«Это полезная народная творческая самоорганизация»: интервью с инди-аниматором Артемом Карсаковым

В начале июля вышел второй эпизод «Курьера» — инди-мультсериала, который Артем Карсаков делает почти в одиночку. Его герой по имени Рыба однажды откликается на загадочное объявление и оказывается втянут в странный мир, полный мудрых зверей и мрачных испытаний. Но история самого автора не менее интересна: как он создает анимацию без большой команды, откуда берет идеи и почему выбирает Spine — обо всем этом Артем рассказал в нашем интервью.

«Это полезная народная творческая самоорганизация»: интервью с инди-аниматором Артемом Карсаковым

В 2009 году вы основали музыкальную группу Reminor. Расскажите, пожалуйста, подробнее о коллективе: почему именно такое название, какая была концепция, как складывался ваш путь?

Мы основали ее со школьными друзьями, я уже точно не помню, кто был инициатором. Все учились в одном классе некоторое время, все любили музыку. Подумали, что будет прикольно вместе проводить время за музыкой, а заодно разработать новый стиль — акустиккор. Мол, добиваться тяжелого звучания за счет риффов на акустической гитаре, ну и всякие разнообразные аранжировки делать. Потом мы от этой концепции акустического звука отошли, чтобы опыта поднабраться в нормальном звуке, но, надеюсь, еще продолжим эксперименты. Сейчас в команде два человека осталось из четырех. Потихоньку продолжаем музицировать.

Как произошел переход от музыки к анимации? Как анимация дополнила вашу изначальную задумку?

Перехода как такового не было. К тому же музыкант и композитор из меня околонулевой. У нас другой человек в команде за это отвечает. Музыка всегда была как хобби, так как не было возможности на ней заработать, и мы музицировали просто для удовольствия в свободное время.

Потом для нашей песни «Чернозем» я нарисовал клип — это была моя первая анимационная работа. Анимация развила концепт текста песни, углубила его, а видеоряд придал драйва, напора и атмосферы музыке. То есть анимация сыграла хорошую поддерживающую роль. В «Курьере» же уже музыка является поддержкой, она уточняет атмосферу, настроение и, можно сказать, задает стиль. Поэтому по-разному бывает. Сегодня ты дополняешь, завтра — тебя.

Reminor - Black earth [Animation, Cyberpunk, Noir, Music video] - <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2F0SCZYg2zYnM&postId=4037499" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка на видео в YouTube</a>
Reminor - Black earth [Animation, Cyberpunk, Noir, Music video] - ссылка на видео в YouTube

Название Reminor отсылает к минорному, грустному настроению. В «Курьере» чувствуется похожая атмосфера. Какой основной посыл вы закладываете и в музыку, и в сериал? Для вас они больше про личные переживания или про социальные наблюдения?

Да тут все важно: и настроение, и жизненные наблюдения, и тупое дуракаваляние, как, например, в треке «Ни к селу ни к городу». Дело в пропорциях, наверное. В музыке ты ограничен несколькими минутами длительности трека, ну и настроением соседних треков, чтобы целостность альбома не поломать. А вот сценарий на одних эмоциях не вывезешь, поэтому для связной истории нужно, мне кажется, больше жизненных наблюдений. Хотя вот почти на одном дуракавалянии можно весь фильм вытянуть, и старый «Голый пистолет» — отличный тому пример.

Расскажите о стиле анимации «Курьера». Чем он вдохновлен, какие у него ключевые особенности?

Вдохновлен, наверное, кинематографом в целом. Стараюсь подмечать какие-то удачные фишки и в фильмах, и в мультфильмах, чтобы потом обыграть как-то по-своему. В клипе «Чернозем» я основал визуальный стиль на манге Blame! и игре Limbo. Сейчас в общем-то продолжаю это начинание, но с вариациями, более подходящими этой истории.

Стиль анимации в «Курьере» отличают три особенности. Во-первых, корявость — особенно в первом эпизоде, потому что опыта сильно не хватало. Во втором уже получше, но местами еще случается. Во-вторых, «псевдо 3D». В Spine даже для 2D можно добиться эффекта объемности — будто части тела немного поворачиваются. В-третьих, детализация — благодаря костной анимации не нужно прорисовывать каждый кадр, и можно добиться высокой детализации персонажей.

 Курьер – Эпизод 02 [Мультфильм, Анимация] - <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FCbf9CwwBybw&postId=4037499" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка на видео в YouTube</a>
 Курьер – Эпизод 02 [Мультфильм, Анимация] - ссылка на видео в YouTube

Как вы создавали дизайн персонажей? Главный герой, например, визуально напоминает рыбу-удильщика — это намеренная ассоциация или случайное сходство?

Концепт Рыбы получился случайно. Я просто делал грубые наброски в поиске идеи для новой картинки, и получился такой вот персонаж. Концепт мне понравился, решил оформить в чистовик. А сильно позже, когда уже начал анимировать, персонажа пришлось немного упростить: зубов у него было слишком много, и я не мог нарисовать его похожим в разных ракурсах. Сходство с рыбой-удильщиком — случайно-намеренное. Когда начал продумывать историю мультфильма, смог придумать функцию для фонарика персонажа, и решил эту деталь оставить.

С дизайном остальных персонажей ситуация похожая. Ставлю себе примерную задачу, потом делаю наброски. Если задумка выглядит интересно и соответствует истории, то начинаю причесывать общий образ, добавлять или удалять детали. Вот что-то такое и получается по итогу.

Вы работаете в программе Spine. Почему остановились именно на ней, и как этот выбор повлиял на эстетику сериала?

Я сильно не изучал другой софт. Spine под руку попался случайно на YouTube. Мне показалось, что он соответствует моим потребностям. Посмотрел видеоролики, попробовал, понравилось, продолжил работу.

От классической техники анимации я решил отказаться еще на этапе трейлера «Курьера». Для меня она слишком сложная — не хватает мозгов, навыков, опыта, а еще времени отнимает много. Можно было попробовать сильно упростить стиль, но мне он нравился, наоборот, хотелось его развивать. Spine как раз позволил сохранить текущий стиль рисовки.

«Это полезная народная творческая самоорганизация»: интервью с инди-аниматором Артемом Карсаковым

В чем для вас главное преимущество и главное ограничение Spine по сравнению с другими инструментами?

На мой взгляд, главных преимущества у Spine аж целых два. Во-первых, не нужно прорисовывать каждый кадр благодаря костной анимации. Во-вторых, можно использовать любой стиль рисовки по той же причине.

Ограничений я особо не заметил. Да, сложную физику пока что не настроишь. Да, там «псевдо 3D», и чтобы развернуть персонажа, нужно дорисовывать нужный ракурс и делать еще один скелет. Но в классической анимации нужно не только развороты прорисовывать, а вообще все. Оно, конечно, может получиться намного живее и динамичнее, но у меня мозгов на такое не хватит. Поэтому выбор такой. А с другими утилитами сравнивать не могу — как я и сказал, в аналоги особо не погружался.

Практически всю работу вы делаете в одиночку. Как вам удается организовать процесс и удерживать дисциплину? В какой момент хобби стало превращаться в устойчивую практику?

Раньше — да, много чего приходилось делать в одиночку. Сейчас на проект на полный рабочий день присоединился еще один человек. Надеюсь, будет полегче и побыстрее работа идти.

Проблем с дисциплиной как-то даже не возникает. Может быть, потому что работа интересна самому и хочется закончить проект. Да и если задуматься: начнешь филонить, проект потихоньку загнется, деньги закончатся, и потом уже будешь вынужден работать над чужими проектами, которые тебе не интересны. Зачем до такого доводить? К тому же доверие аудитории потеряешь. Короче, одни минусы.

В устойчивую практику тоже как-то сразу превратилось. Я несколько профессий перепробовал: был программистом, художником-фрилансером, разнорабочим, снова программистом, потом даже мелкий бизнес с другом организовывали. Но все это было не то. Ну и когда приходит понимание, чего конкретно ты хочешь, то работа как-то сама собой идет. Не без трудностей и не без приступов в духе «как же все задрало», но идет. Потому что интересно.

Как вы оцениваете текущее состояние инди-анимации в России? Какую роль она играет в мультипликации в целом, какие функции выполняет?

Не слежу, но думаю, что тяжелое. Инди-аниматоры — это независимые авторы, которых, как я понимаю, кормит аудитория. Цены везде растут, народ экономит все больше, а значит, донатов инди-авторам люди закидывают меньше.

Думаю, что инди-анимация играет положительную роль: народ имеет прямое влияние на то, что хочет видеть на экранах. Это полезная народная творческая самоорганизация, нужно это развивать.

«Это полезная народная творческая самоорганизация»: интервью с инди-аниматором Артемом Карсаковым

За какими инди-проектами или авторами вы следите сами? Кто вас вдохновляет?

Последние годы веду себя как старый дед: смотрю или пересматриваю фильмы, уже проверенные временем — «Семнадцать мгновений весны», «Полицейский отряд», «Нечто», «Начальник Чукотки» и тому подобное. Поэтому ни за кем особо не слежу. Ну а если встречаю какое-то интересное произведение, стараюсь подмечать удачные фишки.

У «Курьера» есть преданная фанбаза. Какую роль она играет в создании сериала — кроме финансовой поддержки? Насколько вы прислушиваетесь к их идеям? Можете вспомнить примеры, когда фанаты реально повлияли на сюжет или детали?

Были шуточные предложения — увеличить формы женским персонажам, мол, сразу больше просмотров соберем. А всерьез нас идеями сюжета не закидывали, что я считаю хорошим знаком. Значит, основная история получается более-менее связной и не вызывает жжения.

Какие источники финансирования сейчас есть у «Курьера»? Пробовали ли вы обращаться к инвесторам или стриминговым сервисам, и каков был опыт? Что посоветуете начинающим инди-авторам?

Единственный существенный источник финансирования сейчас — это народная поддержка. Мы отказываемся от всех калымов, чтобы сделать проект побыстрее. После трейлера я отправил около 80 писем в разные киностудии и продюсерские центры. Ответили две, да и те отказом. Поэтому, переварив это все, решил опираться только на народную поддержку. К стриминговым сервисам мы не обращались.

Начинающим авторам советую помнить, что свой анимационный проект — это игра вдолгую. Поэтому постарайтесь продумать как следует не только творческую часть своего проекта, но и материальную. Контента в интернете очень много, и ваши трудозатраты не скоро начнут отбиваться.

«Это полезная народная творческая самоорганизация»: интервью с инди-аниматором Артемом Карсаковым

Рассматриваете ли вы альтернативные способы монетизации — например, выпуск мерча или комиксов?

Мерч у нас какой-то базовый есть: футболки и еще разные мелочи, которые на подобных сайтах делают. А вот комикс не планируем. В сценарии мультфильма прописана законченная история. Копировать в комикс события из сценария — нет смысла. Выдумать что-то просто чтобы было — не хочется, а идей для органичного развития каких-то побочных или дальнейших событий пока нет. Да и сил и времени ни на что стороннее уже не остается. Другие варианты монетизации пока не рассматривали всерьез.

Давайте вернемся к миру «Курьера» напоследок. Какая сцена из двух эпизодов для вас самая важная и почему?

Пожалуй, момент из первого эпизода, когда Рыба начинает париться с веником перед охотниками. Сразу ломается саспенс и становится понятно, что дальше частенько будет твориться всякая дичь.

Интервью взяла София Иванова специально для Animation Club

1
1 комментарий