Пётр I друг или враг? Часть 2
Религиозность Петра
Неоспоримо, Пётр проявил глубокую религиозность. Однако его вера часто сравнивалась со старинной русской пословицей: «Богу молись, а чернецам не верь». После захвата Нарвы царь посетил городской магистрат, где советники и пасторы высказали свои пожелания сохранить древние права и земли. Пётр обещал исполнить их просьбы, добавив: «Не забыли ли вы чего?» Ответив, что им больше ничего не нужно, Петр благочестиво заявил: «Права, привилегии и земли я вам оставлю. Но, как вы сами забыли Бога, лишаю вас церквей». Правда, церкви Нарве вернулись только под властью Анны Иоанновны через 30 лет.
Пётр не считал нужным церемониться с церковью, что ему часто упрекают. Он запретил строение храмов в Сибири и не поощрял домовых церквей. Но он также следил за благочестием подданных. Его церковная реформа включала наблюдение за посещением службы.
Установленный закон требовал минимум 12 исповедей и причастий в год. Отсутствие на исповеди без уважительной причины влекло за собой штраф в 5 рублей. Леность холопов или крепостных крестьян наказывали их хозяева, но уже в тройном размере. Учитывая цену коровы в 2 рубля 50 копеек, русские стали известны как «христианнейший» народ.
Тем не менее, Пётр издал указ, запрещающий падение перед государем на колени и снятие шапок у дворца. Он объяснил свою позицию: «К чему унижать человеческое достоинство? Это принадлежит только Богу. Большее усердие и верность мне и государству - вот почёт, достойный царя».
А что касается замены колоколов? Пётр, в своем стиле, взял пушки у шведов и отдал их Церкви, чтобы изготовить из них новые колокола, заменяя ранее реквизированные
Продолжение в телеграм канале - А меня это так вдохновляет. Подписаться.