это лишь поверхностный слой. В церкви есть множество честных людей и даже подвижников-святых, которые не жалеют ничего, включая свою жизнь, ради благополучия верующих и любого человека.
Да и сама церковь возникла во вполне благих целях - дабы не допустить повторения катаклизма, уничтожившего предыдущую цивилизацию. Главный герой ближе к концу дает клятву позаботиться о миллионах верующих, которые остались без пастырей благодаря краху полностью прогнившей верхушки. Послание разработчиков - религия сама по себе не является злом (как, например, показано в некоторых других JRPG - Grandia 2 и т.д.), а чувства верующих нужно уважать. Несмотря на возможное разложение руководства.
4. Демократия. Самый первый вступительный ролик (даже до того, как игрок нажмет New Game) показывает смерть короля. И весь сюжет строится на том, что всемогущий король с помощью мощнейшей королевской магии устроил после своей смерти игру в демократию. (Он на самом деле был могущественным, но утратил волю и желание жить и править.) Новым королем станет тот, что к определенному сроку - через несколько месяцев - наберет максимальную поддержку среди подданных. Причем эта популярность отслеживается буквально в режиме реального времени благодаря этой самой магии. Каждый человек может в любой момент узнать, кто из претендентов на каком месте, просто подойдя к размещенным во всех крупных городах специальным стеллам - чем больше лицо, тем популярнее кандидат. Такая вот доведенная до абсурда "выборная демократия".
И суть даже не в том, что разработчики указывают на несовершенство такой "демократии", когда любые слухи и подтасовки могут в корне перевернуть всю картину. Тут надо обратиться к истории возникновения королевства и к источнику королевской магии. Сотни лет назад появился герой, который победил предыдущее зло и стал королем. А еще он придумал, как ему казалось, идеальную форму правления - граждане перепоручают свои заботы, страхи и упования верховному правителю. И эти самые эмоции являются неиссякаемым источником всемогущей королевской магии. Были даже построены специальные устройства, улавливающие эту магию и переправляющие ее в руки королю (в королевский скипетр). Правитель в ответ решает проблемы подданных - по крайней мере так задумывалось. Но на самом деле вышло иначе - потомки первого короля не смогли, да и не знали как решить проблемы людей. В королевстве стали процветали коррупция, дискриминация и прочие беды. А сами люди стали не только слишком полагаться на королевскую власть, но и привыкли к искусственному оттоку эмоций. Ликвидация этой системы - как это задумал Луис - привела бы не только к коллапсу государства (подданные стали безынициативными), но и к переполнению людей негативными эмоциями с переходом в сумасшествие (по терминологии игры они бы превратились в монстров). За исключением некоторой части "сильных" личностей, которые умеют владеть своими эмоциями.
Поэтому послание разработчиков заключается в том, что подлинная демократия не ограничивается сколь угодно свободными выборами. А предполагает инициативу людей, самостоятельное решение проблем на местном уровне и то, что называют развитым самоуправлением.
5. Эволюция vs революция. Еще один важнейший урок, который разработчики хотели донести до аудитории, заключается в предпочтительности эволюционного пути. Главный злодей хочет просто разрушить всю старую систему власти до основания, в результате чего погибнет множество людей. Стариков, детей, просто слабых духом и телом. Религия будет отправлена на свалку, некому будет утешать сломленных и упавших духом (психоаналитиков в игре не замечено). Мы же всю игру боремся не только с преступной церковной верхушкой. ГГ понимает, что система прогнила и для страны нужен новый путь, но сознательно отвергает путь революции. Естественно в одиночку этого не добиться даже всемогущему королю. Предыдущий правитель попытался это сделать самостоятельно, но надломился и передал бразды правления церкви. В финале принц пытается с помощью своих друзей построить государство, которое, опираясь на инициативу подданных, станет справедливым, лишенным коррупции и дискриминации.
В игре есть и другие смыслы, а также множество интересных и хорошо прописанных персонажей. Это очень увлекательное произведение, несмотря на утопичность части посланий. Лично я получил от нее огромное удовольствие, давно не встречал столь умного, тщательно продуманного и великолепно воплощенного игрового проекта.