Киберпанк в отражении рекламы: эстетика технологий и упадка

В какой-то момент, снова переигрывая Cyberpunk 2077, я стала задумываться, что реклама повсюду в игровом мире там нужна не только как украшение, а больше как нарративный инструмент. Ну, естественно, реклама в киберпанк-играх — это зеркало мира, в котором технологии уже не инструмент, а среда обитания.

The Ascent, Neon Giant, 2022
The Ascent, Neon Giant, 2022

Немного про киберпанк

«High tech, low life» — так писатель и редактор Гарднер Дозуа описывал киберпанк, что означало высокие технологии в сочетании с «низкой» жизнью.

Жанр старый — родом из 80-х. Это такой сплав глянцевого будущего и социальной деградации: уличный хаос, неоновые огни, наркотики и импланты, мир, где корпорации стали богами, а мораль — расплывчатым понятием.

Интересно, что визуально киберпанк часто тянет в сторону Японии — не потому что он японский, а потому что в 80-х именно японская индустрия была для США символом «будущего, которое уже рядом». Поэтому иероглифы, техно-мода и отголоски манги — это не просто декор, а культурный код страха и восхищения перед чужим технологическим могуществом.

Stray, BlueTwelve Studio, 2022
Stray, BlueTwelve Studio, 2022

Город как витрина

Если присмотреться к киберпанк-городам, первое, что бросается в глаза — это то, что реклама повсюду: неон, голограммы, экраны, вывески. И это не просто для атмосферы. Это маркер: здесь всё — товар, даже ты.

Посмотреть хотя бы на Cyberpunk 2077 — буквально каждый уголок города забит визуальными сообщениями. На скриншотах из игры или в её артбуке можно увидеть сотни неоновых постеров, предлагающих всё: от лапши до «брейнданса» — технологии, позволяющей прожить чужой опыт с ощущениями.

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022, артбук. «Устанавливай на свой страх и риск. Чужое тело»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022, артбук. «Устанавливай на свой страх и риск. Чужое тело»

Импланты и технологии

Реклама имплантов в киберпанке может быть разной — иногда мягкой, даже сочувственной («сделай апгрейд — стань лучше»), но чаще агрессивной и провокационной («ненавидишь своё мясо? Поставь имплант»).

Ghostrunner 2, One More Level, 2023. «Новое тело, новый разум, новый человек»
Ghostrunner 2, One More Level, 2023. «Новое тело, новый разум, новый человек»

Тихая реклама будет ненавязчиво предлагать свой продукт, она презентует технологию как что-то, что может помочь решить проблему потребителя, обращается к интеллектуальной или эмоциональной стороне потребителя. Преподносит свой товар или услугу как «то, что вам поможет», «сделает вас или вашу жизнь лучше», «будет дополнять вас».

ANNO: Mutationem, Thinking Stars, Beijing Thinking Stars Technology Development Co., Ltd, 2022. «Присматривайся к чему-то другому. Аугментации глаз»
ANNO: Mutationem, Thinking Stars, Beijing Thinking Stars Technology Development Co., Ltd, 2022. «Присматривайся к чему-то другому. Аугментации глаз»

Но чаще в мире будущего тебя не спрашивают: «Хочешь поставить себе чип?» — тебя спрашивают: «Как ты ещё жив без него?»

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Новая работа? Получи обновление»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Новая работа? Получи обновление»

Агрессивная реклама навязывает потребителю свою технологию, использует яркие образы и провокативные методы, убеждает следовать тенденции установки имплантов.

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Ты ненавидишь своё мясо? Импланты для тела»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Ты ненавидишь своё мясо? Импланты для тела»

Безопасность как продукт

Парадокс в том, что безопасность в киберпанке — это тоже товар. От брони до домашней охраны — всё продаётся. И чем мир становится опаснее, тем выше ценность защиты.

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022, артбук. «Защита, которой ты можешь доверять»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022, артбук. «Защита, которой ты можешь доверять»

На рекламных баннерах из Cyberpunk 2077 или Ghostrunner 2 часто мелькают слова вроде «trust», «protection», «save», «создан, чтобы защищать». В The Ascent и вовсе есть целая линейка рекламы «кибербезопасности мега». Безопасность тут — это не только про физическую защиту, но и про данные, идентичность, свободу.

Ghostrunner 2, One More Level, 2023. «Защита», «Создан, чтобы защищать»
Ghostrunner 2, One More Level, 2023. «Защита», «Создан, чтобы защищать»
The Ascent, Neon Giant, 2022. «Защита, надежность, кибербезопасность мега», «Броня»
The Ascent, Neon Giant, 2022. «Защита, надежность, кибербезопасность мега», «Броня»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Домашняя охрана (безопасность)»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Домашняя охрана (безопасность)»

А теперь добавьте сюда ещё один уровень: корпорации сами создают угрозы, от которых потом «спасают». Важность и ценность безопасности осознают и правительство, и корпорации. В мире киберпанка довольно много рекламы военной силы, полиции и логотипов корпораций, которые напоминают о своем контроле.

Ghostrunner 2, One More Level, 2023. «Почувствуй безопасность, как корпорации»
Ghostrunner 2, One More Level, 2023. «Почувствуй безопасность, как корпорации»

Провокация и мораль

Нельзя обойти стороной провокативную рекламу. В киберпанке она бьёт по глазам: сексуализированные образы, шок, игра на грани фола. Иногда — за гранью.

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022

Это часть эстетики, но и тревожный сигнал. Мораль размыта, сексуальность гипертрофирована, боль и смерть становятся частью визуального языка. Это мир, в котором реклама давно уже не продаёт продукт — она продаёт ощущения.

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022, артбук. «Теперь в королевском размере»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022, артбук. «Теперь в королевском размере»

Итог

Реклама в киберпанке — это не просто стиль, это язык. Через неё мир говорит с игроком. Она показывает, насколько коммерциализирована культура, насколько глубоко технологии проникли в тело и сознание, насколько власть корпораций стала нормой.

И да, это красиво: неон, футуризм, стиль, но за красотой прячется гниль.

Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Зато ты носил(а) JINGUJU»
Cyberpunk 2077, CD Projekt, 2022. «Зато ты носил(а) JINGUJU»

Сегодня особенно интересно было бы увидеть новое переосмысление киберпанк-сеттинга — с учётом развития нейросетей, которые открывают перед воображением совершенно иные технологические перспективы будущего.

7
1
1
1 комментарий