R.E.M. — «Up» (1998)
Многие делят дискографию R.E.M. на «до» и «после» мейджоров, но куда точнее провести линию между альбомами с барабанщиком Биллом Берри и без него. «Up» — первый релиз трио после его ухода в 1997-м, и это, пожалуй, самый необычный альбом группы. Здесь они буквально сожгли свой старый плейбук и собрали звук заново.
С уходом Берри поменялась и команда: вместо Скотта Литта — продюсер Пэт Маккарти, к миксу приложил руку Найджел Годрич (Radiohead), а за ударные отвечали Баррет Мартин и Джоуи Уоронкер. Но важнее то, что перемены назревали и раньше — Питер Бак ещё до этого начал играться с драм-машинами и винтажными клавишами. «Мы уже решили, что старые правила больше не работают. Уход Билла лишь ускорил процесс», — вспоминал Майк Миллз.
Альбом звучит как почти полное обнуление. Есть узнаваемые «Daysleeper» и шероховатый «Sad Professor», но большая часть треков — эксперименты: мерцающий эмбиент «Airportman», глитчевый «Hope» в духе Леонарда Коэна, минималистичный «At My Most Beautiful», гитарные вихри в «Lotus» и «Walk Unafraid». Гитары то вырываются вперёд, то растворяются в тексте, словно мазки краски на холсте.
Стайп предельно откровенен — от меланхоличного «At My Most Beautiful» до смиренного «Diminished» и исповедального «The Apologist». Здесь R.E.M. звучат хрупко, дерзко и уязвимо, и именно в этом — сила альбома. «Up» — это момент, когда группа училась быть трио и честно искала новый язык.
© Annie Zaleski/Qobuz