Dragon Age: Inquisition — последний проект той самой BioWare #вполевоин
Верните мне мой 2014-й!
Я серьёзно. Именно 2014-й год, по прошествии нынешнего десятилетия, отпечатался у меня в памяти ярче прочих. Как сегодня помню все эти споры насчёт Watch Dogs и физики машин в ней, очень ламповые, предновогодние посиделки в Risen 3: Titan Lords, ощущение какого-то праздника после выхода тогда ещё нового поколения консолей. Было круто, на самом-то деле. Подозреваю, далеко не все разделят мои впечатления, но лично для себя я могу объяснить, почему уже тогда, всего 7 лет назад, «раньше было лучше». Как по объективным причинам, что индустрия ещё не успела перенять концепции мобильного гейминга, так и по субъективным, личным.
И одним из ярчайших эпизодов 2014-го, если не самым ярким, была Dragon Age: Inquisition и весь связанный с ней движ. Например, она победила в главной номинации «Игра года» The Game Awards 2014, что только подлило масла в огонь, ибо обычные игроки встретили игру прохладно. Пользовательская оценка на Metacritic, например, составляет на данный момент 6.0 балла, когда как основная оценка, формируемая на основе мнений профильных изданий, 85. Да и вообще, «Инквизиция» приобрела некоторое нарицательное имя, в большей степени отражающее что-то не очень хорошее, не очень качественное. А я находился в лагере, который защищал игру, потому что в своё время она мне очень понравилась. Да и нравится до сих пор.
Из интересного ещё можно вспомнить нашумевший обзор одного игрового журналиста. Ирония в том, что, казалось, он игры вообще ругать не умеет, но по Инквизиции прошёлся очень мощно. Внимание! На основании непройденного пролога, мнения жены, и после нытья, что Electronic Arts ему пресс копию не дали. Весёлое было время. Но, в целом, российская пресса приняла Инквизицию положительно, вспоминая видеообзоры. Основная критика шла от обычных игроков.
Что такое Dragon Age: Inquisition?
Это фэнтезийная, партийная Action RPG от третьего лица, где игроку предстоит взять на себя роль Инквизитора — некого монарха новой политической силы, задачей которого является борьба со злом. Сеттинг игры максимально классический. Практически все тропы, что приходят на ум при упоминании слова «фэнтези», в Инквизиции есть. Классические игровые классы: воин, лучник, маг и разбойник. Классические враги: демоны, драконы, культисты и бандиты. Классические расы: люди, эльфы, гномы. Классическое зло, желающее уничтожить и поработить весь мир. Даже без знания предыдущих частей серии Dragon Age новому игроку не составит труда разобраться, что к чему.
Игра также предлагает вполне типичный для фэнтезийной RPG игровой процесс. Игрок в компании ещё троих персонажей исследует локации, участвует в сражениях, находит или крафтит новое снаряжение, прокачивает умения, движется по истории, попутно вступая в диалог с каждым встречным, и торгует. Есть здесь и нелинейность, хоть и весь условная, и знакомое многим по другим различным проектам «персонаж запомнит это…» Тем не менее, критики в сторону игры было много.
Я постарался выделить две основные причины, почему Инквизицию ругали.
Первая причина…
Что это не Dragon Age: Origins. Дело в том, что Origins была создана по классическим концепциям. Она была похожа на классические ролевые игры, а в её основе лежали видоизменённые D&D механики. Несмотря на перспективу от 3-го/1-го лица, что больше подходит к экшен-играм, сражения в ней проходили, по сути, в режиме ходов, с применением тактической паузы, акцентом на планировании. В общем, геймплейно игра предлагала нечто похожее, что игрок уже мог видеть в изометрических ролевых играх, разве что с большим бюджетом. Именно поэтому Origins принято считать cRPG.
Инквизиция, как и, собственно, вторая часть Dragon Age — совершенно не такая. Диалоговые и боевые опции в ней спроектированы иначе, базируются на иных принципах. Но плохо ли это? Конечно же, нет. Мне сложно сказать, было ли в 2014-ом принято разделять ролевые игры на Action RPG и cRPG, но, судя по всему, ещё нет. Потому что суть претензии состоит в том, что игра попросту другая, не cRPG, коей была Origins, а Action RPG, чем являлась, например, Mass Effect. Более простая в освоении, в механиках, проще в выборе диалогов, но зато бахает, звучит и выглядит не хуже любого боевика.
Вторая причина…
Это гринд. В особенности, дополнительные квесты по типу «убей-принеси», которые больше бы подходили какой-нибудь MMORPG. Тут всё ещё проще. Сайд квесты не могут быть плохими, если их нет. Около года назад перепроходил Инквизицию в том числе, чтобы оценить побочные квесты, и я был удивлён. Их действительно нет. Максимум, на новой локации открывалась возможность выполнить задание, связанное непосредственно с этой локацией. Или случайно можно было наткнуться на NPC, которому нужна была ваша помощь. Это совершенно простенькие, больше лорные активности, необязательные к прохождению. И их, к тому же, уж очень мало.
Единственное, что позакрывать разломы на карте приходилось, но я не воспринимал это как нечто плохое, скучное и не нужное, потому что опыт лишним не бывает, боевая система интересная, сражения эффектные, а окружение красивое. Есть в игре ещё некая репутация (очки влияния), которая повышается посредством сбора определённых ресурсов, разбивки лагерей и закрытия порталов. И да, если игрок не набрал достаточно этой самой репутации, путь к новой сюжетной главе будет закрыт. В принципе, это самый настоящий гринд. Был бы им. Но прикол в том, что эту репутацию можно покупать у определённого NPC по смешной цене. Я не знаю точно, добавили ли такую возможность позже, либо она присутствовала в игре изначально, но такая возможность сейчас есть, и заниматься ерундой, сродни граффити из GTA: San Andreas, уже не нужно. А потому можно сделать вывод, что гринда в Инквизиции нет.
Соглашусь, что исследование мира из-за нехватки проработанных активностей страдает, но это не есть лицо игры. Инквизиция не про исследование локаций. Максимум, что она может предложить в этой плоскости, это сражения с врагами, сражения с большими врагами, то есть драконами, и ряд рудиментарных головоломок. Да, это плохо, хотелось бы большего, но не критично.
Я из 2014-го со мной согласен лишь отчасти. Инквизиция, судя по всему, находит способы погрузить в мир игры за рамками дополнительных активностей. Выдержка из собственной рецензии.
Ощущение мира – есть. Разного рода мелкие детали и отсылки – есть. Огромное число необязательных диалогов, повествующих о разном, записки, возможность узнать различные мнения по какому-либо поводу, реплики между персонажами в процессе исследования открытого мира — всё это благоприятно влияет на общее впечатление от игры.
Первое впечатление от Инквизиции или как я видел игру тогда
Игра встречает, как это обычно принято в RPG, с создания персонажа. И уже на этом этапе можно было понять, что это не Dragon Age 2, предлагавшая на выбор лишь класс и пол. Наконец-то, помимо всего прочего стало возможным выбрать расу: люди, эльфы, гномы и кунари. Вот вроде мелочь, но в рамках серии это воспринималось как нечто свежее. Как возвращение к корням, когда Dragon Age был великим. Уж очень сильно годовой цикл разработки второй части сказался на восприятии. А ещё иконки персонажей, как и многие элементы игры, стилизованы под что-то вроде игральных карт. И портреты на этих картах, без преувеличения, шикарные. Уже в самой игре, в зависимости от состояния персонажа, этот портрет менялся. Интересный был подход к визуализации. Да и общее художественное оформление было на высоте. Шрифты, загрузочные экраны, менюшки, артдизайн и цветовая палитра, где тёмные оттенки перемежались с насыщенным зелёным, а пасмурные локации сменялись на знойно яркие, пустынные — мой внутренний эстет кайфовал.
Ещё впечатляла, конечно же, графика. 2014-й ещё оставался тем годом, когда заявленный в качестве движка Frostbite вызывал восторг. Ибо эмоции от Battlefield 3/4 были свежими, а выглядели они просто фантастически. Как, собственно, и Инквизиция. Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, игра достойно себя презентует — приятное освещение и блики на доспехах, хорошая детализация, качественные анимации, текстуры и эффекты. Реально, с технической точки зрения вообще не придраться. Некстген, как он есть. И это, чёрт возьми, подкупало.
Геймплейно, впрочем, меня тоже всё устраивало. Как и в случае с выбором расы для главного героя, я не мог не отметить возвращение фешнс-соулса. Наконец-то, в фэнтезийной ролевой игре можно было менять элементы брони себе и компаньонам. Это, блин, важная часть таких игр, и отсутствие оного в Dragon Age 2 убивало. Менеджмент экипировки стал визуально приятен и полезен.
Различные балансные штуки, какие-то особенности игрового процесса, к сожалению, я не вспомню. Не заметил я тогда важных изменений по сравнению со второй частью. Но что точно могу отметить сейчас, так это импакт в сражениях. Бои, действительно, ощущаются. Если маг кастует щит на отряд, и окутывает им всех — сразу как-то приятно на душе становится. Считывалась эмоция, что ближайшие несколько секунд ничего с группой не случится. Мощь лучника, который с возвышенности начинает шмалять по врагу, заметна по средствам внушительного урона и анимации атаки, а окровавленный, полудохлый отряд, с соответствующими каличными портретами, сразу даёт понять, что ты делаешь что-то не так и, наверное, стоит всё-таки нажать тактическую паузу, а не залипать на завораживающий бой.
Я из 2014-го со мной здесь полностью согласен.
Боёвка выглядит круто. Тут нашлось место зрелищности и тактичности. Хочешь как в шутере разбрасывать врагов направо и налево? Ставь низкий уровень сложности. Хочешь хардкора и в каждом бою юзать тактическую камеру? Ставь высокий. Всё очень просто.
Как бы глупо и смешно это не звучало, но оно действительно так.
В общем, даже на уровне первого впечатления из 2014-го, игра ни разу не разочаровывала. Если, конечно, ты не ждал механик Origins и сайд квестов, как в Ведьмаке. Я не ждал, и был доволен.
Магия BioWare
Я искренне считаю, что Инквизиция — это последний проект той самой BioWare. Студии, которая создавала эпичные истории вокруг запоминающихся персонажей. Помещала игрока в круговерть событий, и делала его самого и его действия важными. И Инквизиция не лишена этой магии.
Во-первых, помимо отыгрыша класса и социальной роли, игроку предлагают побыть главой Инквизиции — новой политической силы на глобальной карте. Уже что-то новенькое. Реализовано это, может, и не самым лучшим образом, но ряд игровых особенностях вполне удачно поддерживают заданную иллюзию. Игроку предстоит восседать на троне и решать судьбу людей, принимать решения на глобальной карте, делать выбор в сюжетной кампании. Этого уже вполне достаточно, но разного рода косметические элементы, вроде реакции окружающих на игрока и вездесущий «инквизиторский» контекст, позволяют с лёгкостью поверить в то, что ты важен, ты глава отдельного государства, и только ты можешь остановить надвигающуюся угрозу.
Во-вторых, персонажи. Нужно ли вообще говорить, насколько харизматичные напарники получаются у BioWare. Инквизиция — не исключение. Дуэт Варрика и Кассандры, их взаимоотношения, раскрывающиеся по ходу выполнения личных квестов, шикарные. Сэра — огонь. Лютая смутьянка, эльфийка от народа, настоящий баламут. Это те самые образы, которые запоминаются и остаются с игроком даже после прохождения игры. Возможно, не маловажную роль в этом играет и возможность завести роман, повышающий уровень агентности, сопричастности, но кто запрещает использовать этот чит-код другим разработчикам? Справедливости ради, личные квесты напарников всегда хорошо прорабатывались в играх BioWare. Тем и знамениты.
Персонажи, как всегда принято у BioWare, получились колоритными и интересными. У всех есть своя история, которую игрок может узнать из первых уст. Главное, не лениться и разговаривать со своими сопартийцами, отдыхая при этом от часовых сюжетных миссий
Сюжетная кампания, как по мне, тоже получилась. Эпизод, когда потерпевшая сокрушительное поражение Инквизиция начинает петь про «будущий рассвет», запомнился как в целом определяющий в контексте всей игры. Я и до сих пор, когда нахлынет, вспоминаю его и пересматриваю на ютубе. Настолько вот трогательно и красиво.
Или, например, квест, действие которого протекает на балу, когда от игрока требуется раскрыть план заговорщиков, совмещая всё это со светскими танцами и беседами. Вполне оригинально. А в промежутках между эпичными сражениями с пустотными пауками и решением судеб целых фракций можно походить по собственной крепости и поговорить с напарниками, послушать музыку в таверне, выполнить парочку несложных поручений. Разнообразие условий, постановка и сюжетный контекст — три кита, на которых держится сюжетная кампания. Это полноценный опыт в рамках заданной тематики, и это есть то самое лицо игры, определяющее её качество. Сюда можно отнести и те самые квесты напарников, и во многом уникальную для подобных игр предлагаемую роль Инквизитора. Вот, чем игра хороша. Вот причина, по которой Инквизиция понравилась тогда, и по которой нравится сейчас. BioWare погружает игрока в интересный и живой мир, в который веришь.
Да, часть дополнительных заданий тут не такая крутая, но сюжетные задания выше всяких похвал! Тут тебе и квест на балу, напоминающий одну из миссий Dishonored, тут тебе и штурм замка, и эпизоды, связанные с перемещением во времени. Сюжетная линия проста, понятна и эпична. Достаточно интересно наблюдать за развитием своей собственной Инквизицией, за результатом своих поступков. В конце концов, здесь дают личный замок, где есть возможность судить людей, сидя на троне.
Игра года?
Вообще, да. Буквально. В 2014-м я подводил личные итоги года и поставил Инквизицию на первое место. Возможно, с уже несколько иными взглядами на вещи, сегодняшний я отдал бы эту номинацию Divinity: Original sin, выходившей в то же время. Но точно сказать не могу. Два проекты совершенно разные. А потому делаю вывод, что даже спустя долгие годы мне не стыдно за принятое тогда решение. Несмотря на критику и откровенный хейт в свою сторону, Инквизиция имеет все основания, чтобы быть лучшей в контексте своего времени. Спасибо.